Мировоззренческий ресурс всегда выступал важным фактором социального развития. Мобилизация социального капитала и использование потенциала человека, его энергии и творческих ресурсов для социального обустройства и дальнейшего продвижения общества невозможно без учета и опоры на мировоззренческий комплекс населения. Современность дает человеку большее, чем раньше, идейное пространство для осмысления себя, своих возможностей, для выяснения целей собственной жизненной стратегии, ценностных и моральных установок. Развитие коммуникационных технологий разнообразили пути получения информации об окружающем мире, принципы обустройства в различных социокультурных системах, пути их совершенствования. Расширение границ свободы, введение демократических процедур и создание институтов гражданского общества побудили современного человека к творчеству в мировоззренческих поисках. В то же время мировые мировоззренческие комплексы выступают основой или мейнстримом в поисках современным человеком идейных установок своей мировоззренческой карты. Происходит изменение структуры личностной идентичности (self-identity): «самость» (self) становится рефлексивным проектом. Рефлексивный характер самости является отличительной чертой постмодерна, однако только в посттрадиционном обществе она проявляется в полной мере: она не сдерживается и слабо организуется традициями. Идентичность личности не является каким-то объективным свойством человека — она порождается и поддерживается продолжающимся нарративным движением, интегрирующим события, поступки и переживания в связную биографию. Следует отметить, что мировоззрение человека — это совокупность представлений человека о мире, о себе, о своих отношениях с миром, о месте человека в нем и его жизненных целях и предназначении. Мировоззрение является формой самоопределения человека, оно включает в себя и систематизирует перечень таких интеллектуальных образований как ценности, знания, желание, взгляды, принципы, жизненные ориентиры и т. п. Мировоззренческие поиски способствуют самоутверждению личности в социальном пространстве. Мировоззрение не носит постоянный характер, а развивается вместе с развитием человека и общества из-за постоянной смены объективных условий его жизнедеятельности и освоения человеком новых социальных возможностей и ролей, поэтому мировоззренческие поиски сопровождают человека всю жизнь. На мировоззрение человека влияют обстоятельства жизни, индивидуальный опыт человека, конкретная ситуация предшествующая мировоззренческому выбору. На формирование мировоззренческого сознания влияют также следующие факторы: содержание и формы воспитания, механизмы социализации; сила правовых и социальных норм, обычаев; глобализационных, региональных и локальных установок; достижения науки, религия, а также существующий строй общества; социальные лидеры, «кумиры»; пример достигнувших социального успеха популярных личностей; пропаганда, реклама и агитация в средствах массовой информации; сетевая, «форумная» и «блогерная» активность в Интернете, использование человеком новых коммуникационных средств, определенная мера степени открытости общества, доступ к альтернативным источникам информации.
Мировоззрение XXI столетия с особой выразительностью подчеркнуло эклектичность несущих конструкций украинской социальности. Собранная в единую территорию на протяжении двадцатого столетия разными политическими режимами украинская государственность постоянно находилась в поисках национальной идеи и объединяющих украинский этнос лидеров. Однако различный исторический опыт социального бытия в составе больших государственных образований в качестве окраины и не титульной нации обусловили различный мировоззренческий горизонт и ценностный комплекс у жителей Востока и Запада современной Украины. Восток и Юг Украины отличает от Запада Украины: — язык (большим распространением русского языка, который используется, в том числе представителями национальных меньшинств, в качестве языка межнационального общения), — религия (каноническое православие — Московский Патриархат), — история (многостолетнее пребывание в составе Российской Империи, которое, несмотря на проблемы и противоречия, характеризуется большей мерой уважения к достоинству украинского населения и вкладом в развитие его культурного и социально-экономического потенциала); — мировоззрение (взгляды, ценности, убеждения и др.). Это особенно видно в различии их объектов поклонения и форм социальной активности. Если Запад Украины считает Степана Бандеру национальным героем (а с приходом в парламент страны националистов этим культом уже охвачен и Киев), то Восток и Юг Украины не воспринимает эту личность в качестве морального образца национального героя. Ибо считают, что его борьба за независимость Украины свелась к организации нескольких терактов против поляков, советских дипломатов, украинских священников и политических деятелей в 30-е годы прошлого столетия. Негативно воспринимается Востоком Украины и сотрудничество С. Бандеры с фашистским режимом А. Гитлера во время ВОВ. Стоит заметить, что в 19-ти городах Украины Степан Бандера — почетный гражданин, его именем названы улицы, проспекты и премии, учрежденные краевыми властями. В 2010 году — в последние дни своего президентства В. Ющенко присвоил С. Бандере звание Героя Украины, что было несколько раз оспорено в судах восточноукраинских городов. Приход в парламент Украины националистов расширил масштабы и эффективность пропаганды идей С. Бандеры и других представителей УНА-УНСО (Украинская национальная ассамблея — Украинская народная самооборона) — Ю. Шухевича, А. Шкиля, Д. Корчинского. Так, С. Бандеру националисты ставят в пример молодежи и наказывают «делать с него жизнь». Именно С. Бандере ставят памятники на Западной Украине, именно в его честь придуманы речевки и лозунги: «Бандера придет — порядок наведет!» Особенно активно их использовали во время последнего протестного движения на Майдане в центре Киева. Стоит отметить, что население Юго-Востока Украины имеет другой мировоззренческо-ценностный комплекс и иную национальную идентичность. Уважительное отношение к русской культуре и истории совместного развития как в составе СССР, так и предыдущих государственных российских образований сформировало установки родства украинского и русского этносов, их переплетения как в истории (Киевская Русь), так и на современном этапе. Политические деятели, военные полководцы, деятели культуры тесно связывают украинцев и русских в их объектах поклонения и духовных исканиях. Юго-Восток современной Украины более, чем Запад страны, связан с российским экономическим комплексом, что в условиях финансового кризиса и усиления конкуренции, подчеркивает важность добрососедства и сотрудничества территорий. В программных заявлениях развития Украины со стороны восточно-украинских политиков всегда звучал тезис о дружбе с Россией и требования полноценного использования русского языка во всех сферах жизнедеятельности общества. Подчеркивалась последовательность и системность в проведении реформ в стране, осуждались деструктивная и внезаконная социальная активность граждан, акцентировалось уважение к социальным институтам и власти. Для западно-украинской ментальности характерна благосклонность к использованию незаконных форм протестного движения, подпольной борьбы, уличных протестов с элементами насилия и устрашения, организацией псевдо-военизированных отрядов. Последнее особенно проявилось в функционировании киевского Майдана в конце 2013 — начале 2014 годов.
Географический фактор в Украине объективно способствует формированию региональных особенностей представления человека об окружающем мире, свидетельствует об отсутствия целостности представления о Родине, определяет меру прагматизма в отношениях с соседями. Разделение Украины на Запад и Восток с отличными идентичностями — весомый фактор влияния на формирование мировоззренческих ориентаций украинца. Именно такой, разделенной, воспринимает украинское государство подавляющее большинство собственных граждан и международное сообщество. Закреплению этого образа страны способствует историческое противостояние политических элит.
Существует много версий дальнейшего духовно-политического развития и формирования социально-конструктивного мировоззрения современного украинца. Наиболее оптимальная среди них, на наш взгляд, состоит в выработке и принятии человеком новой этики межэтнических отношений: должен быть преодолен стереотип нетерпимости к национальным меньшинствам и их мировоззренческим ориентациям, к нетитульным нациям, комплекс неполноценности по отношению к различным модусам (проявлениям) национального и социального бытия украинца. Острой является задача создания собственной «национальной аристократии», которая стремилась бы стать проводником общественной консолидации и духовного развития Украины. Нынешний украинский истеблишмент олицетворяет, в основном, квази-элита, которая, как показывает опыт, не способна адекватно отвечать на вызовы глобализирующегося мира, достойно представлять и защищать интересы украинского общества. Такая псевдо-элита, приватизировав власть, иногда только декларирует популистские лозунги и лоббирует свои кланово-корпоративные интересы. Малочисленность сознательной политической элиты, русо- и украинофобство определенной части общества несут угрозу для самобытности украинского социума, сохранения мировоззренческого разнообразия его составляющих.
Успешной реализации проектов формирования социально-конструктивного мировоззрения украинца не хватает прежде всего концептуальной стратегии развития Украины, результативных антикризисных менеджеров, патриотической политической элиты, которая в условиях глобализации и становления мультикультурного мира, могла бы предложить эффективные стратегии политической интеграции украинского общества, преодоления мировоззренческой войны Востока и Запада Украины, преодоления обвинений одних регионов в национальной неполноценности граждан других регионов.
Современные особенности построения и функционирования конструктивного мировоззрения требуют общенациональных духовных лидеров, моральных образцов для всего населения, наличия людей, преданных своей культурно-исторической традиции и терпимых, толерантных по отношению к другим ценностным ориентирам. Без определенной критической массы таких «пассионарных» личностей в современном перманентно меняющемся мире сложно представить самодостаточное бытие нации. Актуальными остаются слова Х. Ортеги-и-Гассета: «Национальная жизнь является активной и динамичной реальностью, а не пассивным и статическим сосуществованием, как груда камней на дороге. Единение нации происходит вокруг больших побудительных действий, требующих от всех максимума отдачи, а следовательно — дисциплины и взаимности» [160, с. 99].
Принципиально важным фактором оптимизации формирования социально-конструктивного мировоззрения украинца является выяснение, артикуляция и актуализация национальных интересов. Базой их осмысления оказываются, с одной стороны, национальные ценности, к которым относятся такие морально-этические категории, как справедливость, добро, демократия, Украина, благополучие, а с другой — потребности украинцев, которые должны иметь осознанный и цивилизованный характер и определяться в зависимости от возможностей социума и выбранных приоритетов. Национальные интересы тесно связаны с конкретными ежедневными жизненными потребностями, но не сводятся только к социальной или экономической сферам. Они обязательно должны охватывать все без исключения ареалы человеческого бытия: экономику, культуру, политику, церковную жизнь и тому подобное. На сегодня для Украины приоритетными являются сохранение территориальной целостности, достижение стабильности, проведение реформ, которые могут привести к достойному уровню жизни, создать в стране развитое гражданское общество, эффективную рыночную экономику. Только широкомасштабное реформирование украинского общества приведет к его «осовремениванию» и формированию социально-конструктивных ноток в мировоззренческих установках украинца. Среди задач трансформации украинского социума главными являются: — модернизация политической системы и развитие республиканских принципов управления украинского государства; — создание профессиональной, эффективной и ответственной власти, подотчетной и подконтрольной гражданскому обществу; — развитие местного самоуправления и новой регионалистики; — защищенность и полноценная реализация гражданских прав и свобод, обеспечение верховенства права и демократического порядка; — преодоление коррупции и вывода украинской экономики из «тени»; — глубокие социально-экономические реформы «новой волны» и переход к новой модели экономического роста, основанной на инновационно-инвестиционной модели «опережающей модернизации»; — формирование современной высокотехнологичной социально-экономической инфраструктуры; — восстановление общественного диалога между населением Юго-Востока и Запада Украины; — осуществление новой гуманитарной политики, заключающейся в утверждении гуманистических идеалов и ценностей как основы развития единого национального гуманитарного пространства.
В хаотических изменениях современного украинского общества потенциально возможными становятся необычные комбинации мировоззренческих элементов, происходит модификация норм, моделей социальной активности, усиливается мировоззренческий и поведенческий плюрализм. Системный кризис современного украинского общества актуализирует поиски решения проблемы «мировоззренческого столкновения» Юго-Востока и Запада Украины, путей гармонизации мировоззренческих процессов в обществе в целом.