Статья посвящена выделению организационно-методических условий реализации программ здоровьесбережения на едином образовательном пространстве школы, позволяющих эффективно формировать «портрет» идеального выпускника, одной из основы характеристик которого являются целевые установки здоровьесбережения.
Ключевые слова:стандарт, организационно-методические условия, здоровьесбережения, руководство образовательным учреждением, программы.
Реализация здоровьсберегающих программ на едином образовательном пространстве школы в последнее десятилетие не только не теряет свою актуальность, а напротив стремительно развивается в соответствие с модернизацией отечественного образования. Стандартизация образования, в контексте ФГОС 2-го поколения, нацеливает руководителя образовательного учреждения на формирование личностно-ориентированного и социально-интегрированного результата обучения, где здоровье учащегося является основой «портрета» идеального выпускника школы [2; 7; 9].
Однако, реализация программ здоровьсбережения, основанных на любой концепции, не может непосредственно внедряться в практику. Необходим опосредующий этап: разработка соответствующей методической концепции и конкретных организационно-методических условий [1; 4; 13].
Разработка методических концепции и организационно-методических условий невозможна без определения признаков образовательной среды, в которой отражается их взаимосвязь, обеспечивающая образование школьника, предполагая присутствие обучающегося, его взаимовлияние и взаимовоздействие с окружением.
Ориентация ФГОС 2-го поколения на гуманизацию и гуманитаризацию образования предполагает построение образовательной среды, характеризующееся следующими признаками:
1. Целостность системы. Задается целью образования и центром образовательного процесса. В основе данной стратегии должна лежать не логика научного знания и построения научной теории, а логика вхождения человека в мир знания, согласующаяся с логикой процесса познания.
2. Интегративность. Наиболее значимой характеристикой гуманитарной образовательной среды является интегративность. Именно это свойство, объективно присущее явлениям мира человека, играет определяющую роль в построении образовательного процесса.
3. Универсальность образования. Важным свойством гуманитарной образовательной среды является универсальность образования, которое получают обучающиеся.
4. Обширность гуманитарной образовательной среды. Существенным признаком гуманитарной образовательной среды является ее обширность, которая необходима для личного выбора обучающимися содержания и способа получения образования [3; 5].
Исходя из признаков образовательной среды, позиционируемой ФГОС 2-го поколения, необходимо выявить целевые аспекты организационно-методических условий, направленные на реализацию здоровьсберегающих программ на едином образовательном пространстве школы.
К ним относятся:
1. Целенаправленное воздействие на формирование здоровьесберегающего потенциала школьника, стремление к наиболее рациональному использованию физиологических возможностей каждого члена общества.
2. Создание рефлексивной среды, обеспечивающей сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей, которая предполагает создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого школьника путем реализации совокупных методов, форм и средств обучения, организуемых с учетом индивидуальных способностей учащихся.
3. Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, предоставление каждому ребенку условий для возможного выбора деятельности, отражающееся в создании благоприятных условий для перехода на «субъект – субъектные» отношения в системе «учитель – ученик», когда каждый участник становится условием и средством развития другого.
4. Создание новой методической схемы, основанной на внутренней и внешней дифференциации при обязательном существовании образовательных стандартов, где учитель выступает не только в роли информатора, в систематизированном виде представляющего обучающимся материал дисциплины, но и управленца. Он обеспечивает сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец), исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности [6; 10].
Общие организационно-методические условия реализации программ здоровьесбережения:
- индивидуальность обучения – осуществление педагогического сотрудничества с каждым школьником при обучении навыкам эмоционального самоконтроля (психоэмоциональные методы активизации познавательной деятельности) и психокоррекции (психофизиологические методы активизации познавательной деятельности);
- гибкость обучения – предоставление широкого выбора методов обучения в зависимости от соматического, психологического и интеллектуального статуса учащегося;
- внутреннюю открытость – предоставление возможности самостоятельно организовывать свою здоровьесберегающую деятельность при участии в работе школьных структурных объединений;
- познание себя от простого к сложному – использование школьниками методик самостоятельной диагностики функционального состояния организма;
- равновесие психоэмоционального состояния учащегося в процессе обучения, достигающееся за счет использования навыков релаксации, психоконтроля и психокоррекции;
- непрерывное обновление знаний о здоровье и здоровом образе жизни в соответствие с основными мировыми тенденциями;
- коллективную деятельность – предполагающую развитие коммуникативных навыков школьников в процессе диагностической и здоровьесберегающей деятельности;
- диагностику – предполагающую проверку эффективности работы программ здоровьесбережения на едином образовательном пространстве школы [8; 11].
В обозначенном контексте реализация программ здоровьесбережения на едином образовательном пространстве школы, заключатся, во-первых, в создании соответствующих школьных объединений, популяризирующих здоровье и здоровый образ жизни, используя в данном процессе подход «равный-равному». Учащиеся, выбравшие позицию активистов, своим положительным примером мотивируют одноклассников на участие в массовых школьных и внешкольных мероприятия. Педагог в этом случае выступает лишь в роли координатора, объективно воздействуя только на алгоритм действий по достижению намеченной цели образовательного процесса.
Во-вторых, в реализации программ здоровьесбережения является регулярный мониторинг состояния соматического и психологического здоровья школьников, методика которого основана на самостоятельном изучении своего организма как единого целого.
В-третьих, обязательное наличие обратной связи в форме:
- отзывов об эффективности программ здоровьсбережения от учащихся и их родителей;
- заполненных школьниками диагностических карт здоровья;
- статистических отчетов об эффективности реализации программ;
- предложений по коррекции системообразующих аспектов здоровьесбережения школьников на едином образовательном пространстве школы.
В заключении, хочется отметить, что древнегреческий философ Сократ писал: «здоровье – не все, но все без здоровья – ничто», и, хотя, со времени его высказывания минуло более 24 веков, значение этой фразы, ставшей крылатой, не теряет своей актуальности. Здоровье – это вечная ценность любого человека, осознавая себя частью мироздания, он может мыслить и действовать в поисках обретения гармонии с окружающим его материальным и духовным миром. В контексте этого философского размышления стоит отметить, что зрелым личностям принадлежит право формирования мировоззрения подрастающего поколения, поэтому на педагогах, на сегодняшний день, лежит ответственность не только за развитие интеллектуального потенциала школьника, но и за сохранения и приумножение его здоровья [12].
Литература:
1. Буйнов, Л.Г. Всероссийский форум «Здоровье нации – основа процветания России» / В.П. Соломин, Л.П. Макарова, Л.Г. Буйнов, Л.А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70-76.
2. Буйнов, Л.Г. Деформация в мотивационной и смысловой сфере как один из основных факторов, обусловливающий предрасположенность к асоциальному поведению / Н.Н. Плахов, А.Г. Зайцев, Л.Г. Буйнов // в сборнике: Развитие системы уровневой подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (опыт внедрения) материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. с. 167-168.
3. Буйнов, Л.Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст]: / Л.Г. Буйнов, Л.П. Макарова, М.В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования №4, Пенза, 2012 – стр.242.
4. Буйнов, Л.Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л.Г. Буйнов, Л.А. Сорокина и др. RUS 2435617 23.03.2010
5. Буйнов, Л.Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение/ Л.Г. Буйнов, Л.А. Сорокина RUS 2437689 04.06.2010
6. Буйнов, Л.Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л.Г. Буйнов, Л.А. Сорокина RUS 2453346 27.04.2010
7. Буйнов, Л.Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе [Текст] Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16-17.
8. Сорокина, Л.А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание [Текст] / Л.А. Сорокина // Молодой ученый. 2013. №12. с. 522-524.
9. Сорокина, Л.А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» (5 класс) [Текст]: / Л.А. Сорокина // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. с. 29-30.
10. Сорокина, Л.А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса естествознание в 5 классе. Учебно-методическое пособие [Текст]: / Л.А. Сорокина // Издательство «РГПУ им. А.И. Герцена», СПб, 2012 – 85 с.
11. Сорокина, Л.А. Методы активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» как средство формирования планируемых результатов обучения [Текст]: / Л.А. Сорокина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2-6. с. 1344-1347.
12. Сорокина, Л.А. Психоэмоциональные, дидактические и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «Естествознание» (5 класс) // История и педагогика естествознания. 2013. № 2. с. 29-32.
13. Сыромятникова, Л.И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников / Л.П. Макарова, А.В. Соловьёв, Л.И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2013. № 12 (59). с. 494-496.
14. Сыромятникова, Л.И. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования / А.А. Борисов, Л.И. Сыромятникова, Л.П. Борисова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 375-377.