Очевидно, что в современных условиях традиционные способы ведения хозяйства, к которым относятся крестьянские (фермерские) хозяйства, требуют использования новых средств связи, автоматизированного учета, компьютеризированного оборудования. Технологии в современных агропромышленных комплексах имеют тенденцию к постоянному изменению и усовершенствованию и, поэтому персонал должен регулярно повышать свою квалификацию. Конечно, существуют специализированные центры, оказывающие образовательные услуги, в которых можно пройти курс повышения квалификации, сдать экзамены и получить сертификат или удостоверение, но многие особенности крестьянских (фермерских) хозяйств, например, их удаленное расположение, не позволяют организовать эффективное обучение с использованием внешних образовательных центров.
Другой подход мог бы состоять в использовании преимуществ объединения крестьянских (фермерских) хозяйств на региональном или федеральном уровнях, то есть в организации повышения квалификации участников по типу корпоративного обучения. Таким образом, можно добиться единообразного и качественного обучения, за счет масштабов требующего небольших затрат. Однако здесь тоже имеются сложности, так как крестьянские (фермерские) хозяйства могут быть разнородны, даже если они находятся географически близко в одинаковых условиях. Поэтому в рамках данного подхода целесообразно организовывать курсы повышения квалификации по направлениям, имеющим универсальный характер.
В настоящей работе мы обращаемся к современному опыту организации электронного обучения для обеспечения повышения квалификации участников крестьянских (фермерских) хозяйств. Данный подход позволяет крестьянским (фермерским) хозяйствам за счет применения информационных технологий проводить обучение персонала своими силами, что делает его более гибким в сравнении с корпоративным обучением. Можно сочетать этот тип обучения с другими, например, используя самостоятельно организованное электронное обучение для подготовки к контрольному тестированию или экзамену для сертификации, проводимой центром повышения квалификации. При использовании электронных курсов в обучении и соблюдении необходимых методических рекомендаций можно достигать определенного достаточно высокого уровня подготовки, который хорошо воспроизводится от цикла к циклу обучения. В отличие от традиционной самостоятельной подготовки методика электронного обучения обладает гораздо более разнообразным инструментарием: позволяет получать информацию в аудио и видео формате, использовать интерактивные средства обучения и другие, и поэтому более эффективна, а ее применение и совершенствование является приоритетным направлением развития образовательных технологий, как в России, так и во всем мире.
Далее выделим основные тренды развития электронного обучения, сформировавшиеся в современные образовательные технологии, которые и должны применяться при организации обучения для крестьянских (фермерских) хозяйств.
Во-первых, возможности современных социальных сетей, таких как facebook [1] или twitter [2], в которые вовлечены миллионы пользователей во всем мире, все больше и больше применяются для организации обучения.
Во-вторых, имеет место тенденция широкого привлечения видео-контента в онлайн-курсах, который в большинстве случаев размещается на сервисе youtube [3]. Самым ярким примером является некоммерческая образовательная организация, созданная в 2006 выпускником MIT и Гарварда Салманом Ханом Khan Academy [4].
В-третьих, благодаря современной инфраструктуре связи, и тому, что мобильный телефон или смартфон сейчас можно использовать в электронном обучении не только для оперативной информационной поддержки и оповещения, но и также многофункционально, как и привычный компьютер, создание и использование мобильного контента становится в настоящее время популярным.
В-четвертых, тенденцией является создание сред электронного обучения, основанных на web-технологиях, среди которых все большую популярность приобретает модель облачных вычислений, обеспечивающая сетевой доступ по требованию к общему пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов. При внедрении модели облачных вычислений в электронном обучении можно, в том числе, за счёт автоматизации процедур модификации выделения ресурсов значительно уменьшить расходы на инфраструктуру информационных технологий, что особенно актуально для крестьянских (фермерских) хозяйств.
Литература:
1. www.facebook.com
2. www.twitter.com
3. www.youtube.com
4. www.khanacademy.org