В статье приведены данные о взаимосвязи функционального состояния сердечно-сосудистой системы и уровня тревожности школьников. Обследованные подростки были поделены на группы в зависимости от успешности адаптации к учебному процессу. Наименьший процент высокотревожных детей определялся в группе с успешной адаптацией. Было установлено, что высокая личностная и ситуативная тревожность способствует появлению неблагоприятных адаптационных изменений в процессе обучения.
Ключевые слова: подростки, успешность адаптации, уровень тревожности, сердечно-сосудистая система.
Статистические данные свидетельствуют о том, что количество школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам, за последние годы значительно возросло. В связи с этим особое значение приобретает мониторинг функционального состояния сердечно-сосудистой системы [4, с. 335, 5, с. 153].
Известно, что сердце является эффективным индикатором, способным определить потенциальный уровень приспособляемости вегетативных функций организма, развивающихся под влиянием мышечной деятельности. От его функционального состояния, которое очень быстро достигает предела своей производительности, зависит и физическая работоспособность [3, с. 45].
Выделяют две основные группы риска школьной тревожности и как следствие дезадаптации. Однако до сих пор не ясно, насколько эти психометрические данные у школьников коррелируют с функциональным состоянием сердечно-сосудистой системы, с гормональным статусом и прочими показателями благополучного или уже неблагополучного функционального состояния организма человека. Это знание позволило бы взаимно проверить надежность различных показателей в предсказании школьной тревожности и в целом — определить оптимальный набор психологических и психофизиологических показателей для мониторинга. Вслед за многими отечественными авторами мы рассматриваем физиологические показатели психического состояния человека, например, тревожности, в качестве психофизиологических коррелятов [6, с. 96].
Цель работы: исследовать взаимосвязь уровня тревожности и функционального состояния сердечно-сосудистой системы школьников в зависимости от пола и возраста.
Наше исследование проводилось на базе общеобразовательного лицея им. Е. Г. Лукьянец г. Ишима. В исследовании приняли участие 162 учащихся из них 85 девушек и 77 юношей в возрасте 13–15 лет. Все обследованные подростки были распределены по возрастным группам и по уровням адаптации к образовательному процессу.
Для достижения результатов мы использовали следующие методики:
1)Измерение частоты сердечных сокращений: частота сердечных сокращений (ЧСС) определялась пальпаторно с помощью секундомера путем подсчета количества пульсаций на правой лучевой артерии за минуту.
2) Исследования артериального давления у подростков: измерение систолического (АДС) и диастолического (АДД) артериального давления проводили по аускульптивному методу Н. С. Короткова, с использованием тонометра на правой руке, до и после уроков, в течение двух недель в середине каждой четверти, на протяжении двух лет.
3) Определение индекса функциональных изменений: индекс функциональных изменений (ИФИ) предложен Р. М. Баевским и А. П. Берсеневой в 1986 году для оценки уровня функционирования системы кровообращения и определения ее адаптационного потенциала, который определяется в условных единицах и вычисляется по формуле [1, с. 68, 2, с. 86]:
ИФИ = 0,013ЧСС + 0,016САД + 0,007ДАД + 0,016В + 0,004МТ — 0,008Р — 0,32
4) Определение уровня тревожности: исследование уровня тревожности проводилось по методике Ч. Д. Спилбергера, адаптированной Ю. Л. Ханиным.
У 73 % учащихся, относящихся к первой группе с удовлетворительной адаптацией к образовательному процессу, отмечался нормальный уровень ситуативной тревожности. Повышенный уровень тревожности был выявлен у 13 % учащихся. Низкий уровень ситуативной тревожности был характерен для 13 % школьников 1 группы с удовлетворительной адаптацией. 2 группа учеников с напряжением механизмов адаптации характеризовалась возрастанием количества подростков с высоким уровнем ситуативной тревожности (36 %). Наибольшее число подростков с высоким уровнем ситуативной тревожности отмечено нами в группе с неудовлетворительной адаптацией — 56 %.
Полученные результаты вполне объяснимы с точки зрения того, что важнейшим компонентом адаптационного процесса является изменение эмоционального состояния: сохранение высокого уровня эмоционального напряжения, нервозности, то есть черт, являющихся проявлением высокого уровня ситуативной тревожности.
Исследование уровня ситуативной тревожности в зависимости от возраста выявило, что от 8 к 10 классу процент школьников с высокой тревожностью, относящихся к группе с неудовлетворительной адаптацией остается практически неизменным, при этом снижается количество учеников с умеренной тревожностью, относящихся к 1 и 2 группам с удовлетворительной адаптацией и напряжением механизмов адаптации.
Рис. 1. Уровень ситуативной тревожности в зависимости от уровня индекса функциональных изменений. 1 группа с удовлетворительной адаптацией; 2 группа с напряжением механизмов адаптации; 3 группа с неудовлетворительной адаптацией.
Рис. 2. Уровень личностной тревожности в зависимости от уровня индекса функциональных изменений. 1 группа с удовлетворительной адаптацией; 2 группа с напряжением механизмов адаптации; 3 группа с неудовлетворительной адаптацией.
У большинства обследованных подростков, характеризующихся удовлетворительной адаптацией (73 %) был выявлен нормальный уровень личностной тревожности, школьников с высоким уровнем тревожности отмечено не было. У большинства учеников, характеризующиеся неудовлетворительной адаптацией отмечался высокий уровень личностной тревожности (67 %), а лиц с низкой тревожностью вообще зарегистрировано не было.
Высокий уровень личностной тревожности оказывает дезорганизующее влияние на интеллектуальную деятельность, что проявляется в функциональном состоянии организма, особенно в условиях, при которых требования к эффективности интеллектуальной деятельности достаточно высоки.
Таким образом, на основе полученных результатов мы можем констатировать, что высокая личностная и ситуативная тревожность способствует появлению неблагоприятных адаптационных изменений в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы при обучении в общеобразовательном учреждении.
Выявлена разная степень напряжения регуляторных систем в исследуемый период онтогенеза, характеризующий разную «цену» адаптации к учебным нагрузкам. В соответствии с этим подростки были поделены на группы в зависимости от успешности адаптации к учебному процессу: с удовлетворительной адаптацией, напряжением механизмов адаптации и неудовлетворительной адаптацией.
Наименьший процент высокотревожных детей определялся в группе с успешной адаптацией. В группах с удовлетворительной и неудовлетворительной адаптацией количество таких подростков составляло 55–73 %. Особенности психо-эмоциональной сферы подростков оказывают влияние на характер приспособительных изменений в процессе учебной деятельности. Высокая личностная и ситуативная тревожность способствует появлению неблагоприятных адаптационных изменений в процессе обучения.
Материалы исследования могут быть использованы в педагогических и врачебных наблюдениях за состоянием здоровья школьников для увеличения качества управления учебно-воспитательным процессом, разработки программ оздоровления. Установленные в работе факты могут быть использованы в лекционных курсах ВУЗов медицинского и биологического профиля.
Литература:
1. Баевский, Р. М. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем [Текст] / Р. М. Баевский, Г. Г. Иванов, Л. В. Чирейкин и др.// Вестник аритмологии. — 2001.-№ 24. — С.65–87с.
2. Баевский, Р. М. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе [Текст] / Р. М. Баевский, О. И. Кирилло, С. З. Клецкин. — 1984.- 221с.
3. Баранов, А.А., Кучма, В.Р., Сухарев, Л. М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях [Текст] / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарев// ГЕОТАР МЕДИЦИНА. — 2008 г. — С.46–69.
4. Каташинская, Л.И., Губанова, Л. В. Изменение функционального состояния организма школьников в процессе использования на уроках информационных технологий [Текст] / Л. И. Каташинская, Л. В. Губанова // Современные проблемы науки и образования № 3. — 2013 г. — С.335.
5. Каташинская, Л. И. Мониторинг функционального состояния психофизиологических параметров школьников [Текст] / Л. И. Каташинская // Экологический мониторинг и биоразнообразие. — 2012 г. — С.153.
6. Каташинская, Л.И., Лавриков, А. В. Распределение типов кровообращения подростков в зависимости от пола, уровня физической работоспособности и физического развития [Текст] / Л. И. Каташинская, А. В. Лавриков // Экологический мониторинг и биоразнообразие. — 2013 г. — С. 96–98.