Ребенок является самым дорогим в жизни каждого человека. Это тот человек, который независимо от поступков и отношения родителей будет продолжать их любить. Это подтверждает непонятное для многих окружающих желание ребенка найти своего родителя, который когда-то его оставил. А ведь, самой надёжной защитой для него является крепкая и дружная семья. Но, к великому сожалению, каждый год большое количество детей остаются без родительского попечения, и тогда они признаются детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей при живых родителях, и должны быть устроены на попечение.
По словам В.Матвиенко главы Совета Федерации РФ «ежегодно число «отказников» среди новорожденных составляет 7–8 тысяч человек, почти 4,5 тысячи детей возвратили уже усыновившие их семьи, почти у 85 % сирот живы родители. [1]
Если ранее, сиротство было вызвано бедностью, то в настоящее время оно дополнено упущением духовного воспитания, плохим состоянием института семьи, особенно наличие вида браков, юридически не имеющих силу, вносят сюда лепту, непонятным образом жизни некоторого процента жителей и прочие явления современной жизни. По мнению О. А. Атькова «..раньше у нас было участливое отношение к детям, а потом его утратили. Вот, кстати была бы достойная цель — добиться того, чтобы в нашей стране не было ни одного беспризорного или сироты. У нас богатое государство, и нам это вполне по силам». [2]
Проблема сиротства остается быть одной из главных проблем в области защиты прав детей, но, жилищное обеспечение таких детей составляет еще одну большую проблему. Ведь, несмотря на эти обстоятельства, каждый из них при рождении приобретает права и обязанности, осуществление которых возможно лишь по мере взросления.
Государство призвано в свою очередь охранять и защищать права любого гражданина посредством принятия законов разного уровня и выработки механизмов их реализации. Учитывая постоянные изменения в экономике, социальной сфере и других сферах государства, постоянным является и обращение к законодательству Российской Федерации с целью выяснения противоречий и предложений по его совершенствованию. [3]
Конституция Российской Федерации как главный источник прав человека использует термин «каждый», подразумевающий и права детей — лиц, не достигших возраста 18 лет. В число множества конституционных гарантий входят государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, право на жилище и его неприкосновенность, что составляет материальную часть жизни каждого. Право каждого на жилище должно быть реализовано с учетом того, что Российская Федерация является правовым и социальным государством. На основе Конституции Российской Федерации данные гарантии прописаны в федеральном и региональном законодательстве.
Рассматривая вопрос о том, существуют ли несовершеннолетние граждане, не нуждающиеся в государственной защите, ориентируясь на положения статьи 40 Конституции Российской Федерации, можно отметить, что государство создало и продолжает создавать всем детям необходимые условия для осуществления их прав и свобод. Обеспечение, защита и охрана этих прав и свобод производится родителями детей. При их отсутствии, обеспечение, охрану и защиту прав детей берет на себя государство, что позволяет сделать вывод о том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждаются в государственной защите.
Реализация норм права представляет собой воплощение их предписаний в поведение субъектов права. Она имеет две стороны. Первая сторона — следование праву государством, в лице его органов и должностных лиц. Вторая — осуществление права в поступках граждан, должностных лиц, органов государства.
Формами реализации права называют их осуществление — использование возможностей, исполнение и соблюдение обязанностей (запретов). Реализация прав детей, нуждающихся в государственной защите, включает в себя любые юридические средства, обеспечивающие возможность осуществлять предоставленные законом субъективные права каждому человеку. Исходя из разграничения таких детей по возрастному признаку, можно отметить, что реализация прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может реализоваться ими до совершеннолетия и свыше 18 лет, принимая во внимание право лица, достигшего возраста 23 лет и старше, также реализовать данное право.
Государством осуществляется комплекс мер, направленных на обеспечение доступным и отвечающим условиям жильем граждан, в особенности обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа посредством вовлечения в оборот земельных участков для строительства, некоммерческих объединений граждан и индивидуальных застройщиков и т. д.
Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011–2015 и 2016–2020 годы служит инструментом реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», в рамках реализации которого отрабатывается комплексный подход при строительстве жилья экономического класса и объектов инфраструктуры на вовлеченных в экономический оборот земельных участках, примыкающих к крупным городам, при создании благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения формирования рынка доступного арендного жилья, способствующего увеличению количества граждан способных самостоятельно улучшить свои жилищные условия.
Упомянутая программа «Жилище» служит основой реализации государственных подпрограмм в каждом субъекте Российской Федерации, одной из которых является подпрограмма «Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в 2013–2020 годы», которая преследует цель — создать условия для реализации детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей право на однократное предоставление им благоустроенного жилого помещения на территориях субъектов РФ из создающихся специализированных жилищных фондов этих субъектов.
Программа есть, но при этом, реализация права детей на жилище остается быть несовершенной. Ведь известно каждому, что коррупция, незнание своих прав и прочие процессы ведут к результату, о котором известно каждому гражданину страны. Особенную часть составляет вопрос реализации своих законных прав на практике. Только в 2012 и первом полугодии 2013 года было возбуждено 29 уголовных дел о халатности и превышении должностных полномочий чиновников, по вине которых дети-сироты остались без жилья. Эти дела возбуждены в Чувашской республике, Краснодарском крае, Костромской, Ярославской областях и других регионах. Цифра не большая, однако, сколько остается неразглашенных подобных случаев, неизвестно.
Жилищное обеспечение на сегодняшний день — это больная тема и проблема, над совершенствованием которой работают различные специалисты в области права. Но перемены ставят новые задачи, тогда как существующие проблемы не до конца проработаны.
Литература:
1. Лебединская В. П. Положение и проблемы семьи в современной России //Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования. Учебный центр «Магистр». — № 4(7). — 2012. — С. 39–41.
2. Атьков О. А. «Только то государство имеет будущее, в котором семья будет рассматриваться как высшая первичная ценность» // Альманах «Развитие и экономика» — № 8. — Декабрь. 2013. — С. 12.
3. Лебединская В. П. Права ребенка и их защита в России. /Вестник ЕИУБП. 2010. — № 3. — С. 100–102.