Термин «интернет-зависимость» впервые был введен А. Голдбергом который предложил набор диагностических критериев для определения интернет — зависимости. Далее эта проблема разрабатывалась американским исследователем К.Янг [1, с. 83]. Среди отечественных специалистов выделил психологические формы зависимостей Ц. П. Короленко. «Элементы зависимого поведения, — пишет он вместе с Н. В. Дмитриевой, — свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего психического состояния. Проблема зависимости начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности» [1, с. 87].
Кризис подросткового возраста связан с перестройкой организма. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, эмоциональный фон становится нестабильным. Поэтому может появляться раздражительность, даже агрессивность, бурные всплески энергии сменяются упадком сил. Возникает чувство взрослости, родительский авторитет обесценивается. В семье возникают частые конфликты, нередко подросток реагирует протестом на любые попытки вмешаться в его жизнь. Как правило, интернет-зависимые формы поведения характерны для подросткового возраста, в котором возможны объединения кризисных явлений с развитием интернет-зависимого поведения. Такое наложение проблем усугубляет течение интернет-зависимости.
Развитие интернет-зависимого поведения подростков обуславливается рядом причин: возможность анонимного общения; реализация представлений, фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы «Я»; вербализация представлений или фантазий не возможных для реализации в обычном мире); чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника; неограниченный доступ к информации.
По мнению И. М. Балонова, интернет-зависимости подвержены неуверенные в себе подростки, нерешительные, чрезмерно стеснительные, испытывающие трудности в общении, имеющие низкую самооценку, комплексы или чрезмерно застенчивые. Таким подросткам сложно принять помощь окружающих. Компьютер в какой то степени заменяет им родителей, педагогов, друзей. Уход подростка в виртуальный мир связан с его личностными особенностями и отношением с окружающей действительностью, его положением в обществе. Подростки, которые плохо адаптируются в социуме, не имеющие друзей больше подвержены интернет — зависимости. Интернет — зависимость негативно воздействует на все сферы развития подростка: физическую, психологическую, социальную, эмоционально — волевую, духовно — нравственную и т. д. [2, с.56]
Исследование в рамках «Фонда Развития Интернет», проведенное Г. В. Солдатовой, О. С. Гостимской, Е. Ю. Кропалевой определило круг потребностей, которые подростки удовлетворяют с помощью Интернета. Среди них: потребность в автономии и самостоятельности; потребность в самореализации и признании; потребность в признании и познании; удовлетворение социальной потребности в общении, в принадлежности к группе по интересам, в любви; потребность в обладании; познавательная потребность, также владение новыми знаниями способствует достижению признания со стороны сверстников и самореализации. В результате использования Интернета возникает ощущение полного контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет потребность в безопасности — одну из базовых в системе потребностей человека [3].
Проявление зависимого поведения осуществляется в соответствии сменой аспектов взросления подростка. В процессе идентификацииподростки пытаются определить свое место в окружающем мире. Задавая себе философские вопросы: Кто я? В чем смысл жизни? они ищут ответы на них в Интернете. В процессе развития интимности и принадлежности подростки знакомятся с различными аспектами интимных отношений, в особенности с противоположным полом. Они ищут друзей и компании, где могли бы испытать чувство принадлежности группе. Эти отношения для подростка являются важной частью идентификации личности. Интернет предоставляет ему огромное количество людей и групп, объединяющих своих членов по интересам, ценностям, склонностям, что делает его привлекательным. В процессе эмансипации от родителей и семьи, поискесвоего места в жизни и при выстраивании отношений с другими людьми, подростки желают частично отделиться от родителей, делать то, что они хотят. Интернет предоставляет им эту возможность, из реального мира, они уходят в виртуальный мир. В процессе избавления от фрустрации, которое является одним из серьезных факторов жизни и определяется давлением школы, семьи и друзей. В свободном, анонимном интернете подростки находят способы избавления от фрустраций [3].
Интернет-зависимость формирует целый ряд психологических проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, уход в виртуальный мир от реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования Интернетом. Используя Интернет, подросток предпочитает «искать» вместо «думать». [2, с.36].
Сопоставляя наличие интернет-зависимости с возникающими у подростка психологическими проблемами можно предположить, что если среди подростков будет выявлен высокий уровень интернет-зависимых, то у них будет наблюдаться высокий уровень тревожности, негативные эмоциональные переживания и низкий уровень познавательной активности. С целью подтверждения такого предположения проводилось эмпирическое исследование интернет-зависимости среди подростков, для этого применялся ряд методик: опросник Кимберли Янг; экспресс-тест С. А. Кулакова; тест тревожности Ч. Д. Спилберга.Исследование проводилось в общеобразовательной школе г. Владимира. В исследовании приняли участие подростки 13–14 лет, в количестве 36 человек, обучающихся в 7х классах.
Полученные в исследовании результаты показывают, что 8, 3 % — имеют наличие значительных проблем в связи с использованием Интернета, разрешение которых возможно с помощью специалиста; у 16,6 % — имеют проблемы в связи с использованием Интернета; 75,1 % — являются обычными пользователями Интернета, которые умеет себя контролировать (Рис. 1).
Рис. 1. Уровни интернет-зависимости подростков по К. Янг
Для исследования уровней тревожности применялся опросник Ч. Спилберга. В результате было установлено, что с высокий уровень тревожности имеет 27,7 %, 55,5 % — имеют средний уровень тревожности; 16,6 % низкий уровень тревожности.
Для подтверждения выдвинутого в начале исследования предположения о том, что Интернет-зависимость негативно воздействует на личность, формируя тревожность, эмоциональность проводился сравнительный анализ полученных результатов. Для этого сопоставлялись показатели наличия Интернет-зависимости и уровни тревожности, рассчитывался коэффициент корреляции, определяющий меру взаимосвязи признаков. Полученные значения r=6,9 при p< 0,4 подтверждают наше предположение, о том, что Интернет-зависимость негативно влияет на личность подростка. Он становиться более раздражительным, тревожным, преобладают негативные эмоциональные переживания.
Литература:
1. Войскунский, А. Е. Интернет — новая область исследований в психологической науке // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1.- М.: Смысл, 2002, С. 82–101.
2. Балонов, И. М. Компьютер и подросток / И. М. Балонов. — М.: Эксмо, 2002. — 319с. ISBN 5–98563–057–9
3. Мониторинг Российского Интернета //www.monitoring.ru