Роль свободных экономических зон в развитии экономики Узбекистана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 12.03.2014

Статья просмотрена: 3054 раза

Библиографическое описание:

Кудратов, З. Г. Роль свободных экономических зон в развитии экономики Узбекистана / З. Г. Кудратов, Б. Б. Тошбоев, Ш. Т. Йулдошев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 552-557. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9677/ (дата обращения: 18.12.2024).

Процесс глобализации, стирая границы в продвижении товаров и услуг, стирает и рамки конкуренции между странами. Если раньше страны конкурировали в пределах своего региона или континента, то в условиях ускоряющейся глобализации товаропроизводителям любой страны приходится конкурировать с производителями почти всего остального мира. В результате развивающиеся страны испытывают жесткое влияние конкуренции со стороны более развитых стран.

Мировой финансово-экономический кризис еще больше усилил конкурентную борьбу на мировом уровне. Участились случаи демпинга, многие страны начали вести более агрессивную конкурентную политику в борьбе за привлечение иностранного капитала.

Хотя благодаря взвешенной экономической политике Узбекистан стал одной из немногих стран мира, сумевших не только устоять в разгар кризиса, но и обеспечить высокие темпы роста экономики, Президент страны И. А. Каримов подчеркнул, что важнейшей задачей на нынешнем этапе является развитие конкурентоспособности национальной экономики. В своем докладе на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам 2013 года и приоритетам социально-экономического развития на 2014 год, Ислам Каримов отметил, что «с момента создания СИЭЗ «Навои» на ее территории введены в эксплуатацию производства по 19 инвестиционным проектам на общую сумму свыше 100 миллионов долларов. На основе высоких технологий организовано производство таких видов продукции, как модемы и ТВ-приставки, электронные счетчики электроэнергии, силовые кабели, отопительные и водонагревательные котлы, мобильные и стационарные телефонные аппараты, готовые лекарственные средства и других. В 2013 году предприятиями зоны произведено продукции на сумму свыше 100 миллиардов сумов с ростом против прошлого года на 25,8 процента.

На территории СИЗ «Ангрен» за короткий срок налажено производство высокотехнологичной продукции по 5 проектам на общую сумму около 44 миллионов долларов — энергосберегающих светодиодных ламп, медных труб различного диаметра, брикетного угля, а также завершено строительство нового завода по производству сахара и других предприятий

Учитывая накопленный опыт, в марте прошлого года в Джизакской области мы создали специальную индустриальную зону «Джизак» с филиалом в Сырдарьинской области, в которой активно ведутся работы по опережающему развитию транспортной, производственной и инженерно-коммуникационной инфраструктуры.

Уже в истекшем году на территории зоны реализованы первые 3 проекта с участием китайских компаний на общую сумму около 6 миллионов долларов по производству 100 тысяч мобильных телефонов, а также по переработке продуктов животноводства и производству кормов [1]».

В разработке Программы по повышению конкурентоспособности страны, работа над которой ведется по поручению Президента, особое внимание уделяется максимизации эффекта от таких факторов, как природно-ресурсный и индустриальный потенциал регионов, а также экспортный потенциал страны.

Этот подход имеет большое значение особенно на пути углубления экономических реформ и построения демократического общества со свободной рыночной экономикой. Безусловно, такой подход к повышению потенциала национальный экономики имеет под собой и твердую научную базу. Как утверждают ведущие отечественные экономисты, в условиях структурных преобразований и либерализации экономики возросла значимость решения проблем регионального развития. В свою очередь вопросы регионального развития, как любая проблема, возникающая в процессе структурных преобразований, тесно связаны с воздействием тех или иных региональных условий. Успех проводимых экономических реформ и трансформации экономики в первую очередь зависит от успешного решения структурных вопросов на уровне регионов и обеспечения их стабильного роста.

Одним из главных условий обеспечения стабильного экономического роста отдельных территорий является повышение инвестиционной активности на базе широкого привлечения отечественных и иностранных инвесторов.

Опыт как развитых, так и развивающихся стран показывает, что создание свободных экономических зон (СЭЗ) является одной из эффективных форм стимулирования инвестиционной активности. Предоставление налоговых и других льгот, относительная дешевизна рабочей силы, упрощенный порядок ввоза и вывоза сырья и производимой продукции привлекают в подобные зоны большое количество иностранных фирм. Это влечет за собой ускоренную модернизацию и техническое перевооружение имеющихся производств, повышение квалификации рабочей силы и управленческого персонала, их приспособление к условиям глобализации и международной конкуренции.

Немаловажной спецификой СЭЗ является их влияние на ускорение развития и расширение экспортных возможностей страны, что в свою очередь влияет на увеличение валютных поступлений в бюджет, способствует трансферту технологий и современных управленческих ноу-хау, увеличению объемов привлекаемых иностранных инвестиций. В конечном счете, подобная активизация экономической, и в особенности внешнеэкономической деятельности приведет к повышению конкурентоспособности национальной экономики.

Сегодня практически во всех регионах Узбекистана основными задачами, включенными в список приоритетных для социально-экономического развития региона, являются такие, как модернизация, техническое и технологическое перевооружение производства, активизация инвестиционных процессов, расширение экспортного потенциала.

Экономическая теория, а также опыт развитых и быстроразвивающихся стран показывают, что именно свободные экономические зоны могут стать действенным механизмом для модернизации экономики, привлечения иностранных инвестиций и повышения экспортного потенциала страны. При этом, решение данных ключевых задач для национальной экономики в основном происходит через ускоренное развитие отдельных отраслей промышленности, что повышает промышленный потенциал региона.

В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос более тщательного изучения категории «свободные экономические зоны» в качестве весьма действенного инструмента развития отдельных отраслей промышленности, повышения конкурентоспособности отдельных регионов.

Пока не выработано единого, общепринятого определения термина «свободная экономическая зона». Обобщая мнения ведущих ученых экспертов, можно заключить следующее: свободная экономическая зона — это выделенная территория страны с особым экономическим и административным порядком, направленным на достижение определенных экономических (и социальных целей) государства через предоставление льготного режима хозяйствующим субъектам, функционирующим на данной территории.

Как экономическая категория «свободные экономические зоны» включают в себя более 30 разновидностей особых зон, к каковым относятся «свободные торговые зоны», «специальные экономические зоны», «специальные индустриальные зоны» и т. д.

На сегодняшний день в более чем 135 странах мира функционирует 3,5 тысячи СЭЗ. Их общий годовой торговый оборот превышает $500 млрд., общее количество работников превышает 70 млн. человек.

Анализ опыта зарубежных стран показывает, что само создание той или иной формы СЭЗ, с предоставлением на ее территории ряда налоговых и прочих льгот, не гарантирует достижения ожидаемых целей. Согласно результатам проведенного нами анализа, можно утверждать, что для достижения ожидаемых результатов от СЭЗ необходимо четко представлять себе ответы на три вопроса: «когда создавать?», «в каком направлении создавать?» и «как создавать?». То есть, для создания успешного СЭЗ, прежде всего, нужно выбрать правильное время. В этом случае «время» означает уровень экономического развития страны, степень трансформации к рыночной экономике, этап экономического цикла и т. д.

В важности выбора времени для создания СЭЗ можно удостовериться на примере опыта бывших советских республик. После обретения независимости некоторые из них начали создавать по несколько СЭЗ. Однако в силу неготовности экономических институтов, прежде всего, нахождения частного сектора в начальной стадии формирования, большинство этих СЭЗ потерпели неудачу и были в последующем расформированы.

Что касается вопроса направления или специализации СЭЗ, этот аспект также играет очень важную роль. При рассмотрении зарубежного опыта на первый взгляд может показаться, что немалое количество успешных СЭЗ были созданы без четко определенной специализации. Однако это лишь на первый взгляд. Ряд самых известных, успешных СЭЗ «Азиатских тигров» не были созданы в качестве специальных индустриальных зон, направленных на развитие одного или нескольких отраслей промышленности. Однако они все же имели четкую специализацию. В большинстве случаев успешные СЭЗ, например Китая, были зонами технико-экономического развития. СЭЗ Южной Кореи сыграли немалую роль в развитии электротехнической промышленности страны. Золотое правило в выборе направления или специализации СЭЗ: исходить не только из желания Правительства развивать ту или иную отрасль промышленности, но и учитывать привлекательность выбираемых отраслей для иностранного инвестора.

Под вопросом «как создавать?» подразумевается вся административно-правовая база создания СЭЗ. Это, прежде всего, четкое определение вида и формы СЭЗ, месторасположение, уровень государственного участия, структура управления, предоставляемые налоговые и иные льготы и условия их получения и т. д.

В Узбекистане были учтены все вышеперечисленные факторы. В начале переходного периода, в 90-х годах, Правительство страны провело тщательный анализ возможностей, которые может предложить механизм СЭЗ, и готовности институтов национальной экономики к успешному и эффективному использованию данного механизма. В результате в 1996 году был принят Закон Республики Узбекистан «О свободных экономических зонах». Таким образом, был сделан первый шаг, подготовлен необходимый правовой фундамент для создания СЭЗ. С учетом готовности экономики и его институтов было решено создать необходимую почву и в экономическом плане. Был проведен целый ряд реформ по созданию рыночных основ национальной экономики и повышению роли частного сектора.

Прошло 12 лет после принятия Закона «О свободных зонах», прежде чем первая СЭЗ Узбекистана была организована. Первой узбекской СЭЗ явилась свободная индустриально-экономическая зона (СИЭЗ) в городе Навои, созданная в 2008 году. Согласно поставленным целям, созданная СИЭЗ должна оказать позитивное влияние на развитие не только Навоийской области, даже не только Узбекистана, но и всего региона Центральной Азии. Президент страны И. А. Каримов подчеркивает, что «свободная индустриально-экономическая зона в городе Навои, став первой полноценной свободной зоной на пространстве СНГ, без преувеличения можно сказать, окажет позитивное влияние на экономическое развитие не только Республики Узбекистан, но и всего Центральноазиатского региона в целом» [2].

С момента ее образования к СИЭЗ «Навои» проявляют все больший интерес зарубежные инвесторы. Сегодня на территории СИЭЗ успешно начали функционировать более 20 предприятий зарубежных инвесторов из таких стран, как Южная Корея, КНР, Сингапур, Индия, ОАЭ и др.

На основе опыта по созданию СИЭЗ «Навои» и с учетом природно-экономического потенциала регионов, Указом Президента Республики Узбекистан от 13 апреля 2012г. УП-4436 была создана Специальная индустриальная зона «Ангрен» [3].

Нужно отметить, что выбор был осуществлен на основе тщательного анализа промышленного и инвестиционного потенциала регионов, их удобного расположения для выхода на внешние рынки. В таблице 1 приведен сравнительный анализ потенциала СЭЗ Узбекистана.

Таблица 1

Потенциал СЭЗ Узбекистана

СИЭЗ «Навои»

СИЗ «Ангрен»

СИЗ «Джизак»

Расположение

Центральная зона

Северо-Восточная зона

Центральная зона

Промышленный потенциал региона

Химическая, нефтехимическая, легкая промышленность, добыча полезных ископаемых, строительные материалы

Добыча полезных ископаемых, строительные материалы, легкая и пищевая промышленность

Глубокая переработка минерально-сырьевых ресурсов и сельскохозяйственного сырья, легкая промышленность, строительные материалы

Логистика

Аэропорт (международный аэропорт «Навои») железная дорога, автомагистраль

Международная автомагистраль, железная дорога

Специальные преимущества

Воздушный хаб, расположение между Бухарой и Самаркандом, удобный выход на рынки Туркменистана, Афганистана и Ближнего Востока

Логистический центр «Ангрен», стратегическое расположение в качестве транспортного узла между столицей и Ферганской долиной, удобный доступ к рынкам Казахстана, России, Китая

Имеется промышленная зона, расположение между Ташкентом и Самаркандом, удобный доступ к рынкам Таджикистана, Казахстана, России

Хозяйствующим субъектам, зарегистрированным в СИЭЗ «Навои» разрешено осуществлять в его пределах расчеты и платежи в иностранной валюте в соответствии с заключенными между ними договорами и контрактами, а также оплачивать в свободно конвертируемой валюте поставку товаров, работ и услуг со стороны других хозяйствующих субъектов — резидентов Республики Узбекистан.

СИЭЗ «Навои» к участникам хозяйственной деятельности и членам их семей, иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемых для осуществления трудовой деятельности применяется и предоставляется упрощенный режим въезда, выезда пребывания и трудового найма.

Выдача и продление срока действия визовых документов, временной прописки в Республике Узбекистан, а также разрешения на привлечение иностранной рабочей силы и подтверждения на право трудовой деятельности участникам СИЭЗ «Навои» осуществляется без взимания государственной пошлины и иных платежей.

Визы на въезд иностранным гражданам на территории СИЭЗ «Навои» выдаются на основании письменного ходатайства Дирекции СИЭЗ «Навои», подаваемого в Министерство иностранных дел Республики Узбекистан, который рассматривается не более двух рабочих дней со дня его подачи. Если для граждан отдельных государств Республикой Узбекистан установлен иной порядок оформления виз, более благоприятный, чем предусмотренный настоящим Положением, применяется более благоприятный порядок [3].

Немаловажную роль в обеспечении успешного функционирования СЭЗ играет пакет льгот и привилегий, предлагаемый Правительством страны. Необходимо отметить, что в СЭЗ Узбекистана предоставляется целый ряд налоговых льгот, что является весьма весомым аргументом в пользу инвестирования в создание производств на территориях этих зон. В разработке пакета привилегий Правительство страны применило индивидуальный подход к каждой СЭЗ, исходя из целого ряда социально-экономических факторов каждого региона. Иными словами, разработанный и успешно действующий пакет привилегий для резидентов СИЭЗ «Навои» не был машинально скопирован и для СИЗ «Ангрен» и «Джизак». Сравнительный анализ налоговых и иных льгот для резидентов СЭЗ Узбекистана приведен в таблице 2.

Таблица 2

Виды налогов и платежей, от которых освобождены резиденты СЭЗ Узбекистана

СИЭЗ «НАВОИ» На основании Указа Президента Республики Узбекистан от 2 декабря 2008 года, УП-4059

СИЗ «АНГРЕН» На основании Указа Президента Республики Узбекистан от 13 апреля 2012 года, УП-4436

СИЗ «ДЖИЗАК» На основании Указа Президента Республики Узбекистан от 18 марта 2013 года, УП-4516

1

Налог на прибыль

2

Налог на имущество юридических лиц

3

Налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры

4

Единый налоговый платеж для малых предприятий

5

Обязательное отчисление в Республиканский дорожный фонд

6

Земельный налог

7

Обязательное отчисление в Республиканский фонд школьного образования

8

Таможенные платежи (кроме таможенных сборов) на оборудование, комплектующие изделия и материалы для производства продукции на экспорт на весь период деятельности СИЭЗ

Таможенные платежи (кроме таможенных сборов) на оборудование, комплектующие изделия и материалы, не производимые в республике, завозимые на территорию СИЗ «Ангрен» в рамках проектов, утвержденных КМ

Индивидуальный подход осуществляется не только в определении налоговых льгот, но также и в условиях и сроках предоставления этих льгот. Согласно Указам Президента, в случаях СИЗ «Ангрен» и «Джизак» нижняя планка необходимого объема инвестиций для получения предлагаемых льгот и преференций была установлена ниже, чем в случае с СИЭЗ «Навои». Сравнительный анализ условий и сроков действия пакета льгот и преференций для резидентов СЭЗ Узбекистана приведен в таблице 3.

Таблица 3

Условия и сроки действия пакета льгот и преференций для резидентов СЭЗ Узбекистана

Срок действия льгот

Необходимый объем инвестиций

СИЭЗ «Навои»

СИЗ «Ангрен»

СИЗ «Джизак»

3 года

от 300 тыс. долларов США до 3 млн. долларов США;

5 лет

свыше 3 млн. долларов США до 10 млн. долларов США;

7 лет

От 3 млн. евро до 10 млн. евро

свыше 10 млн. долларов США

10 лет

От 10 млн. евро до 30 млн. евро в последующие 5 лет ставки налога на прибыль и единого налогового платежа устанавливаются в размере на 50 % ниже действующих ставок

15 лет

Свыше 30 млн. евро в последующие 10 лет ставки налога на прибыль и единого налогового платежа устанавливаются в размере на 50 % действующих ставок

Различие между СЭЗ по условиям получения льгот и по срокам их действия обусловлены преимуществами, которые имеются в СИЗ «Ангрен», «Джизак» и служат дополнительными стимулами для зарубежных инвесторов (смотрите на таблицу 1). Например, к их числу можно отнести следующее: город Ангрен близко расположен к столице страны, где на данный момент находится основная часть зарубежных инвесторов (что говорит об их предпочтении вести деятельность в столице и столичной области); города Ангрен и Ахангаран изначально были созданы как индустриальные города и, следовательно, имеют немалое количество построенных за все эти годы, но ныне не задействованных производственных объектов, которые могут быть задействованы без вложения большого объема инвестиций и максимально эффективно использованы в случае создания большого количества предприятий малой и средней величины. Наряду с вышеупомянутыми факторами, также имеется фактор роста количества рабочей силы в городах Ангрен и Ахангаран. Ситуация роста количества трудового населения в столице также может быть частично решена созданием новых, современных и хорошо оплачиваемых рабочих мест за пределами города Ташкента. С учетом этих факторов представляется целесообразным создание в СИЗ «Ангрен» в большей степени трудоемких, чем капиталоемких производств.

В отличие от СИЗ «Ангрен» и «Джизак» выделенная территория для СИЭЗ «Навои» не имеет никаких построек. Также СИЭЗ была запланирована как территория для капиталоемких и наукоемких производств. Это требует вложения более существенного объема инвестиций в создание единицы промышленного производства, чем в случае СИЗ «Ангрен» и «Джизак».

Таким образом, принятые Указы Президента страны о создании специальной индустриальной зоны «Ангрен» и «Джизак» подтверждают, что в Узбекистане был осуществлен тщательно взвешенный подход не только в отношении подготовки экономики и выбора времени, места и направления каждой из СЭЗ, но и в определении наиболее эффективных видов и объемов инвестиций для каждого из регионов. Подобный подход является продуктом хорошо продуманной экономической политики — неотъемлемой частью стратегии повышения конкурентоспособности национальной экономики, построенной на «узбекской модели» социально-экономического развития.

В соответствии с меморандумом о взаимопонимании по реализации проекта создания Узбекско-Китайского промышленного парка в Узбекистане Указом Президента № УП-4516 от 18 марта 2013 года было принято предложение Министерства экономики, Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Министерства финансов, хокимиятов Джизакской и Сырдарьинской областей о создании в Джизакской области специальной индустриальной зоны «Джизак» (СИЗ «Джизак») с филиалом в Сырдарьинском районе Сырдарьинской области. Следовательно, это можно считать еще одним крупным шагом на пути повышения конкурентоспособности отечественной экономики.

Литература:

1.         Каримов И. А. Доклад, посвященный к итогам 2013 года и приоритетным направления социально-экономического развития страны в 2014 году.

2.         www.press-servise.uz — официальный сайт Пресс-службы Президента Республики Узбекистан.

3.         www.lex.uz — сайт Министерство Юстиции Республики Узбекистан.

4.         www.uzinfoinvest.uz

Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, национальная экономика, доллар США, зона, Ангрен, единый налоговый платеж, основание Указа Президента Республики, Правительство страны, рабочая сила, специальная индустриальная зона.


Задать вопрос