В статье рассматриваются причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетними на основе анализа научных и авторских подходов.
Ключевые слова: причины и условия, преступления несовершеннолетних, анализ, научные и авторские подходы.
В науке криминологии изучение преступности, ее состояния, динамики и структуры, особенностей и различий отдельных видов преступлений, выявление причин и условий преступности — это первоначальные этапы криминологического исследования для последующего анализа личности преступника и организации борьбы с преступностью.
Вопросам анализа криминогенной обстановки, ситуации в Российской Федерации (далее — РФ, Россия) и отдельных регионах [9], причин и условий, способствующих совершению преступлений в целом [11], а также причин и условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних и молодежи посвящено немало публикаций [10]. В тоже время это не лишает нас продолжить рассмотрение некоторых подходов по определению причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними.
Происходящие с 90-х годов XX столетия в России реформы в политической и социально-экономических сферах привели к развитию новых рыночных отношений, предусматривающих демонополизацию государственной и устанавливающих множественность форм собственности, свободу предпринимательства и иной экономической деятельности. Данный процесс оказался не только сложным и экономически нестабильным, повлекшим негативные последствия в социально-экономическом плане[3, с. 290], но и значительный рост общеуголовной корыстной и насильственной, экономической, организованной, коррупционной и иной преступности, в том числе преступлений, совершаемых несовершеннолетними.
Как известно в криминологической литературе были попытки выделить универсальную причину для всех обществ, и при этом называлась «Общая причина преступности в любом обществе — объективные социальные противоречия» [5, с. 76], а также наиболее распространенные, типичные обстоятельства, порождающие как в целом преступность, так и ее отдельные виды. В тоже время отмечалось, что в разных своих сочетаниях и проявлениях называемые обстоятельства могут порождать различные виды преступности, по-разному определять ее количественные и качественные характеристики [6, с. 234].
На наш взгляд правы те ученые, которые считают, что «следует всегда анализировать конкретные условия жизнедеятельности людей в разных регионах, изменения этих условий, а также предшествующие состояния преступности» [6, с. 234]. Поэтому необходимо изучать не только конкретные виды преступности, но и конкретные явления, процессы ее детерминации и причинности.
Прежде чем приступим к анализу причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними необходимо выделить научные подходы в части причин преступности.
Анализ работ криминологов показывает, что в них отражены четыре подхода к определению, что понимается под причинами преступности. При этом первый подход называется «кондиционалистский» (условный) и под причиной понимаются необходимые и достаточные условия данного следствия или совокупность обстоятельств, при которых имело место следствие [6, с. 252]. В этом случае называются обстоятельства или факторы, а не причины и условия, которые влияют на преступность. Второй подход традиционный позволяет определять причины преступности как внешнее силовое воздействие, под которым понимается не только как физическое, но и психологическое в разных его вариантах [6, с. 255]. В этом случае осуществляется анализ причин конкретного преступления, отдельных видов преступности, а также преступности как социального явления. Третий подход называется традиционно-диалектический и при этом причины — это все то, что порождает следствие. Так, Н. Ф. Кузнецова пишет: «… к причинам преступности следует относить социально-психологические детерминанты, включающие элементы экономической, политической, правовой, бытовой психологии на разных уровнях общественного сознания» [7, с. 44]. В тоже время указанный подход, не охватывает весь механизм причинного комплекса, а выделяет в нем объективные и субъективные факторы, одновременно представляет их влияние как последовательное и одностороннее: материальные условия жизни людей определяют общественное сознание, а уже оно — преступность, с выделением как непосредственной, ближайшей причины преступности [6, с. 258]. Четвертый подход называется «интеракционистский» (подход к причинности с позиции взаимодействия), а под причинами преступного поведения и преступности понимается как взаимодействие среды и человека (людей) и при этом выделяются внутренние и внешние причины, которые выступают как производящие, действующие одновременно [6, с. 260].
Исходя из указанных научных подходов о причинности можно отметить, что, во-первых, выделяются факторы-причины преступности и факторы-условия, которые им способствуют и при этом причины и условия понимаются как некие совершенно определенные явления, которые определены и заданны именно в данном качестве, во-вторых, разграничиваются причины преступности и условия преступности как в целом, так и отдельных видов преступлений.
На наш взгляд более приемлемым является научный подход, когда оценка преступных деяний и выявление одних явлений, процессов в качестве причин, а других в качестве условий носит относительный характер. Более того конкретное явление в одних взаимодействиях может играть роль причины, а в других — условия [2].
Прежде чем перейдем к анализу причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними, целесообразно определиться в значении используемых терминов.
Каково правовое положение лиц, относящихся к категории несовершеннолетние? В энциклопедическом словаре несовершеннолетние определяются как лица, не достигшие возраста, с которым Закон связывает наступление дееспособности. По законодательству РФ несовершеннолетние лица, не достигшие 18 лет [1].
В словаре русского языка под термином «причины» понимается явление (явления), вызывающее, обуславливающее возникновение другого явления (явлений), а под термином «условия» — обстоятельство (обстоятельства), от которого что-нибудь зависит [12].
Исходя из данного определения в русском языке под причинностью понимается вызывающая, обуславливающая связь явлений, связь, порождающая какие-то явления и процессы. Поэтому, когда говорят о причинности, то используют термины «причина и следствие», «причинно-следственные связи», «причинные комплексы» и другие [13].
В юридическом словаре термин «причины преступности» определяется как детерминанты преступности (лат. determinare — определять), которые называются комплексы социальных явлений, совместное действие которых порождает преступность [14]. Сфера действия причин — это прежде всего стадии мотивации и принятия решения, когда речь идет о формировании мотива, цели, определении средств ее достижения именно как преступных [4].
В науке криминологии причины преступности определяются как совокупность социально-негативных экономических, демографических, идеологических, социально-психологических, политических, организационно-управленческих явлений, которые непосредственно порождают, продуцируют, воспроизводят (детерминируют) преступность как свое следствие [4].
В тоже время причины преступности увязываются с их условиями. Следовательно, представляет интерес и термин «условия преступности», определяемый как совокупность явлений, которые сами по себе преступности не порождают, но служат обстоятельствами, способствующими ее возникновению и существованию. Более того сопутствуя причинам и влияя на них, обеспечивают их действие, приводящее к определенному следствию (совокупности деяний, нарушающих уголовный закон) [4].
В науке криминологии условия преступности подразделяются на три основные группы: 1) сопутствующие условия, — те, которые образуют общий фон событий и явлений, обстоятельства места и времени; 2) необходимые условия, — без которых событие не могло бы наступить; 3) достаточные условия — комплекс всех необходимых условий [8].
На наш взгляд правы те ученые, которые считают, что причины и условия тесно связаны между собой и необходимы для возникновения преступности. Те факторы, которые выступают в качестве причин, без соответствующих условий не могут породить преступность. Связь причин и условий называют детерминизмом [13].
Исходя из научногоподхода о причинности, при котором под причинами преступности понимается как взаимодействие среды и человека с выделением внутренних и внешних причин и условий преступности, процесс детерминации преступности несовершеннолетних обладает спецификой в силу их возрастных социальных и психологических особенностей, а также своеобразия социально-правового статуса. Учитывая данный процесс, основные причины преступности несовершеннолетних коренятся в сфере формирования личности, в семье, в образовательных учреждениях (в дошкольных, общеобразовательных и профессиональных) и другой микросреде, досуговой и трудовой деятельности. При этом автор этих строк солидарен с научной позицией, чтонеобходимо выделять внутренние и внешние причины, которые выступают как производящие, действующие одновременно, а поэтому причины и условия, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними можно условно разделить на общесоциальные и личностно-микросредовые.
К внутренним общесоциальным причинам преступности несовершеннолетних можно отнести:
В сфере политики — противоречия между официальными массовыми детскими, подростковыми и молодежными организациями и неформальными, что отразилось в прошлом в дезорганизации и формализме в деятельности подростковых и молодежных организаций, начиная с середины восьмидесятых годов, в невыполнении ими функций по вовлечению в активную социальную жизнь подростков и молодежи, в начале девяностых в прекращении деятельности старых официальных массовых детских и молодежных общественных и досуговых организаций и по настоящее время отсутствие новых, зато массовое возникновение неформальных молодежных объединений.
Причинами возникновения неформальных молодежных объединений в конце восьмидесятых годов XX века являлось то, что несовершеннолетние не видели реального пути изменить свою жизнь. Им были недоступны рычаги, с помощью которых они могли воздействовать на окружающую действительность, невозможность официальным путем что-либо изменить, самовыразиться.
В социально-психологической сфере — наличие в реальной жизни несовершеннолетних (в их социальном бытии и в общественном сознании) противоречивых явлений: рост наркомании и алкоголизма, пессимизм, инфантилизм, цинизм, бездуховность и всеядность, элитарность, модернизм, самокопание и культурный вакуум.
При этом внутренними общесоциальными условиями преступности несовершеннолетних можно назвать:
- ущербность системы воспитания и образования;
- просчеты в системе средств массовой информации, просвещение населения происходит вырванными кусками и бессистемно;
- неразвитость системы официальных и негосударственных субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних.
К числу внутренних общесоциальных причин преступности несовершеннолетних следует отнести и высокую ее латентность. Так, многие исследования показывают, что еще до первого осуждения несовершеннолетние успевают совершить по несколько преступлений, а это создает атмосферу безнаказанности. Тем самым не обеспечивается неотвратимость ответственности как важнейшее средство предупреждения преступного поведения несовершеннолетних.
В качестве внешних общесоциальных причин преступности несовершеннолетних следует назвать:
- транснациональная — преступность омолаживается, особенно в сфере наркомании, проституции, насилия и хулиганства;
- омоложение преступности в сфере бизнеса;
- деятельность разведывательных и иных специальных служб зарубежных государств по вовлечению в совершение, прежде всего террористических актов несовершеннолетних, склонение их в нетрадиционные религии и секты.
К числу внешних общесоциальных условий преступности несовершеннолетних можно назвать:
а) воздействие на противоречия сферы социального бытия:
- обострение социально-экономических противоречий;
- создание и обострение политических, межнациональных, межрелигиозных противоречий в России, что побуждает к созданию неформальных объединений несовершеннолетних и молодежи экстремистского, фашистского, националистического и сатанинского толка;
- срыв выполнения международных договоров между молодежными организациями;
б) воздействие на противоречия в сфере общественного сознания:
- распространение через молодежные каналы средств массовой информации идеи наживы любой ценой, прежде всего путем насилия;
- демонстрация процветания через эгоизм, «крутизну»;
- пропаганда всяческими путями нетрадиционной сексуальности через демонстрацию гейпарадов, так называемого «свободного секса», развращение несовершеннолетних;
- распространение идей фашизма, национализма, шовинизма, сатанизма в среде несовершеннолетних;
- распространение идей самостоятельности, взрослости, особенно среди подростков через курение, употребление наркотиков, алкоголя;
- пропаганда «культа денег», насилия, проституции, порнографии и вседозволенности.
Особенностью причин и условий преступлений несовершеннолетних является своеобразное, почти буквальное совпадение по временному периоду причинного механизма преступного поведения с причинным механизмом формирования криминогенной мотивации и с причинным механизмом становления криминогенной ситуации.
Поэтому личностно-микросредовой внутренней причиной преступного поведения несовершеннолетних является криминогенная мотивация вида преступного поведения (корыстного, насильственного, неосторожного и др.), имеющая специфическую окраску стремления к самоутверждению и вседозволенности. В содержание внутренней причины можно отнести:
- стремление к самоутверждению в своих микрогруппах, перерастающее в цинизм (наглость, пренебрежение нормами морали и нравственности), порождающее групповые насилия, нападения, изнасилования и хулиганство;
- стремление к завоеванию авторитета в микрогруппе, не отличая преступные методы от неприступных, путем совершения преступлений против собственности, чаще таких, которые связаны с открытым пренебрежением опасностью, с риском, применением силы (грабеж, разбой, а также причинение вреда здоровью и совершение убийств из хулиганских побуждений и др.), с таинственностью (кражи), в основе которой опять же подсознательное стремление к самоутверждению;
- стремление к поддержанию своего престижа в микросреде, причем не обязательно в группе отрицательной направленности, сопряженное с корыстным желанием поживиться за чужой счет (приобрести модные, «престижные» вещи, иметь наличные деньги, а так же спортивные принадлежности с тем, что бы физически развиваться, выглядеть сильнее своих сверстников), корысть-престижность, в основе которой стремление к самоутверждению;
- стремление доказать свою верность дружбе, товариществу и боязнь прослыть «стукачом», любым путем (не различая преступный или нет), используется взрослыми преступниками, для привлечения к себе подростков, потом вовлечение их в совершение преступлений;
- правовой нигилизм — незнание норм права или искаженное представление о правовых запретах;
- желание выглядеть взрослым, самостоятельным, независимым и др.
К внутренним условиям, особенностям анатомической, психофизической и психологической среды несовершеннолетних, чаще всего способствующим совершению ими преступлений, относятся:
- противоречивость психики подростка, с одной стороны он замкнут, а с другой — общителен; с одной — кажется развязным, грубым, а с другой — робким, застенчивым;
- в целом неустойчивость психики, жизненной позиции, обусловленная отсутствием у несовершеннолетних достаточного жизненного опыта (физической и духовной зрелости);
- завышенная самооценка, неадекватность восприятия складывающейся жизненной ситуации;
- эмоциональная неустойчивость несовершеннолетних (повышенная эмоциональность, невыдержанность, вспыльчивость, озлобленность);
- низкий уровень самоконтроля, самоуправляемости в следствие незавершенности навыков управления своим поведением и повышенной активностью и возбудимостью подростков, как следствие импульсивность действий и т. д.
Как было нами отмечено, личностно-микросредовая внутренняя причина преступного поведения несовершеннолетних также формируется в криминогенной среде и прежде всего в семье, в которой они живут. При этом возникновение и развитие психических расстройств и социально-психологической деформации личности во многом обуславливает причины патологического развития личности несовершеннолетних, которые содержатся в асоциальном и аморальном поведении их родителей. В таких семьях процветают насилие в отношениях между родителями и к своим детям, а как следствие — рост наиболее опасных насильственных преступлений (убийств, разбоев, причинение тяжкого вреда и т. д.), совершаемых несовершеннолетними, так как жестокость порождает жестокость.
В заключение считаем возможным отметить, что наличие причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних, не означает фатальной неизбежности совершения ими преступлений. Данные причины и условия в определенной степени подлежат регулированию, нейтрализации и устранению. Важную роль в этом занимает общая и индивидуальная профилактика как система мер предупреждения преступности несовершеннолетних.
Таким образом, предложенное нами структурирование причин и условий преступности несовершеннолетних позволяет выделить общесоциальные и личностно-микросредовые детерминанты. В определенной степени, это также служит основанием для определения сущности отдельных групп детерминантов и формулирования наиболее эффективных мер, направленных на нейтрализацию и последующее устранение выявленных причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними. Более того для достижения этих целей необходима последовательная и эффективная деятельность всех правоохранительных и иных государственных органов, а также общественных организаций, которая в свою очередь требует качественного совершенствования [3, с. 294].
Литература:
1. Большой энциклопедический словарь // Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/113522/ (дата обращения: 25.03.2014).
2. Диалектика причин и условий [Электронный ресурс]. URL: http://evcppk.ru/kriminologiya/1390-dialektika-prichin-i-uslovij.html (дата обращения: 25.03.2014).
3. Жадан В. Н. О современной криминогенной обстановке в России и деятельности правоохранительных органов // Молодой ученый. — 2013. — № 8. — С. 290–294.
4. Криминология: конспект лекций // Электронная библиотека ModernLib.Ru [Электронный ресурс]. URL: http://modernlib.ru/books/kuharuk_vladimir/kriminologiya_konspekt_lekciy/read_3/ (дата обращения: 25.03.2014).
5. Криминология / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Д. Эминова. — М., 1995. — 512 с.
6. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. А. И. Долговой. — 3е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2007. — 912 с.
7. Кузнецова Н. Ф. Проблемы криминологической детерминации. — М., 1984. — 208 с.
8. Лекции по криминологии [Электронный ресурс]. URL: http://gendocs.ru/ (дата обращения: 25.03.2014).
9. См.: Айкало И. В. Влияние бесконтрольной миграции на криминогенную обстановку в стране // Актуальные проблемы современной юридической науки и практики: Материалы Международной научно-практической конференции. — Ростов-на-Дону, 2012. — С. 238–242; Жадан В. Н. О современной криминогенной ситуации в России // Методологiя науки сьогодення — Частина I (Економiчнi науки, Юридичнi науки, Педагогiчнi науки, Соцiальнi комунiкацii): Мiжнародна конференцiя, м. Киiв, 29 червня 2013 р. Збiрник наукових праць.– Киiв, 2013. — С. 52–57; Жадан В. Н. Криминогенная ситуация в России, ее значение для безопасности граждан // Проблемы современной науки: сборник научных трудов: выпуск 8. Часть 1. — Ставрополь: Логос, 2013. — С. 221–227; Криминогенная ситуация в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.km.ru/category/tegi/kriminogennaya-situatsiya-v-rossii (дата обращения: 25.03.2014) и др.
10. См.: Бабаев М. М. Социально-психологические компоненты детерминации преступного поведения молодежи // Российский криминологический взгляд. — Ставрополь. — 2005. — № 1. — С. 65–73; Герасимова О. И. Особенности формирования девиантного поведения несовершеннолетних в современных условиях // Российский следователь. — 2005. — № 4. — С. 26–27; Замышляев Д. В. Социально-психологические предпосылки правонарушений несовершеннолетних // Российский следователь. — 2003. — № 2. — С. 20–22; Криминологическая характеристика и профилактика преступности несовершеннолетних [Электронный ресурс]. URL: http://www.erudition.ru/referat/printref/id.28530_1.html (дата обращения: 25.03.2014); Побегайло А. Э. Семейное неблагополучие в системе детерминации преступного поведения несовершеннолетних: Автореф. дисс…. канд. юрид. наук. — М.: Академия управления МВД России, 2007. — 30 с. и др.
11. См.: Кудрявцев В. Н., Эминов В. Е. Причины преступности в России. Криминологический анализ: Учебное пособие. — М.: Норма, 2006. — 61 с.; Кудрявцев В. Н. Причинность в криминологии (О структуре индивидуального преступного поведения). — М.: Проспект, 2007. — 176 с.; Криминологическая характеристика и профилактика рецидивной преступности [Электронный ресурс]. URL: http://www.be5.biz/pravo/kkvv/12.htm (дата обращения: 25.03.2014) и др.
12. Толковый словарь русского языка И. С. Ожегова и Н. Ю. Шведовой // Онлайн-словарь[Электронный ресурс]. URL: http://reword.org/online/ (дата обращения: 25.03.2014).
13. Учение о детерминации и причинности преступности [Электронный ресурс]. URL: http://www.be5.biz/pravo/k003/06.htm (дата обращения: 25.03.2014).
14. Энциклопедия юриста // Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/1810/ (дата обращения: 25.03.2014).