(г. Санкт-Петербург)
В статье рассмотрены некоторые вопросы укрепления здоровья работающих подростков. Особое внимание уделено влиянию неблагоприятных профессионально-производственных факторов на сердечно-сосудистую систему. Показана необходимость разработки научно обоснованных профилактических мер.
The article considers some questions about health promotion of working teenagers. Particular attention is paid to the influence of adverse vocational factors on the cardiovascular system. The article shows the need to develop evidence-based preventive measures.
Охрана здоровья подростков, составляющих значительную часть населения, относится к важнейшим государственным задачам. Подростки представляют собой основной резерв пополнения трудовых ресурсов страны во всех отраслях промышленности. От состояния здоровья молодёжи, особенно девушек, зависит и здоровье последующих поколений. Сложившаяся в настоящее время демографическая ситуация настоятельно диктует необходимость совершенствования существующих и изыскания новых форм и методов профилактики заболеваний и оздоровления подростков с целью увеличения численности здорового и работоспособного населения.
В последние годы все более актуальной становится профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, являющихся одной из основных причин инвалидизации и смертности населения. Особое беспокойство вызывает явная тенденция к росту заболеваний системы кровообращения лиц молодого возраста и подростков, для которых свойственна повышенная чувствительность к любым воздействиям, особенно неблагоприятным. Среди факторов риска значительную роль в развитии сердечно-сосудистой патологии играют профессиональные факторы, в частности, характерные для современного производства монотонность, гипокинезия, зрительное и нервно-эмоционально напряжение.
На базе Санкт-Петербургского НИИ гигиены труда и профзаболеваний изучено формирование нарушений здоровья у подростков и молодых работниц сборочных профессий микроэлектронного приборостроения. Прослежены основные закономерности изменения функционального состояния организма в процессе обучения и труда.
Исследования показали, что в основе действия изучаемого комплекса неблагоприятных профессионально-производственных факторов на сердечно-сосудистую систему лежат нарушения нейрогуморальной регуляции, изменение активности симпатико-адреналовой и антиоксидантной систем организма, понижение сократительной способности миокарда с развитием гипокинетического синдрома, нередко являющегося предстадией гипертонической болезни, истоки которой следует искать в подростковом возрасте.
Изучение основных звеньев патогенеза нарушений сердечно-сосудистой деятельности позволило разработать систему научно обоснованных профилактических мер.
Одним из ведущих направлений профилактики сердечно-сосудистой патологии является оптимизация условий и режима производственного обучения и труда работающих подростков. В цехах сборки, где проходят обучение и работают подростки, должны быть обеспечены все необходимые санитарно-гигиенические нормативы, в частности, нормируемые уровни шума (должны соответствовать ПС-60 или 65 дБА) и освещенности (на рабочих местах — не менее 1000 лк). При искусственном освещении, необходимом для выполнения точных зрительных работ, следует предусматривать динамичный (изменяющийся во времени по спектру и интенсивности) режим освещения, с применением автоматического управления и регулирования осветительных установок.
Для нормализации ионного состава воздуха и использования лёгких ионов в качестве оздоровительного фактора рекомендуется применение искусственной аэроионизации. Целесообразно установить пониженные нормы выработки для лиц, работающих на производстве менее 1 года.
В целях предупреждения неблагоприятного влияния монотонности, гипокинезии, зрительного и нервно-эмоционального напряжения на организм, а также для снижения утомления целесообразно использовать регламентированные перерывы на отдых, применяя производственную гимнастику, специальные упражнения для глаз, функциональную музыку и т. д. Учитывая особенности производственного процесса, исключающие возможность проведения на рабочих местах динамических физических упражнений, может проводиться статическая производственная гимнастика в виде позо-тонических упражнений, содержание которых включает изменение позы «сидя» в пределах возможности во время работы, перегруппировку с переносом веса тела с одних мышечных групп на другие, а также подтягивания умеренной интенсивности. Каждое упражнение сопровождается энергичным, глубоким выдохом, автоматически вызывающим глубокий вдох и последующее углубление дыхания. Интенсивность упражнений индивидуальна. Частота подтягиваний — 1–2 раза за час работы. В зависимости от индивидуальных особенностей число выполнений этого весьма сильно действующего упражнения, вызывающего приятное чувство расслабления, может меняться. Однако следует иметь в виду, что слишком сильное и частое (например, каждые 10–15 минут) растягивание мышц, а также использование позо-тонических упражнений во время периода врабатывания могут сказаться на результатах работы, так как нарушают рабочий динамический стереотип.
Динамические физические упражнения рекомендуется проводить в комнатах отдыха, специально приспособленных для этого, а также в помещениях для психологической разгрузки с использованием сеансов аутотренига и релаксации.
Важным и высокоэффективным способом борьбы с синдромом гипотонии и утомлением является употребление чая и кофе в определённые периоды работы.
Не менее значимой профилактической мерой является рациональная организация медико-санитарного обеспечения работающих подростков. Необходимо улучшение диагностики функциональных отклонений вегетативной нервной и сердечно-сосудистой систем, а также совершенствование структуры и методики профилактических медицинских осмотров и диспансеризации.
Кроме того, к профилактическим мерам следует отнести:
- обеспечение сбалансированного питания с использованием гипокалорийной диеты со сниженным содержанием жиров, углеводов и поваренной соли;
- повышение физической активности (утренняя гимнастика, дозированная ходьба, комплексы лечебной физкультуры, лыжи, плавание и т. д.);
- обеспечение достаточной продолжительности ночного сна (не менее 8 часов), используя, по возможности, отдых среди дня в течение 30–40 минут;
- уменьшение психоэмоционального напряжения путем проведения аутотренинга, иглорефлексотерапии и других видов общеукрепляющего воздействия;
- отказ от вредных привычек (злоупотребление алкоголем, курение);
- санация очагов инфекции (по рекомендации стоматолога, отоларинголога, гинеколога и других специалистов);
- лечение заболеваний внутренних органов, нервной и эндокринной систем, лечение психических расстройств и аллергических заболеваний).
Наряду с вышеуказанными традиционными способами профилактики, с целью предупреждения психосоматических нарушений рекомендуется применение препаратов, обладающих антиоксидантным действием.
Известно, что при любом неблагоприятном воздействии в организме накапливаются свободные радикалы, вызывающие окислительную реакцию и оказывающие повреждающее влияние на клетки. Однако в организме существует защитная антиоксидантная (противоокислительная) система, регулирующая окислительно-восстановительное равновесие в организме, которое при неблагоприятном воздействии нарушается в сторону преобладания окисленных форм соединений. При назначении подросткам курса антиоксидантов (аскорбиновая кислота, рутин) в сочетании с незаменимыми аминокислотами (метионин, глутаминовая кислота) был получен положительный эффект, выражавшийся в стабилизации основных показателей гемодинамики (увеличение систолического и минутного объема кровообращения), улучшении сократительной способности миокарда и нормализации биохимических показателей (повышение содержания восстановленных форм аскорбиновой кислоты и тиолдисульфидных групп в плазме крови). Кроме того, отмечалось повышение выносливости и работоспособности, улучшение показателей адаптометрии.
Для удобства применения указанные препараты могут назначаться в виде комплекса поливитаминов «Глутамевит» или могут быть введены в состав фитококтейлей (отвар плодов шиповника, обогащенный витаминами С и Р, с добавлением 1 % раствора глутаминовой кислоты — стандартная форма выпуска — в соответствующей дозировке). Для улучшения вкусовых качеств коктейля в состав его вводится глюкоза и сахар. Необходимое количество метионина может быть введено в рацион питания в виде творога или сыра в количестве 100 граммов в день. Следует учитывать индивидуальную чувствительность к витаминам. При повышенной чувствительности необходимо прекратить их прием.
Антиоксиданты используются в период максимальной потребности в этих веществах: январь-февраль и март-апрель. Назначение их целесообразно сочетать с приемом незаменимых аминокислот (метионина и глутаминовой кислоты) в связи с тем, что последние стимулируют синтез глутатиона — одного из наиболее активных тиоловых антиоксидантов организма.
Преимуществами данного способа являются физиологичность используемых препаратов, аналогов естественных антиоксидантов, отсутствие противопоказаний к применению их в указанных дозах, за исключением повышенной чувствительности к ним, простота реализации и эффективность.
Литература:
1. Макарова Л. П., Соловьёв А. В., Сыромятникова Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников // Молодой ученый. 2013. № 12 (59). — С. 494–496.
2. Станкевич П. В., Макарова Л. П., Матусевич М. С. Стратегия подготовки магистров по превентологии (профилактике социальных отклонений) // Молодой ученый. 2013. № 10. — С. 534–536.
3. Соломин В. П., Бахтин Ю. К., Макарова Л. П., Буйнов Л. Г. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета // Молодой ученый. 2013. № 6. — С. 730–732. Макарова Л. П. Методологические основы превентологии (профилактика социальных отклонений) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2012. № 145. — С. 44–54.
4. Макарова Л. П., Буйнов Л. Г., Пазыркина М. В. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. — С. 242. Макарова Л. П., Плахов Н. Н., Сопко Г. И., Пазыркина М. В. Инновационные методы оздоровления детей в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый. 2012. № 2. –С. 286–289.
5. Соломин В. П., Бахтин Ю. К., Буйнов Л. Г., Макарова Л. П., Морозов М. А., Сопко Г. И. Полвека на службе медико-профилактического образования студентов педагогического вуза // Молодой ученый. 2012. № 9. — С. 337–345.
6. Бахтин Ю. К., Соломин В. П., Макарова Л. П., Сыромятникова Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете // Молодой ученый. 2012. № 6. — С. 372–375.
7. Буйнов Л. Г., Макарова Л. П., Сорокина Л. А., Бахтин Ю. К., Плахов Н. Н., Сыромятникова Л. И. и др. Способ повышения умственной работоспособности человека. Патент на изобретение RUS 2435617 23.03.2010.
8. Буйнов Л. Г., Макарова Л. П., Плахов Н. Н., Сорокина Л. А., Сухоруков Д. В. и др. Способ повышения умственной работоспособности человека. Патент на изобретение RUS 2437689 04.06.2010.
9. Соломин В. П., Макарова Л. П. О необходимости системного подхода к превентологии // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3. — С. 484–485.
10. Макарова Л. П., Корчагина Г. А. Особенности состояния здоровья современных школьников // Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. № 6. — С. 47–48.
11. Макарова, Л. П. Основы возрастной анатомии и физиологии: Учебное пособие. — Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — 90 с.
12. Макарова, Л. П. Гигиенические основы оптимизации состояния сердечно-сосудистой системы подростков и молодых работниц (на примере сборочных операций в микроэлектронном приборостроении): Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук: 14.00.07 / Макарова Людмила Павловна. — СПб., 1994. — 32 с.
13. Сыромятникова Л. И., Шпет И. Н., Буйнов Л. Г. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников // Молодой ученый. — 2013. № 11. С. 660–662.