Высшее образование в Эстонии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 04.04.2014

Статья просмотрена: 1556 раз

Библиографическое описание:

Савенкова, Т. И. Высшее образование в Эстонии / Т. И. Савенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4.2 (63.2). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/archive/63/10205/ (дата обращения: 16.11.2024).

В статье описывается возможность получения инновационного образования в Эстонии (странах Европейского Союза) на русском языке. Отмечается, что программы основаны на реальных потребностях рынка труда, что создает условия и возможность обучения для работающих и семейных людей, позволяет соотечественникам получить диплом европейского образца и учиться на русском языке.

Ключевые слова: управление образовательным процессом, инновационное образование, диплом европейского образца.

Глобализация экономики, постоянные изменения социально-экономической ситуации в стране и мире и, как следствие, изменения на рынке труда актуализируют проблемы связанные с профессиональным и личностным самоопределением. Расширение экономических свобод, вариативность и альтернативность образования в современном обществе обусловливают и позволяют выбирать, что учить и где учиться.

В разных странах ЕС образовательные системы могут различаться, однако практически везде среднее образование в государственных школах бесплатно, но закрыто для иностранцев не резидентов, элитные гимназии и частные школы - пансионаты - платные. Высшее образование включает бакалаврское и магистерское образование и др. Диплом о высшем образовании можно получить практически в любой стране. Существует несколько способов для соотечественников, россиян получить высшее образование бесплатно за границей и на любом направлении. Однако все они связаны с той или иной формой безвозмездной финансовой помощи или от учебного заведения, или государства, или частного, или общественного фонда и др.

 Бесплатное высшее образование можно получить в отдельных регионах Германии, Австрии, Греции, Дании, Италии, Норвегии, Финляндии, Франции, Чехии, Швеции и др. Если у вас есть потенциальный работодатель в Вашей стране или за границей и он готов оплатить ваше обучение, то это обстоятельство даёт вам много дополнительных возможностей и преимущества перед другими соискателями. Однако, есть и другие формы финансовой помощи для тех, кто хочет получить бесплатное образование. Это получение грантов и различных стипендий

·         Гранты - термин, обозначающий любую безвозмездную финансовую помощь на определенные цели, не подразумевающую возвращение соискателем полученных денежных средств. Присуждаются единовременно, для повторного получения гранта требуется повторное участие в конкурсе.

·         Стипендии - форма безвозмездной финансовой помощи, которые позволяют полностью или частично покрыть стоимость обучения и (или) проживания. Различают следующие виды: за таланты и достижения, демографические, по приоритетной специальности, институциональные, исследовательские. Эта форма финансовой помощи позволяет получить образование и в магистратуре или докторантуре или реализовать исследовательский проект. В зависимости от программы обучения, может предоставляться финансирование расходов на проживание от нескольких месяцев до нескольких лет со скидкой или без скидки стоимости обучения.

·         Ассистентура - форма финансовой помощи также как и исследовательские стипендии доступна только студентам докторантуры, реже - магистратуры. Она предполагает, что студент получает на обучение скидку или зарплату, подрабатывая в свободное от учебы время в качестве ассистента профессора.

Финансовую помощь проще получить для студентов магистратуры и докторантуры из европейских и третьих стран, по различным программам, например:

1. Erasmus - создает условия для студентов высших школ и научно-исследовательских институтов пройти период интегрированного обучения в другой стране, участвующей в программе «Обучение на протяжении всей жизни».
 2. Nordplus - поддерживает мобильность и сотрудничество ВУЗов.
 3. ErasmusMundus - стимулирует улучшение качества высшего образования в Европе и углубление межкультурного взаимопонимания путем сотрудничества с третьими странами и организации высококачественного обучения. 

 В государственных вузах, которые и предлагают образование за рубежомбесплатно, преподавание обычно ведется на национальном языке, так что для поступления придется или сдавать экзамены, или предъявить сертификат о прохождении международного языкового теста GMAT, TOEFL или IELTS. Важнейшее условие практически во всех случаях и везде — иностранный язык требуется на высоком уровне.

В Эстонии различают общее среднее образование, среднее профессиональное образование и высшее образование. Среднее образование — это 12 лет учебы. После средней школы абитуриенты поступают в высшие учебные заведения, конкурируя на места в университетах. Существует два типа высших учебных заведений: университеты и прикладные высшие учебные заведения. Отличие между ними состоит в том, что согласно Закону в университетах обучение ведется на всех 3 уровнях высшего образования (бакалавры, магистры и доктора) по различным направлениям, в прикладных высших учебных заведениях две ступени образования (бакалавры и магистры). В целом Эстонии предлагают более 100 программ обучения на степень бакалавра, магистра и доктора.

Эстония, интегрированая в Евросоюз, ведет активный обмен преподавателями в виде стажировок. Ведётся обмен студентами между европейскими вузами и один из семестров обучения студент может пройти обучение по программам Евросоюза в другом европейском университете. По окончании высшего образования в Эстонии присваиваются следующие квалификации:

·         первая стадия — диплом о прикладном высшем образовании, диплом степени бакалавра (уровень образования один и тот же);

·         вторая стадия — степень магистра или диплом по определенной специальности, где существуют свои правила, а степень магистра не выдается;

·         третья стадия включает степень доктора.

Дипломы о высшем образовании, полученные в Эстонии, признаются всеми странами Европейского союза, куда входит страна. В организации образования Эстония следует Болонскому процессу: бакалавр (3 года) – магистр (2 года) – доктор (4 года). Высшее образование в Эстонии основывается на соответствующем законодательстве: Закон об образовании, Закон об университетах, Закон о прикладных высших учебных заведениях, Закон о частной школе и др.

 Высшее образование в ЭР можно получить в самом известном государственном Тартуском университете и в самом быстро растущем Таллинском университете, специализирующемся на социальных и гуманитарных науках. В этих ВУЗах студенты могут учится не только на английском или эстонском, но и на русском с постепенным переходом на английский или эстонский. В состав Таллинского университета входит и Балтийская школа кинематографии.

Технологический университет в Таллине специализируется на преподавании технических, инженерных дисциплин и предлагает на эстонском и английском языке программы в области международных отношений и бизнеса.

Эстонская академия искусств, Эстонская академия музыки и театра, Эстонская университет эстественных наук — тоже как государственные вузы Эстонии преподают только на государственном, эстонском языке.

В настоящее время в Эстонии работают публично или общественно-правовые университеты (бывшие государственные) и частные. Кроме того, существует система колледжей при университетах (например, при Таллинском), где проводится обучение только на 1 ступени высшего образования. Преподавание ведется на эстонском, английском, русском (в основном в частных школах) языках.

Частные вузы Эстонии — Estonian Business School и Университет прикладных наук по предпринимательству (ЭУПНП) специализируются на бизнес-образовании. Университеты ведут активный приём зарубежных студентов. Обучение иностранных студентов ведётся в основном на английском языке и только в Университете Mainor — Эстонском университете прикладных наук по предпринимательству (ЭУПНП) можно обучатся, написать и защитить диплом на русском языке.

Получять высшее образование в Эстонии иностранцу целесообразно по ряду причин:

·         простая и прозрачная система поступления и приема,

·         международное признание дипломов,

·         достаточно широкое использование русского и английского языков,

·         бесплатный доступ в Интернет, WiFi покрывает практически всю страну,
развитая система поддержки студентов,

·         хорошее соотношение цены и качества,

·         достаточно безопасная и стабильная среда проживания.

Работать иностранным студентам во время учебы в Эстонии разрешается, если это не мешает занятиям.

По научно-исследовательским программам финансируемых Евросоюзом, частными компаниями эстонские университеты работают вместе с зарубежными университетами, подавая заявки на гранты и конкурсы совместно. В настоящее время особого внимания заслуживает работа по активному привлечению выпускников бакалавров и специалистов на магистерские программы, а на на этих программах следует вести активный международный обмен и зарубежные стажировки для повышения уровня подготовки магистров.

В рамках единого европейского пространства высшего образования в Эстонии продолжаетсяпроцесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы. Основные положения Болонской декларации, орентированной на активизацию европейской системы высшего образования позволили:

·         принять систему сопоставимых степеней

·         ввести двухцикловое обучение

·         внедрить европейскую систему перезачета зачетных единиц (система кредитов)

·         развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов)

·         расширить мобильность преподавательского персонала

·         содействовать европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий

·         внедрить внутривузовские системы контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателе.

В стране существует система государственного заказа на подготовку специалистов. Ежегодно Министерство образования заключает договора с университетами на основе базовой стоимости учебного места которая определяется правительством каждый год, на различные направления имеются определенные коэффициенты. Частные вузы также могут претендовать на государственный заказ .

На государственных местах могут учиться только студенты дневного отделения, т.е. студент должен ежегодно как минимум 30 кредитных пунктов из 40 возможных. В случае неполного освоения программ студент переводится на платное обучение.

 В Эстонии платное обучение ведется не только в частных вузах, но и в публичных университетах и прикладных вузах. И в Эстонии, и в ЕС в целом, существует несколько схем получения стипендии иностранными студентами на обучение, особенно на степень магистра и доктора. Одной из них является обучение в рамках программы Erasmus Mundus. Существует программа поддержки родственных народов, гранты на проведение краткосрочных исследований, изучение эстонского языка и культуры, и пр. Самостоятельно вузы предлагают стипендии на обучение, основанные на академических успехах соискателей.Обучающиеся в магистратуре и докторантуре, получают поддержку через программу DoRa от структурных фондов ЕС.

Для оценки качества образования в Эстонии используется стандарт высшего образования. Стандарт является общим рамочным стандартом высшего образования, где регламентируется количество кредитных пунктов по каждой программе, общее количество часов на практические занятия (для программ прикладного высшего образования), объем научной работы, требования к преподавателям (например, для программы подготовки бакалавра необходимо, чтобы не менее 50 проц учебных часов программы проводилось преподавателями с докторской степенью).

 Выдача разрешения на образовательную деятельность - лицензирование проводится только для частных вузов всех типов и курсов, имеющих длительность более 120 часов. В частных вузах лицензируется отдельно каждая программа (не в целом вуз), в лицензии указываются все программы, по которым вуз может проводить обучение и место - город, где вуз может проводить обучение. Лицензии выдаются на срок, например, если программа трехлетняя, то обычно лицензия выдается на 3 года.

 Для получения лицензии на реализацию программы бакалавра, магистра университет или прикладной вуз должен предоставить данные о материальной базе, письменное согласие на ведение конкретных дисциплин по программам вуза будущих преподавателей и др. Стандартом высшего образования установлено, что 50 процентов учебной нагрузки по программе должны иметь преподаватели вуза. Вузы могут выдавать государственные дипломы только после положительной аккредитации. Процесс аккредитации вузов Эстонии состоит из этапов - самоанализ (внутренняя система оценки качества, которая должна быть в университете), внешняя оценка качества, проводимая международной экспертной комиссией и совершенствование.

В Эстонии существует 2 типа аккредитации: аккредитация программ и институциональная аккредитации. В Эстонии три вида аккредитации: полная, условная и не аккредитация учебных программ. Выдача государственных дипломов связана с аккредитацией программ, а не вуза как целого. Существуют определенные трудности для старта институциональной аккредитации, т.к. например, вуз имеет аккредитованные программы, а институционально не может получить удовлетворительную оценку и др.

В Эстонии русский язык имеет статус иностранного. Закон Эстонской Республики «О государственном языке» 1995 года закрепил за эстонским языком статус единственного государственного языка. В соответствии с этим законом русский является иностранным и одним из языков национальных меньшинств и его использование можно структурировать в четырёх основных разновидностях:

·   русский как родной – для русскоговорящих

·   русский как иностранный – для коренных жителей

·   русский для детей соотечественников, обучающихся в национальных школах

·   для занятых бизнесом.

Русский язык в Эстонии востребован как язык делового общения, и межкультурной коммуникации и бизнеса. Он изучается как язык бизнеса, язык клиента, язык для получения информации и профессиональных знаний.

Эстонский университет прикладных наук по предпринимательству – инновационное учреждение, которое заслуживает особого внимания. В этом ВУЗе обучение происходит на дневном и или заочном отделениях на государственном, русском и английском языках. Университет ценит совместную работу с бизнесом благодаря чему программы всегда основаны на реальных потребностях рынка труда, создает условия и возможность обучения для работающих и семейных людей, позволяет соотечественникам получить диплом европейского образца и учиться на русском языке. Этот университет начал свою деятельность осенью 1992 года. До 2000 года университет носил имя Школы экономики Майнор (ШЭМ). Это была одна из первых частных школ Эстониии и имела права обучения на уровне высшего образования по четырем специальностям – управление бизнесом, финансовое управление, маркетинговое управление и психология на базе 3-летней программы, соответствующий Болонскому соглашению. В марте 1999 года добавилась новая специальность – инфо-технология.

 Быстрый рост числа студентов в ВУЗе создал предпосылки, как для повышения качества, так и для нового регионального расширения. В 2006 году была реорганизована академическая структура школы и образованы четыре института. Добавилась и новая специальность – дизайн. В 2008 году в 12 учебных центрах ВШМ в Эстонии обучалось 3745 студентов.

В 2009 году международную аккредитацию получили три учебные программы магистратуры ВШМ, a программа Primus выбрала Высшую школу Майнор в качестве своего наилучшего партнера. В апреле этого же года Школа организовала в Таллинне 20-ю юбилейную конференцию Space (European Network for Business Studiesand Languages).

13-15 октября 2010 г. Высшей школе Майнор в сотрудничестве с Советом ректоров прикладных высших школ (СРПВШ) было предоставленно право организовать в Таллинне 20-ю юбилейную конференцию EURASHE (European Association of Institutions in Higher Education). Начиная с 1 декабря 2010 г. Высшая школа Майнор стала именоваться Эстонским университетом прикладных наук по предпринимательству (ЭУПНП). Этот университет является крупнейшим частным, высшем учебным заведением в Эстонии с самой обширной сетью учебных центров. Одно из отделений этой Высшей школы расположено в Таллине в т.н. эстонской силиконовой долине, на территории технопарка Юлимисте – Ülemiste City– Targa Äri Linn–Город умного Бизнесa.

В ЭУПНП можно обучаться на уровне, как прикладного высшего образования, так и магистратуры.. На уровне прикладного высшего образования можно обучаться по четырем основным специальностям – предпринимательству, управлению, инфо-технологии и творческому предпринимательству в области дизайна и другим специальностям. В магистратуре можно обучаться по трем учебным программам: финансовое управление предприятием, инфо-технологическое управление, туристический бизнес и управление обслуживанием.

 Миссией Эстонского университета прикладных наук по предпринимательству является увеличение интеллектуального капитала и повышение предприимчивости, а также продвижения творчества. Основные ценности ВУЗа:

·    заботливость – без принуждения, теплая и дружественная

·    академичность – основанная на науке, качественная, нацеленная на проведение в жизнь

·    современность – международная, инновационная, динамичная.

 Окончательный процесс перехода на обучение с разделением бакалавриата и магистратуры произошёл относительно недавно при финансовой поддержке Европейского союза. Программы бакалавров рассчитаны на обучение три года. Обучение в магистратуре длится два года. За время обучения в Высшей школе предпринимательства часть курса в течение семестра можно пройти в другом европейском университете.

Эта Высшая школа предпринимательства при поддержке программы ESF Primus запустила программу студенческого тьюторства. Сегодня студент-старшекурсник помогает первокурсникам влиться в учебный процесс. Он дает советы и обьясняет : что важнее всего знать в связи с учебой; как и где можно найти информацию об организации учебного процесса; какова структура нашего учебного заведения и какие важные для студента подразделения в нем есть; какие возможности предлагает школа и как пользоваться системой учебной информации; каковы права и обязанности студентов; каких традиций придерживается наша школа. В Школе большое внимание уделяется практике на рабочем месте, которая является неотъемлемой, составной частью процесса подготовки cпециалиста.

Литература:

1.      Ерохина Л.И., Наумова О.Н. Управление подготовкой специалистов в системе менеджмента качества вуза// Гуманизация образования. 2009. № 2. С. 123-129.

2.      Кислицын К. Н. Болонский процесс как проект для Европы и для России // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2010. - № 11 - Высшее образование для XXI века.

3.      Саал Т.Р., Савенкова Т.И., Вклад школы предпринимательства в развитии качества образования и инновационной экономики Эстонии. XI Международная научно-методическая конференция Управление качеством в современном вузе. Международный Банковский Институт. Спб. 2013.

4.      Шлегель О.А , Васильчук О.И., Лукоянова А.С. Эффективность, организация услуг образовательного учреждения// Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012. № 26. С. 94-97.

5.      Эстонский университет прикладных наук по предпринимательству [Электронный ресурс]: https://www.eek.ee/

Основные термины (генерируются автоматически): Эстония, высшее образование, программа, ВУЗ, обучение, русский язык, университет, эстонский, Высшая школа, Эстонский университет.


Ключевые слова

управление образовательным процессом, инновационное образование, диплом европейского образца

Похожие статьи

Высшее образование на русском языке за рубежом

В статье описывается возможность получения высшего образования на русском языке в странах Европейского Союза. В виде примера приводится Договор о сотрудничестве с ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный университет сервиса», в соответствии с которым, р...

Некоторые аспекты развития образовательных технологий

Обучение студентов и молодежи современным информационным технологиям педагогическими кадрами направлено на формирование навыков свободной работы в электронном и дистанционном обучении, с пакетами офисных программ. Также, предусмотрено использование о...

Интерактивные формы профессионально ориентированного иноязычного обучения в вузе как способ активизации коммуникативных компетенций студентов

В статье рассматриваются наиболее перспективные формы обучения иностранному языку в процессе вузовской подготовки специалистов, которые способствуют развитию коммуникативных навыков студентов.

Информационные технологии в дистанционном обучении

В данной статье рассматриваются информационные технологии как средство для дистанционного образования. Для этого были сравнены традиционные способы обучения с основными образовательными технологиями дистанционного обучения. Рассмотрены плюсы и минусы...

Вопросы преподавания русского языка студентам инженерно-экономического вуза с узбекским языком обучения

В статье освещены приёмы и методы обучения русскому языку в группах с национальным языком обучения инженерно-экономического вуза в целях формирования навыков будущей профессиональной деятельности.

Актуальность владения иностранным языком в современном мире

В статье говорится об актуальности владения иностранным языком как одном из условий успешной адаптации в социальном пространстве, и рассматривается английский язык как самый востребованный на сегодняшний день. Авторы говорят о причинах изучения инос...

Управление интеллектуальной собственностью как фактор повышения уровня профессиональных компетенций студентов технических специальностей на примере железнодорожного вуза

В нашей стране знания в области интеллектуальной собственности часто недооценивают. Между тем, элементарные знания необходимы, в том числе, техническим специалистам для осуществления научно-исследовательской, предпринимательской и других видов деятел...

Изучение опыта в обучении профессионально ориентированному иностранному языку в технических вузах зарубежных стран и Республики Казахстан

Формы подготовки будущих учителей начальных классов в зарубежных странах

В статье определена проблематика применяемых форм для подготовки будущих учителей начальных классов в России. Доказано, что в контексте модернизации высшего педагогического образования большие перспективы имеет изучение и учет позитивного опыта профе...

Направления совершенствования рынка образовательных услуг в Таджикистане

В статье обосновывается необходимость постоянного пересмотра образовательных программ и улучшение проведения производственных практик студентов ВУЗов Таджикистана с целью обеспечения рынка труда страны квалифицированными и востребованными специалиста...

Похожие статьи

Высшее образование на русском языке за рубежом

В статье описывается возможность получения высшего образования на русском языке в странах Европейского Союза. В виде примера приводится Договор о сотрудничестве с ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный университет сервиса», в соответствии с которым, р...

Некоторые аспекты развития образовательных технологий

Обучение студентов и молодежи современным информационным технологиям педагогическими кадрами направлено на формирование навыков свободной работы в электронном и дистанционном обучении, с пакетами офисных программ. Также, предусмотрено использование о...

Интерактивные формы профессионально ориентированного иноязычного обучения в вузе как способ активизации коммуникативных компетенций студентов

В статье рассматриваются наиболее перспективные формы обучения иностранному языку в процессе вузовской подготовки специалистов, которые способствуют развитию коммуникативных навыков студентов.

Информационные технологии в дистанционном обучении

В данной статье рассматриваются информационные технологии как средство для дистанционного образования. Для этого были сравнены традиционные способы обучения с основными образовательными технологиями дистанционного обучения. Рассмотрены плюсы и минусы...

Вопросы преподавания русского языка студентам инженерно-экономического вуза с узбекским языком обучения

В статье освещены приёмы и методы обучения русскому языку в группах с национальным языком обучения инженерно-экономического вуза в целях формирования навыков будущей профессиональной деятельности.

Актуальность владения иностранным языком в современном мире

В статье говорится об актуальности владения иностранным языком как одном из условий успешной адаптации в социальном пространстве, и рассматривается английский язык как самый востребованный на сегодняшний день. Авторы говорят о причинах изучения инос...

Управление интеллектуальной собственностью как фактор повышения уровня профессиональных компетенций студентов технических специальностей на примере железнодорожного вуза

В нашей стране знания в области интеллектуальной собственности часто недооценивают. Между тем, элементарные знания необходимы, в том числе, техническим специалистам для осуществления научно-исследовательской, предпринимательской и других видов деятел...

Изучение опыта в обучении профессионально ориентированному иностранному языку в технических вузах зарубежных стран и Республики Казахстан

Формы подготовки будущих учителей начальных классов в зарубежных странах

В статье определена проблематика применяемых форм для подготовки будущих учителей начальных классов в России. Доказано, что в контексте модернизации высшего педагогического образования большие перспективы имеет изучение и учет позитивного опыта профе...

Направления совершенствования рынка образовательных услуг в Таджикистане

В статье обосновывается необходимость постоянного пересмотра образовательных программ и улучшение проведения производственных практик студентов ВУЗов Таджикистана с целью обеспечения рынка труда страны квалифицированными и востребованными специалиста...

Задать вопрос