В данной статье рассмотрены вопросы экономической безопасности субъекта в разрезе региональных программ городского поселения Конаково Тверской области, которая была направлена как на экономическое развитие города в целом, так и на региональную защищенность своих экономических субъектов.
Ключевые слова: программа развития, экономическая безопасность, субъекты бизнеса, малые и средние предприятия
В общем понимании - обеспечение экономической безопасности субъектов хозяйствования представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, направленных на эффективный и динамический рост национальных экономик, что способствует удовлетворенности потребностей общества и государства, а также обеспечивает конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках и гарантирует защищенность от различного рода угроз и потерь.
В Российской экономике в настоящее время одновременно функционируют крупные, средние, и малые предприятия, а также широко представлена деятельность, основанная на личном и семейном труде (в виде индивидуальных предпринимателей, фермерских хозяйств и других форм собственности). Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. С одной стороны, устойчивой тенденцией научно – технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно – технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги. С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост мелкого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров.
В конце июня 2013 года в городе Конаково Тверской области, местные органы власти провели публичные слушания по утверждению новой городской целевой программы на 2014 год - «Развитие малого и среднего предпринимательства городского поселения город Конаково». По их результатам депутаты городского совета утвердили данную программу, которая была направлена как на экономическое развитие города в целом, так и на региональную защищенность своих экономических субъектов.
По состоянию, на конец 2012 года, в городе Конаково числилось 40,1 тысяча человек постоянно проживающих граждан, в том числе, 23,2 тысячи – это люди трудоспособного возраста. Из них 1269 человек – индивидуальные предприниматели. Помимо этого, в городе Конаково существует более ста малых предприятий, осуществляющих 13 видов экономической деятельности в сферах сельского хозяйства, строительства, оптовой и розничной торговли, услуг, гостиничного бизнеса, недвижимости, здравоохранения, образования и так далее. В тоже время, на 1 января 2012 года в городе зарегистрировано 297 безработных (а всего по району их 580 человек). В основном, это женщины и молодежь от 16 до 29 лет. В связи с кризисными явлениями в финансово-экономической сфере государства, в последние два года зафиксировано замедление роста числа предпринимателей. Именно поэтому, городские власти решили такими программами обеспечить экономическую защищенность как города в целом, так и их жителей.
Для города Конаково это не первая программа. Не так давно местные органы власти отчиталась по программе поддержки малого бизнеса, которая осуществлялась с 2012 по 2013 год. Свои цели она выполнила. В городе был открыт бизнес-центр, создан сайт малого и среднего предпринимательства www.konakovo-biznes.ru, совет по проблемам малого и среднего предпринимательства. Власть активно оказывает поддержку малому и среднему бизнесу. Через центр занятости населения люди получают экономическую помощь в виде субсидий – «стартового капитала» для организации своего собственного дела. В прошедшем году ею воспользовалось 26 человек. Общая сумма расходов на программу 2012-2013 годов составила 460 тысяч рублей, из них из областного бюджета – 400000 рублей и городского – 60000 рублей.
Таблица 1
Динамика числа субъектов малого и среднего бизнеса в Конаковском районе
Показатели |
На 01.01.2011г. |
На 01.01.2012г. |
Отклонение (+,-) |
Всего, в том числе: |
3171 |
3232 |
+61 |
Средние предприятия |
9 |
8 |
-1 |
Малые предприятия (юр. лица) |
115 |
102 |
-13 |
Микропредприятия (юр. лица) |
890 |
881 |
-9 |
КФХ (юр. лица) |
48 |
24 |
-24 |
Индивидуальные предприниматели |
2109 |
2217 |
+108 |
Конечно, проблем немало. В их числе отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов обеспечения предпринимателей, сложности с арендой производственных площадей и земли, длительный процесс ее оформления, нехватка квалифицированной рабочей силы ввиду ее оттока в Московскую область, и т.д. Учитывая, что в малом бизнесе сосредоточена и значительная часть торговли, возникает вопрос качества предоставляемых товаров и услуг. Органы местного самоуправления ограничены, по вмешательству в деятельность предпринимателей по данным вопросам, что снижает контроль, как в вопросах экономической безопасности самого субъекта, так и в вопросах безопасности их производств и услуг. Предприятия торговли используют эту бесконтрольность, что сказывается на качестве товаров, содержания торговых площадей, ценовой политике. В конечном итоге, страдает потребитель.
Принятая программа призвана решить существующие проблемы малого и среднего бизнеса. Основными направлениями работы, обозначенными в ней, являются:
1.Обеспечение доступа к муниципальному имуществу.
2.Содействие развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, консультационная и информационная поддержка.
3.Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
4.Пропаганда и популяризация предпринимательской деятельности.
5.Содействие росту конкурентоспособности и продвижению продуктов и товаров, работ и услуг субъектов малого и среднего предпринимательства на внешние рынки, развитие инвестиционной активности.
6.Инновации и промышленное производство.
7.Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, развитие микрофинансирования.
8.Совершенствование нормативно-правовой базы предпринимательской деятельности, снижение административных барьеров на пути его развития.
9.Создание условий для обеспечения законности, повышения качества производства, товаров и услуг.
Ожидаемые результаты реализации данной программы:
число субъектов малого предпринимательства на тысячу жителей должно возрасти не менее чем 25 единиц;
доля работников малого предпринимательства в общем объеме работников – 10%;
доля занятых в малом и среднем предпринимательстве должна возрасти до 30 процентов от общего числа экономически активного населения;
снижение уровня безработицы на 5%;
рост объемов продукции и услуг малого и среднего предпринимательства – на 20%;
увеличение общего объема продукции, выполняемого субъектами малого и среднего предпринимательства – на 15%.
Как видно из принятой программы и ожидаемых результатов, местные органы власти кардинально способствуют развитию малого предпринимательства, как одного из элементов экономической безопасности, как отдельного субъекта бизнеса, так и экономической безопасности целого городского поселения. Подобные шаги активно направлены на реализацию существующего целевого государственного тренда по поддержке малого предпринимательства.
Литература:
1. Материалы с сайта: konakovo-biznes.ru