Задачи:
- Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.
- Дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на образы художественной литературы
- Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей.
- Учить соблюдать нравственные нормы поведения.
Ход занятия
— Ребята, скажите, нужны ли нам вежливые слова? Почему? (ответы детей).
— Давайте вместе повторим вежливые слова.
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему…(Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …(Здравствуй!)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала…(До свиданья!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он…(Извини!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала…(Спасибо!)
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали… (Браво!)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем…(Будь здорова!)
Олеся Емельянова
Дидактическая игра с мячом «Вежливые слова»
Воспитатель бросает детям мяч и дети по очереди называют вежливые слова.
— Вежливые слова помогают людям поддерживать добрые отношения. Их надо не только знать, но и уметь правильно говорить. Например, слово «пожалуйста» нужно произносить тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься с просьбой. Тогда оно станет волшебным.
— А вот как повел себя Буратино, когда пришел на урок к Мальвине. (Сцена из пьесы А. Толстого «Золотой ключик»
Мальвина (приветливо). Здравствуйте, дети!
Буратино (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к классу). Здравствуйте!
Мальвина. Что ты такой невеселый, Буратино?
Буратино. Невеселый и все. А тебе что от меня надо?
Мальвина (с обидой). Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?
Буратино. А что я тебе такого сказал?
Мальвина. Ничего особенного ты мне не сказал, но ты так со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.
Буратино. Вот еще, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!
Мальвина. Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже с папой Карло!
Буратино. Подумаешь — тон! Может быть, я иногда говорю немного громко или капризно. Зато я люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: «Ну, как посадка прошла?» А он обиделся и ушел. А что плохого я ему сказал? А разве я один так разговариваю и шучу? Есть такие ребята, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. Давайте не будем думать, кто хуже себя ведет, а просто станем все лучше. Хорошо я придумал, Мальвина?
Мальвина. Очень хорошо, Буратино.
Затем воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:
— Как Буратино оправдывал свое поведение? (Другие тоже бывают грубыми.)
— Что придумал Буратино, чтобы исправиться? (Просто станем все лучше.)
— Какие принято говорить слова, когда хотят извиниться за грубость, шалость? (Простите, извините, прошу прощения.) Ответ на этот вопрос можно найти в стихотворении.
Воспитатель читает отрывок стихотворения А. Шибаева «Добрые слова» и предлагает детям отгадать слово, которое герой хотел услышать от Вити:
Встретил Витю я, соседа —
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда
Налетел из-за угла!
— Что Витя должен был сказать соседу?
Но — представьте — зря от Вити
Ждал я слова... (извините).
— Витя не извинился? Как мы его назовем? (Невежливый.)
— А теперь послушайте стихотворение «Я не плачу» (Г. Ладонщиков) и подумайте, что мальчик хотел сказать маме.
Мама сильно рассердилась,
Без меня пошла в кино.
Жалко мне, что так случилось,
Но не плачу все равно.
Я за шалости наказан,
Справедливо, может быть,
Только я прощенья сразу
Не решился попросить.
А теперь сказал бы маме:
«Ну прости в последний раз!»
Я не плачу, слезы сами,
Сами катятся из глаз.
— Почему мальчик плачет? (Он наказан за шалости. Мама сердится, она не взяла его в кино.)
— О чем жалеет мальчик? (Мальчик сразу не попросил у мамы прощения.)
— Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а злое слово может сделать человеку больно. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит».
Литература:
1. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4–7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов.