В данной статье рассматриваются понятие системы внутреннего кооператива как совокупность организационной структуры управления, мер, методик и процедур, принятых и постоянно осуществляемых Советом директоров, исполнительными и контрольными органами, должностными лицами и иными сотрудниками компании.
Ключевые слова: Внутренний контроль, служба и система внутреннего контроля, система менеджмента качества.
В настоящий период времени в условиях нарастающей конкуренции становятся все более актуальными вопросы повышения эффективности внутреннего контроля производственных предприятий, в том числе и кооперативов. В свою очередь, это подтверждается Федеральным Законом от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который вступил в силу с 1 января 2013 года.[1]. В статье 19 закона идет пояснение, что экономический субъект должен организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления отчетности на предприятии. Организации, не подлежащие обязательному контролю и функциям ведения бухгалтерского учета, которые не возложены на руководителей, также должны организовывать внутренний контроль хозяйственной деятельности. В общем системой внутреннего контроля является «процесс, который организован и осуществляется представителями собственника предприятия, руководящими работниками, а также другими сотрудниками, которые обеспечивают достаточную уверенность в достижении определенных целей с точки зрения надежности финансовой и бухгалтерской отчетности, результативности и эффективности хозяйственных операций, и также соответствия деятельности нормативным правовым актам, которые ныне действую».
Понятие «система внутреннего контроля» содержит в себе совокупное соотношение мер организационного характера, определенных методик и процедур, которые используются руководством аудируемого лица, как средство упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, также выявления, исправлений и предотвращений ошибок и искажения информации, обеспечения сохранности активов и своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Главные задачи руководства предприятия заключаются в том, чтобы следить за эффективной системой внутреннего контроля и вовремя принимать меры по устранению недостатков этой системы. Введение системы внутреннего контроля (СВК) обеспечит надежность финансовой информации и снизит риски принятия ошибочных решений. Для того, чтобы привести в действие эту систему необходимо определить существенные риски, разработать регламентные процедуры, а также корректирующие действия, которые смогут исправить ситуацию. Затраты на предупредительный контроль будут более эффективными и помогут предупредить возникновение рисков. Введение системы внутреннего контроля на предприятии необходимо для того, чтобы повысить уровень эффективности работы его подразделений. При этом СВК (системы внутреннего контроля) позволит обеспечить достоверность информации, эффективно использовать ресурсы предприятия.
Необходимо определить подразделения, где возникают затраты и где будут разработаны регламентные процедуры. Все сотрудники организации должны будут выполнять контрольные процедуры, и делать это необходимо постоянно.
При этом в организации должны быть разработаны учетная политика, схема технологического процесса, график документооборота, а контроль – осуществляться на всех уровнях управления предприятием.
Внутренний контроль является комплексом мер и процедур, организованных руководством предприятия для того, чтобы обеспечить достоверность показателей учета (управленческого, оперативного, бухгалтерского), предотвратить искажения и неправомерные действия, а также для принятия наиболее оптимальных управленческих решений. Чтобы организовать систему внутреннего контроля она должна быть ориентирована на взаимосвязь «объект - субъект» и «субъект – субъект».
Таким образом, правильно организованная система внутреннего контроля способствует улучшению качества организации бухгалтерского учета экономического субъекта, что положительно влияет на развитие бизнеса и привлекает инвестиции; появляются новые возможности развития предприятия в связи с наличием налаженной и контролируемой системы финансового подразделения экономического субъекта; повышению эффективности работы филиалов и структурных подразделений в связи с надзором за их деятельностью собственниками предприятия и топ-менеджерами. [6]
В условиях рыночной конкуренции предприятия должны уделять особое внимание качеству продукции. Организации необходимо иметь сертификат менеджмента качества по системе ГОСТ Р ИСО 9001-2011 «Системы менеджмента качества». Сертифицированная по данной системе продукция всегда имеет на упаковке знак соответствия. Знак соответствия – это защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами Системы сертификации ГОСТ Р и указывающий, что система менеджмента качества организации соответствует требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2011 .
У системы менеджмента качества есть взаимосвязь с системой внутреннего контроля: мониторинг, контрольные процедуры и контрольная среда. Система менеджмента качества является составляющей системы внутреннего контроля. Однако, есть одно отличие система менеджмента качества не может предотвращать риски.
В настоящее время деятельность подразделений внутреннего аудита российским законодательством не регулируется. Исключение составляют кредитные организации и организации – профессиональные участники фондовых рынков. В связи с этим особенно актуальным становятся вопросы изучения особенности аудита в торговле и типичных ошибок, допускаемых бухгалтерами торговых организаций при ведении бухгалтерского учета.
Аудитор проявляет выполнение условий по отнесению торговой деятельности данного предприятия к конкретному виду, поскольку это сказывается на применении системы налогообложения. Розничная торговля проверяется на предмет соответствия условиям законодательства по применению Единого налога на вмененный доход.[4].
Единые требования для внешних аудиторов при рассмотрении работы службы внутреннего аудита установлены Федеральным правилом (стандартом) № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита».[3]. В стандарте дано определение понятия внутреннего аудита: «Внутренний аудит – контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением – службой внутреннего аудита. Функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля».
Внутренний аудит организовывается с учетом его специфики в организации,
поэтому существует несколько видов внутреннего аудита.
Качественный внутренний аудит позволит упорядочить организацию и структуру бизнес-процессов, что будет способствовать существенной экономии средств организации. Кроме того, в условиях несовершенства законодательства и нестабильности рынка поможет обеспечить правильный выбор, оптимально гибкой стратегии по отношению к внешним и внутренним условиям, сформировать современные подходы к повышению конкурентоспособности предприятия. Следует отметить, что выход на международные рынки капитала создает необходимость организовывать в компаниях службы внутреннего аудита. Наличие в организации внутреннего аудита – обязательное условие для внесения ценных бумаг в котировальные списки фондовых бирж, т.е. существенное составляющее профессионального имиджа организации. Для потенциальных инвесторов и кредиторов наличие правильного внутреннего аудита будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности организации. [5].
Если аудитор полагается на эффективность службы внутреннего аудита, то это повлияет на аудиторский риск и его оценку.
Реформирование аудиторской деятельности способствует, прежде всего, повышению качества аудита, являющегося инструментом обеспечения информационной и экономической безопасности граждан, бизнеса и государства. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 01.04.2003 г. № 4-П: было отмечено: "Необходимость обязательного аудита обусловлена такими обстоятельствами, которые – в целях защиты прав и законных интересов других лиц и обеспечения экономической безопасности Российской Федерации – требуют установления повышенных гарантий достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемых лиц"
Взаимодействие внутреннего и внешнего аудита возможно в том случае когда соблюдаются определенные условия: необходимо, чтобы внутренний аудитор был профессионально компетентным, также добросовестно выполнял свою работу и имел возможность свободного общения с внешним аудитором. Также внутренний аудитор обязан предоставлять внешнему аудитору свои программы, планы, отчеты, заключения и иную информацию, которая необходима для работы внешнего аудита.
Используя данную информацию внешний аудитор дает оценку на сколько эффективно выполнена работа службы внутреннего аудита.
При отсутствии взаимодействия субъектов внутреннего контроля и внутреннего аудита в организации, и также игнорирование предварительного контроля может привести на практике к финансовым потерям, возникающих в виде штрафов, пеней по результатам проведенных проверок со стороны налоговых органов.
Обязательным для службы внутреннего аудита является системный контроль за деятельностью структурных подразделений, то сеть объектов внутреннего контроля. Контроль необходим для локальных документов, хозяйственных операций, первичным документам, обоснованности отнесения норм естественной убыли, распределению затрат. Особая роль уделяется уровню существенности: чем ниже уровень существенности, тем больше необходимо проводить аудиторских процедур и тем меньшим является аудиторский риск. При оформлении результатов внутренний аудитор должен руководствоваться профессиональным суждением.
Необходимо разграничение ответственности субъектов внутреннего контроля. Данный фактор, влияееет на эффективность работы системы внутреннего аудита.
Международная некоммерческая организация AccountAbility выпустила документ, в котором предлагает новую концепцию определения уровня материальности
Материальность всегда определялась через призму финансовой отчетности (процент от выручки, чистых активов и т. п.). Но в последнее время инвесторы все больше внимания уделяют нефинансовым показателям. В итоге AccountAbility расширила определение материальности. Согласно видению этой компании, материальность необходимо применять к так называемому множественному капиталу, состоящему из пяти компонентов: производственный, финансовый, социальный, человеческий и природный.
Топ-менеджменту становится более сложно создавать основу для раскрытий в отчетности. Она призвана помочь:
- выявлять аспекты, являющиеся существенными не только для компании, но и для более широкого круга лиц;
- совершенствовать процессы, направленные на изучение и анализ существенных показателей;
- эффективно управлять материальностью, опираясь на внутренние источники информации;
- своевременно раскрывать договорные обязательства.
Что считать существенным, касается информации, необходимой заинтересованным лицам, которые могут повлиять на финансовые результаты компании в долгосрочной перспективе.
Определение материальности для пяти компонентов множественного капитала включает три основных этапа: идентификацию показателей, их приоритизацию и экспертизу.
Идентификация. Для выявления подходящих для компании экологических, социальных и экономических показателей и оценки их значимости компании должны:
- составить полный перечень показателей, которые имеют прямые краткосрочные финансовые последствия и которые можно соотнести со стратегией компании или лучшими практиками аналогичных предприятий отрасли;
- учесть все существенные мнения заинтересованных лиц;
- использовать как внутренние, так и внешние источники информации.
Приоритизация. Чтобы классифицировать показатели по значимости, компании должны:
- установить внутренние и внешние критерии для идентификации тех показателей, которые характеризуют драйверы бизнес-стратегий и финансовые результаты, и тех, которые наиболее важны для акционеров;
- это может быть простое разделение на существенные/несущественные показатели или более сложная шкала;
- оценить каждый показатель по согласованным критериям и отнести к соответствующей категории существенности. Это можно сделать с помощью качественного анализа или балльной системы оценок.
Экспертиза. Необходимо получить уверенность в том, что процесс определения материальных показателей верен и надежен, а также что бизнес принимает способы их нахождения, Процесс должен быть оценен штатными и сторонними экспертами и одобрен на уровне совета директоров. Важно убедиться, что методология определения материальности эффективно встроена в бизнес-процессы компании в части стратегического развития, управления финансовыми результатами, подготовки и сдачи отчетности.
Федеральным законом от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (принятым ГД ФС РФ 06.07.2007) описывается, что к субъектам малого и среднего предпринимательства должны относится внесенные в общий государственный реестр юридических лиц коммерческие организации и потребительские кооперативы (за исключением таких учреждений, как государственные и муниципальные унитарные предприятия), и также физические лица, которые внесены в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, так же индивидуальные предприниматели, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, упоминаются крестьянские хозяйства, которые соответствуют конкретным условиям. К субъектам малого и среднего предпринимательства могут быть отнесены не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели. К субъектам малого и среднего предпринимательства могут быть отнесены потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), крестьянские (фермерские) хозяйства. Также рассматриваются определенные критерии, которые отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, такие как: для юридических лиц – общая доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, также муниципальные образования, иностранные юридические лица, иностранные граждане, организации общественного и религиозного характера, благотворительные и иные фонды в уставном капитале названных юридических лиц не могут превышать 25% (за исключением только активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов). Доля участия, которая принадлежит одному или нескольким юридическим лицам, которая не является субъектом малого и среднего предпринимательства, не может превышать 25%; средняя численность сотрудников за предшествующий календарный год не может превышать такие предельные значения средней численности сотрудников для каждой категории субъектов среднего и малого предпринимательства:
1) от 101 - 250 человек включительно для средних организаций;
2) до 100 человек включительно для малых организаций; среди малых организаций выделяются микроорганизации– до 15 человек;
3) доход от реализации товаров (работ, услуг) не учитывая налог на добавленную стоимость или балансовую стоимость активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не может превышать предельные значения, которые установлены Правительством Рос-сийской Федерации для каждой категории субъектов среднего и малого предпринимательства.
Руководство по МСФО для микроорганизаций.
Стандартный показатель для малого и среднего и бизнеса (IFRS for SMEs) ежегодно меняется и становится более популярнее. Он основан на оригинальных МСФО, которые адаптированы для применения небольшими предприятиями.
Но, все же не все требования данного стандарта являются актуальными для микроорганизаций. Поэтому год назад Пол Пактер, член Совета по МСФО и председатель рабочей группы по внедрению МСФО для малого и среднего бизнеса (МСФО для МСБ), заявил, что для микроорганизаций будет разработано отдельное руководство в качестве подраздела стандарта для МСБ.
Как и предполагалось, новый документ содержит только те требования МСФО для малого и среднего бизнеса, которые могут понадобиться большинству микропредприятий. Базовые принципы признания и оценки активов, обязательств, доходов и расходов остались без изменения. По вопросам, которые не рассматриваются в руководстве, документ содержит ссылки на МСФО для МСБ.
В России признают поправки к МСФО для инвестиционных компаний.
Минфин России опубликовал проект приказа, который вводит в действие поправки к МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность», МСФО (IFRS) 12 «Раскрытие информации об участии в других предприятиях» и МСФО (IAS) 27 «Отдельная финансовая отчетность». Таким образом, после подписания приказа российские компании, подпадающие под требования Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 208ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», смогут применять эти новшества для подготовки консолидированной отчетности. [2].
Данные поправки были утверждены Советом по МСФО в конце октября 2012 года (см.«Инвестиционные компании освободили от консолидации», № 12, 2012). Согласно изменениям, компании, подпадающие под определение инвестиционных, освобождаются от консолидации своих дочерних компаний. Вместо этого инвестиционные компании будут вести учет инвестиций в дочерние компании по справедливой стоимости с отражением изменений через прибыль или убыток в соответствии с МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты». Изменения также предусматривают новые требования к раскрытию информации о деятельности инвестиционных компаний.
Согласно проекту приказа, поправки вступают в силу для добровольного применения со дня официального опубликования приказа. А для обязательного применения – с годовых периодов, начинающихся с 1 января 2014 года или после этой даты.
COSO выпустит обновленные Концептуальные основы внутреннего контроля
Комитет спонсорских организаций Комиссии Тредвея (COSO) в конце марта одобрил обновленный вариант документа «Внутренний контроль – концептуальные основы»
Представители COSO указывают, что фундаментальные принципы модели не поменялись: определение внутреннего контроля, а также требование об оценке эффективности пяти компонентов системы внутреннего контроля (СВК) остались прежними. Не изменилась и позиция COSO о важности профессионального суждения руководства при построении, осуществлении и оценке эффективности СВК.
В то же время обновленная Концепция содержит значительные доработки и пояснения, которые призваны облегчить использование модели. Одной из значимых доработок Концепции является гораздо большая детализация определений в отношении фундаментальных концепций (в модели 1992 года они именовались принципами) и связанных с ними пяти компонентов СВК.
Обновленная Концепция состоит из трех частей, представленных отдельными документами:
1) первая часть («Основные положения» (Executive summary)) содержит обзор основных принципов и требований модели;
2) вторая часть («Концепция и приложения» (Framework and Appendices)) содержит концептуальные положения модели: определение системы внутреннего контроля, а также компонентов и принципов, которые обеспечивают ее эффективное функционирование;
3) третья часть «Пояснительные примеры по оценке эффективности системы внутреннего контроля» содержит шаблоны и сценарии, полезные при практическом применении Концепции.
Помимо этого COSO разработал сборник подходов и примеров, иллюстрирующих применение Концепции при подготовке финансовой отчетности Новая Концепция станет обязательной к применению после 15 декабря 2014 года.
Литература:
1. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс] федер. Закон №-402-ФЗ: принят Гос. Думой РФ 06.12.2011г., в редакции от 28.12.2013// Консультант Плюс, 2014/ http://base.consultant.ru/cons/cgi (дата обращения 30.01.2014)
2. Совет по аудиторской деятельности Минфина России [Электронный ресурс]: от 29 мая 2008 г. Протокол № 66 «Методические рекомендации по внутреннему контролю качества аудита»/ http://www1.minfin.ru (дата обращения 28.01.2014)
3. Российская Федерация. Постановления. Федеральное правило (стандарт) № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» [Электронный ресурс] / № 696: утв. Постановлением правительства РФ от 23.09.2002 (ред. от 19.11.2008)// http://www1.minfin.ru/ru/accounting/audit/standarts/standarts_audit
4. Гуськова Т.Н. Об особенностях аудита на предприятиях торговли:/[Текст]/ Статья./ Материалы Второй заочной межвузовской научно-практической конференции «Актуальные вопросы инновационного развития экономических отношений»/ Филиал НОУ ВПО «Самарская гуманитарная академия» в г.Тольятти, 2012 г. –С. 22 – 28.
5. Васильева Е.А. Гуськова Т.Н. Организационный механизм системы внутреннего контроля экономического субъекта [Текст] // ВЕСТНИК ПВГУС серия экономика №2(28)-2013г.апрель –С. 93-97.
6. Васильева Е.А. Гуськова Т.Н. Внутренний аудит как основополагающее звено развития внутрихозяйственного контроля в системе правления организацией:/[Текст]Научное Издание/ IV //Международная научно-практическая Экономика управление: Новые вызовы и перспективы» 29-30 апреля, 2013 г, -С. 125-127.