В статье анализируется сущность процесса профилизации образовательной среды. Рассматривается роль концепции профилизации образовательной среды в вопросе модернизации современного образования. Представлен целевой компонент профилизации образовательной среды как основа изучаемого процесса. Определяются задачи профильного обучения.
Ключевые слова: профилизация, образовательная среда, целевой компонент, задачи профильного обучения, концепция.
Образовательная среда в процессе модернизации деятельности основных социально-экономических систем подвергается значительным структурным, организационным и содержательным изменениям, которые предполагают необходимость построения концепции и модели функционирования образовательной среды на региональном и федеральном уровнях. При этом большое значение имеет определение механизма реализации обновления образовательной среды.
Анализ научной литературы показывает, что данные изменения находят отражение в реализации концепции профилизации образовательной среды. По мнению Т. И. Шамовой, А. Н. Худина, Г. Н. Подчалимовой, И. В. Ильиной, С. Н. Беловой, суть этих изменений — «обеспечение личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации» [1, с.7].
Роль концепции профилизации образовательной среды в вопросе модернизации современного образования признается многими авторами: Т. П. Афанасьевой, Н. В. Немовой, И. В. Гладкой, С. П. Ильиной, С. В. Ривкиной, Н. В. Добрецовой, Т. Б. Захаровой, А. А. Кузнецовым, А. А. Пинским, С. А. Писаревой, Г. Н. Подчалимовой, И. В. Ильиной, С. Н. Беловой, О. И. Сабыниной, А. Н. Худиным, С. Н. Чистяковой и др.
Актуальность рассмотрения проблемы сущности процесса профилизации образовательной среды объясняется необходимостью его реализации как одного из основных направлений модернизации отечественной системы образования. Реализация концепции профилизации образовательной среды предполагает, в частности, соответствие содержания и технологии профильного обучения тем профессионально-личностным потребностям, которые обусловлены своеобразием будущей профессиональной деятельности обучающихся.
Одной из основных задач образования является, на наш взгляд, развитие личности будущего специалиста, основанное на подготовке его к мобильной социальной и профессиональной самореализации в условиях любого учебно-воспитательного и образовательного учреждения. Создание профильных инновационных образовательных учреждений актуализировало проблему реализации концепции профилизации образовательной среды, которая позволяет личности активно воздействовать на социальную среду и быть готовым к саморазвитию и дальнейшему образованию.
Анализ научной психолого-педагогической литературы последних лет свидетельствует об усилении внимания к изучению вопроса сущности образовательного процесса, что находит отражение в исследованиях Н. Г. Агаповой, М. С. Каган, В. И. Слободчикова, Х. Г. Тхагапсоева, А. В. Хуторского, Г. П. Щедровицкого и др.
Актуальность изучения вопроса сущности образовательного процесса в целом и процесса профилизации образовательной среды, в частности, обусловлена тем фактом, что «образование как особый процесс и вид деятельности обнаруживает себя в наличии специальных вторичных материалов, программ, технологий, средств и способов деятельности, служащих не опредмечиванию, а успешному целенаправленному распредмечиванию и усвоению первичных средств и способов организации и осуществления любой другой человеческой деятельности, в предельном случае, необходимых человеку для вхождения в универсум всех деятельностей» [2].
В исследованиях Н. Г. Агаповой [2] особое внимание уделяется логике освоения и реализации человеком инновационных видов деятельности. Она утверждает идею соответствия образования особым требованиям, вытекающим из общих закономерностей развития и развертывания новых, более сложных и эффективных систем деятельности и технологий их построения.
С позиций такого понимания сложного системного строения человеческой деятельности образование представляет собой органическую часть и важную сторону культуры как системного целого и в самой человеческой деятельности представляет один из основных ее элементов, что находит отражение в сущности образовательного процесса.
Согласно определению понятия «сущность», данному А. А. Суторминым, Г. Ю. Павловым, Е. К. Истратий, «сущность — то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных свойств» [3, с.81].
Сущность процесса профилизации образовательной среды составляют ее взаимосвязанные структурные элементы: целевой компонент процесса профилизации; его структура и содержание; условия и особенности его реализации, регулятивно-корректирующий и результирующий компоненты профилизации образовательной среды. Их совокупность раскрывает содержание теории и представляет научную основу для организации процесса профилизации образовательной среды.
Анализ сущности процесса профилизации образовательной среды позволяет определить значимость всех структурных элементов. Прежде всего, целевого, отражающего социальные и личностные намерения участников процесса профилизации и определяющего качество реализации остальных элементов.
Рассмотрению целевого компонента профилизации образовательной среды как основе изучаемого процесса посвящен ряд исследований педагогов и психологов.
С точки зрения результатов исследований Е. В. Ворониной, содержание целевого компонента профилизации образовательной среды определяется Концепцией профильного обучения: «Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования» [4, с.158].
С. Н. Чистякова, П. С. Лернер, Н. Ф. Родичев, О. В. Кузина, С. О. Кропивянская [5] выделяют следующие цели профилизации образовательной среды на этапе обучения в общеобразовательном учреждении:
- поднять социально-экономическую эффективность общего среднего образования, усилив внимание школы к процессам вхождения выпускников в рынок труда;
- усилить интеграцию предметных областей за счет ее направленности на жизненное и профессиональное самоопределение выпускников школы;
- реализовать принципы вариативности и дифференциации образования с учетом локальных изменений рынка труда и образования.
По мнению Е. В. Ворониной, главной целью профильного обучения является «обеспечение общедоступности для учащихся получения полноценного образования в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, установление преемственности между общим и профессиональным образованием» [4, с.28].
В исследованиях Е. Землянской [6], цель перехода к профильному обучению трактуется как развитие социального и профессионального самоопределения молодежи, где непременным атрибутом является профессиональная ориентация, уточнение учащимися и студентами своего социально-профессионального статуса, контроль и коррекция профессиональных планов, самоподготовка в избранной деятельности.
Согласно исследованиям Т. И. Шамовой, Г. Н. Подчалимовой, А. Н. Худина, И. В. Ильиной, С. Н. Беловой [7, с.6], целями профилизации образовательной среды являются: обеспечение углубленного изучения отдельных предметов учебной программы; создание условий для осуществления дифференциации содержания обучения с учетом обоснованного выбора профиля; помощь учащимся и студентам в построении индивидуальных образовательных программ.
Учитывая анализ научной психолого-педагогической литературы, можно выделить следующий основной целевой компонент профилизации: разработка концепции и организация педагогического сопровождения профессионально направленного развития личности в условиях профилизации образовательной среды на основе реализации в процессе обучения индивидуальных особенностей, социальных и профессиональных интересов, способностей и потребностей обучающихся.
Основываясь на цели профилизации образовательной среды, исследователями данной проблемы определяются задачи профильного обучения.
Е. В. Воронина выделяет следующие задачи профилизации образовательной среды:
- выявление на возможно более ранних ступенях обучения способностей учащихся к тем или иным видам деятельности и их развитие, а в случае необходимости — переориентация учащихся с одного профиля на другой;
- обеспечение реализации интересов, способностей и потребностей учащихся, возможности дальнейшего профессионального образования, гарантия трудоустройства в избранной сфере деятельности;
- развитие творческой самостоятельности, формирование системы представлений, ценностных ориентаций, исследовательских умений и навыков, обеспечивающих выпускнику учебного заведения возможность жить, трудиться и продолжать профессиональное образование в качестве полноправного члена общества [4, с.29].
Инновационными задачами профильного обучения Т. И. Шамова, Г. Н. Подчалимова, А. Н. Худин, И. В. Ильина, С. Н. Белова признают: учет реальных потребностей рынка труда; кооперация старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования; обеспечение углубленного изучения отдельных предметов учебной программы [7, с.7].
Основываясь на результатах выше названных исследований, и в соответствии с определенной нами целью профилизации образовательной среды, нами определены следующие задачи, решаемые в процессе профильного обучения:
- разработка концепции профессионально направленного развития личности будущего специалиста в условиях профилизации образовательной среды;
- организация педагогического сопровождения учащихся и студентов в выборе личностно значимой системы ценностных ориентаций, личностных смыслов (аксиологический компонент профилизации);
- выявление и анализ влияния совокупности факторов, способствующих раскрытию и проявлению личностных возможностей человека в процессе профилизации образовательной среды (акмеологический компонент профилизации).
Литература:
1. Шамова, Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе [Текст] / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. — 384 с.
2. Агапова Н. Г. Системно-деятельностный подход к исследованию образования в контексте философии культуры / Н. Г. Агапова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 9 (53). — Тамбов: Изд-во тамбовского гос. университета им. Г. Р. Державина, 2007. — 308 с. — С.222.
3. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник [Текст] / Под ред. Сутормина А. А., Павлова Г. Ю., Истратий Е. К. Ярославль, 1997.
4. Воронина, Е. В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение [Текст] / Е. В. Воронина. — М.: «5 за знания», 2006. — 256 с. — («Методическая библиотека»).
5. Чистякова, С. Н. Профильное обучение и новые условия подготовки [Текст] / С. Н. Чистякова, П. С. Лернер, Н. Ф. Родичев, О. В. Кузина, С. О. Кропивянская // Школьные технологии. — 2002. — № 1.
6. Землянская, Е. Метод профессиональных проб в экономическом обучении [Текст] / Е. Землянская // Экономика в школе. — 2002. — № 2. — С. 34–39.
7. Шамова, Т. И. Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода [Текст] / Т. И. Шамова, А. Н. Худин и др. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. — 160 с.