В статье приводиться опыт реализации одного из социальных проектов в г.Пенза инициативной общественной группой.
Ключевые слова:проектная деятельность, социальный проект, общественная организация, волонтёрство.
Одна из форм взаимодействия власти и общества в решении различных социальных (образовательных, просветительных и др.) проблем является реализация различных проектов, как общественными организациями, так и инициативными группами. Опыт такой проектной работы уже во множестве имеется в Пензенской области [1], [2], [3]. В настоящей статье авторы хотели бы осветить опыт реализации одного из социальных проектов.
Проект по социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-сирот, и одиноких пожилых людей «Стар и млаД» начал действовать на территории г. Пенза в 2013г. Данный проект реализуется членами Молодёжного правительства Пензенской области совместно с волонтёрами из проекта «Я доброволец».
Главной сутью проекта является привлечение к совместной деятельности одиноких пожилых людей, детей-сирот и молодежи:
- проведение совместных встреч, круглых столов, бесед;
- одинокие пожилые люди будут обучать детей-сирот, молодых людей социально-бытовым навыкам (кулинарии, ведению домашнего хозяйства, составлению семейного бюджета и др.), также передавать свой личный семейный опыт, рассказывать о трудовой деятельности, давать личный советы;
- дети, молодые люди будут обучать пожилых людей пользоваться компьютерной техникой, интернетом и другими современными технологиями; делиться своими личными, наболевшими проблемами.
Необходимость этого проекта однозначна и заключается в необходимости решения проблем одиночества пожилых людей, успешной социализации выпускников детского дома, подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, и занятости молодых граждан.
Также проект содействует развитию волонтерской деятельности среди молодежи, заинтересованных в улучшении качества жизни людей г. Пензы.
Немаловажным является и взаимодействие в рамках социального партнерства между государственными учреждения, общественными организациями и совещательными органами.
Основной упор в реализации проекта сделан на оказании социальных услуг:
- социально-бытовых (поддержание жизнедеятельности граждан в быту);
- социально-педагогических (формирование позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга);
- социально-психологических;
- социально-правовых.
В программу обучения-общения входят такие направления деятельности, в том числе оказание определенных видов социальных услуг:
1. Обучение основам домоводства, содействие в:
- приготовлении пищи,
- мелком ремонте одежды,
- организации ремонта,
- уборке жилых помещений и т. д.
2. Покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов.
3. Покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости.
4. Содействие в оплате жилья и коммунальных услуг.
5. Помощь в оформлении документов.
6. Оказание помощи в написании и прочтении писем.
7. Сопровождение вне дома, в том числе к врачу.
8. Анимационные услуги (экскурсии, посещения театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники, юбилеи и другие культурные мероприятия).
9. Совместное обсуждение тв-передач, газет, журналов, книг.
10. Оказание психологической поддержки, в том числе беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса.
11. Содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ, социальных выплат.
12. Содействие развитию правовой грамотности.
13. Информирование об основах трудовой деятельности и производственного обучения
14. Обучение использованию мобильного телефона, компьютерной техники, интернетом и другими современными технологиями.
В настоящее время в коллектив проекта входит порядка 10 человек которые уже проводят работу с подростками и пожилыми людьми (порядка 20 человек).
Настоящий проект активно развивается, путём привлечения новых волонтёров, а так же привлечением к решению проблемы органов государственной исполнительной власти и различных общественных организаций.
В настоящее время подготовлены несколько заявок на гранты, для расширения круга задач которые смогут решать волонтеры, задействованные в проекте.
Опыт реализации данного проекта можно использовать при составлении и исполнении других общественных проектов и инициатив.
Литература:
1. Гарькина И. А., Гарькин И. Н. Раскрытие творческого и научного потенциала школьников на примере реализации социально-образовательного проекта «Юные исследователи» [Текст] / И. А. Гарькина, И. Н. Гарькин // Молодой ученый. — 2013. — № 9. — С. 357–359.
2. Гарькин И. Н., Гарькина И. А. Реализация социально-образовательных проектов «СтройКадры» и «Юные исследователи»
3. как одна из форм профориентационной работы // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 1; URL: http://www.science-education.ru/115–12056
4. Гарькина И. А., Гарькин И. Н. Профориентационная работа на примере реализации проекта «Стройкадры» в г.Пенза [Текст] / И. А. Гарькина, И. Н. Гарькин // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 744–746.