В настоящее время увеличивается количество подростков, которые умеют работать с компьютерными программами, а так же играть в компьютерные игры. Несмотря на положительные стороны компьютеризации следует отметить и негативные последствия этого процесса, которые влияют на социально — психологическое здоровье подростков. Негативным явлением данного процесса является компьютерная зависимость. специалисты классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами.
Проблемой компьютерной зависимости, занимались такие ученые, как К.Янг, И.Голдберг, Д.Гринфилд, Д.Хоффман, Т.Новак, А. Е. Жичкина, В. А. Лоскутова, О. Н. Арестова, Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, Д. Гроссман, М. С. Иванов, М. Лорд, К. Рое, С. А. Шапкин, и др.
Аддиктивное поведение — это форма отклоняюшегося поведения, с наличием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния, осуществляемого посредством злоупотребления различными веществами (табакокурение, алкоголь, наркотики) или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, направленных на развитие и поддержание интенсивных эмоций [1, с.9].
Е. В. Змановская и В. Ю. Рыбников выделяют следующие общие признаки аддиктивного поведения.
Во-первых, зависимое поведение определяется устойчивым стремлением личности к изменению психофизического состояния. Любой обьект зависимости, будь то алкоголь, наркотик или игра, позволяет аддикту испытывать значимые для него переживания, к которым он стремиться, но не может достичь самостоятельно. Круг этих психоэмоциональных состояний чрезвычайно широк: от умиротворяющего спокойствия и прилива энергии до оргастических и экстремальных переживаний.
Во- вторых, формирование аддикции сопровождается снижением контроля личности над влечением к объекту зависимости. Данное влечение переживается подростком как импульсивно-категоричное, непреодолимое, не насыщаемое. Внешне это выглядит как борьба с самим собой, а чаще — как утрата самоконтроля, сначала над своим поведением, а затем и своей жизнью.
В-третьих, аддиктивное поведение появляется не внезапно, оно представляет собой непрерывный процесс формирования и развития аддикции. Аддикция имеет начало, индивидуальное течение и исход.
Длительность и характер протекания стадий формирования аддикции зависят от особенностей объекта и индивидуальных особенностей аддикта (например, возраста, социальных связей, интелекта, способности к сублимации).
Следующей особенностью зависимого поведения является — цикличность. Фазы одного цикла можно описать следующим образом:
- Наличие внутренней готовности к аддиктивному поведению;
- Усиление желания и напряжения;
- Ожидание и активный поиск объекта аддикции;
- Получение объекта и достижение специфических переживаний;
- Расслабление;
- Фаза ремиссии.
Далее цикл повторяется с индивидуальной частотой и выраженностью. Аддиктивное поведение вызывает изменения личности и социальную дезадаптацию. Появляются типичные социально-психологические изменения, которые сопровождают формирование аддикции. Важнейшее значение имеет формирование аддиктивной установки — совокупности когнитивных, эмоциональных и поведенческих осовенностей, вызывающих аддиктивное отношение к жизни. [2, с.117]
Одной из форм аддиктивного поведения является компьютерная зависимость. Термин «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г.
Компьютерная зависимость относится к одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется желанием уйти от обыденности, повседневности путем изменения собственного эмоционально-психического настроения.
Компьютерная зависимость состоит из следующих зависимостей: зависимость от компьютерных игр, сетевых игр, Интернет зависимость [3, с. 14].
Больше всего подвержены к развитию компьютерной зависимости подростки в возрасте от 10 до 18 лет.
Под влиянием компьютерных игр у ребенка часто даже в раннем возрасте сформируется аддиктивное поведение, которое характеризуется стремлением уйти от реальности путем изменения своего психического состояния. Происходит процесс, в процессе которого ребенок не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своём личностном развитии. Увлекаясь компьютером, ребенок гораздо меньше интересуется обыкновенными игрушками и все чаще стремится к виртуальным играм.
Большинство ролевых компьютерных игр рассчитано на подростковый возраст. Эти игры написаны людьми старшего поколения, без учета возрастных психологических особенностей. Подобные игры сильно влияют на формирование личности в период активной социализации и усвоения социальных ролей.
М. И. Иванов, разделил игры на два класса — на ролевые и неролевые, каждая из которых имеет свои специфические черты.
Ролевые компьютерные игры: их главное качество — максимальное воздействие на играющего, личное «вхождение» в игру [4, с.10].
- Игры от первого лица.
Такие игры отличаются максимальной силой «затягивания» или «вхождения» в виртуальный мир. Главной особенностью является то что вид от первого лица, дает участнику видимое сращение с компьютерным героем, целиком вводит человека в роль. В течение даже короткого отрезка времени игрок начинает все более удаляться от действительности, сосредоточивая свое внимание только на виртуальной реальности.
- Игры от третьего лица.
Данные игры отличаются минимальным «врастанием» в персонаж. Игрок видит героя со стороны и управляет его действиями. Отождествление себя с виртуальным героем не происходит слишком явно, а соответственно мотивационная включенность и личностные переживания не выражены так, как в играх с видом от первого лица.
- Руководительские игры.
Особенностью этих игр Является то, что игроку предоставляется право управлять деятельностью подчиненных ему компьютерных героев. Это единственная серия ролевых игр, где роль не определена конкретно, а придумывается участником. Благодаря этому глубина погружения в игру и свою роль может стать максимальной только у лиц, отличающихся болезненным воображением.
Неролевые компьютерные игры: основанием для выделения этого типа можно назвать то, что участник не отождествляет себя с виртуальным героем, поэтому психологические процессы формирования зависимости и воздействие игр на личность индивида имеют свою особенность и в целом не так ярко выражены. Предпосылки игрового процесса заключаются в азарте прохождения или набора большего количества баллов [4, с.12].
Больше всех к компьютерной зависимости склонны дети, котрые имеют конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьезным увлечениям. Они находят в виртуальном мире «отдушину» и самоутверждаются при помощи игры.
При выраженной компьютерной зависимости ребенок социально дезадаптирован, или на фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности возможно появление повышенной агрессивности и асоциального поведения.
Большинство компьютерных игр показывают подросткам насилие, безнаказанность, вседозволенность. Подростки теряют чувство реальности и начинают транслировать сюжеты и действия игр на реальную жизнь.
В подростковом возрасте формируются ценностные ориентации: понятия добра и зла, милосердия и жестокости, дружбы и предательства, любви и ненависти. Под влиянием компьютерных игр реальность искажается как в кривом зеркале. У подростков возникает эмоциональная холодность, замкнутость, они не способны сопереживать, контролировать свои поступки, возникает психологический инфантилизм (не умение брать на себя ответственность).
Таким образом было рассмотрено что представляет собой аддиктивное поведение и компьютерная зависимость. Существует в настоящее время большое количество компьютерных игр, которые привлекают множество подростков. Ролевые игры позволяют войти в игру, стать ее полноценным участником, уйти таким образом от реальности настоящей и обрести другую, которая может дать им новые силы и принести новые эмоции. Поэтому ролевые компьютерные игры оказывают существенное влияние на личность человека и вызывают постепенное привыкание.
Литература:
1. Тихомиров О. К. Психология компьютеризации / О. К. Тихомиров — Киев, 2010. — 245с.
2. Психология зависимости: Хрестоматия/ Сост. к.В.Сельченок. — Мн.: Харвест, 2008. — 592 с. ISBN 985–433–825–8 985–13–0033–0 5–17–001913–0
3. Иванов М. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера / Психол. журн. — 2003. -- Т. 24, № 2. — с. 41- 47.
4. Компьютерные игры и их возможное влияние на здоровье детей и подростков / М. Л. Кочина, Л. В. Подригало, В. М. Синайко, А. В. Яворский и др. //Укр. ШСН. психоневрологи. — 2001. — Т. 9, вып. № 1. — с. 15–21.