Влияние творческих заданий на формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 01.04.2014

Статья просмотрена: 4946 раз

Библиографическое описание:

Скрыбыкина, О. И. Влияние творческих заданий на формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы / О. И. Скрыбыкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1238-1240. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9706/ (дата обращения: 18.12.2024).

Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?», ведь, каждый учитель мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали активно, творчески; познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности. Как показывает практика, в преподавании русского языка одной из серьезных проблем школы является снижение интереса учащихся к изучению русского языка и, как следствие, снижение грамотности, развития речи, правильно и логично выразить свою мысль. Исходя из этой проблемы, свою педагогическую деятельность начала с обозначения методической темы «Влияние творческих заданий на формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы».

Убедилась, что использование таких видов творческих заданий, как синквейны, кластеры, сочинения-ассоциации, сочинения-рассуждения, цзацзуани, хокку, гимны любимым вещам, ответы на необычные вопросы вызывают живой интерес каждого учащегося. Пришла к выводу, что использование творческих заданий способствует развитию фантазии ребенка, вследствие этого учащийся уже более изобретателен в использовании средств языка, становится способным контролировать и критически оценивать свою творческую работу, заинтересован в правильном выражении своих мыслей. Считаю, что начатая работа является одним из главных направлений по развитию речи ребенка-саха.

Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки и практической реализации путей и средств активизации познавательного интереса учащихся [4,c.116]. Большой вклад в изучение и развитие познавательных интересов внесли такие ученые, как: Д. Б. Богоявленская, Л. И. Божович, Ю. В. Кулеша, А. Н. Леонтьев, Ф. К. Савина, Г. И. Щукина и др. Ими были разработаны различные методики и теории формирования познавательных интересов. И сейчас, чтобы успешно развивать познавательные интересы в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей в целом. В первую очередь это касается развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения.

Я считаю, что школа должна формировать каждого школьника как самостоятельную личность. Творчество — это не только успех, а долгий процесс познания установление отношений с учащимися. Не все успешно удается каждому ребенку. Педагогу важно разборчиво подходить к каждому ученику, развивать творческие начала. Существует выражение: «Сотвори себя сам…», я думаю, что именно этот процесс является главным на уроках русского языка и литературы. Слово «творчество» происходит от слова «творить», и в общеизвестном смысле это означает искать, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте — индивидуальном или общественном. «Творчество» — деятельность людей, направленная на созидание нового, никогда ранее не бывшего, способность человека из известного, имеющегося в действительности материала создавать в процессе труда новую реальность, отвечающую многообразным общественным потребностям [5, c.32].

А творческие задания — это разнообразные задания на сочинительство, обычно с соблюдением некоторых более или менее трудных условий, они способствуют развитию, с одной стороны, фантазии и изобретательности в использовании средств языка, с другой — способности контролировать и критически оценивать свою творческую работу [6, c.88].

Представляю вашему вниманию следующие виды творческих заданий, которые охотно восприняли мои учащиеся:

1.         Синквейны (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. При его написании существуют определенные правила: первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Во второй строке — два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка — фраза из четырех слов — выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Впятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта [7,c.34].

2.         Работа по развитию связной речи учащихся в якутской школе — наиболее трудная задача в обучении русскому языку. Нужно суметь увлечь учеников удивительной возможностью выражать свое «Я», свое мироощущение на бумаге. Работу по развитию речи я начала с применения таких творческих заданий, которые не требуют большой грамматической подготовки, чтобы не нарушить особый эмоциональный настрой. С этой целью предложила пробовать свои силы в создании цзацзуаней. Цзацзуань — комическое изречение китайских писателей, подаваемых в виде перечня ситуаций, объединенных одним названием.

3.         Также я считаю, что одним из важнейших и необходимых условий творчества является внутренняя свобода, которая позволяет проявить свою индивидуальность. Ребята с удовольствием пишут ассоциативные сочинения, которые способствуют развитию творческого воображения, памяти, внимания, логического и образного мышления. Любят писать дети от первого лица, представив себя каким-то предметом, животным.

4.         В этом учебном году стала использовать речевые разминки, с целью лучше освоить программный материал, совершенствовать навыки анализа различных фактов языка, расширять лингвистический кругозор, воспитывать языковое чутье. Суть речевых разминок состоит в ответах на необычные вопросы.

5.         Способность самостоятельно и критично мыслить, проникать в сущность предметов и явлений, быть пытливым, применять самостоятельно свой субъективный опыт учащиеся любят применять в сочинениях-рассуждениях. В сочинениях-рассуждениях важно не только то, о чем учащийся будет говорить, но и то, как он будет об этом говорить. Работа над таким сочинением немыслима без действенной, активной работы над словом.

6.         На уроке развития речи, посвященному созданию ГИМНОВ любимым вещам, учащиеся тренировались в построении такого текста. И хотя это жанр не входит в круг жанров, с которыми они знакомятся дети на уроках русского языка и литературы, его практическая необходимость большая, ведь каждый человек сталкивается с таким моментом, когда нужно, не раздумывая, произнести короткую, в меру юмористическую речь, направленную к реальным или воображаемым слушателям. Важно, чтобы речь произвела впечатление легкостью и изяществом построения, заразила слушателей своим блеском.

Цель уроков с выполнением творческих заданий не только определить уровень усвоения изученной темы, систематизировать знания учащихся, закрепить умения и навыки, полученные при изучении нового материала, но и воспитать, развивать познавательный интерес к русскому языку, орфографическую зоркость, стремление расширить свои знания самостоятельно, развить творческие способности. Выполнение упражнений творческого характера, связанных с материалом, близким учащимся, имеет большое значение для совершенствования их умений и навыков. Они видят результаты своих занятий, переживают достижения, которые вселяют уверенность в собственных силах, мобилизует их к достижению более высоких показателей в учёбе. Усваиваемые же умения и навыки правописания становятся более прочными.

Таким образом, в процессе выполнения творческих заданий учащиеся не только воспроизводят и совершенствуют усваиваемые знания, умения и навыки, но и свободно ими оперируют в разнообразной практической деятельности. Выполнение творческих заданий характеризуется самым высоким уровнем познавательной деятельности учащихся, которая проявляется в более вдумчивом и пытливом отношении к установлению новых связей между изучаемыми явлениями и процессами, в раскрытии практической значимости усваиваемого учебного материала.

Я считаю, что ключевой задачей современного учителя является воспитание социально успешного ученика, так как качество образования определяется именно тем, насколько ребенок себя реализовал. Проводимая мною работа как учителя-словесника, как учителя-воспитателя, как учителя-исследователя, ориентирована на процессы усвоения ценностей, знаний и навыков, позволяющих учащемуся успешно функционировать в обществе.

Литература:

1.         Актуальные проблемы методики преподавания русского языка и литературы в системе школьного образования: сборник научно-методических статей / отв.ред.к.п.н., проф. Е. Н. Дмитриева. — Якутск, 2003. — 86с.

2.         Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991. — 92

3.         Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. — М.: Просвещение, 2002. — 345с.

4.         Коротяев Б. И. Учение — процесс творческий. — М.: Дрофа, 2001. — 240с.

5.         Кулеша Ю. В. Развитие интереса к урокам русского языка в 5 кл. // Русский язык в школе. — 1997. — № 6. — С.32–38.

6.         Машевская Л. В., Данбицкая Л. В. Творческие задания на уроках русского языка. - СПб.: КАРО, 2003. — 123с.

7.         Ульянова И. В. Организация творческой деятельности пятиклассников на уроках русского языка // Русский язык в школе. — 2009. — № 5 — С.31–34.

Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, задание, познавательный интерес учащихся, учащийся, использование средств языка, познавательный интерес, предмет, развитие, развитие речи, творческая работа.


Похожие статьи

Влияние групповой работы на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Формирование познавательного интереса у младших школьников в ходе самостоятельной работы на уроках русского языка

Формирование познавательного интереса у обучающихся на уроках русского языка и литературы

Особенности работы по развитию творческих способностей на уроках русского языка в начальных классах

Влияние проектной деятельности на повышение познавательного интереса младших школьников

Формирование познавательного интереса и развитие творческой активности учащихся младшего и среднего школьного возраста при изучении английского языка

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка

Влияние художественно-творческой деятельности на развитие познавательного интереса старших дошкольников

Этапы формирования предметных компетенций учащихся на уроках литературы

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики посредством решения текстовых задач

Похожие статьи

Влияние групповой работы на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Формирование познавательного интереса у младших школьников в ходе самостоятельной работы на уроках русского языка

Формирование познавательного интереса у обучающихся на уроках русского языка и литературы

Особенности работы по развитию творческих способностей на уроках русского языка в начальных классах

Влияние проектной деятельности на повышение познавательного интереса младших школьников

Формирование познавательного интереса и развитие творческой активности учащихся младшего и среднего школьного возраста при изучении английского языка

Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка

Влияние художественно-творческой деятельности на развитие познавательного интереса старших дошкольников

Этапы формирования предметных компетенций учащихся на уроках литературы

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики посредством решения текстовых задач

Задать вопрос