Как в отечественной, так и в зарубежной психологии существуют различные подходы к проблеме способностей.
В нашей стране базовыми являются определения Б. М. Теплова и В. Д. Шадрикова, отражающие два основных подхода отечественной психологии к формулировке способностей.
Анализ определения «социальные способности» в современной науке показал недостаточную его разработанность. Так, встречаются единичные работы, формулирующие понятие с различных позиций:
- историко-философский анализ проблемы социальных способностейпредставлен в исследовании Бунаковой И. В. [1]; социальные способности в нем рассматриваются с позиции функциональных систем, проявляющихся в различных видах деятельности, творчество рассматривается как универсальная природная способность человека;
- в русле общей психологии Р. С. Немов [3] разделяет все способности на природные и социальные. Первые автор связывает с врожденными задатками, а вторые — с приобретенными. Социальные способности — это высшие, культурно-обусловленные способности;
- в управленческом аспекте Ж. Ю. Кургаевой социальные способности рассматриваются как способность работать в группе, способность к управлению конфликтами, лидерские способности и т. д. [5].
Научные подходы к определению социальных способностей
Наука |
Определение |
Авторы / научные школы |
Философия |
Социальные способности в нем рассматриваются с позиции функциональных систем, проявляющихся в различных видах деятельности, творчество рассматривается как универсальная природная способность человека. |
Бунакова И. В. |
Психология |
Все способности делятся на природные и социальные. Первые автор связывает с врожденными задатками, а вторые — с приобретенными. Социальные способности — это высшие, культурно-обусловленные способности. |
Р. С. Немов |
Менеджмент |
Социальные способности рассматриваются как способность работать в группе, способность к управлению конфликтами, лидерские способности и т. д. |
Ж. Ю. Кургаева |
Таким образом, неразработанная проблема социальных способностей побудила нас дать авторское толкование на основе концепции способностей В. Д. Шадрикова. Анализируя структуру способностей, В. Д. Шадриков отмечает, что любую конкретную деятельность можно дифференцировать на отдельные психические функции. «Психические функции реализуют наиболее общие, родовые формы деятельности, которые выступают в качестве исходных форм при ее анализе. Следовательно, адекватно описать структуру психических функций можно только как психологическую структуру деятельности, а развитие способности — как развитие системы, реализующей эти функции, как процесс системогенеза» [6, с. 36]. Архитектоника функциональной системы способностей в основных компонентах совпадает с архитектоникой функциональной системы деятельности. Однако содержание каждого компонента будет специфичным для каждой способности так же, как и для каждой предметной деятельности.
Следовательно, принимая за утверждение то, что социальные способности реализуются и развиваются в социальном взаимодействии, определим рабочее понятие и выстроим структурные составляющие социальных способностей в соответствии со структурой (архитектоникой) деятельности социального взаимодействия.
Проанализируем в связи с этим понятие и специфические особенности социального взаимодействия. Проблема социального взаимодействия отражена в системе многих наук — социологии, социальной психологии, философии и др.
Развитие научных взглядов на проблему социального взаимодействия подробно освещено в рамках социологических исследований ученых разных времен (Конт О., Дюркгейм Э., Маркс К, Энгельс Ф., Вебер М., Зиммель Г., Сорокин П.), а также социологических школ (символический интеракционизм Д. Г. Мида и Г. Блумера, структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона, теория конфликта Р. Дарендорфа и Л. Козера, теория обмена Дж. Хоманса и П. Блау, драматургический подход Э. Гофмана, феноменологическая социология Э. Гуссерля и А. Шюца, теория социального конструирования реальности П. Бергара и Т. Лукманна, этнометодология Г. Гарфинкеля, теория структурации Э. Гидденса, теория социального действия Ю. Хабермаса, теория «Габитуса и поля» П. Бурдье).
Специфика деятельности социального взаимодействия
В работе Кареповой С. Г. [2] дается теоретический анализ общих тенденций, присутствующих практически во всех социологических школах при рассмотрении особенностей социального взаимодействия, влияющих на социальное взаимодействие и являющихся закономерными в самой реальности:
- на социальное взаимодействие существенным образом влияют объективные социальные, экономические, политические реалии, которые детерминируют развитие теоретического знания о социальном взаимодействии;
- многие теоретические направления, рассматривавшие социальное взаимодействие отмечали, что для повышения качества социального взаимодействия необходимо повышать общий уровень культуры, то есть способ жизни, который транслируется субъектом взаимодействия вовне. Это тот мир, в котором живет человек, поскольку именно культурный уровень (человеческие ценности, мораль, нравственность), позволяют конструировать новую социальную реальность. От уровня культуры будет напрямую зависеть качество новой социальной реальности конструируемой человеком сегодня;
- человек, по сути, существо социальное, то есть личность не может формироваться вне общества, вне социального взаимодействия;
- социальное взаимодействие не может происходить в одиночестве, это всегда направленный на партнера по взаимодействию процесс, требующий ответной реакции, поэтому для эффективного социального взаимодействия необходимо как минимум два человека;
- социальное взаимодействие предполагает взаимную координацию участвующими во взаимодействии сторонами своих действий по отношению друг к другу; для создания возможности эффективного социального взаимодействия необходимо правильное понимание общей системы символов в общении, принцип обретения общности (речь, жесты и т. д.) всеми участниками данного социального взаимодействия, без которых оно невозможно.
Синтез современных теорий социального взаимодействия (работы Андреевой Г. М., Волкова Ю. Г., Добренькова В. И., Ионина Л. Г., Кравченко А. И., Кравченко С. А., Москвичева Л. Н., Осипова Г. В., Орлова И. Б., Покровского Н. Е., Филиппова Ф. Р., Фролова С. С., Шульц В. Л., Ядова В. А. и др.) представлен в определении социального взаимодействия, данным Г. В. Осиповым [4]. С точки зрения ученого, социальное взаимодействие — это любое поведение индивида или группы индивидов, имеющее значение для многих индивидов и групп индивидов или общества в целом, как в данный момент, так и в потенции. Категория «взаимодействие» выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества имеет место взаимодействие, оно всегда социально по своему характеру, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов; связи, опосредуемые целями, которые каждая из взаимодействующих сторон преследует.
Авторское рабочее определение социальных способностей
Итак, основываясь на анализе научных данных различных направлений, мы определим понятиесоциальные способности как сложное интегративное личностное образование, непосредственно связанное с деятельностью социального взаимодействия, проявляющееся на уровне коммуникативных форм социальных отношений, эффективность которых будет обеспечиваться такими качествами личности, как социальная мотивация, социальная перцепция, социальная и коммуникативная компетентность, социальная рефлексия.
Литература:
1. Бунакова И. В. Социальные способности личности как объект философского анализа (историко-философский аспект): автореферат дис.... кандидата философских наук: 09.00.05 — Днепропетровск, 1996. — 26 с.
2. Карепова С. Г. Социальное взаимодействие: исторический и современный аспект социологического знания: Автореф. дисс.... канд. социол. наук. — М., 2011. — 20 с.
3. Немов Р. С. Психология. В 3-х книгах / Общие основы психологии. Кн.1. — 4-е изд.– М.: Владос, 2003, 688 с.
4. Осипов Г. В. Социология. Основы общей теории — М., 2003. — 912с.
5. Управление персоналом: Учеб. пособие / Ж. Ю. Кургаева; Казан. гос. технол. ун-т. Казань, 2006–131 с.
6. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. -М.: Логос, 1996.-320 с.