Федеральный закон от 05.04.2013г.№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вступил в силу и надо признать, что ничего сверхреволюционного и инновационного в создании предложенной контрактной системы нет. Во всех экономически развитых странах подобные системы в сфере закупок есть и функционируют уже многие десятилетия. Существуют разные подходы и местные нюансы, но необходимость четкой и эффективной регламентации всех этапов удовлетворения государственных и муниципальных нужд на сегодняшний день очевидна. Переход к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в нашей стране претерпел изменения всего механизма и процедур размещения государственных и муниципальных заказов.
Коснемся кадрового обеспечения функционирования созданной контрактной системы. Каждый заказчик обязан создать контрактную службу (если совокупный годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн. руб.), либо назначить контрактного управляющего. Работники контрактной службы или контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок, согласно ч. 6 ст.38 44-ФЗ.
Столь пристальное внимание профессионализму руководящего состава уделено не напрасно. С 2016 года не имея высшего или дополнительного профильного (повышение квалификации, переподготовка, освоение специальной программы) образования в сфере закупок нельзя будет занимать пост руководителя контрактной службы (ч. 23 ст. 112 44-ФЗ). А пока до 1 января 2016 года контрактному управляющему достаточно иметь документы об образовании по утратившему силу закону № 94-ФЗ.
Кроме того, сотрудники контрактной службы в своей работе руководствуются Типовым положением, утвержденным Минэкономразвития РФ приказом № 631 от 29 октября 2013 г. (далее — Положение). Документ вступил в силу одновременно с Законом № 44-ФЗ с 01 января 2014 г. Положение содержит правила, по которым должна функционировать контрактная служба, обозначает цели и основные принципы ее создания, регламентирует функции при планировании, проведении закупок, осуществляемых для государственных, муниципальных нужд и определяет полномочия контрактной службы. Для нескольких подпунктов Положения установлены другие сроки вступления: подпункты 1–3 пункта 11, подпункт 1 пункта 13. Они вступят в силу с 01 января 2015 г. В пункте 6 Положения перечислены возможные способы создания контрактной службы: как отдельного структурного подразделения, так и как утвержденной Заказчиком группы сотрудников, выполняющих все функции контрактной службы. При этом отдельное подразделение не создается, т. е. служба без образования структурного подразделения. Также, согласно пункту 7 Положения, численность контрактной службы не может составлять менее двух сотрудников, а максимум определяется Заказчиком. Положением Заказчика может быть установлено условие, что сотрудники контрактной службы не имеют права одновременно являться членами комиссии по закупкам Заказчика.
В случае, когда контрактная служба является отдельным подразделением, ее руководитель назначается Заказчиком или должностным лицом, исполняющим его обязанности. Обязательно издается приказ о назначении контрактного управляющего. Если контрактная служба создается без образования структурного подразделения, обязанности ее главы выполняет один из заместителей руководителя учреждения.
Формирование организационной структуры является обязанностью руководителя контрактной службы. Круг должностных обязанностей, персональная ответственность каждого сотрудника определяются с учетом основного принципа — рост эффективности, увеличение результативности осуществления закупок для государственных, муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 26 Закона № 44-ФЗ, в целях централизации закупок возможно создание государственного, муниципального органов, казенного учреждения, уполномоченных на определение поставщиков. Полномочия могут быть переданы одному или нескольким органам. В таких случаях контрактная служба осуществляет не переданные функции и полномочия. Такие функции, как обоснование закупок, установление максимальной (стартовой) цены контракта, определение его условий, подписание документа не могут быть переданы уполномоченным органам. Контракты подписывают Заказчики. Остальные функции выполняют сотрудники контрактной службы. Сами обязанности регламентируются Положением. Задача руководителя — эффективное их распределение между сотрудниками с целью выполнения ряда функций, решения комплекса основных задач.
На первый взгляд перечень функций руководителя контрактной службы невелик. Однако именно от правильного распределения обязанностей между сотрудниками, верного выбора кандидатур на ту или иную должность зависит, насколько эффективно будет функционировать контрактная служба.
Оценим реальные кадровые потребности созданной контрактной системы в соответствии с законом и для начала рассмотрим, кто же будет являться субъектами контрактной системы. Часть 1 статьи 9 обозначает перечень тех, кто осуществляет деятельность в рамках контрактной системы на профессиональной основе с привлечением к работе квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере осуществления закупок — это заказчики, специализированные организации и контрольные органы в сфере закупок. При этом, частью 2 той же статьи указание на то, что необходимо предпринимать специальные меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки, дано только в отношении заказчиков и специализированных организаций. В отношении других субъектов контрактной системы ничего не сказано. По всей видимости, предполагается включение отдельных небольших «закупочных» модулей в имеющиеся стандартные программы подготовки специалистов, что не потребует особых дополнительных финансовых и трудозатрат. Поэтому профессиональную подготовку специалистов для уполномоченных органов (уполномоченных учреждений) и контрольных органов в сфере закупок в данном случае не рассматриваем.
В законе большое внимание уделяется еще одной категории сотрудников, в отношении которых законодательно закреплены требования по специальному обучению в области закупок. Это члены конкурсных, аукционных, котировочных комиссий, комиссий по рассмотрению заявок и окончательных предложений на участие в запросе предложений и единых комиссий. Причем, заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение включают в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, согласно ч. 5 ст. 39 рассматриваемого закона о контрактной системе.
Исходя из того, что функционал членов комиссий существенно отличается от функционала сотрудников контрактных служб, программы подготовки этих двух категорий сотрудников могут быть разными.
Несложно провести достаточно приблизительный ориентировочный расчет потребности в подготовке кадров для полноценного функционирования контрактной системы в сфере закупок в Российской Федерации.
Официальный сайт в Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд (zakupki.gov.ru) в сети Интернет на момент написания статьи показывает число зарегистрированных более 240 тысячи заказчиков.
Каждый заказчик может создать несколько комиссий — как по количеству проводимых процедур, так и по направлениям закупок. Минимальное же количество комиссий, которое заказчик обязан создать — это одна единая комиссия, то есть это та комиссия, которая принимает решения по всем проводимым закупкам. Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем пять человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок и окончательных предложений на участие в запросе предложений должно быть не менее чем три человека в соответствии с ч. 3 ст. 39 закона. Исходя из требования части 5 статьи 39, для легитимности деятельности комиссии в ее составе должно быть не менее трех (двух — для проведения котировок и запросов предложений) членов прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок.
Таким образом, для соответствия закону о контрактной системе необходимо подготовить не менее семисот тысяч членов комиссий.
Кроме этого необходимо подготовить и сотрудников контрактных служб. Исходя из количества зарегистрированных заказчиков и исходя из того что минимальная допустимая потребность заказчика это один контрактный управляющий, получается, что необходимо провести обучение не менее 250 тысяч человек по программам подготовки контрактных управляющих.
Кадровые потребности специализированных организаций точной оценке не поддаются. На момент написания статьи на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) зарегистрировано порядка 10 таких организаций. Минимальное количество подготовленных специалистов для одной специализированной организации ничем не регламентируется и количество самих организаций может существенно варьироваться.
Что еще необходимо принять в расчет для того, чтобы получить более корректные данные о государственной потребности в специалистах в области закупок. Во-первых, в законе не сказано, что все члены комиссий обязательно должны быть штатными сотрудниками заказчика. Это дает возможность заказчикам включать в комиссии сотрудников других организаций или независимых экспертов прошедших необходимое обучение. Соответственно, это позволяет снизить потребность в обучении членов комиссий в несколько раз. Во-вторых, законом о контрактной системе предусмотрена возможность централизации закупок через уполномоченные органы или уполномоченные учреждения (ст. 26). Соответственно, теоретически, при полной централизации, проведение всех закупок, а значит и формирование комиссий, может быть аккумулировано в одном уполномоченным органе или уполномоченном учреждении на каждом уровне бюджетной системы. То же самое и с необходимостью формирования контрактных служб и обучения контрактных управляющих — при полной централизации все функции заказчиков выполняют уполномоченные органы или уполномоченные учреждения. Учитывая, что на момент написания статьи, на общероссийском официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) зарегистрировано 3632 уполномоченных органов, можно оценить минимальную потребность в обученных членах комиссий в размере 10–12 тысяч человек и обученных контрактных управляющих в 3,5 тысяч человек.
Таким образом, различные формы, подходы и сценарии формирования контрактной системы потребуют разные объемы кадрового обеспечения.
В заключение хотелось бы отметить, чтобы качественно заработала контрактная система в России, в любом случае потребует значительного количества обученных специалистов. Не случайно, профессионализм заказчика закреплен в перечне принципов в ст. 9 Закона 44-ФЗ. Тем не менее, учитывая, что в настоящее время в России существует всего лишь порядка до 70 учебных центров имеющих лицензию, обладающих опытом и проводящих обучение в области закупок, обеспечить качественную подготовку требуемого количества вряд ли представляется возможным, тем не менее нельзя игнорировать уровень профессиональной подготовки или недостаточное внимание к постоянному повышению квалификации всех задействованных специалистов, иначе это приведет к тому, что контрактная система просто не заработает на качественном уровне.
Литература:
1. Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (принят ГД ФС РФ 08.07.2005) Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=94027 свободный. — Загл. с экрана.
2. Федеральная контрактная система научит планировать: материалы форума [Электронный ресурс]. — URL: http://gosreforma.ru/blog/federalnaya-kontraktnaya-systema.html (дата обращения: 27.12.2013).
3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон РФ № 44-ФЗ от 05.04.2013, дата принятия 27.12. 2013 // Общественный портал госзакупок [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gov-zakupki.ru/zakon/fks-id105 (дата обращения: 27.12.2013).