В статье проанализировано законодательство Российской империи, послужившее основой для проведения столыпинской аграрной реформы, а также основные результаты его применения.
Ключевые слова: аграрная реформа, община, переселенческая политика, земельные отношения, крестьянский поземельный банк.
Революционные события в России 1905–1906 гг. обострили земельный вопрос, который не смогла решить реформа 1861 года. Так как сельское хозяйство для Российской империи являлось основной отраслью экономики. Правительство под руководством П. А. Столыпина было вынужденно провести аграрную реформу, вошедшую в историю под именем столыпинской. Целью реформы являлось уничтожение общинного землевладения и создание крепких единоличных самостоятельных крестьянских хозяйств, а также перестройка всего сельского хозяйства на капиталистический уклад. Программа реформ включала в себя: передачу надельных земель в собственность крестьян, широкое кредитование крестьян, скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях. Решение проблемы малоземелья крестьян и создание зажиточного слоя собственников на селе, по замыслу авторов реформы, должно было снять «массовое недовольство на селе», а так же ускорить процесс интеграции крестьянства в рыночную экономику страны.
В начале XX в. Россия находилась в глубоком экономическом и политическом кризисе, который особо остро ощущался в промышленности и сельском хозяйстве. Начало столыпинских аграрных преобразований тесно связанно с именным указом от 9 ноября 1906 г. «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», который был издан в порядке 87- й статьи Основных законов Российской империи, позволявшей правительству принимать меры законодательного характера (в перерывах между сессиями Думы с последующим их внесением на ее утверждение). Указ от 9 ноября 1906 г. провозгласил, что крестьяне могут свободно выходить из общины и требовать от односельчан выделения им надельной земли с последующим оформлением ее в личную собственность. Так же указ позволил отвод укрепленной земли к одному месту с целью образования отрубов или хуторов. Крестьянская община была обязана удовлетворить требование об укреплении земли в личную собственность домохозяина, а в случае уклонения от исполнения или затягивания этого вопроса укрепление производилось губернской администрацией [6, 36].
10 мая 1907 г. П. А. Столыпин выступил в Думе со своей знаменитой речью, содержавшей развернутую программу реформ. Своим законодательством П. А. Столыпин открыл возможность для выхода крестьян из общины на основе добровольного выбора, хотя его симпатии были всецело на стороне зажиточного крестьянина — собственника земли [4]. 14 июня 1910 года Правительство издает закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» [3]. Согласно данному закону все общинные земли, в которых не было общих переделов со времени наделения их землей, признавались перешедшими к участковому или подворному наследственному владению. При этом владельцы укрепленных участков сохраняли право пользования сенокосными, лесными и другими непеределяемыми угодиями (мирской усадебной землей, сельскими сервитутами). «Положение о землеустройстве» от 14 июня 1910 года предусматривало что требования применялись ко всем землям, принадлежащим, независимо от способа их приобретения, т. е. всем поземельным организациям Российской империи [9].
С началом проведения аграрного законодательства в жизнь на местах проявилось резкое отрицание крестьянской общиной тех, кто хотел ее «покинуть» и укрепить землю в единоличную собственность. Против разрушения системы общинного землевладения выступили крестьяне-бедняки, которые обычно выдвигали предложения и требования на сельских сходах. Для них крестьянская община и система общинного землевладения являлась своеобразным гарантом от полного разорения и обнищания. Принудительные решения разрешавшие крестьянам выход из общины с землей, при поддержке земских начальников, нередко выражались в антиправительственных выступлениях крестьянского общества. Аграрные волнения с весны 1906 г. возобновились с большей силой, к моменту роспуска I Думы количество инцидентов достигло исторического максимума. 1906 г. оказался неурожайным. Правительство интенсивно оказывало дорогостоящую продовольственную помощь, которую сельское население, привыкшее считать ее обязательным подарком («царевым пайком»), принимало без благодарности. Ситуация продолжала оставаться неопределенной. Хотя правительство уже подготовило (или активно готовило) основополагающие документы реформы, последующие события могли развиваться различными путями.
Разрушая общину, правительство рассчитывало создать хуторские и отрубные хозяйства и придавало этому процессу особое значение. Создавать такие хозяйства было решено двумя способами: разверстанием на хутора и отруба земли, перешедшие в распоряжение Крестьянского поземельного банка, проводить землеустроительные работы на надельных землях путем отвода лучшей общинной земли под хуторские и отрубные участки. Таким образом, основой деятельности землеустроительных комиссий являлось насаждение хуторов и отрубов на надельных, банковских и казенных землях. Большими препятствиями в процессе быстрого перехода к хуторским хозяйствам был низкий культурный уровень крестьян, их косность и привязанность к векам сложившемуся укладу, а также плохая организация агрономической помощи [7].
Впервые годы проведения аграрной реформы покупка земли крестьянами происходила не так активно, как хотелось бы правительству. Несмотря на то, что в деревне сохранялось острое малоземелье, крестьяне не спешили с покупкой земельных угодий посредством Крестьянского банка. Это было вызвано тем, что крестьяне не ждали «прирезки» к своим наделам и более низкой стоимости земли. Кроме того, общинники были достаточно враждебно настроены по отношению к покупателям земли через банк [2, 73].
В 1907 г. был создан Комитет по землеустроительным делам, в функции которого входили полномочия разрешения вопросов землеустройства в масштабах всей Российской империи. В губерниях создавались и действовали губернские землеустроительные комиссии, в ведении которых находились вопросы организации землеустройства.
Столыпинское реформирование в агарной сфере проводилось сверху, в интересах меньшинства крестьянства, поскольку из общины вышла меньшая ее часть. Нежелание большинства крестьян выходить из общины в значительном числе случаев касалось хозяйствования их односельчан. Своими решениями они стремились воспрепятствовать выходу из общины соседей, насильственно удержать их в ней. Эти нежелания и возражения не могут быть положены в основу оценки столыпинского реформирования как антикрестьянского.
С 1906 по 1915 гг. 2,8 млн. крестьянских хозяйств заявили о закреплении земли в собственность (30 % их общего числа). Закреплена земля была за 2,0 млн. хозяйств (22 %), которым отошло в собственность 13,9 млн. десятин, или 16 % от всей надельной земли [5, 89]. Для того чтобы ускорить ход аграрной реформы и способствовать увеличению частного землевладения крестьянских хуторов и отрубов правительство учредило в 1882 году Крестьянский поземельный банк. Банк являлся правительственным учреждением и находился в управлении Министерства финансов. В системе столыпинской земельной реформы Банку была отведена весьма важная роль: обеспечение возможности крестьян единоличников покупать и соответственно увеличивать земельный надел.
В Указе 3 ноября 1906 года на банк была возложена задача «оказывать крестьянам возможно более широкую помощь как путем выдачи ссуд для покупки земли, так и усилением операции по приобретению земель за счет собственных средств Банка». Также Крестьянский Банк должен был способствовать «прочному насаждению в среде крестьянского населения единоличной собственности на землю как основы преобразования хозяйственного уклада сельской России» [8].
Следует отметить, что основной задачей стоящей перед Крестьянским поземельным банком являлось обеспечение помещикам наиболее выгодных условий продажи их земель крестьянам, т. е. банк выступал в роли посредника в совершении сделки купли-продажи. Перед отделениями банка на местах ставилась задача — всеми способами способствовать созданию в деревне крепкого слоя зажиточных хозяев путем насаждения хуторов и отрубов на банковских и казенных землях. Одним из главных направлений деятельности банка было ограничение продажи земли сельским обществам и товариществам и расширение продаж земли единоличным хозяевам. Кроме того, банк выдавал крестьянам-единоличникам на более выгодных условиях ссуды для приобретения земли. Последние получали от банка ссуду в размере 90 % от стоимости приобретавшихся ими угодий, при покупке земли отрубным участком — 95 %, хутором — 100 % [1].
Важное место в аграрной реформе П. А. Столыпина отводилось переселению крестьян на окраины страны. Это была попытка правительства разрядить земельную тесноту путем предоставления участков в Сибири и азиатской части России. Впервые закон о льготном переселении был применен в 1905 г.: правительство «открыло» переселение из Полтавской и Харьковской губерний, где крестьянское движение было особенно широким. Массовое переселение крестьян на восточные окраины страны было одним из важнейших направлений реформы. Переселенцы освобождались на длительное время от налогов, получали в собственность участок земли, денежное пособие — 200 руб. на семью; мужчины освобождались от воинской повинности. Эти и другие правительственные мероприятия подтолкнули переселенческий процесс особенно сильно. Статистика того периода убедительно показывает, что этот процесс был массовым и целенаправленным.
Проведение столыпинской аграрной реформы изменило соотношение в земледелии между группами хозяйств и их роль в экономике Российской империи: уменьшился средний размер латифундий из-за сокращения помещичьего землевладения, укрепились позиции капиталистических хозяйств, твердые позиции заняло фермерское хозяйство. Товарное земледелие становится основной сырьевой базой для местной промышленности. Столыпинская аграрная реформа не уничтожила разрыва между землевладением и землепользованием, между старыми формами земельной собственности, частично сохранившими черты сословности, и капиталистическим содержанием хозяйственной деятельности. Его особенно остро чувствовало общинное крестьянство, которое фактически обрабатывало, чуть ли не вдвое больше земли, чем владело им юридически [6, 37].
Нельзя не отметить и то, что данная реформа способствовала повышению культуры производства, развитию производительных сил сельского хозяйства, прогрессивным изменениям в формах хозяйствования и структуре производства. Так, при столыпинском реформировании в России начался бурный рост сельскохозяйственных кооперативов. Однако, несмотря на достигнутые к началу XX в. успехи в промышленном развитии, Россия продолжала оставаться страной с резким преобладанием аграрной экономики.
Литература:
1. Батуринский Д. А. Аграрная политика царизма и Крестьянский поземельный банк. М., 1925.
2. Видяйкин С. В., Котляров С. Б. Деятельность Крестьянского поземельного банка в Симбирской губернии в процессе реализации Столыпинской аграрной реформы // Вестник НИИ Гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2010. № 2(14). С. 72–77.
3. Закон 14 июня 1910 г. об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении. СПб., 1911. С. 1272–1287.
4. Зеньковский А. В. Правда о П. А. Столыпине. Нью-Йорк, 1956.
5. Иконицкая И. А. Земельное право Российской Федерации. М., 2006.
6. Котляров С. Б. Правовые особенности столыпинских аграрных преобразований начала ХХ века // Черные дыры в российском законодательстве. 2013. № 6. С. 36–38.
7. Котляров С. Б. Столыпинская аграрная реформа в Симбирской губернии (1906–1917 гг.): дисс.... кандидата истор. наук. Саранск, 2005.
8. Обзор деятельности Крестьянского Поземельного Банка за 1906–1910 гг. СПб, 1911.
9. Свод Законов Российской империи. Том 10. Землеустройство. Сборник законов и распоряжений. СПб., 1914. С. 1–126.