Использование компетентностно-ориентированных заданий в процессе изучения природы учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 11.03.2014

Статья просмотрена: 2029 раз

Библиографическое описание:

Маркова, Т. В. Использование компетентностно-ориентированных заданий в процессе изучения природы учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида / Т. В. Маркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1027-1029. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9726/ (дата обращения: 16.11.2024).

Одним из направлений модернизации российской системы образования, в том числе и специальной (дефектологической) является компетентностный подход. Данный подход позволяет школьникам овладеть комплексом знаний и умений и успешно использовать их для решения конкретных жизненных задач (С. Г. Воровщиков, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской и др.).

В основу проекта Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта [2], опубликованного в 2013 году, положена компетентностная модель (Маркова Т. В., Шевырева Т. В. 2014).Авторы концепции в структуре образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) выделяют два компонента: «академические компетенции» и «жизненные компетенции». Данные компоненты дополняют друг друга и формируются применительно к каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями, с учетом психофизических возможностей конкретного ребенка (Малофеев Н. Н., О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, 2013). Определение академических компетенций и формирование компетентности у учащихся с нарушением интеллекта стали рассматриваться в работах отечественных дефектологов (Г. В. Васенков, Т. В. Маркова, Е. Н. Соломина, Т. В. Шевырева и др.) и зарубежных специалистов (А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская, Т. В. Лисовская и др.)

В специальной (коррекционной) школе VIII вида ведутся поиски педагогических технологий для работы с детьми с нарушениями интеллектуального развития на основе компетентностно-ориентированного подхода.

Одним из путей реализации компетентностного подхода в образовании является использование в процессе обучения компетентностно-ориентированных заданий. Такие задания, моделирующие практическую (жизненную) ситуацию позволяют школьникам с нарушениями интеллектуального развития включиться в решение ситуационной задачи, базируясь на имеющихся знаниях и жизненном опыте.

Выделяют следующую структуру компетентностно-ориентированных заданий (Д. Н. Жадаев, Р. А. Брехач и др. [1]):

-          стимул, погружающий в контекст задания и мотивирующий на его выполнение;

-          задачная формулировка, указывающая на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания;

-          источник информации, содержащий необходимый материал для успешного выполнения задания;

-          бланк для выполнения задания (нужен в том случае, если задание предусматривает структурированный ответ, который должен фиксироваться на специальном выданном бланке)

-          инструмент проверки — шкала критериев и показателей, модельного ответа, бланка наблюдений и т. д.

А. В. Пашкевич [3] выделяет следующие уровни построения компетентностно-ориентированных заданий:

1.      Актуализация имеющихся знаний и способов деятельности.

2.      Необходимость применения знаний и способов деятельности в субъективно новой для учащегося ситуации.

3.      Трансформация известного и открытие нового в процессе анализа, синтеза, моделирования, оценки.

4.      Действия в творческой ситуации.

Примером компетентностно-ориентированных заданий могут быть создание кроссвордов по теме, таблиц, схем; выполнение проектов; подготовка доклада, выступления и т. п. В практике обучения общеобразовательных школ компетентностно-ориентированные задания часто используются в виде тестов открытого или закрытого типов. В заданиях открытого типа школьникам требуется самостоятельно сформулировать и записать ответ на поставленных вопрос. В заданиях закрытого типа — выбрать правильный ответ из предложенных, установить правильную последовательность событий, зачеркнуть неверный ответ и т. п. Мы считаем, что в практике специальной (коррекционной) школе VIII вида предпочтительнее использование заданий закрытого типа, т. к. умственно отсталые младшие школьники испытывают значительные затруднения в формулировке и записи решения поставленной проблемы, аргументации своего ответа. При разработке заданий открытого типа, следует формулировать вопрос так, чтобы подразумевался односложный ответ, либо оказывать помощь школьникам в виде иллюстраций, слов для справок и т. п.

Можно выделить следующие рекомендации при разработке компетентностно-ориентированных заданий в обучении школьников с нарушением интеллекта:

-          задания должны создавать условия для проявления компетенций в деятельности;

-          задания должны быть по возможности объективно оценены;

-          приоритет отдается комплексным заданиям, позволяющим оценивать различные компетенции.

В качестве примера, приводим компетентностно-ориентированные задания, которые используются нами в процессе формирования естествоведческой компетентности учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Задание 1. Тема: «Ягоды» (4 класс).

Формируемые компетентности: естествоведческая, учебно-познавательная, информационная, читательская.

Преамбула: Васю и Машу бабушка угостила ягодами. «Какая вкусная брусника» — сказал Вася. «Нет, это не брусника, а клюква» — сказала Маша. Кто из ребят прав?

Задачная формулировка.

1. По описанию определи название ягоды.  

Растет на болоте. Листья мелкие и продолговатые. Цветет в июне. Ягоды красного цвета, созревают в сентябре.

1. Калина 2. Клюква 3. Брусника

Ключ:

2. Клюква

Оценка результатов выполнения задания:

4 балла — учащийся полностью самостоятельно выполнял задание.

3 балла — учащемуся стимулирующая помощь.

2 балла — учащемуся требовалась направляющая помощь.

1 балл — учащийся был способен выполнить задание только в случае применения обучающего вида помощи.

0 баллов — ни один из видов помощи не привел к правильному выполнению задания учащимся.

Итого: максимум 4 балла:

-          «неудовлетворительно» — до 2 баллов;

-          «удовлетворительно»-2 балла;

-          «хорошо» — 3 балла;

-          «отлично» — 4 балла.

Задание 2.Тема: «Уход за комнатными растениями» (3 класс)

Формируемые компетентности: информационная, естествоведческая, коммуникативная.

Преамбула: тебе подарили комнатное растение — длинные свисающие стебли напоминают бороду; листья зеленые с серебристыми полосами.

Задачная формулировка:

1 уровень

1.                  Определите название растения. Обсудите в группе, составьте и запишите алгоритм действий по уходу за данным растением. Проверьте.

2.                  Составьте правила полива комнатных растений. Проверьте.

2 уровень

1.Определите название растения. Обсудите в группе, пронумеруйте по порядку рисунки — алгоритм действий по уходу за данным растением. Проверьте.

Источник информации: учебник.

Ключ к заданию 1.

1 уровень

Алгоритм ухода за традесканцией

1

Обрежь сухие листья.

2

Удали пыль с листьев.

3

Полей растение.

4

Разрыхли землю в цветочном горшке.

5

Протри горшок и вымой поддон.

2 уровень:

Критерии оценки:

1.                 Правильно определено растение (традесканция) — 2 балла.

2.                 За правильное написание и расположение действий по уходу за комнатным растением — 5 баллов (по 1 баллу за каждый пункт).

Максимальное количество баллов: 7 баллов.

-          «неудовлетворительно» — до 4 баллов;

-          «удовлетворительно»- 4–5 баллов;

-          «хорошо» — 5–6 баллов;

-          «отлично» — 7 баллов.

Таким образом, использование компетентностно-ориентированных заданий в процессе изучения природы в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида позволяет создавать условия для повышения мотивации обучения школьников, развития и формирования как предметных, так и ключевых компетентностей.

Литература:

1.                  Жадаев Д. Н. Окружающий мир. Компетентностно-ориентированные задания. 2,3, 4 классы: учебное пособие/Д. Н. Жадаев, Р. А. Брехач, Н. И. Збинякова. — Ростов н/Д:Легион, 2011. — 90с.

2.                  Малофеев Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Концепция Специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. — М.: Просвещение, 2013. — 42 с.

3.                  Пашкевич А. В. Основные аспекты системы оценивания ключевых компетенций учащихся массовой школы/А. В. Пашкевич//Инновации в образовании.- 2011.- № 9. — С.23–33

4.                  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1–4 классы / В. В. Воронкова и др.; под ред. В. В. Воронковой. — М.: Просвещение, 2010. — 192 с.

5.                  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2011. — 48с.

6.                  Шевырева Т. В., Маркова Т. В. Естествоведческая компетенция учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида //Вестник МГОУ серия «Педагогика». — 2012. — № 4. — С. 102–107.

Основные термины (генерируются автоматически): VIII, задание, балл, задачная формулировка, закрытый тип, растение, алгоритм действий, выполнение задания, интеллектуальное развитие, комнатное растение.


Похожие статьи

Использование сюжетов народных сказок как основы развития познавательного интереса учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках математики

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе логопедической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида

Использование ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида

Профилактика зависимого поведения в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

Опытно-экспериментальное исследование по реализации индивидуального подхода к обучению школьников математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках литературного чтения в младшей школе

Формирование познавательных процессов у младших школьников с ЗПР в общеобразовательной школе посредством дидактических игр и упражнений

Формирование автономной учебной деятельности обучающихся средних классов с использованием проектного метода

Развитие социально-коммуникативной компетенции дошкольников через использование технологии эффективной социализации — утренний сбор в условиях разновозрастной группы сельского дошкольного образовательного учреждения

Использование национальных, региональных и этнокультурных данных при составлении задач по математике в 5–6 классах

Похожие статьи

Использование сюжетов народных сказок как основы развития познавательного интереса учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках математики

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе логопедической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида

Использование ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида

Профилактика зависимого поведения в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

Опытно-экспериментальное исследование по реализации индивидуального подхода к обучению школьников математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках литературного чтения в младшей школе

Формирование познавательных процессов у младших школьников с ЗПР в общеобразовательной школе посредством дидактических игр и упражнений

Формирование автономной учебной деятельности обучающихся средних классов с использованием проектного метода

Развитие социально-коммуникативной компетенции дошкольников через использование технологии эффективной социализации — утренний сбор в условиях разновозрастной группы сельского дошкольного образовательного учреждения

Использование национальных, региональных и этнокультурных данных при составлении задач по математике в 5–6 классах

Задать вопрос