Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит большей степени от методики преподавании, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Немаловажная роль отводится к дидактическим играм на уроках математики-своевременному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Игра –творчество, игра-труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают,запоминают новое, ориентируется в необычных ситуациях, наполняют запас представлении, понятии, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей. Во-время игры дети очень внимателны, сосредоточенны и дисциплинированны.
Нельзя сказать, что использование игровых ситуации на уроке дает возможность учащимся овладеть математикой «Легко и счастливо». Легких путей в науку нет. Можно считать , необходимым использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей [1].
Дидактическая игра-не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания.
В играх всегда очень важным стимулом является элемент соревнования. В соревнованиях возрастают активность ребенка, воля к победе.
Игровую форму занятий можно использовать на различных этапах урока. Например, при усвоении в ҮІІІ классе теоремы « Суммы внутренних углов выпуклого n-угольника» учитель предлагает игру «Диалог». Она направлена на повышение активности учащихся в процессе усвоения новых знании. В ҮІІІ класса игра носила обучающий характер. Участвуя в ней, школьники приобретали новые знания. Игровая деятельность способствола созданию познавательного мотива активизации мыслительной деятольности учащихся, усиливала их внимание к содержанию изучаемого материала, повышала работаспособность, а также чувство ответственоости за успехи в обучении всего коллектива и за свои лично. Во-время дидактической игры важным моментом является дисциплина.
Основными структурными компонентами дидактической игры является игровой замысел, правила игровые действия познавательное содержание или дидактические оборудования, результат игры. Игровой замысел выражен в названии игры. Правила игры воспитывает умение управлять своим поведением, подчиняться требования коллектива. Игровые действия регламентируется правилами игры, дают возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Познавательное сожержание заключается в усвоении тех начении и умении, которые применяется при решении учебной проблемы, поставленной игрой [2].
Оборудование дидактической игры включает в себя оборудование урока. Наглядности: таблицы, модели, флажки, которыи награждается команды-победители, кодопозитивы, диапозитивы, диафильми. Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность.
Приведем пример, используя дидактическую игру «Математический поединок» в процессе усвоения формул сокращенного умножения (ҮІІ класс).
Тема: «Произведение суммы и разности двух одночленов». Игра проводится на этапах по усвоении. И закреплению знаний. Основной ее является соревнование между командами при ответах на вопросы и решении упражнении предложенных учителем. Такое название игры выбрано, потому что на равных условиях соревнуется две команды.
Игровой замысел состоит в том, чтобы на основе созданной проблемной ситуации и соревнования команд активизировать мышление учащихся, превратить весь процесс обучения в процесс активной деятельности.
Для проведения игры класс делится на 2 команды. Выбираются капитаны команд и их ассистенты. Капитаны следят за порядком и дисциплиной в команде и сами участвуют в игре.
Правила игры:
1) за правильный ответ команде начисляются очки;
2) каждый член команды может вновь отвечать только после того, как ответят все члены команды;
3) вопросы и задания дает учитель. Счет соревнования записывается на доске;
4) после постоновки общего задания разрешаются консултации внутри команд;
5) все необходимые записи по указанию учителя заносятся в тетрадь.
Игровые действия состоят в том, чтобы быстро и без ошибок отвечать на вопросы учителя, выполнять нужные записи в тетрадях, решать примеры и задачи у доски.
Познавательное содержание состоит в том чтобы учащиеся усвоили формулу сокращенного умножения (а-в) (а+в)=a2-b2 и могли применять ее при умножении чисел и двучленов определенного вида.
І. Задание І команде:
1) выполнять устно умножение:
251х2= 8х6= 23х98= 25х12=
2) найти числовые значения выражения:
+39х7=6+273=279
Задание ІІ команде аналогичны, меняются только упражнения.
ІІ. Задание ІІ-команде:
1) Выполнить устно умножение двучлена на одночлен;
(с+d)м
2) Сформулировать распределительный закон умножения;
3) Дать геометрическую интерпретацию распределительного закона.
Аналогичные задания предлагается І-ой команде.
ІІІ. Задания І команде
1) Умножить двучлен на двучлен с введением новой переменной
(c+d) ( m+n)
2) Дать геометричскую интерпретацию полдученного тождества.
3) Прочесть выражения (а+в) (а-в)
м(c-d)
Задание ІІ команде аналогичны
Проводится итоги І –этапа игры
ІҮ. Учитель предлагает задание обеим командам одновременно:
Найти устно произведения
199х201 ; 102х98
Учащиеся не в состоянии выполнить вычесления. Учащиеся понимают, что имеющихся знаний у них недостаточно, создается проблемная ситуация, связанная с желанием научится устно находить произведения двух чисел.
Задание ІІ команде:
Используя правило умножения двучлена на двучлен найти произведение 59х61. Один из учеников ІІ команды записывает процесс решения данного упражнения на доске, а все остальные в тетрадях.
(59х61)=(60-1)(60+1) =3600+60-60-1=3599
Задание І-команде:
28х32=(30-2) (30+2) =302-22
Аналогичный пример ІІ- команде.
Подводится итог второго этапа игры.
Ү. Этап закрепления:
Задание І- команде.
Выполнить устно умножение:
43х37
(х+3) (х-3)
Задание ІІ- команде
Выполнить устно умножения:
31х29
(у+5) (у-5)
Подводится итоги игры. Ученики обеих команд выполнившие работу, получают оценки.
Результат игры.
Учащиеся обогатились знаниями и умениями применять формулу сокращенного умножения чисел и двучленов. Ценность дидактических игр заключается в том, что в процесе игры дети в значительной мере, самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом. При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьников в игре.
Различают игры-состязания, игры олимпиады, деловые игры, имитационные игры. Создание игровых ситуации на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивеат внимание, сообразительность чувство соревнования, взаимопомощь.
Дидактические игры заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания школьников.
Литература:
1. Минскин Е.М. От игры к знаниям. - М.: Просвещение, 1987. - С 142-145.
2. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. -
М.: Просвещение, 1990. - С . 45-47.