Высокий уровень преступности обусловлен целым рядом противоречивых факторов, большинство которых имеют социально-экономические, нравственные, правовые и организационные корни. Это и безработица, и материальное неблагополучие, падение общественной морали и нравственности, алкоголизация населения, распространение наркомании и многое другое [1–4,6,7,10–15,19].
Структурная характеристика преступности в общей массе криминальных проявлений в последние годы не претерпела существенных изменений. По-прежнему основную массу регистрируемой преступности составляют преступления против собственности. Большая часть имущественных преступлений представлена кражами.
Следующая категория в структуре преступности — это преступления против личности, которые сегодня составляют более 25 % от общего числа преступлений. В аспекте видовой характеристики данной категории это убийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, в том числе со смертельным исходом и некоторые другие.
В России неуклонно растет связанная с алкоголем и наркотиками преступность [13,18,20–24]. За последние 10 лет число таких преступлений увеличилось по причине злоупотребления алкоголя более чем в 2 раза: по наркомании в несколько раз. Если в 1990 году потреблялось не более 6 л алкоголя на душу населения, то в 2009 году уже более 18 литров. Известно (по заключение экспертов ВОЗ), что при достижении уровня среднедушевого потребления в 8 л в год наступает процесс необратимого изменения генофонда нации. Если в 1990 году у нас в среднем спивались 30–35 –летние, то в 2009 году эта печальная участь постигла в основном 20–25-летних.
Необходимо выделить несколько основных вопросов, остро стоящих перед властями и обществом в целом: криминализация молодежи, наркомания, алкоголизм, проституция, суицид, бродяжничество. Преступность несовершеннолетних в России достигла критических размеров. В 2009 году они совершили около 200 тысяч преступлений, 80 % из них — тяжкие. Почти 60 % преступлений совершают группы [6,7].
Суицид за последнее время достиг невероятных размеров. Ежегодно по собственному желанию в стране уходит из жизни около 40–50 тысяч человек. Причем эта печальная тенденция сохраняется с середины 90-х годов XX столетия.
Другая причина: совершающие преступления дети нездоровы. 70 % несовершеннолетних, осужденных за те или иные виды преступлений, имеют психические аномалии, 17 % из них — дебилы. Смертность от психических болезней возросла в 2 раза. В 83 раза возросло число венерических заболеваний у детей до 14 лет.
Еще одна причина преступности — общий упадок нравственности. Синдром неполноценной нации, вырабатывавшийся у людей в начале 90-х, привел к потере у молодежи национальной гордости, ее уходу от социально активной жизни.
Наркомания окончательно превратилась в масштабную общенациональную проблему, несущую прямую угрозу государству. Ведь, по последним экспертным оценкам, каждый наркоман вовлекает в употребление наркотиков 13–15 человек, создавая тем самым своего рода ''снежный ком'' наркомании. Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 15–17 лет, но участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 11–13 лет. Отмечены и случаи употребления наркотиков, в крупных городах, детьми 6–7 лет.
Школы, ВУЗы и места массового развлечения молодежи, в первую очередь дискотеки и ночные клубы, являются сегодня основными местами распространения наркотиков. Опросы учащихся старших классов Москвы и Санкт-Петербурга весной 2009 года показали, что почти 70 % из них познакомились с наркотиками именно в этих местах.
Особое внимание к проблеме наркомании важно и в связи с тем, что наркомания становится в последние годы основной причиной роста заболевания ВИЧ-инфекцией. Наблюдалась опасная картина, когда почти 90 % выявленных в последние годы случаев заражения ВИЧ-инфекцией были связаны с внутривенным употреблением наркотиков.
Сложное положение складывается в местах лишения свободы, где в настоящее время содержится более 3,5 тысяч носителей ВИЧ-инфекции и больных СПИДом, многие из которых продолжают иметь доступ к наркотикам.
Число преступлений, совершенных в состоянии наркотического и токсического одурманивания, только в 2009 году увеличилось на 13.3 %. Значительно увеличилось число преступлений, связанных с незаконным изготовлением, приобретением и хранением наркотических средств и психотропных веществ. Удельный вес преступлений за последние два года вырос с 15,5 % до 21,0 %
За последние десять лет количество ДТП увеличилось на 21,6 %, прирост количества лиц, погибших в результате ДТП, составил 21,5 %, раненых — 27,8 %.
На сознание населения, особенно, на сознание детей и подростков, огромное влияние оказывают средства массовой информации. С экранов телевизоров пропагандируется насилие, пьянство и наркомания. На рекламных щитах вдоль дорог и в местах массового пребывания людей рекламируются табачные и алкогольные изделия. Дети и подростки вовлекаются в рекламу и распространение табачных изделий. Крайне мало передач транслируется на телевидении о влиянии на человека наркотиков, табака и алкоголя.
Прогноз на ближайшую перспективу (пять лет) весьма неблагоприятный при сохранении нынешней динамики роста наркомании в стране, и все же пока еще слабой эффективности действий органов власти.
Можно ожидать дальнейшего изменения рынка наркотиков в сторону расширения контрабанды наркотиков и географии распространения героина и опиатов, дальнейшего «омолаживания» контингента, употребляющего наркотические, сильнодействующие и психотропные вещества.
При таком положении дел общее число наркоманов в России к 2015 году может превысить 5 млн. человек.
С полным основанием можно говорить о том, что существует реальная угроза национальной безопасности со стороны международного наркобизнеса, и даже о «наркотерроризме» по отношению к России.
Масштабы и темпы роста пьянства, алкоголизма, наркомании и токсикомании свидетельствуют о низкой результативности принимаемых мер. Нуждается в пересмотре существующая система взаимодействия между различными министерствами, департаментами, комитетами, общественными и научными формированиями, религиозными конфессиями. Остается малоэффективной деятельность профсоюзов, студенческого движения, молодежных и подростковых организаций, женского движения, многочисленных ассоциаций и фондов, располагающих определенным опытом работы в данной области.
Как свидетельствуют результаты исследований многих авторов [6,7,10,11], а также собственных обследований несовершенных правонарушителей, следует выделить 4 личностно-психологических стереотипа:
1. «Преступник-рецидивист» — тип личности, склонный к продолжению преступной деятельности даже в условиях воспитательно-трудовой колонии (20 % от общего числа заключенных). Прогноз — реабилитация практически невозможна.
2. «Психическая деградация личности» (30 % от общего числа заключенных). Прогноз — реабилитация существенно затруднена.
3. «Приспособленческий тип» (40 % от общего числа заключенных). Тип, направленный на поддержание любыми путями благоприятного для себя психоэмоционального настроя. Прогноз — реабилитация затруднена.
4. «Сохранный тип» (10 % от общего числа заключенных). Ориентируется преимущественно на социальные ценности — творчество и семейное благополучие. Прогноз — возможна полная реабилитация.
Следовательно, можно отметить, что около 90 % малолетних преступников проявляют негативные наклонности в части реабилитации и социализации личности. Основная причина — деформация их мотивационной и смысловой сферы, вытесняющей базовые потребности в саморазвитии, самопознании и самоопределении. При этом доминирующими свойствами личности становятся ложные мотивы, выражающиеся в поиске «острых ощущений негативного свойства».
Учитывая изложенное выше, следует сделать вывод о том, что ведущими концептуальными подходами к профилактике девиантного поведения следует считать разработку психолого-педагогических методик совершенствования образовательного процесса детей и подростков на основе результатов мониторинга предрасположенности их к асоциальному поведению с оценкой процессов развития ценностно-смысловой и мотивационной сферы личности индивидуума.
Литература:
1. Бахтин Ю. К. Факторы формирования здоровья человека и их значение // Молодой ученый.-2012.-№ 5.-С.397–400.
2. Бахтин Ю. К., Соломин В. П., Макарова Л. П., Сыромятникова Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете // Молодой ученый.-2012.-№ 6.- С.372–375.
3. Буйнов Л. Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст] / Л. П. Макарова, М. В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования.-2012.-№ 4.- С.242.
4. Буйнов Л. Г. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета [Текст] / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. П. Макарова // Молодой ученый.-2013.-№ 6.- С.730–732.
5. Зайцев А. Г., Плахов Н. Н., Чеснейший Т. А. Психологическая готовность курсантов военного вуза к вступлению в брак // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях.-2012.-№ 4.-С. 113–118.
6. Канчурина А. А., Матусевич М. С., Шатровой О. В. Модель виктимности // Молодой ученый.-2013.-№ 9.-С.306–307.
7. Канчурина А. А., Матусевич М. С., Шатровой О. В. Патогенез синдрома заложника // Молодой ученый.-2013.-№ 11.-С.765–767.
8. Пазыркина М. В., Плахов Н. Н. Воспитание и образование подрастающего поколения в условиях полиэтнической среды / В сборнике: Реальность этноса. Образование как фактор устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Материалы XII Международной научно-практической конференции. 2010.-С.140–144.
9. Пастухов В. В., Плахов Н. Н., Сулимо-Самуйлло З. К. К оценке функциональных резервов организма //Военно-медицинский журнал.-1987.-Т.308.-№ 5.-С. 38–39.
10. Плахов Н. Н., Зайцев А. Г., Буйнов Л. Г. Деформации в мотивационной и смысловой сфере как один из основных факторов, обусловливающий предрасположенность к асоциальному поведению / В сборнике: Развитие системы уровневой подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (опыт внедрения). Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции.-СПб, 2008.-С. 167–168.
11. Плахов Н. Н., Зайцев А. Г., Ткачук В. А. Доминирующие психические соотояния как потенциал здоровья учащихся общеобразовательного учреждения военного профиля / В сборнике: Оздоровление средствами образования и экологии. Материалы V Международной научно-практической конференции. СПб-Челябинск,2008.-С. 103–104.
12. Плахов Н. Н. Борьба с алкоголизмом и табакокурением — проблема педагогики // Профилактическая и клиническая медицина. — 2011. — № 3 (40). — С. 476–477.
13. Плахов Н. Н. Профилактика информационной зависимости детей и подростков [Текст] / А. Е. Бойков, Н. Н. Плахов // Безопасность жизнедеятельности. — 2011. -№ 12. — С. 42–45.
14. Плахов Н. Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.-2012. — № 145. — С.90–95.
15. Соловьев А. В. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников [Текст] / Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый.-2013.-№ 12 (59).-С.494–496.
16. Соломин В. П., Плахов Н. Н., Шатровой О. В., Сопко Г. И. Русская баня для спортсменов и специалистов опасных профессий: Учебно-методическое пособие / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена,2014.-102 с.
17. Сорокина Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «Естествознание» 5 класс // История и педагогика естествознания.-2013.-№ 1.-С.29–30.
18. Станкевич П. В., Макарова Л. П., Матусевич М. С. Стратегия подготовки магистров по превентологии (профилактике социальных отклонений) // Молодой ученый.-2013.-№ 10.-С.534–536.
19. Сухоруков Д. В., Богданов А. А. Социологические методы исследования аддиктивного поведения // Профилактическая и клиническая медицина.-2011.-№ 3.-С.61.
20. Сыромятникова Л. И. Компетентностный подход к изучению медико-валеологических дисциплин будущими специалистами безопасности жизнедеятельности [Текст] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009. — № 98. — С. 201–204.
21. Сыромятникова Л. И. Концептуальный подход преподавания медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности [Текст] / Л. И. Сыромятникова, М. Г. Романцов, И. К. Шац // Профилактическая и клиническая медицина. — 2009. — № 1. — С.195–197.
22. Сыромятникова Л. И. Организационно-методические условия преподавания медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности [Текст] / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. — 2012. — № 5. — С. 507–509.
23. Сыромятникова Л. И. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников [Текст] / Л. И. Сыромятникова, И. Н. Шпет, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 660–662.