Новые стандарты образования ориентированы на внесение значительных изменений в содержание, структуру, цели и задачи образования. В настоящее время происходит смещение акцентов с задачи вооружения обучающихся знаниями на задачу формирования у них общеучебных умений и навыков, компетентностей. Приоритетной задачей современного образования является создание условий для всестороннего развития личности обучающегося. Каждый ребенок наделен способностями, которые необходимо раскрывать и развивать. Поскольку все дети — по природе исследователи, любопытны и полны желания учиться и самосовершенствоваться, то одним из средств раскрытия и развития способностей ребенка, на наш взгляд, является исследовательская деятельность.
А. В. Леонтович под исследовательской деятельностью понимает деятельность обучающихся, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы; изучение теории, посвященной данной проблематике; подбор методик исследования и практическое овладение ими; сбор собственного материала, его анализ и обобщение; выводы [2].
А. С. Обухов исследовательскую деятельность рассматривает как творческий процесс совместной деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения [3, с.17].
А. И. Савенков под исследовательской деятельностью понимает особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемой в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения. Но если исследовательское поведение описывает преимущественно внешний контекст функционирования субъекта в ситуации неопределенности, то исследовательская деятельность характеризует саму структуру этого функционирования [6, с. 14].
Под исследовательской деятельностью мы понимаем деятельность обучающихся, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое освоение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы [4, с. 246]. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний, то есть самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося, является основой для формирования исследовательской компетентности.
Виды исследовательской деятельности в общеобразовательной организации:
1. Учебно-исследовательская деятельность — творческая самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на решение исследовательских задач и формирование исследовательских умений, в процессе которой происходит развитие личности учащегося, открытие им субъективно нового научного знания.
Целью учебно-исследовательской работы учащихся в общеобразовательной организации является переход от усвоения готовых знаний к овладению методами самостоятельного получения новых знаний и переработки полученной информации.
Учебное исследование предполагает такую познавательную деятельность, в которой школьники используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, не ограничиваются усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, находят новые вопросы в уже известном, используют широкий круг источников. При таких условиях исследовательская деятельность обучающихся в условиях общеобразовательной организации приближается к научной, однако сохраняет отличительные черты: тематика определена требованиями образовательной программы и предполагает получение достоверного результата, обладающего новизной только для данного исследователя.
Основными направлениями учебно-исследовательской деятельности являются: формирование интереса к познавательной, творческой, экспериментально-исследовательской деятельности; создание условий для социального и профессионального самоопределения обучающихся; совершенствование исследовательских умений школьников; развитие творческих способностей и личностных качеств учащихся; ориентация на дальнейшее продолжение образования в вузе.
Учебно-исследовательская деятельность должна соответствовать ряду принципов: естественности, иерархичности, самоорганизации, сотрудничества учащегося и педагога, продуктивности, сочетания индивидуальной и групповой рефлексии, индивидуализации, культуросообразности и др.
2. Исследовательская проектная деятельность, продуктом которой является исследовательский труд: реферат, доклад, статья и другое, то есть результат исследовательского труда.
Проектно-исследовательская деятельность позволяет, во-первых, связать теорию с практикой и уровнем подготовки учащихся; во-вторых, объединить интересы школьников; в-третьих, достигнуть высокой степени усвоения учебного материала. Занятия включают в себя создание учениками продуктов деятельности когнитивного, креативного, организационно-деятельностного типов.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность учащихся является перспективным способом формирования у них мотивации к исследовательской деятельности.
3. Научно-исследовательская деятельность — такая работа учащихся, которая обнаруживает самостоятельное творческое исследование темы. В. Н. Борздун отмечает, что естественно научно-исследовательская работа (НИР) не может носить массовый характер и проводится с наиболее увлеченными, способными и подготовленными ребятами [1, с.48]. Дети чрезвычайно любознательны и их стремление к исследовательской деятельности не может быть ограничено возрастными и другими рамками; работа с одаренными детьми необходима, но другие дети также могут попробовать свои силы в НИР. Кроме того, И. П. Павлов подчеркивал, что наряду с такими безусловными рефлексами (витальными потребностями), как пищевой, половой, оборонительный, существует и ориентировочно-исследовательский рефлекс. Он достигает особой силы у высших обезьян и у человека. И. П. Павлов писал также о том, что эта «бескорыстная любознательность» имеет самостоятельное побуждающее значение: она не выводится из других побуждений и несводима к ним. Этот рефлекс выступает фундаментом, на котором базируется поисковая активность, порождающая явление, именуемое исследовательским поведением.
Научно-исследовательская работа — это комплексная система участия обучающихся во внеучебных формах научной работы, основанная на принципах самостоятельности, добровольности, заинтересованности, направленная на углубление творческих качеств учащихся.
4. Исследовательская практика — деятельность учащихся в средовых условиях, требующих исследовательского подхода. Исследовательская практика вводится с целью создания условий для приобретения учащимися исследовательских умений и навыков в решении общественно значимых проблем. Задачами исследовательской практики являются: организация исследовательской деятельности учащихся в среде, нацеленной на удовлетворение образовательной, культурной, социальной потребностей личности; социальная адаптация личности средствами исследовательской деятельности; приобретение практических умений исследовательской культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий; приобретение навыков формирования индивидуальных исследовательских моделей поведения, преодоления проблем, требующих исследовательского подхода, умения применять теоретические знания в конкретной исследовательской ситуации.
Соединяя возможности современной общеобразовательной организации в области исследовательской деятельности и широчайший спектр организаций дополнительного образования, создаются возможности для приобщения обучающихся к исследованию на всех ступенях обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального уровня общего образования предусматривает вовлечение педагогическими работниками обучающихся в исследовательскую деятельность уже с начальной ступени обучения: в 1–2 классах — это доступные творческие задания, выполняемые на уроках; в 3–4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные как индивидуальные, так и коллективные исследования. Функция наставника заключается в организаторской, стимулирующей и корректирующей роли, то есть главное для педагогического работника — увлечь детей предметом исследования, показать значимость их исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность позволяет детям раскрывать свои индивидуальные особенности, реализовать свои знания в ходе учебного исследования и показать публично достигнутый результат. Очевидно, что в ходе своего исследования дети не сделают новых открытий, но «открытие для себя» помогает формировать активную жизненную позицию. Исследовательская работа помогает и учит юных исследователей работать с различными источниками информации, давать анализ наблюдаемым явлениям. Обучающиеся в роли активных субъектов включаются в познавательный процесс, формулируют проблему исследования, планируют варианты её решения, осуществляют сбор и обработку необходимой информации, анализируют свою деятельность, делают выводы, приобретают новые знания, специфические умения и навыки на основе исследования реальной жизни.
Исследовательская деятельность характеризуется собственной познавательной потребностью обучающихся, самоконтролем и представляет собой высшее проявление их самостоятельности. Ведущей же её характеристикой является творческая активность, которая заключается в инициативном, преобразующем отношении к внешней действительности, другим людям и самому себе.
Организация исследовательской деятельности обучающихся в современной общеобразовательной организации будет более эффективной при создании и соблюдении следующих условий: целенаправленное и систематичное включение обучающихся в исследовательскую деятельность через разнообразные формы урочной и внеурочной работы; мотивированность деятельности учащихся; учёт возрастных особенностей; постоянное повышение уровня педагогического руководства исследовательской деятельностью обучающихся в процессе работы; организацию сотрудничества педагогических работников, юных исследователей и их родителей.
Организуя учебно-исследовательскую деятельность обучающихся начального уровня общего образования, необходимо следовать методологии исследования. Под руководством педагогического работника ребенок определяет проблему учебного исследования и намечает пути ее решения. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными, интересными, личностно значимыми для юного исследователя, работа должна выполняться им добровольно с обязательным обеспечением необходимого комплекса вспомогательного материала, оборудования и средств. Учитель направляет мысли и работу ученика, а ребенок самостоятельно пытается находить ответы, проверять их правильность и правдивость при помощи уже имеющихся знаний, старается делать выводы. Полученную информацию юный исследователь может применить при решении уже новой задачи, сравнивая и собирая в единое целое. Но результат этой деятельности возможен лишь только при внимательном отношении педагога, опирающегося на особенности развития младшего школьника. В процессе включения обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли бы проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт.
Итогом исследовательской работы и одним из значимых для юных исследователей этапом обучения является выступление на конференции. Выступления на конференциях дают возможность учащимся научиться отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать других, вести конструктивный диалог. В отличие от конференции для взрослых, на детской конференции необходимо создать для каждого участника «ситуацию успеха». Все работы, наряду с предъявлением замечаний в тактичной форме, независимо от их качества, требуют похвалы с целью дальнейшего поддержания желания у детей продолжать заниматься исследовательской деятельностью.
Поэтапное включение обучающихся начального уровня общего образования в учебно-исследовательскую деятельность является одним из эффективных путей обогащения индивидуального исследовательского опыта ребенка, что в результате ведет к формированию у обучающихся очень важной ключевой компетентности — исследовательской. Под исследовательской компетентностью понимается интегральная характеристика личности учащегося, проявляющаяся в готовности занять активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и себе как ее субъекту, самостоятельно и творчески решать исследовательские задачи на основе имеющихся знаний и умений [5, с. 451]. Данная компетентность является основанием для развития других более конкретных и предметно-ориентированных компетентностей, поскольку помогает школьнику обучаться, позволяет стать ему более гибким, помогает быть более успешным в дальнейшей жизни, что и определяет значимость её формирования.
Литература:
1. Борздун В. Н. Исследовательская деятельность в школе: критерии оценки / В. Н. Борздун, Л.А. // Методист. Научно-методический журнал. — 2003. — № 6. — С.48–51.
2. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии. // Народное образование. — 1999. — № 10.
3. Обухов А. С. Проблема оценки качества образования // Исследовательская работа школьников. — 2008. № 2. — С.17–23.
4. Рассказова Ж. В. Исследовательская деятельность учащихся в условиях общеобразовательной школы: функция и виды // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2012. — № 6. — С. 246–247.
5. Рассказова Ж. В. К вопросу о сущности исследовательской компетентности старшеклассников общеобразовательной школы // Молодой ученый. — 2012. — № 4. — С. 450–452.
6. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского обучения школьников // Физика: проблемы преподавания. — 2007. — № 3. — С.14–24.