В статье анализируется структура процесса профилизации образовательной среды. Рассматривается диагностика готовности субъектной основы региональной системы образования к профилизации образовательной среды; формирование у участников образовательного процесса мотивации к деятельности в условиях профилизации образовательной среды, умений профилизации образовательной среды.
Ключевые слова: структура, профилизация, образовательная среда, готовность.
Структура профилизации образовательной среды содержит следующие элементы:
- диагностика готовности субъектной основы региональной системы образования к профилизации образовательной среды:
- формирование у участников образовательного процесса мотивации к профилизации образовательной среды;
- формирование у участников образовательного процесса умений профилизации образовательной среды;
- выявление условий и особенностей профилизации образовательной среды;
- дифференциация образовательного процесса.
Рассмотрим основополагающие элементы структуры в контексте вопроса профилизации образовательной среды.
Диагностика готовности субъектной основы региональной системы образования к профилизации образовательной среды, характеризуясь мотивационной составляющей, является ведущим элементом структуры процесса профилизации.
Это подтверждается определением понятия готовности, представленным С. Ю. Головиным в «Словаре психолога-практика». Автор отмечает, что «Готовность к действию — установка, направленная на выполнение некоего действия. Предполагает:
1) наличие определенных знаний, умений, навыков, а также готовность к противодействию возникающим в ходе выполнения действия препятствиям;
2) приписывание выполняемому действию некоего смысла личностного. Готовность к действию реализуется за счет проявления своих отдельных составляющих: нейродинамической сформированности действия; физической подготовленности; психологических факторов готовности» [1, с.137].
Применяя данное определение к специфике вопроса профилизации образовательной среды, под готовностью субъектной основы региональной системы образования к профилизации нами понимается установка на обучение в профильной среде образования, включающая в себя:
1) наличие определенных знаний об особенностях профильной среды образования, наличие умений и навыков по адаптации и самоорганизации личности в условиях профильной образовательной среды; готовность субъектов системы образования к преодолению негативного воздействия традиционной образовательной среды;
2) опыт выявления личностного смысла, мотивационной установки на выбранный профиль обучения в условиях профилизации образовательной среды.
Анализ научной психолого-педагогической литературы (Е. В. Воробьева [2], А. А. Пинский [3] и др.) и опыт наших наблюдений также свидетельствуют о необходимости рассмотрения готовности к профилизации образовательной среды в виде триады, включающей в себя:
- информационную готовность — информационная насыщенность и умения использовать информационные потоки о возможных способах получения желаемого образования после школы, о профессиях, которыми можно овладеть благодаря получаемому образованию;
- практическую готовность — владение субъектами образовательной среды умением делать выбор дальнейшего способа получения образования;
- мотивационно-ценностную готовность — сформированность у выпускника самооценки, адекватной способности и возможностям получить желаемой образование. Наличие ценностных ориентаций и целей, связанных с образованием и профессией [2].
В Концепции профильного обучения изложены такие показатели готовности к профильному обучению, как готовность учащихся к продолжению образования по избранному направлению; зрелость в выборе способа получения образования.
Вторым компонентом структуры профилизации образовательной среды является формирование у участников образовательного процесса мотивации к профилизации образовательной среды.
Интерес личности к продуктивному профессиональному самовыражению проявляется под влиянием совокупности факторов, среди которых важную роль играет профессиональная мотивация, формируемая в процессе профессиональной ориентации и подготовки (С. Я. Батышев).
Профессиональная ориентация учащихся в условиях профилизации образовательной среды, способствует формированию профессиональной мотивации будущего специалиста на всех этапах обучения: дошкольное, общее, профессиональное.
Поэтапные (на уровне профильного дошкольного, общего и профессионального образования), целенаправленные и интегрированные действия педагогов и психологов по формированию профессиональной мотивации обучающихся в профильных учебных учреждениях способствуют формированию у них прямой мотивации проявления готовности к обучению в высшем учебном заведении, являющемся одной из ступеней профильной образовательной среды, и будущей профессиональной деятельности.
Повышению уровня эффективности профессионального развития будущих специалистов как неотъемлемой составляющей личностного развития на основе формирования профессиональной мотивации в контексте реализации концепции профилизации образовательной среды способствуют следующие условия:
1) реализация концепции профилизации образовательной среды не только на уровне высшего учебного заведения, но и на других этапах обучения: дошкольное, общее, начальное профессиональное образование;
2) последовательность и преемственность педагогических действий по формированию профессиональной мотивации на всех этапах обучения в профильной образовательной среде;
3) использование средств профильной предметной подготовки в процессе формирования профессиональной мотивации;
4) использование педагогических возможностей коллективно-групповой жизнедеятельности учащихся и студентов в процессе формирования профессиональной мотивации;
5) перевод неосознанных профессиональных действий в осознанные, реализующие специальные умения в профессиональной деятельности;
6) побуждение будущих специалистов к профессиональному самовоспитанию;
7) формирование профессиональных умений на основании социокультурного опыта будущих специалистов.
Принимая во внимание перечисленные выше условия, модель формирования профессиональной мотивации будущих специалистов в рамках профилизации образовательной среды включает в себя, на наш взгляд, несколько этапов:
- диагностику их готовности к самостоятельному профессиональному выбору;
- определение уровня сформированности профессиональной потребности, активности, профессиональной направленности, профессиональных умений обучающихся;
- побуждение будущих специалистов к профессиональному самовоспитанию;
- реализацию «задачного подхода» в процессе обучения будущего специалиста.
Следующим элементом структуры процесса профилизации образовательной среды является формирование у участников образовательного процесса умений профилизации образовательной среды.
В процессе разработки теоретических основ процесса педагогического сопровождения деятельности участников образовательного процесса по развитию профессиональных умений, позволяющих эффективно включиться в процесс профилизации, нами были использованы классификации педагогических способностей Ф. Н. Гоноболина, В. А. Крутецкого, Н. Д. Левитова, К. К. Платонова.
Основу наших выводов составила классификация В. А. Крутецкого [4, с.69]:
1. Дидактические способности. В целях формирования и развития данного вида способностей в условиях профилизации образовательной среды целесообразно развитие у участников педагогического процесса умений дифференцировать и адаптировать учебный материал, соответственно интересам, способностям учащихся; развитие способности организовать самостоятельную работу учащихся.
2. Академические способности. Актуальность развития способностей данного вида в условиях профилизации образовательной среды связана с необходимостью усиления практической направленности обучения за счет включения будущих специалистов в реализацию социально-ориентированных учебных проектов и исследований, целевых программ по профильной подготовке.
3. Перцептивные способности. Формирование и развитие перцептивных способностей в условиях профилизации образовательной среды требует умений психолого-педагогического коллектива профильного образовательного учреждения по развитию творческой самостоятельности, формированию системы представлений, ценностных ориентаций, исследовательских умений и навыков, обеспечивающих будущему специалисту возможность жить, работать и продолжать профессиональное образование в качестве полноправного члена общества.
4. Речевые способности. Актуальность формирования и развития речевых способностей у субъектов процесса профилизации образовательной среды связана с тем фактом, что в качестве ведущих задач по формированию умений профилизации образовательной среды у родителей, учащихся, студентов, педагогов и психологов, можно выделить: формирование профессиоведческой и психологической компетентности; информирование об основных направлениях, целях, задачах, содержании деятельности профильных образовательных учреждений различного уровня; помощь в выборе профиля.
5. Организаторские способности. Развитие организаторских способностей в условиях профильного обучения предполагает наличие у педагогов и психологов умений организации реализации интересов, способностей и потребностей будущего специалиста, организация возможности дальнейшего профессионального образования.
6. Авторитарные способности. Формирование и развитие авторитарных способностей в условиях профилизации образовательной среды связано с развитием личностных качеств педагога профильного учебного заведения, в частности, его волевых качеств, а также чувства ответственности за воспитание будущего специалиста
7. Коммуникативные способности. Формирование и развитие коммуникативных способностей в рамках профильного образовательного пространства способствует формированию осознанной и устойчивой профессиональной мотивации будущего специалиста на всех этапах обучения в условиях профилизации образовательной среды.
8. Прогностические способности. Прогностические способности реализуются в условиях профилизации образовательной среды в виде умений психолого-педагогического коллектива профильного образовательного учреждения выявлять на ранних ступенях обучения способности учащихся к деятельности и ее развитие.
9. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности. Развитие умений данного вида приобретает в условиях профилизации образовательной среды особую значимость, поскольку профильное обучение предполагает не только формирование готовности учащегося к восприятию и усвоению профессиональных знаний, умений и навыков, но и воспитание личности будущего специалиста, развитие профессионально значимых качеств его личности.
Таким образом, вышеназванные основополагающие элементы образуют структуру процесса профилизации образовательной среды.
Литература:
1. Словарь психолога-практика [Текст] / Сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Харвест, 2001. — 976 с. — (Библиотека практической психологии).
2. Воробьева Е. В. Ответы на вопросы форума // Официальный сайт ГОУ Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования http://www.kubannet.ru.
3. Пинский, А. А. Комментарий к концепции профильного обучения [Текст] / А. А. Пинский // Вестник образования. — 2002. — № 12. — С.38–46.
4. Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии [Текст] / В. А. Крутецкий. — М.,1972. — 347 с.