Становление и дальнейшее развитие рыночных отношений в Российской Федерации тесно связано с повышением эффективности предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования. Важную роль в экономике играет процесс становления малого бизнеса как инструмента регулирования экономических отношений между отдельными секторами и сферами экономики, различными группами населения. Малое предпринимательство играет значительную роль в экономике. Развитый малый бизнес стимулирует платежеспособный спрос и способствует снижению социальной напряженности.
Термины «малый бизнес», «малое и среднее предпринимательство» - аналог английского оборота small and medium-sized enterprises (SME) - прочно вошли в обиход российских политических и деловых кругов. Содержание этого понятия имеет важное теоретическое и практическое значение, поскольку точное определение дает возможность наиболее полно отразить сущность малого бизнеса как особого социально-экономического явления [7].
П о н я т и е «п р е д п р и н и м а т е л ь с к а я д е я т е л ь н о с т ь» и м е е т огромное значение не только для организаций, но и для физических лиц. Если деятельность гражданина обладает признаками предпринимательства, ему необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (ИП), после чего он наравне с коммерческими организациями будет выступать участником правовых отношений, регулируемых гражданским, налоговым, административным, уголовным, трудовым и другими отраслями права.
Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя гражданин должен обладать такими общими признаками субъекта гражданского права, как:
правоспособность - способность иметь гражданские права и нести обязанности;
дееспособность - способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК РФ);
наличие местожительства, т. е. места, где гражданин проживает постоянно или преимущественно.
Осуществлять предпринимательскую деятельность могут только дееспособные граждане - граждане, которые в состоянии самостоятельно совершать юридические действия, заключать сделки и исполнять их, приобретать имущество и владеть им, пользоваться и распоряжаться им, заниматься предпринимательской или иной не запрещенной деятельностью, отвечать за причинение вреда другому лицу.
Правовой статус индивидуального предпринимателя определяется исходя из того, что наряду с коммерческими организациями он является полноправным участником хозяйственного оборота.
Предпринимательская деятельность без образования юридического лица наряду с малыми предприятиями имеет статус субъекта малого предпринимательства, на который распространяются меры государственной поддержки и установленные законодательством особенности налогообложения.
В соответствии со статьей 23 Гражданского кодекса РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями [1].
Кроме того, к предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей применяются и иные правовые акты, в которых это предусмотрено – Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001г. N 129-ФЗ (ред. от 21.12.2013) и др.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ПБОЮЛ), а также главы крестьянских (фермерских) хозяйств. [2]
К субъектам малого и среднего предпринимательства в России относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие критериям, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (в ред. от 28.12.2013г.) [3].
В РФ одним из критерием отнесения предприятия к малым является численность всего персонала как состоящего в штате, так и работающего по гражданско-правовым договорам.
Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
микропредприятия - 60 млн. рублей;
малые предприятия - 400 млн. рублей;
средние предприятия - 1000 млн. рублей. [3]
Государственная регистрация индивидуального предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности является первоначальным этапом организации бизнеса. Согласно пункту 1 статьи 23 Гражданского кодекса РФ физическое лицо приобретает статус индивидуального предпринимателя с момента его государственной регистрации.
Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей – это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях.
При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя документы предоставляются в регистрирующий орган, которым является районная инспекция ФНС.
Факт государственной регистрации о з н а ч а е т для и н д и в и д у а л ь н о г о п р е д п р и н и м а т е л я, что в о б щ е м с л у ч а е к его п р е д п р и н и м а т е л ь с к о й д е я т е л ь н о с т и п р и м е н я ю т с я правила ГК РФ, р е г у л и р у ю щ и е д е я т е л ь н о с т ь к о м м е р ч е с к и х юридических лиц. Отсутствие государственной регистрации вовсе не означает, что г р а ж д а н и н не з а н и м а е т с я б и з н е с о м. В статье 23 ГК РФ прямо указано: гражданин, осуществляющий предпринимательскую д е я т е л ь н о с т ь без о б р а з о в а н и я ю р и д и ч е с к о г о л и ц а, не в п р а в е с с ы л а т ь с я в о т н о ш е н и и з а к л ю ч е н н ы х им с д е л о к на то, что он не з а р е г и с т р и р о в а н в к а ч е с т в е и н д и в и д у а л ь н о г о предпринимателя. Фактически при возникновении споров с участниками гражданского о б о р о т а суд м о ж е т п р и м е н и т ь к т а к и м с д е л к а м п р а в и л а ГК РФ об о б я з а т е л ь с т в а х, с в я з а н н ы х с о с у щ е с т в л е н и е м п р е д п р и н и м а т е л ь с т в а.
С т а т у с и н д и в и д у а л ь н о г о п р е д п р и н и м а т е л я является для гражданина основным условием ведения п р е д п р и н и м а т е л ь с к о й д е я т е л ь н о с т и. [5]
Следует также отметить, что еще до н а ч а л а д е я т е л ь н о с т и ИП р е к о м е н д у е т с я о п р е д е л и т ь р е ж и м н а л о г о о б л о ж е н и я и о с о б е н н о с т и учета.
Деятельность субъектов малого бизнеса регулируется Налоговым кодексом РФ в части исчисления и уплаты налогов, поскольку льготное налогообложение малых предприятий является в настоящее время приоритетным направлением государственной политики. В настоящее время в России основными налоговыми режимами для субъектов малого бизнеса являются: единый налог на вменённый доход (ЕНВД), упрощённая система налогообложения (УСН), которые регламентируются, соответственно, главами 26.3 и 26.2 Налогового кодекса РФ.
Индивидуальные предприниматели, применяющие общую или упрощенную систему налогообложения (УСН), ведут учет доходов и расходов в Книгах учета доходов и расходов, утвержденных Приказом Минфина России от 22.10.2012г. № 135н, который заменил ранее действующий Приказ Минфина России от 31.12.2008г. N 154н. В то же время, Налоговым кодексом РФ не предусмотрено ведение налогового учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателями, переведенными на уплату единого налога на вмененный доход (ЕНВД), если иной деятельности они не осуществляют.
При регистрации ИП срок подачи заявления в налоговую инспекцию о п е р е х о д е на у п р о щ е н н у ю с и с т е м у н а л о г о о б л о ж е н и я (УСН) для в н о в ь зарегистрированных ИП -пять дней с даты р е г и с т р а ц и и в к а ч е с т в е н а л о г о п л а т е л ь щ и к а (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). Е с л и п я т и д н е в н ы й с р о к п о д а ч и з а я в л е н и я н а р у ш е н, то н а л о г о в ы е о р г а н ы м о г у т о т к а з а т ь в п р а в е п р и м е н е н и я УСН в т е к у щ е м налоговом периоде. В э т о м с л у ч а е ИП о с т а е т с я п о д а т ь з а я в л е н и е и п р и м е н я т ь д а н н ы й с п е ц р е ж и м т о л ь к о со с л е д у ю щ е г о н а л о г о в о г о п е р и о д а [4].
Таким образом, в настоящее время малое предпринимательство является важным сектором экономики. Поддержка развития и эффективная защита малого предпринимательства на государственном уровне является одним из основополагающих направлений социально-экономической политики нашего государства, поскольку ведет к росту численности среднего класса, уменьшению безработицы, повышению самосознания граждан и в конечном счете к увеличению доходности бюджета от налоговых поступлений и росту экономики и благосостояния всей страны. [6]
В Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и п о д д е р ж к а м а л о г о предпринимательства осуществляется по с л е д у ю щ и м н а п р а в л е н и я м:
ф о р м и р о в а н и е и н ф р а с т у р к т у р ы п о д д е р ж к и и р а з в и т и я малого предпринимательства;
создание л ь г о т н ы х у с л о в и й и с п о л ь з о в а н и я с у б ъ е к т а м и м а л о г о п р е д п р и н и м а т е л ь с т в а г о с у д а р с т в е н н ы х финансовых, материально-т е х н и ч е с к и х и и н ф о р м а ц и о н н ы х р е с у р с о в, а т а к ж е н а у ч н о т е х н и ч е с к и х р а з р а б о т о к и т е х н о л о г и й;
у с т а н о в л е н и е у п р о щ е н н о г о п о р я д к а р е г и с т р а ц и и субъектов малого предпринимательства;
поддержка внешнеэкономической деятельности с у б ъ е к т о в м а л о г о п р е д п р и н и м а т е л ь с т в а ;
о р г а н и з а ц и я п о д г о т о в к и, п е р е п о д г о т о в к и и п о в ы ш е н и я к в а л и ф и к а ц и и к а д р о в для м а л о г о п р е д п р и н и м а т е л ь с т в а.
Ф и н а н с о в о е о б е с п е ч е н и е г о с у д а р с т в е н н ы х и м у н и ц и п а л ь н ы х п р о г р а м м п о д д е р ж к и м а л о г о предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, с р е д с т в б ю д ж е т о в с у б ъ е к т о в Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и, с р е д с т в м е с т н ы х бюджетов, а также д р у г и х и с т о ч н и к о в.
В ч и с л е о с н о в н ы х ц е л е й и принципов государственной политики по развитию субъектов малого предпринимательства м о ж н о в ы д е л и т ь в в е д е н и е с п е ц и а л ь н ы х н а л о г о в ы х р е ж и м о в, у п р о щ е н и е правил ведения н а л о г о в о г о, б у х г а л т е р с к о г о у ч е т а и с т а т и с т и ч е с к о й о т ч е т н о с т и, ф о р м н а л о г о в ы х д е к л а р а ц и й по о т д е л ь н ы м н а л о г а м и с б о р а м, у с т а н о в л е н и е л ь г о т н о г о п о р я д к а п р и в а т и з а ц и и г о с у д а р с т в е н н о г о и м у н и ц и п а л ь н о г о и м у щ е с т в а, с п е ц и а л ь н ы х ф о р м у ч а с т и я в п р о ц е д у р а х р а з м е щ е н и я з а к а з о в на п о с т а в к у т о в а р о в и в ы п о л н е н и е у с л у г для г о с у д а р с т в е н н ы х и м у н и ц и п а л ь н ы х н у ж д. У с т а н о в л е н и с ч е р п ы в а ю щ и й п е р е ч е н ь с у б ъ е к т о в малого предпринимательства, которым не п р е д о с т а в л я е т с я г о с у д а р с т в е н н а я п о д д е р ж к а: к р е д и т н ы е организации, страховые организации, за исключением потребительских к о о п е р а т и в о в, и н в е с т и ц и о н н ы е ф о н д ы, н е г о с у д а р с т в е н н ы е пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ц е н н ы х б у м а г, л о м б а р д ы, у ч а с т н и к и с о г л а ш е н и й о р а з д е л е п р о д у к ц и и, п р е д п р и я т и я и предприниматели в с ф е р е и г о р н о г о б и з н е с а, а т а к ж е п р е д п р и я т и я и п р е д п р и н и м а т е л и, я в л я ю щ и е с я в с о о т в е т с т в и е с НК РФ н е р е з и д е н т а м и РФ, за и с к л ю ч е н и е м с л у ч а е в, у с т а н о в л е н н ы х м е ж д у н а р о д н ы м и д о г о в о р а м и. В в о д и т с я система статистического наблюдения за д е я т е л ь н о с т ь ю с у б ъ е к т о в малого предпринимательства п у т е м п р о в е д е н и я с п л о ш н ы х (о д и н раз в п я т ь лет) и в ы б о р о ч н ы х с т а т и с т и ч е с к и х н а б л ю д е н и й [7].
Следовательно, статус индивидуального предпринимателя является двойственным. С одной стороны, на предпринимателя распространяются нормы, регулирующие правовое положение гражданина как физического лица. С другой стороны, занятие предпринимательской деятельностью сближает индивидуального предпринимателя по статусу с юридическим лицом, так как нормы Гражданского кодекса РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, применяются и к деятельности индивидуального предпринимателя.
Литература:
1. Российская Федерация. Законы. Гражданский Кодекс РФ: Часть первая [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 54 – ФЗ: принят ГД ФС РФ 21 октября 1994 г. (ред. от 02.11.2013) // Консультант плюс: Версия Проф. – 2014.
2.Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая [Электронный ресурс]: федер. закон № 117 – ФЗ : принят ГД ФС РФ 05 августа 2000г. (в редакции от 28.12.2013) // Консультант плюс: Версия Проф. – 2014.
3.Российская Федерация. Законы. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон № 209-ФЗ: принят ГД ФС РФ от 24 июля 2007 г. (в редакции 23.07.2013г. N 238-ФЗ) // Консультант плюс: Версия Проф. – 2014.
4. Васильева, Е.А. Налоговый контроль как особая форма контроля хозяйствующего субъекта / Е.А. Васильева // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2010. - № 13. - С. 193-197
5.Васильчук, О.И. Основы обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг / О.И. Васильчук // Известия Академии управления: теория, стратегии, инновации. 2011. - № 5. - С. 12-16.
6.Коростелев, А.А. Современные подходы к моделированию технологии аналитической деятельности / А.А. Коростелев // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013. - № 1 (23). - С. 334-337.
7.Мильнер, Б., Орлова Т.О государственной системе поддержки малого бизнеса [Текст] / Б. Мильнер, Т. Орлова // Пробл. теории и практики упр. - 2013. - № 5. - С. 23-34.
8. Насакина, Л.А., Парамонова Л.А. Аналитические процедуры в аудите эффективности деятельности индивидуальных предпринимателей [Текст] / Л.А. Насакина, Л.А. Парамонова // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. – 2012. - № 3. – С.167-174.