На темпы и эффективность развития сельского хозяйства в сложившихся рыночных условиях оказывают воздействие множество факторов, к основным из которых можно отнести: низкая инвестиционная привлекательность отрасли, не развитость логистической инфраструктуры, низкий уровень обеспеченности современной ресурсосберегающей техникой, дефицит квалифицированных кадров и не совершенство механизма доведения научно-технических разработок до сельскохозяйственных товаропроизводителей и др. Реализация государственной программы «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг.». предусматривает выделение значительной суммы государственной поддержки на обновление материально-технической базы и развитие сети информационно-консультационных служб, что позволит повысить актуальность научно-технической исследовательской деятельности в НИИ и аграрных университетах, а также ускорит освоение полученных результатов. Вместе с тем, решение кадрового вопроса остаётся по-прежнему актуальным.
Молодые квалифицированные специалисты после окончания аграрных вузов, при принятии решения о возвращении в село, учитывают не только уровень оплаты труда, но и жилищные условия, развитость социальной инфраструктуры в населённом пункте [1, 6].
С 2008 по 2012 годы на социальное развитие села было направлено 190,9 млрд. руб., в том числе из федерального бюджета — 41,8 млрд. руб. Это позволило повысить доступность образовательных, медицинских, культурных и спортивных услуг. Уровень газификации в сельской местности и обеспеченность сельского населения водопроводной водой выросли с 48 % до 55,8 %, и с 49,2 % до 59,1 %, соответственно [2].
Благодаря социальным выплатам на строительство (приобретение) жилья смогли улучшить свои жилищные условия 97,1 тыс. сельских семей, в том числе 51,4 тыс. молодых семей и молодых специалистов.
Однако этого оказалось недостаточно для сохранения численности трудоспособного населения сельской местности. Сельское население с 2007 по 2013 год сократилось на 2,4 %, а трудоспособное на 5,4 % (табл. 1). Во многом росту миграции сельского населения способствует низкий уровень оплаты труда в сельской местности.
Таблица 1
Динамика численности населения в сельской местности и городе
Показатели |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
% |
Численность населения, млн. чел. |
142,0 |
142,7 |
142,8 |
142,8 |
142,9 |
142,9 |
143,0 |
101 |
Из них проживает в сельской местности |
38,1 |
37,9 |
37,8 |
37,6 |
37,5 |
37,3 |
37,2 |
97,6 |
Население трудоспособного возраста, тыс. чел. |
90058 |
89745 |
89342 |
87983 |
87847 |
87055 |
86137 |
95,6 |
Из них проживает в сельской местности |
23008 |
22845 |
22729 |
22218 |
22122 |
21780 |
21424 |
94,6 |
% населения сельской местности |
26,6 |
26,5 |
26,4 |
26,3 |
26,2 |
24,1 |
26,0 |
- |
*По данным федеральной службы государственной статистики.
Ежегодное увеличение количества современной техники в сельскохозяйственных организациях требует более высокого уровня знаний в области её технико-технологических возможностей, как у главных специалистов, так и у рядовых механизаторов, работающих на ней. Сегодня в организациях, имеющих новейшую технику для возделывания сельскохозяйственных культур, по современным технологиям, используется труд работников с низкой квалификацией. Большинство механизаторов, работающих на современных посевных комплекса, имеют только среднее специальное образование. Нередко и главные специалисты не имеют высшего образования или оно не соответствует занимаемой должности. Кроме того, анализ демографической ситуации в сельской местности свидетельствует о том, что лишь 15 % работников до 30 лет и 15 % работников пенсионного возраста заняты в сельском хозяйстве. Средний возраст механизаторов 53 года, а доярок — 51 [3, 7].
В настоящее время среди субъектов РФ наблюдается существенная дифференциация по уровню оплаты труда работников сельского хозяйства. К примеру, в 2013 г. в Иркутской области она составляла 21730 руб., а в Новосибирской области 11340 руб., при этом средний уровень оплаты труда в Сибирском Федеральном округе составлял 25790 руб.
За анализируемый период оплата труда выросла в 1,8 раза, а её минимальный размер увеличился до 5205 руб. (в 2,2 раза). Прожиточный минимум трудоспособного населения составил 7633 руб. (табл. 2) [4].
Таблица 2
Уровень оплаты труда работников занятых в сельском хозяйстве
Показатели |
2002г. |
2005 г. |
2007 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Минимальный размер оплаты труда, руб. |
450 |
800 |
2300 |
4330 |
4611 |
4611 |
5205 |
Прожиточный минимум трудоспособного населения, руб. |
1865 |
3138 |
3993 |
5956 |
6986 |
6827 |
7633 |
Средняя месячная заработная плата по экономике, руб. |
4360 |
8554 |
13527 |
20952 |
23369 |
26628 |
25790 |
Средняя месячная заработная плата в сельском хозяйстве, руб. |
1874 |
3646 |
6127 |
10668 |
12464 |
14129 |
13988 |
*По данным федеральной службы государственной статистики.
Рост среднемесячной заработной платы в среднем по экономике с 2002 г. составил 9,3 % ежегодно, что в 1,5 раза ниже, чем в отрасли сельского хозяйства. Однако для улучшения кадровой ситуации в сельской местности этого не достаточно [5].
Государство должно пересмотреть своё отношение к сельскому хозяйству, ведь в России оно имеет большое влияние на уровень благосостояния более чем 5,2 млн. человек и экономику страны в целом. В первую очередь необходимо улучшить жилищные условия и развивать социальную инфраструктуру. В сельском хозяйстве особое внимание следует уделять росту производительности труда и росту рентабельности производственных процессов. Это позволит изыскать средства на увеличение заработной платы минимум до уровня прожиточного минимума. Реализация предлагаемых мероприятий позволит повысить приток молодых квалифицированных кадров в сельскую местность, что послужит толчком к ускорению темпов её инновационного развития.
Литература:
1. Матвеев Д. М. Мотивация персонала в условиях модернизации сельского хозяйства / Д. М. Матвеев, А. Т. Стадник, С. А. Шелковников, Н. В. Григорьев // Вестник АГАУ. 2012. — № 1(87). — С. 119–122.
2. Официальный интернет-портал Министерства сельского хозяйства. Режим доступа: http://www.mcx.ru/
3. Курцев И. В. Научно-технический прогресс в сельском хозяйстве Сибири(в прошлом-на рубеже веков-в будущем) / И. В. Курцев; РАСХН. Сиб. отд-ние. СибНИИЭСХ. — Новосибирск, 2001. — 284 с.
4. Матвеев Д. М. Развитие малых форм бизнеса в сельском хозяйстве / А. Т. Стадник, Д. М. Матвеев, М. Г. Крохта, П. П. Холодов // Вестник АГАУ. 2012. — № 11(97). — С. 119–123.
5. Кириллов С. Л. Стратегия развития сельского хозяйства Новосибирской области до 2020 года // Вестн. Новосиб. гос. аграр. ун-та. — 2009. № 9. — С. 72–77.
6. Матвеев Д. М. Повышение мотивации труда работников сельскохозяйственных организаций на основе управления технологическими процессами / А. Т. Стадник, Д. М. Матвеев // Вестн. Новосиб. гос. аграр. ун-та. — 2009. № 2(10). — С. 82–85.
7. Кириллов С. Л. Основные направления повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции / С. Л. Кириллов, Н. И. Вахневич // Вестн. Новосиб. гос. аграр. ун-та. — 2006. № 5. — С. 74–77.