Обеспечение политической стабильности в трудах профессора Т.Т. Мустафина | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 28.03.2014

Статья просмотрена: 176 раз

Библиографическое описание:

Насимова, Г. О. Обеспечение политической стабильности в трудах профессора Т.Т. Мустафина / Г. О. Насимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4.1 (63.1). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/archive/63/10002/ (дата обращения: 18.12.2024).

Среди множества проблем политической науки особое место занимают проблемы политической стабильности. В современном мире актуализируются новые серьезные вызовы стабильности политических систем, обусловленные как внутренними, так внешними факторами.  Наглядным примером служат события, начавшиеся весной 2011 года в странах Северной Африки и Ближнего Востока. Протесты в Тунисе, Египте, Ливии трансформировались в народные восстания, в результате которых были свергнуты правившие в этих странах политические режимы. В Сирии народные восстания приобрели характер кровопролитной гражданской войны.

Сегодня можно назвать немало  трудов, в которых исследуются проблемы, препятствующие устойчивому развитию общества, технологии выработки адекватных механизмов, гарантирующих поддержание политической стабильности.

В этой связи, на наш взгляд, есть необходимость вновь обратиться к трудам известного ученого, доктора философских наук, одного из основателя политической науки в Казахстане, первого заведующего кафедрой политологии КазНУ им. аль-Фараби Тлемиса Тлеугабуловича Мустафина.

Тлемис Тлеугабулович внес огромный  вклад в разработку данной проблемы. В начале 90-годов ХХ века он обрисовал  круг политических вопросов, которыми занимаются и в настоящее время не только политологи, но и философы, социологи, правоведы.  Профессор Мустафин Т.Т. внес вклад в разработку  теоретико-методологических основ оценки реального состояния политической системы под углом зрения ее стабильности, предлагал рекомендации для принятия решений, связанных с функционированием политической системы и характером ее воздействия на общество. «Политика должна исходить из цели макроэкономической и макросоциальной стабильности, преодолений усталости населения программ и проектов. В подобных ситуациях исключительно важно нахождение конструктивных способов разрешения противоречий через согласие, расширение сферы сотрудничества и диалога различных сил»- отмечал Т.Т. Мустафин [1].  По мнению ученого, общий социальный интерес, покоящийся на стабильности общества, повышении благосостояния граждан, связывает, казалось бы, совершенно несовместимые интересы в единое целое на основе консенсуса в целях достижения процветания страны и ее граждан.

Политическая стабильность характеризуется демократизацией политической жизни общества, глубиной проявления реформ, обеспечением достаточного уровня социально-экономической жизни страны, выражается в поддержке народом проводимых реформ.  В этой связи Т.Т. Мустафин полагал, что  политика в высшей степени ответственна за создание четкого механизма обеспечения баланса интересов, целостности социального организма. Речь идет о сохранении интегративных функций государства, о демократических механизмах формирования  структур власти, о легитимации и институционализации оппозиции, о становлении конкурентной партийной системе, о формировании консенсусной политической культуры, межнационального взаимоуважения и сотрудничества.Т.Т. Мустафин, исследуя механизмы демократизации, отмечал, что демократия  не навязывается, она вырастает в результате решения сложных социально-политических задач переходного общества. Навязанная демократия, как обычно, воспринимается обществом  как приказ, окрик, порождая двоемыслие.  Для успеха же демократии важно, чтобы в казахстанском обществе сформировались социальные силы, заинтересованные в демократии, как условии собственного развития. Т.Т. Мустафин утверждает, что отличительной особенностью демократизации является то, что в каждой стране существует свой путь к ней. В мире нет двух демократий, которые прошли через борьбу одних и тех же сил, стремящихся к решению одних и тех же проблем и имеющих одни и те же институциональные последствия. Поэтому, чтобы прийти к демократии, требуется не копирование конституционных законов некоей существующей демократии, а  способность смело раскрывать собственные проблемы и умение находить эффективные механизмы их решения [2].

Политическая стабильность держится на сложившейся системе взаимной ответственности институтов гражданского общества. Гражданское общество исторически возникло и развивалось как своеобразная «обратная связь», позволяющая  оперативно оказывать положительное воздействие на все подсистемы социума. Поэтому тесное взаимодействие государства и гражданского общества является  основой политической стабильности. «Самое опасное во  взаимоотношениях государства и гражданского общества состоит в том, что когда та и другая сторона  в своих политических подходах исходят из различных ценностных ориентаций. В этом случае начавшаяся политическая конфронтация может и определенный политический режим власти, и гражданское общество. Вместе с тем, характер взаимоотношений между государством и   гражданским обществом во многом зависит от правящей элиты, от ее опыта, аналитического мастерства и способности контролировать социальные отношения тогда, когда не срабатывают  иные общественные регуляторы (мораль, право и т.д.)»- считал профессор Т.Т. Мустафин [3].   По его мнению, логика взаимодействия государства и гражданского общества сводится к тому, что мы имеем дело не с отношениями властвующих и подвластных, а управляющих и управляемых. Государство как орган управления все больше выполняет роль интегратора общества в сочетании с процессами самоорганизации и самоуправления тех или иных социальных групп. В этом случае, как отмечает Т.Т. Мустафин, степень государственного вмешательства в социальные процессы будет зависеть уже не от ориентации правящей элиты, а от выполнения госчиновничеством исполнительно-распорядительных функций в русле установленных политических ценностей [3]. 

Особое внимание Т.Т. Мустафин уделял изучению механизмов достижения консенсуса. «Идеи общенационального возрождения, общего блага сами по себе могут быть только итогом политического согласия в обществе. Консенсус основывается на  понимании  общности  исторических судеб, консолидирующей роли общенациональной идеи, политической свободе, при которой основная масса населения осознает ценность это свободы и направлено на реализацию свобод во всей их полноте и содержательности» - отмечал профессор Т.Т. Мустафин [4].   Иными словами, граждане должны быть готовы следовать принимаемым законам, установленным нормам, у большинства населения должно быть чувство принадлежности к общности, что способствует сглаживанию имеющихся различий в их интересах и потребностях.

Параметры общенационального согласия сегодня в Казахстане имеют те же особенности, которые имели место в конце 90-х годов ХХ века.
Т.Т. Мустафин со своими коллегами определил  следующие аспекты в этом направлении: межэтнические, духовные, социальное партнерство, согласие политических партий и движений  по основополагающим принципам функционирования политической системы [4].  

Во-первых, это необходимость упрочения  и дальнейшего восхождения  по ступеням свободы.  Политическая свобода должна уметь защищать демократию от охлократии и тирании, от случайных клик.

Во-вторых, это развитие политической культуры общества с тем, чтобы как можно больше граждан могли критически мыслить, подняться над догмой. Духовное согласие по основополагающим ценностям – стержень политической культуры консенсуса, в свою очередь, политическая социализация выступает основным фактором созидания консенсуса между лицами разных поколений, входящих в политическую и общественную жизнь. Следует отметить, что  Т.Т. Мустафин особое внимание уделял  проблеме формирования политической культуры. «Модернизация политической культуры казахстанского общества немыслима без отрешения его от свойственных подданническому типу политической культуры элементов… Формирование   демократической политической культуры возможно лишь как результат длительного демократического развития, нового общественного сознания и действия новых институтов» - отмечал ученый [5].   

В-третьих, утверждение чувства национального единства – стержня духовного консенсуса, поскольку именно в использовании всех мирных форм согласования интересов проявляется многогранность демократии.

В-четвертых, это практика социального партнерства  капитала, труда и правительства, которая затрагивает животрепещущие вопросы общенационального согласия  по основам экономической политики, включая вопросы занятости и оплаты труда.

Обеспечение политической стабильности – исключительно многогранная проблема, которую сегодня широко исследуют казахстанские политологи. При этом, научные выводы Т.Т. Мустафина являются и в настоящее время актуальными и требуют изучения.

Литература:

1.    Методические и научные проблемы политологии. - Алматы, 1998. - С. 131.

2.    Мустафин Т.Т. Политика в современном обществе // Казахстанская правда. -1997. - 9 июля.

3.    Мустафин Т.Т., Аскеева Г.Б. Некоторые тенденции конституционного развития Казахстана в переходный период // Саясат. - 1997. - №12. - С. 62.

4.    Мустафин Т.Т., Исмагамбетов Т.Т.  Гражданское общество и проблемы общенационального согласия // Методические и научные проблемы политологии.- Алматы, 1998. - С. 176-177.

5.    Мустафин Т.Т. Подданническая политическая культура и ее модернизация // Проблемы формирования нового общественного сознания и построения гражданского общества в Казахстане. - Алматы, 1996. - С. 16-21. 

Основные термины (генерируются автоматически): гражданское общество, политическая стабильность, политическая система, Казахстан, казахстанское общество, особое внимание, политическая культура, политическая наука, Политическая свобода, социальное партнерство.


Задать вопрос