Ключевые слова:экстремизм, экстремал, превентивная работа, деструктивность, мотивация, образ Я, идентичность, акцентуация, адаптация.
Внимание научной мысли к экстремистско-террористическим отношениям продиктовано повышением активности экстремистских группировок. На уровне повсеместного обсуждения житейского опыта, многочисленных публикаций в СМИ, позитивных и негативных примеров правоприменительной практики противодействия экстремизму, новых образовательных программ и концепций экстремизм приобретает статус явления особой социальной значимости. Полностью решить эту задачу в ближайшие годы представится трудно осуществимым делом. Поэтому основными агентами реального и конструктивного противодействия экстремизму станут социально активные и образованные молодые люди.
Среди множества проблем общества проблемы экстремистско-террористических отношений и отчуждения являются в современной науке наиболее сложными и наименее разработанными. Между тем взаимосвязь этих тенденций, параллельность их развития представляют собой закономерный процесс, поскольку экстремизм — одна из форм отчуждения и, прежде всего, отчуждения от общечеловеческих, общекультурных ценностей.
Экстремизм вытекает из заложенного в природе человека стремления к экстремальности в развитии. Если развитие рассматривать как переход внешних отношений во внутренние, то феномен экстремальности проявляется в попытке личности установить предельные границы этих отношений. На уровне отражения действительности через нравственность, опосредованную воспитанием экстремальность может и приобретает деструктивные или конструктивные формы.
Социальную базу экстремизма составляют, как правило, маргинальные слои, представители националистических, религиозных движений, недовольные существующей политической реальностью интеллигенция, молодежь, студенчество, военные.
Детерминация экстремального поведения в социуме.
Становление
«Я» — это моя референтная группа»
Я — это мой кумир
Макросреда
- демографический фактор — плотность населения, динамика рождаемости, продолжительность жизни
- природно-экологический — размеры территории, климат, запасы полезных ископаемых,
- научно-технический фактор — представленность научной и технической инфраструктуры
- экономический — уровень и качество жизни, доходы, инфляция, безработица.
- политико-правовой — господствующая идеология, совершенство правовой базы и качество ее исполнения.
- социокультурный — уровень развития социальных и культурных институтов, господствующая религия, национальность, качество исторического наследия, идея исторического пути (борьбы или мира)
Если рассматривать воспитание как внешне регулируемую и управляемую интериоризацию отношений, то стремление личности к экстремизму связано с многоуровневой системой отношений социума, в котором воспитывается личность экстремала. Естественно, что это личность как минимум акцентуирована. В природе ее акцентуации необходимо учитывать все взаимосвязи на биологическом, психологическом и социальном уровнях. Экстремал максимально активизирует отношения, в которых он включен. Он стремится к напряжению отношений до критического предела. Брутальное разрушение отношений можно относить к террористическому акту.
С позиции превентивных мер целесообразно прослеживать причинно-следственные связи в системе отношений экстремистско-террористического круга на уровне воспитания. Одним из основных положений в организации превенции развития экстремистско-террористических взаимосвязей является обеспечение адекватной стабильным социальным отношениям своевременной, в том числе полоролевой, идентификации личности и адекватного удовлетворения ее потребностей.
Зависимость — это количественная и качественная представленность внешних связей со средой. Позитивная зависимость характеризуется преобладанием положительных связей, негативная зависимость — отрицательными связями. Независимость можно рассматривать как число интериоризированных связей.
Говоря о превентологии в процессуальном аспекте, целесообразно рассматривать поведение человека. В этом случае поведение осуществляется в пространстве, образованном кроме оси «зависимость — независимость» еще двумя осями: «активность — пассивность», «конструктивность — деструктивность». Важным в превентологической работе является обеспечение конструктивности поведения.
Выделяются два уровня превенции.Первый уровень — формирование зависимости от конструктивной деятельности и/или адекватно социализированной личности. На этом уровне можно выделить два направления работы. Первое связано с обеспечением субъектов со здоровыми отношениями, второе направление связано с субъектами с напряженными отношениями. Этот уровень можно обозначить как эпистемический, детерминированный опытом.
Второй уровень связан со свободной реализацией личностью вариативного выбора потенциально любой конструктивной деятельности. Этот уровень можно обозначить как эвристический, продуцирующий новый опыт.
На первом уровне личность находится в здоровых отношениях, на втором она создает здоровые отношения.
Для превенции экстремального развития отношений и формирования в конечном итоге экстремально ориентированной личности с зависимостью разрушения целесообразно учитывать закономерность формирования зависимости.
Этапы формирования зависимости
1. Сфера инстинктов и влечений находит свое отражение в потребностях.
2. Существуют базисные, основные потребности, от удовлетворения которых зависит субъективное благополучие человека.
3. Удовлетворение потребностей зависит от первичного социального окружения ребенка (малого социума), опосредованного культурным пространством.
4. Человеку в онтогенезе предстоит решать четыре проблемы адаптации: по территориальности, временности, идентичности, иерархии.
5. Проблемы адаптации, преломленные через малый социум, образуют гетерономное влияние среды, которое в той или иной степени удовлетворяет базисные потребности.
6. Отраженная в сознании степень удовлетворенности потребности опосредует формирование позитивного образ Я, в той или иной степени адаптированной к среде.
7. При блокировании какой-либо из потребностей возникает напряжение, вызывающее определенную эмоцию, которая сигнализирует об уязвимости одной из составляющих позитивного образа Я.
8. Отреагирование эмоции или удовлетворение потребностей приводят к восстановлению позитивного Я.
9. В случае невозможности удовлетворить потребности и страха выражения эмоции из-за социальных санкций возникает напряжение. Его устранение и возвращение Я позитивного образа возможно уже с помощью неконструктивного зависимого поведения.
10. Хроническое блокирование потребностей в результате гетерономного воздействия среды приводит к образованию девиаций.
Возрастные аспекты превенции развития экстремистско-террористических отношений
Сензитивные психические процессы и новообразования |
Психологическое проявление |
Превентивное обеспечение периода |
|
3–5 лет |
Образ Я Память |
Выделение себя из окружающей среды. «Я сам» Чувствительность к информации |
Принятие становления «Я сам», насыщение позитивным опытом Обогащение конструктивным решением проблемных ситуаций |
5–7лет |
Мышление Принятие ролей Воображение |
Интенсивность установления новых связей со средой Проигрывание разнообразных ролей Фантазирование, свободное возникновение и легкость оперирования образами |
Полоролевая идентификация. Установление конструктивных связей со средой. Предоставление возможности играть в ролевые игры. Развитие творчества ребенка. Насыщение позитивными образами |
7–10лет |
Мотивационно-потребностная структура |
Становление внутренней мотивационной структуры |
Способствование самостоятельному адекватному удовлетворению потребностей. Создание позитивных социальных условий |
Подростковый |
Чувство взрослости Рост социальной активности Критичность Формирование нравственных принципов и убеждений |
Поиск идентичности Интимно-личностное общение со сверстниками |
Эмоционально-позитивное общение со значимым взрослым, социально адаптированным в обществе |
Юношество |
Рост самосознания Стремление к самообразованию и самовыражению Формирование жизненных планов |
Профессиональная ориентация Жизненное самоопределение, общение со взрослыми |
Общение с профессионально успешным значимым взрослым |
Как видно из вышеизложенного успешная превентивная работа возможна при учете закономерностей формирования зависимости.
Литература:
1. Анисимов А. И., Матусевич М. С., Шатровой О. В. Виктимная психология. Системно- деятельностный подход к обнаружению аверсивного стимула. Монография.- СПб.: «Издательство РГПУ им.А. И. Герцена», 2013.
2. Анисимов А. И., Матусевич М. С., Шатровой О. В. Превенция развития экстремистко-террористических отношений. Методические рекомендации.- СПб.: «Издательство РГПУ им.А. И. Герцена», 2010
3. Бардиер Г. Л., Суханова Н. В. Исследование представлений студентов об экстремизме// Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6, 2004, вып. 1 (№ 6).
4. Буйнов, Л. Г. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.
5. Плахов Н. Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья. Известия Российского педагогического университета им.А. И. Герцена.2012.№ 145.С.90–96.
6. Плахов Н. Н., Буйнов Л. Г., Зайцев А. Г., Зейда В. Ф. Медико-психологическое обеспечение здоровья специалистов экстремального профиля деятельности. Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. С. 162–164.
7. Плахов Н. Н., Зайцев А. Г., Буйнов Л. Г. Деформация в мотивационной и смысловой сфере как один из основных факторов, обуславливающих предрасположенность к асоциальному поведению. Материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. С. 167–168.
8. Станкевич П. В., Макарова Л. П., Матусевич М. С.«Стратегия подготовки магистров по превентологии (профилактике социальных отклонений)»// Журнал «Молодой ученый» (№ 10 (57), октябрь 2013 г.).
9. Сорокина, Л. А. Изучение образа жизни студентов педагогического вуза методом анкетирования / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // сборник: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Министерство образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского»; науч. ред.: А. Г. Гущин. 2010. с. 142–146.
10. Соломин В. П., Бахтин Ю. К., Буйнов Л. Г., Макарова Л. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета// Молодой ученый. 2013. № 6.С. 730–732.
11. Сыромятникова Л. И. Формирование медико-валеологической компетентности будущих специалистов безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. Санкт-Петербург, 2009.
12. Сыромятникова Л. И. Безопасность человека как предмет изучения. Материалы IV Международной научно-практической конференции. науч. ред.: В. В. Латюшин, З. И. Тюмасева, Б. Ф. Кваша. 2007. С. 37–41.
13. Сыромятникова Л. И. Компетентностный подход к изучению медико-валеологических дисциплин будущими специалистами безопасности жизнедеятельности. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 98. С. 201–204.