Поэзия — это музыка, волнующая душу, наполняющая ее безграничной любовью ко всему: к человеку, к природе, к Родине, к животным. Сам язык поэзии настраивает на глубокое понимание и внутреннее осмысление происходящего вокруг. Поэзия проникает в самые тайные уголки души. Чем крупнее поэт, тем чаще в его стихах высказывается мысль, выраженная в точном слове, отражающая главную боль времени.
Ким Соволь — поэт, живший в начала ХХ века, Виктор Цой — в его конце. Оба прожили жизнь яркую и интересную, оба погибли молодыми, на взлете своего творчества. Их поэзия отразила дух своего времени, она позволяет заново увидеть мир, почувствовать его многообразие. Многие темы их стихотворений похожи, но при этом каждый находит свой путь для выражения эмоционального состояния.
В своей работе я хочу сопоставить образ ночи, который часто встречается в произведениях обоих поэтов.
Художественный образ одна из ключевых категорий литературоведения. Как отмечает В. Е. Хализев, «обращаясь к способам (средствам), с помощью которых литература и другие виды искусства, обладающие изобразительностью, осуществляют свою миссию, философы и ученые издавна пользуются термином «образ» (др.-гр. эйдос–облик, вид). В составе философии и психологии образы — это конкретные представления, т. е. отражение человеческим сознанием единичных предметов (явлений, фактов, событий) в их чувственно воспринимаемом обличии… Различимы, далее, образные представления (как феномен сознания) и собственно образы как чувственная (зрительная и слуховая) воплощенность представлений» [3, с. 58]. А. А. Потебня в работе «Мысль и язык» рассматривал образ как воспроизведенное представление — в качестве некой чувственно воспринимаемой данности [2, с. 34]..
Образ не просто воспроизводит единичные факты, но концентрируют существенные для автора стороны жизни во имя ее оценивающего осмысления.
Ночь как непременный атрибут поэзии давно и прочно вошла в арсенал мировой поэзии. Ее различные воплощения можно встретить в поэзии Державина и Пушкина, Фета и Тютчева, Байрона и Гейне. В европейской поэзии она имеет свои устоявшиеся признаки.
Ким Соволь и Виктор Цой — это поэты, которые соединили в себе восточный и европейский менталитет, поэтому для сравнения мы выбрали их произведения, в которых тема и образы ночи встречаются очень часто, варьируясь в различных формах и аспектах.
Ночь является одним из центральных образов лирики поэта. Как отмечает Ким Рехо, Словарь языка Соволя показывает, что образ ночи возникает 117 раз в 75 стихотворениях. [1, с. 147]. Почти все его стихотворения, в которых присутствует этот образ, построены по принципу противопоставления того, что было (не давал воли слезам, жил, как цветок весенний, читал я запоем без слез и забот) и того, что есть (темень ночная, тускло светит ночник, слезы катятся):
Опять погружаюсь я в темень ночную.
Тускло ночник светит сквозь темень ночную.
Больно мне и невольно слезы катятся.
Тихо льются — льются без конца — просто так.
А прежде я не давал воли слезам.
Жил, как цветок весенний, не зная забот.
И сказки дней минувших в малые года
Читал я запоем без слез и забот. [1, с. 45]
Такой прием он часто использует в своих стихотворениях. Ночь дана поэту для того, что бы вспоминать о прошедшем:
Были дни, я непрестанно думал о вас.
Сколько, не смыкая глаз, провел я ночей.
До сих пор нет-нет да и вспомню вас,
Вас, что снится болезной подушке моей. [1, с. 73]
Чаще всего это воспоминания о любимой девушке, которая осталась в далеком прошлом:
Стояла она с сумерками в глазах,
С побледневшим лицом под луной, одна.
….
Скучаю по ночи той, по ночи любви,
По тем снам, которые проваливались,
По времени, когда отдавались ласке… [1, с. 62]
Поэт описывает два состояния до ночи и ночь. До ночи — это молодость, любовь, счастье, возлюбленная:
Милая ушла и любовь унесла вместе с собой.
Где цвела молодость, там горбится старость.
В колючих объятиях шиповника ночь.
Опавшая листва напоминает мне цветы закатные. [1, с. 117]
Ночь — это тоска, одиночество и самое главное слезы: Мои слезы, как дождь недавний, пьет песок; Больно мне и невольно слезы катятся; Дует чуть слышно ветерок, охи-вздохи, плачет-горюет; Белесый всхлипывающий прилив весенний застилает глаза мои, уже полные слез; Я плачу во сне, все изголовье от слез влажное; Сова на суку расплакалась; Чередуя объятья, слезы и печаль; Плачет, рыдает во мне….
Слезы в стихах Ким Соволя служат фоном для настроения тоски и одиночества. Поэт часто подчеркивает, что милая его «покинула, просто оставила, бросила, ушла…», «она навсегда меня покинула» или «милая ушла и любовь унесла вместе с собой».
Описывая ночь, поэт подчеркивает ее темный цвет: «темень ночная», «темная ночь», «гаснет день, смеркается… стемнело», «сумеречный час». Даже эпитеты в его стихах призваны подчеркнуть ее темноту: «темноволосая ива», «ласточка в юбку из темно-синих перьев наряженная» или говоря о любимой, он называет ее «девушкой с сумерками в глазах». Если и появляется свет — то это или тусклый огонь светильника или луна, которая одета голубой тучей или смотрит сквозь туман, которого тоже очень много в «ночных» стихотворениях Ким Соволя: «влажный туман устилает, клубясь, землю дольнюю», «белесый всхлипывающий прилив весенний», «сумеречный дым». Луна и печаль взаимосвязаны в этих стихотворениях, она является ипостасью лирического героя:
Ярок лунный свет. Так бы и любовалась!
А мне ведь это было невдомек.
Вот теперь поняла, что луна — печаль.
А мне ведь это было невдомек. [1, с. 97]
Таким образом, изображение ночи в стихотворениях Ким Соволя близко к импрессионистской поэтике. Ночь предстает перед нами в неярком, сквозь ночную дымку или туман сиянии луны, ночь — это время для того, чтобы окунуться в свое прошлое, в свои воспоминания о былом, о молодости о возлюбленной, которая покинула поэта и встретить ее он может только в своих снах. Но ночь — это также время тоски, печали, одиночества и слез.
Образ ночи является одним из центральных и сквозных всего поэтического творчества В.Цоя, не случайно один из альбомов музыканта так и называется «Ночь».
Ночь для него — это не время сна-забвения, а мечты о будущем:
Знаешь, каждую ночь
Я вижу во сне море.
Знаешь, каждую ночь
Я слышу во сне песню.
Знаешь, каждую ночь
Я вижу во сне берег.
Знаешь каждую ночь… [4, с. 103]
Ночь для Цоя — это время, которое пришло и когда
Те, кто молчал, перестали молчать.
Те, кому нечего ждать, садятся в седло. [4, с. 227]
Их не догнать, уже не догнать.
Спать — значит бездействовать во время ночи, не искать выхода из нее:
Соседи приходят: им слышится стук копыт,
Мешает уснуть, тревожит их сон.
Те, кому нечего ждать, отправляются в путь.
Те, кто спасен.
Те, кто спасен. [4, с. 227]
Ночь расставляет всех по своим местам: и тех, кто спокойно спит в кроватях, и тех, кто не знает, как прожить следующий день.
В его поэзии, которая так или иначе связана с образами ночи, мы не встретим мечтаний и сожалений о том, что было, в ней нет ночных страданий и томлений, здесь все наоборот: «видели ночь, гуляли всю ночь до утра». В своей песне, которая так и называется «Ночь», В.Цой скажет:
Ну а я всегда любил ночь.
И это мое дело — любить ночь.
И это мое право — уйти в тень.
Я люблю ночь за то,
Что в ней меньше машин. [4, с. 220]
Ночью он не одинок: в стихах рядом с ним, всегда присутствует она: «я слеп, но я вижу тебя, я глух, но я слышу тебя… я нем, но ты слышишь меня… квартира пуста, но мы здесь»; «мы сидим у окна вдвоем, хочешь, я расскажу тебе…». Но даже, если она не рядом, под рукой всегда телефон: «ты не спишь, ты ждешь — а вдруг зазвонит телефон?»; «ты звонишь мне каждый день»; «зайди в телефонную будку, скажи, чтоб закрыли дверь»; «я один, но это не значит, что я одинок».
Ночь В.Цоя полна света, но это не свет луны или звезд, а яркий огонь электрических фонарей:
И эта ночь и ее электрический свет
Бьет мне в глаза.
И эта ночь и ее электрический дождь
Бьет мне в окно. [4, с. 221]
Город стреляет в ночь дробью огней.
Но ночь сильней, ее власть велика. [4, с. 227]
Кроме электрического света ночь Цоя полна дождя, каждый раз, когда приходит ночь, герой слышит дождь:
Я пьян но я слышу дождь,
Дождь для нас. [4, с. 16]
Ночь пришла, а за ней гроза.
Грустный дождь да ветер шутник. [4, с. 221]
Персонаж Виктора Цоя не просто готов выйти под дождь, отправиться в путь, вступить в бой. Он практически все свои песни связывает с действием. Рекомендуется выбор между простыми диалектическими противоположностями, такими как свет и тьма, добро и зло, движение и стояние на месте: «Но странный стук зовет в дорогу. Может — сердце, а может — стук в дверь…»; «Дайте мне войти, Откройте мне двери». Движение и вообще действие признается им как смысл жизни.
В поэзии Ким Соволя так же, как и в поэзии Виктора Цоя ночь является одним из центральных художественных образов. Оба поэта — романтики, идеалисты, для которых ночь является устойчиво повторяющимся образом-мотивом, выраженном в различных аспектах, с помощью варьирования наиболее значимых его элементов. Так у Ким Саволя это тоска, одиночество, сны, воспоминания, слезы, туман, луна. У В.Цоя — это призыв к действию, свет электрических фонарей, дождь, ощущение того, что он не одинок.
Два поэта, которых разделяют не только расстояния, но и время. Один — мягкий, нежный, тоскующий. «Луна — печаль», — сказал он почти сто лет назад. И другой — более твердый, предпочитающий действовать, а не лить слезы, у него «луна каплей крови красна». Так эти два образа — печаль и кровь — как две вехи, между которыми почти целое столетие, одно из самых жестоких, но в то же время прекрасных, в истории человечества.
Литература:
1. Ким Соволь Лирика. — М., 2003.
2. Потебня А. А. Теоретическая поэтика. — М., 1990
3. Хализев В. Е. Теория литературы. — М., 1999.
4. Цой В. Музыка волн, музыка ветра. — М., 2005.