Одним из направлений модернизации российской системы образования, в том числе и специальной (дефектологической) является компетентностный подход. Данный подход позволяет школьникам овладеть комплексом знаний и умений и успешно использовать их для решения конкретных жизненных задач (С. Г. Воровщиков, И. А. Зимняя, А. В. Хуторской и др.).
В основу проекта Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта [2], опубликованного в 2013 году, положена компетентностная модель (Маркова Т. В., Шевырева Т. В. 2014).Авторы концепции в структуре образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) выделяют два компонента: «академические компетенции» и «жизненные компетенции». Данные компоненты дополняют друг друга и формируются применительно к каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями, с учетом психофизических возможностей конкретного ребенка (Малофеев Н. Н., О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова, 2013). Определение академических компетенций и формирование компетентности у учащихся с нарушением интеллекта стали рассматриваться в работах отечественных дефектологов (Г. В. Васенков, Т. В. Маркова, Е. Н. Соломина, Т. В. Шевырева и др.) и зарубежных специалистов (А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская, Т. В. Лисовская и др.)
В специальной (коррекционной) школе VIII вида ведутся поиски педагогических технологий для работы с детьми с нарушениями интеллектуального развития на основе компетентностно-ориентированного подхода.
Одним из путей реализации компетентностного подхода в образовании является использование в процессе обучения компетентностно-ориентированных заданий. Такие задания, моделирующие практическую (жизненную) ситуацию позволяют школьникам с нарушениями интеллектуального развития включиться в решение ситуационной задачи, базируясь на имеющихся знаниях и жизненном опыте.
Выделяют следующую структуру компетентностно-ориентированных заданий (Д. Н. Жадаев, Р. А. Брехач и др. [1]):
- стимул, погружающий в контекст задания и мотивирующий на его выполнение;
- задачная формулировка, указывающая на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания;
- источник информации, содержащий необходимый материал для успешного выполнения задания;
- бланк для выполнения задания (нужен в том случае, если задание предусматривает структурированный ответ, который должен фиксироваться на специальном выданном бланке)
- инструмент проверки — шкала критериев и показателей, модельного ответа, бланка наблюдений и т. д.
А. В. Пашкевич [3] выделяет следующие уровни построения компетентностно-ориентированных заданий:
1. Актуализация имеющихся знаний и способов деятельности.
2. Необходимость применения знаний и способов деятельности в субъективно новой для учащегося ситуации.
3. Трансформация известного и открытие нового в процессе анализа, синтеза, моделирования, оценки.
4. Действия в творческой ситуации.
Примером компетентностно-ориентированных заданий могут быть создание кроссвордов по теме, таблиц, схем; выполнение проектов; подготовка доклада, выступления и т. п. В практике обучения общеобразовательных школ компетентностно-ориентированные задания часто используются в виде тестов открытого или закрытого типов. В заданиях открытого типа школьникам требуется самостоятельно сформулировать и записать ответ на поставленных вопрос. В заданиях закрытого типа — выбрать правильный ответ из предложенных, установить правильную последовательность событий, зачеркнуть неверный ответ и т. п. Мы считаем, что в практике специальной (коррекционной) школе VIII вида предпочтительнее использование заданий закрытого типа, т. к. умственно отсталые младшие школьники испытывают значительные затруднения в формулировке и записи решения поставленной проблемы, аргументации своего ответа. При разработке заданий открытого типа, следует формулировать вопрос так, чтобы подразумевался односложный ответ, либо оказывать помощь школьникам в виде иллюстраций, слов для справок и т. п.
Можно выделить следующие рекомендации при разработке компетентностно-ориентированных заданий в обучении школьников с нарушением интеллекта:
- задания должны создавать условия для проявления компетенций в деятельности;
- задания должны быть по возможности объективно оценены;
- приоритет отдается комплексным заданиям, позволяющим оценивать различные компетенции.
В качестве примера, приводим компетентностно-ориентированные задания, которые используются нами в процессе формирования естествоведческой компетентности учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Задание 1. Тема: «Ягоды» (4 класс).
Формируемые компетентности: естествоведческая, учебно-познавательная, информационная, читательская.
Преамбула: Васю и Машу бабушка угостила ягодами. «Какая вкусная брусника» — сказал Вася. «Нет, это не брусника, а клюква» — сказала Маша. Кто из ребят прав?
Задачная формулировка.
1. По описанию определи название ягоды.
Растет на болоте. Листья мелкие и продолговатые. Цветет в июне. Ягоды красного цвета, созревают в сентябре.
1. Калина 2. Клюква 3. Брусника
Ключ:
2. Клюква
Оценка результатов выполнения задания:
4 балла — учащийся полностью самостоятельно выполнял задание.
3 балла — учащемуся стимулирующая помощь.
2 балла — учащемуся требовалась направляющая помощь.
1 балл — учащийся был способен выполнить задание только в случае применения обучающего вида помощи.
0 баллов — ни один из видов помощи не привел к правильному выполнению задания учащимся.
Итого: максимум 4 балла:
- «неудовлетворительно» — до 2 баллов;
- «удовлетворительно»-2 балла;
- «хорошо» — 3 балла;
- «отлично» — 4 балла.
Задание 2.Тема: «Уход за комнатными растениями» (3 класс)
Формируемые компетентности: информационная, естествоведческая, коммуникативная.
Преамбула: тебе подарили комнатное растение — длинные свисающие стебли напоминают бороду; листья зеленые с серебристыми полосами.
Задачная формулировка:
1 уровень
1. Определите название растения. Обсудите в группе, составьте и запишите алгоритм действий по уходу за данным растением. Проверьте.
2. Составьте правила полива комнатных растений. Проверьте.
2 уровень
1.Определите название растения. Обсудите в группе, пронумеруйте по порядку рисунки — алгоритм действий по уходу за данным растением. Проверьте.
Источник информации: учебник.
Ключ к заданию 1.
1 уровень
Алгоритм ухода за традесканцией |
|
1 |
Обрежь сухие листья. |
2 |
Удали пыль с листьев. |
3 |
Полей растение. |
4 |
Разрыхли землю в цветочном горшке. |
5 |
Протри горшок и вымой поддон. |
2 уровень:
Критерии оценки:
1. Правильно определено растение (традесканция) — 2 балла.
2. За правильное написание и расположение действий по уходу за комнатным растением — 5 баллов (по 1 баллу за каждый пункт).
Максимальное количество баллов: 7 баллов.
- «неудовлетворительно» — до 4 баллов;
- «удовлетворительно»- 4–5 баллов;
- «хорошо» — 5–6 баллов;
- «отлично» — 7 баллов.
Таким образом, использование компетентностно-ориентированных заданий в процессе изучения природы в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида позволяет создавать условия для повышения мотивации обучения школьников, развития и формирования как предметных, так и ключевых компетентностей.
Литература:
1. Жадаев Д. Н. Окружающий мир. Компетентностно-ориентированные задания. 2,3, 4 классы: учебное пособие/Д. Н. Жадаев, Р. А. Брехач, Н. И. Збинякова. — Ростов н/Д:Легион, 2011. — 90с.
2. Малофеев Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Концепция Специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. — М.: Просвещение, 2013. — 42 с.
3. Пашкевич А. В. Основные аспекты системы оценивания ключевых компетенций учащихся массовой школы/А. В. Пашкевич//Инновации в образовании.- 2011.- № 9. — С.23–33
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1–4 классы / В. В. Воронкова и др.; под ред. В. В. Воронковой. — М.: Просвещение, 2010. — 192 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2011. — 48с.
6. Шевырева Т. В., Маркова Т. В. Естествоведческая компетенция учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида //Вестник МГОУ серия «Педагогика». — 2012. — № 4. — С. 102–107.