В статье проанализированы общенаучные и дидактические концепции активизации обучения школьников, представлен ретроспективный анализ педагогической, методической и психологической литературы по исследуемой проблеме.
Ключевые слова:активизация, познавательная деятельность, мышление, обучения, ученик, школа.
Задачи развития интеллектуальных способностей, системного стиля мышления, коммуникативных умений, а также представлений о системной организации природы требуют поиска путей сохранения и поддержания высокого уровня умственной работоспособности школьников на уроках естествознания, что неразрывно связано с использованием образовательных технологий, способствующих активизации познавательной деятельности. Анализ педагогической и методической литературы показывает, что на современном этапе развития школьного образования достаточно исследований, доказывающих позитивное влияние таких технологий на активизацию познавательной деятельности школьников разных возрастных групп и в преподавании разных предметов [4; 9; 12].
В свою очередь, ФГОС ООО 2-го поколения, в основе которых лежит системно-деятельностный подход,позиционируют активизацию познавательной деятельности не менее важным целевым компонентом образовательного процесса, чем получение самих знаний.Следовательно, новая ориентация школьного образования актуализирует поиск эффективных методов активизации познавательной деятельности школьников, основанных на ведущих методологических принципах системно-деятельностного, личностно-ориентированного и гуманитарно-аксиологического подходов.
Проанализировав психологическую литературу по проблемы, можно заключить, что при всей многоаспектности исследований процесса активизации познавательной деятельности, можно выделить следующие концепты:
- познавательная активность как черта, качество личности;
- познавательная активность как деятельность;
- деятельность как отражение высшего познавательного процесса — мышления;
- взаимосвязь мотивации и познавательной деятельности [2; 6; 11].
Таким образом, во-первых,познавательная активность играет одну из ведущих ролей в становлении личности школьника, тесно связываясь с результативностью деятельности, направленной на достижение поставленной цели.
Во-вторых мышление есть высший познавательный процесс, направленный на раскрытие общих и существенных свойств, признаков предметов и явлений, имеющихся между ними закономерных связей с использованием чувственного познания, отражающийся в познавательной деятельности школьника.
В-третьих, цель активизации познавательной деятельности — это достижение ожидаемых, конечных и промежуточных результатов, которые ведут к реализации мотивов учащегося. Соответственно познавательная активность школьника зависит от его деятельности.
Следовательно, в соответствие с данной концепцией задача образования учащихся школы заключается в том, чтобы направить их личную умственную деятельность на самостоятельное решение поставленных задач, иными словами реализовать цели образования через ведущую форму деятельности [1; 3; 7].
При анализе процесса активизации познавательной деятельности через призму педагогической и методической литературы нами были выделены следующие концепты:
- познавательная активность в системе действий по овладению универсальными учебными действиями;
- познавательная активность в системе преобразующей деятельности;
- учебно-познавательная деятельность в системе целеполагания обучения школьников;
- уровни активизации учебно-познавательной деятельности школьников в образовательном процессе;
- комплексное использование методов активизации познавательной деятельности в процессе обучения [5; 8].
Таким образом, во-первых, одна из основных функций учебной деятельности — познание окружающего мира, усвоение накопленных человечеством знаний, в этом смысле учебную деятельность рассматривают как познавательную. Следовательно, учебная деятельность, направленная на усвоение знаний, есть познавательная, а термины «учебная» и «познавательная» деятельность в педагогической науке рассматриваются как синонимы.
Во-вторых, познавательная активность может рассматриваться не только как стремление учащимися овладеть знаниями при помощи активной аналитико-синтетической мыслительной деятельности, но и как качество личности учащегося, которое побуждает его к преобразовательной деятельности через призму активного познания.
В-третьих, учебная деятельность выполняет две функции: познавательную и преобразующую, которые тесно связаны между собой.
Следовательно, проведенное теоретическое исследование в области общенаучных и дидактических концепции активизации обучения школьников, позволяет выделить особенности школьников в процессе обучения:
- психологические особенности школьников в процессе обучения (познавательная деятельность — ведущая форма деятельности; мышление как чувственное познание окружающего мира);
- педагогические особенности школьников в процессе обучения (учебная деятельность в контексте познания окружающего мира — есть познавательная; прохождение всех уровней учебно-познавательной активности в процессе обучения);
- физиологические особенности школьников в процессе обучения (активное становление аналитико-синтетической деятельности головного мозга; обобщение как мыслительная операция, генерируемая деятельностью коры головного мозга, зависит от функционального состояния центральной нервной системы) [10; 13].
Таким образом, выделенные на основе исследования психологической, педагогической и медицинской литературы общенаучные и дидактические концепции активизации познавательной деятельности являются теоретическим обоснованием для разработки классификации методов активизации познавательной деятельности, которые целесообразно использовать в школьном образовательном процессе.
Литература:
1. Буйнов, Л. Г. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.
2. Буйнов, Л. Г. Деформация в мотивационной и смысловой сфере как один из основных факторов, обусловливающий предрасположенность к асоциальному поведению / Н. Н. Плахов, А. Г. Зайцев, Л. Г. Буйнов // в сборнике: Развитие системы уровневой подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (опыт внедрения) материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. с. 167–168.
3. Буйнов, Л. Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст]: / Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, М. В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования № 4, Пенза, 2012 — стр.242.
4. Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина и др. RUS 2435617 23.03.2010
5. Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение/ Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина RUS 2437689 04.06.2010
6. Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина RUS 2453346 27.04.2010
7. Буйнов, Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе [Текст] Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17.
8. Сорокина, Л. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание [Текст] / Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2013. № 12. с. 522–524.
9. Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» (5 класс) [Текст]: / Л. А. Сорокина // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. с. 29–30.
10. Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса естествознание в 5 классе. Учебно-методическое пособие [Текст]: / Л. А. Сорокина // Издательство «РГПУ им. А. И. Герцена», СПб, 2012–85 с.
11. Сорокина, Л. А. Методы активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» как средство формирования планируемых результатов обучения [Текст]: / Л. А. Сорокина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2–6. с. 1344–1347.
12. Сорокина, Л. А. Психоэмоциональные, дидактические и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «Естествознание» (5 класс) // История и педагогика естествознания. 2013. № 2. с. 29–32.
13. Сыромятникова, Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников / Л. П. Макарова, А. В. Соловьёв, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2013. № 12 (59). с. 494–496.
14. Сыромятникова, Л. И. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 375–377.