В статье рассматривается проблема подготовки и переподготовки преподавателей высшей школы к организации воспитательной деятельности со студентами. Представлен опыт организации данной работы в Бурятском государственном университете. Выделяются подходы к формированию педагогической позиции преподавателей высшей школы и созданию новых образовательных программ подготовки и переподготовки преподавателей как организаторов воспитательной деятельности студентов.
Ключевые слова:воспитательное пространство университета, педагогическая позиция преподавателя, образовательные программы подготовки преподавателей.
Воспитание студенческой молодежи является одной из наиболее актуальных педагогических и социальных проблем современности. В законе «Об образовании в Российской федерации», принятом в декабре 2012 г. под воспитанием понимается «… деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах, семьи, общества и государства» [статья 2]. Использование данного определения в воспитательном пространстве университета позволяет размышлять над проблемой готовности преподавателей университета к воспитательной деятельности со студентами и необходимости изменения подходов к разработке программ их подготовки и переподготовки с учетом формирования педагогической позиции преподавателя как организатора воспитательной деятельности.
Не секрет, что многие организаторы и руководители воспитательного процесса в университете не акцентируют достаточного внимания на мировоззренческой и технологической составляющей своей деятельности, от которой напрямую зависит развитие личности студента и ее социально значимых качеств. Не всегда в программах подготовки и переподготовки преподавателей учитываются гуманистические основы взаимодействия со студентами и отношение преподавателя к себе как к участнику воспитательного процесса, т.е субъекту воспитания и носителю профессионального знания.
Определяя, университет как территорию где осуществляется воспитание студента, а воспитательное пространство как социально-педагогическую систему и общность, где осуществляется ценностно — значимая деятельность при наличии устойчивых связей и отношений между субъектами воспитания и осуществляется процесс развития личности студента, мы исходим из значимости подготовки и переподготовки преподавателей университета к организации воспитательной деятельности со студентами.
Теоретическое осмысление развития воспитательного пространства университета, понимание воспитания студентов как создания условий для развития личности и участие в этом процессе преподавателей, невозможно без учета такой категории, как педагогическая позиция преподавателя университета. Данная категория активно используется в отечественной педагогике, как основополагающий компонент модели личности педагога, и определяет мировоззренческую, профессионально-педагогическую и познавательную направленность преподавателя высшей школы. Формирование педагогической позиции преподавателя университета связано с его ориентацией на приоритеты гуманистического воспитания. Педагогическая позиция преподавателя опирается на понимание ценностно-смыслового единства субъектов воспитательного пространства, моделирование не только поведения его субъектов, а также связей и отношений между ними, развитие умений создавать условия для реализации студентами, преподавателями и другими участниками воспитательного пространства своей субъектной позиции и умения осуществлять самооценку своей деятельности.
В исследованиях Асмолова А. Г., Бондаревской Е. В., Газмана О. С., Коршунова А. М., Лебедева О. Е., Петровского А. В., Полякова С. Д. и других отмечается, что в педагогической позиции личности преподавателя в полной мере отражается специфика его понимания воспитательной деятельности.
Развитие воспитательного пространства университета, в условиях которого осуществляется воспитание личности студента, требует серьезной подготовки преподавателей, направленной на формирование педагогической позиции. Проведенная нами работа с группой заместителей деканов по воспитательной работе, заместителей деканов по спортивной работе, магистрантов Бурятского государственного университета и аспирантов- кураторов студенческих групп Бурятской сельскохозяйственной академии им. Филиппова позволила выявить трудности, с которыми они встречаются при организации воспитательной деятельности со студентами на всех выделенных уровнях (групповом, кафедральном, факультетском, университетском). Условно определим три группы трудностей, возникающих в ходе воспитательной деятельности, и кратко охарактеризуем каждую из них.
Трудности связанные со стилем мышления преподавателя мы относим к первой основной группе. К сожалению у многих заместителей деканов по воспитательной и спортивной работе наблюдается функциональное мышление, которое ориентируется на рассмотрение отдельных аспектов развития воспитательного пространства и создания условий для развития личности студента, отсутствует целостное представление о воспитательном пространстве университета. Часто преподавателями не представляется целостная организационная деятельность внутриуниверситетских социальных институтов, выделенных нами: (институт управления воспитательным процессом; институт заместителей деканов по воспитательной работе; институт заместителей деканов по спортивной работе; институт кураторства; институт студенческого самоуправления; институт студенческого профсоюза, студенческий клуб; спортивный клуб). В итоге не формируется установка на обобщение совместной деятельности в воспитательном пространстве университета, не получает полного развития гуманистическая позиция преподавателя, не происходит глубинного общения всех участников воспитательной деятельности.
Вторую группу трудностей мы связываем с обеспечением динамики развития воспитательного пространства университета. Взаимодействие со студентами должно обеспечивать развитие воспитательного пространства вуза через решение постепенно усложняющихся задач. Понимание этапов развития воспитательного пространства и выделение уровней его развития. Единство тактических и стратегических задач предполагает всесторонний учет оперативных данных о состоянии воспитательного пространства университета и, одновременно, соотношение с долговременными целями его развития. Наблюдаемый разрыв приводит к подмене педагогического взаимодействия со студентами руководством и усложнению отношений с ними. Не происходит понимание того, что ориентированность воспитательного процесса университета на личностное развитие студентов является одним из факторов развития воспитательного пространства университета.
Третья группа — трудности, связанные с обеспечением психолого-педагогических условий. Эта группа проявляется в неумении преподавателей университета организовать совместную деятельность со студентами, анализировать и оценивать работу студенческой группы, факультета на всех этапах сотрудничества, видеть индивидуальные и возрастные особенности личности студента, определять основной вид деятельности, планировать дальнейшее проектирование развития личности студента в воспитательном пространстве вуза.
Анализ анкеты «Самооценка готовности к воспитательной деятельности со студентами», проведенной с заместителями деканов по воспитательной работе и с кураторами студенческих групп позволил определить, что 72 % респондентов основной причиной своих затруднений в данной работе считают недостаточный уровень подготовки, как при обучении в вузе, так и в профессиональной переподготовке, а также слабую связь теории и практики во время работы. Слабый уровень подготовки по организации воспитательной деятельности во время обучения в вузе не компенсируется приобретением практического опыта. Лишь 22 % заместителей деканов по воспитательной работе университета полагали, что с течением времени придет умение определять мотивы воспитательной деятельности, строить систему межличностных отношений между преподавателями и студентами, направлять отдельные личностные проявления студентов. Полученные результаты дают основания предполагать, что при назначении на должности заместителей деканов по воспитательной и по спортивной работе следует обращать внимание на подготовку и опыт работы преподавателя.
Осуществляемое включенное наблюдение, позволяет отмечать, что заместители деканов по воспитательной, спортивной работе не всегда достаточно владеют основами общей методики воспитательной работы со студентами, что является следствием неудовлетворительной психолого-педагогической подготовки, отсутствием творческого отношения к работе и опыта данной работы. В их работе не возникает понимания отличия воспитательной деятельности от других видов педагогической деятельности. Зачастую деятельность направлена на подготовку какого-либо отдельного мероприятия или для выполнения сиюминутных утилитарных задач, например, участие в конкурсе, подготовка к традиционным внутривузовским фестивалям и т. п. Как правило, такая работа не является эффективной в обеспечении сложного педагогического процесса развития личности студента, подготовке высококвалифицированного специалиста. Являясь преподавателями предметниками, заместители деканов по воспитательной и спортивной работе нередко осуществляют механический перенос методики преподавания на непосредственно воспитательную деятельность, забывая, что это духовно-практическая деятельность и специфика ее в том, что она одновременно обращена к миру предметному, внешнему и к внутренней, сфере человеческой жизни.
Мы согласны с мнением исследователей ведущей научной школы в сфере воспитания Л. И. Новиковой, что требуется серьезная работа по формированию мировоззренческих, морально-этических аспектов педагогической позиции преподавателей. Это можно связывать, прежде всего, с тем, что по-прежнему процесс подготовки преподавателей в высших учебных заведениях ориентирован на образовательную, а не воспитательную систему. Необходимость ценностной переориентации целей образования с обучения на воспитание в высшей школе продолжает оставаться актуальной.
Исходя, из данного суждения считаем, что этап подготовки и обучения на курсах подготовки и переподготовки заместителей деканов по воспитательной и спортивной работе университета фактически является продолжением профессионально-личностного самоопределения, поиска собственных смыслов профессионально-педагогической деятельности, формированием педагогической позиции преподавателя. В настоящее время не достаточно лишь информационного насыщения о проблемах организации воспитательной деятельности студентов, требуется ценностно-смысловое самоопределения преподавателей.
Нами рассматривались существующие программы повышения квалификации для организаторов воспитательной деятельности в высших учебных заведениях различных уровней (проректора, начальники управления, руководители отделов, заместители деканов и др.). Мы обратили внимание, что, реализуемые в высших учебных заведениях программы не всегда учитывают современные тенденции модернизации образования, переход на двухуровневую систему обучения и происходящие социокультурные изменения. В программах представляется набор разрозненных лекций, семинаров, встреч по обмену опытом, часто используются пассивные формы и способы обучения. Возникают трудности в специалистах, которые способны осуществлять разработку и реализацию, программ повышения квалификации организаторов воспитательной деятельности в высшей школе.
Вместе с тем появились программы, обеспечивающие качественную подготовку организаторов воспитательной деятельности в высших учебных заведениях. Интерес вызывает программа курса повышения квалификации «Организация развивающего воспитательного пространства вуза» (72 часа), разработанная в 2005 году Зарецкой И. И.. Целью программы определено обеспечение профессиональной компетентности руководителей и педагогов высшей школы, в вопросах содержания, перспективных направлений и условий эффективности воспитания студентов в современных социально- экономических условиях.
По особой технологии организована образовательная программа повышения квалификации организаторов воспитательной работы «Воспитательная деятельность в высшей школе в современных социокультурных условиях» (144 часа), предложенная Р. У. Богдановой в 2003–2007 году. Эта программа, построенная на компетентностном подходе к профессиональному образованию и направленна на реализацию определенных концептуальных основ воспитательной деятельности в вузе. Цель данной программы — развитие профессиональной компетентности специалистов, способных осуществлять подготовку организаторов воспитательной деятельности вузов, а также работать непосредственно со студентами в системе непрерывного профессионального образования. В программе выделены основные аспекты воспитательной деятельности в высшем учебном заведении.
Рассмотренные программы были использованы в качестве основы для разработки и проведения образовательной программы для заместителей деканов по воспитательной работе Бурятского государственного университета «Инновационные подходы к воспитательному процессу в современном вузе» (72 часа). Структура разработанной программы представлена двумя функциональными модулями: теоретическим и практическим. Теоретический модуль включает следующие темы: современные концепции и подходы к организации воспитательной работы со студентами; опыт работы российских вузов в организации воспитательной деятельности со студентами; нормативно-правовая база организации воспитательной работы в университете; педагогический феномен — воспитательное пространство университета; моделирование воспитательного пространства университета и планирование воспитательной деятельности студентов на факультете, в группе; психологические особенности развития личности студента.
Практический модуль включает в себя проведение одно- двух дневных выездных обучающих и научно-методических семинаров заместителей деканов по воспитательной и спортивной работе на факультетах университета совместно со студенческим активом факультетов и федерацией студенческого самоуправления университета. В программу семинаров включены учебно-деловые игры, круглые столы, разработка новых воспитательных программ и проектов. На выездных семинарах проходит активное взаимодействие представителей студенчества и организаторов воспитательной деятельности со студентами всех факультетов университета. Первые семинары прошли в 2009–2011 году на базе туристического комплекса «Оранж-Хаус» в пригороде г. Улан-Удэ, в ходе семинаров работали проблемно-творческие группы, объединяющие представителей нескольких факультетов. Интересными по содержанию были выездные семинары заместителей деканов по воспитательной работе в Улан-Батор (Монголия) с посещением филиала университета, знакомством с историческими местами и достопримечательностями страны (2010г.) и в Агинский филиал университета, встречами со студентами филиала, преподавателями и старшеклассниками школ Агинского национального округа, с дальнейшей поездкой в Манчжурию (Китай), которые позволили выделить новые направления и пересмотреть подходы в подготовке преподавателей университета к воспитательной деятельности со студентами (2011г.). Заместители деканов по воспитательной работе факультетов университета, прошедшие подготовку по данной программе получили сертификаты.
Была разработана программа постоянно действующих семинаров для заместителей деканов по спортивной работе: «Организация спортивно- массовой работы в университете», «Организация спортивной деятельности как фактор повышения здоровья студентов», «Роль спортивного клуба в развитии физической культуры и спорта среди студентов и преподавателей» (2009–2011г.г.).
Таким образом, анализ и опыт реализации программы подготовки, проведение выездных семинаров с заместителями декана по воспитательной и спортивной работе университета позволяет утверждать, что в настоящее время требуется разработка новой образовательной программы подготовки преподавателей, занимающихся воспитательной деятельностью со студентами в университете. Обозначим подходы, на которые следует опираться при построении программ подготовки и переподготовки преподавателей как организаторов воспитательной деятельности.
Новая образовательная программа на наш взгляд должна быть направлена на формирование педагогической позиции преподавателя университета, которая определяется устойчивой системой отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем профессиональном поведении и поступках. Соответственно требуется выделить системный и ценностный подход при составлении новой программы подготовки преподавателей университета. Система ценностей и ценностные ориентации составляют и определяют содержание педагогической позиции преподавателя университета как организатора воспитательной деятельности. Исключительно важно, чтобы основной ценностью выделяемой в воспитательном пространстве университета являлся студент.
Антропологический подход требует включение в новую программу изучения психологических особенностей развития личности студента, с учетом возрастных кризисов, ситуаций эмоционального и умственного стресса, происходящих во время обучения в университете. В программу должны быть заложены основы понимания того, что можно сделать полезного для студентов в плане их социального и психологического самочувствия, т. е. знания психологии и социальной работы со студентами.
Выделение культурологического подхода при составлении программы основывается на утверждении, что педагогическая позиция преподавателя высшей школы является посредничеством между личностью студента и всей человеческой культурой, соответственно в программу требуется включение современных культурологических знаний, изучение поликультурных особенностей региона.
Современная программа должна учитывать компетентностный подход в образовании. Требуется детальное изучение понятий компетентность и компетенция, выделение этих понятий в работе со студентами и понимание направленности воспитательной деятельности на формирование компетентностей будущих специалистов.
Считаем целесообразным введение для детального изучения в образовательную программу введенных в настоящее время в категориальный аппарат современной теории воспитания новых понятий — воспитательное пространство, полисубъектность и поликультурность воспитания, личностно-профессиональная позиция педагога как воспитателя.
Выделенные подходы: системный, ценностный, антропологический, культурологический и компетентностный являются основными для составления новых образовательных программ подготовки преподавателей университета как организаторов воспитательной деятельности со студентами.
Литература:
1. Богданова Р. У. Инновации в воспитании студентов высших учебных заведений: Научно-методическое пособие/ выпуск№ 9-СПб.:Изд-во АНО «Центр информатизации образования КИО»,2008.-87с.
2. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений/И. А. Колесникова,Н. М. Борытко,С. Д. Поляков,Н. Л. Селиванова; под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой.-М.:Издательский центр «Академия», 2006. — 336с.- (Профессионализм педагога).
3. Закон об образовании в Российской Федерации. Электронный ресурс-eduqid.ru/zakon-ob-obrazobanii-v-rf.
4. Зарецкая И. И. Программа курса повышения квалификации. Организация развивающего воспитательного пространства вуза. Сборник научно- методических материалов. — М.:АПК и ППРО,2005.- 260с.