Парки культуры и отдыха Киева в системе советской обрядности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 28.03.2014

Статья просмотрена: 318 раз

Библиографическое описание:

Зеленюк, А. А. Парки культуры и отдыха Киева в системе советской обрядности / А. А. Зеленюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1164-1167. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9802/ (дата обращения: 18.12.2024).

В статье рассмотрены место и роль парков культуры и отдыха Киева в системе советской обрядности. Выявлены их особое значение в праздновании Дня Победы, увековечивании памяти героев Октябрьской революции и Великой Отечественной войны. На основе анализа истории, структуры и композиции киевских парков сделан вывод о том, что в их деятельности сочетались рекреационная, мемориальная и идеологическая функции.

Ключевые слова:парк культуры и отдыха, советская обрядность, мемориальный парк, День Победы, памятник.

The articles dealt with the place and role of the recreation and leisure parks of Kyiv in the system of soviet formalism. Their peculiar meaning in celebration of Victory Day, and perpetuation of the memory on behalf of the heroes of October revolution and Great Patriotic war was determined. Based upon analysis of the history, structure and composition of Kyiv parks the conclusion about unification of recreational, memorial and ideological functions in them was made.

Key words: recreation and culture park, soviet formalism, memorial park. VictoryDay, monument.

Парки культуры и отдыха являются специфической формой советской культуры и искусства. Перепланированные или заново созданные, они получили более широкое назначение сравнительно с парками царской России, которые предназначались в основном для отдыха определенной категории лиц (как пример, «Софиевка» в Умани, «Александрия» в Белой Церкви, «Шато-де-Флер» в Царском саду в Киеве). Следовательно, парки культуры и отдыха в советский период создавались для широких трудящихся масс населения и в то же время должны были воплощать в себе преимущество социалистического образа жизни. Парки превращаются не только в публичное, но и на идеологическое пространство. Их назначение заключалось в том, чтобы не просто предоставить возможность отдыха, но и нести очень важную идеологическую функцию, становясь элементом советского искусства развлечений [4, 15–16]. Собственное обращение к проблеме функционирования парков культуры и отдыха в системе советской культуры, недостаточно изученной на сегодня, предопределяет актуальность данного исследования.

Целью исследования является анализ особенностей функционирования парков культуры и отдыха в системе советской обрядности как составной части советской идеологии.

Анализ исследований. Исследованиями функционированиями парков культуры и отдыха в советский период занимались В. Н. Воскобойников, В. Д. Колтун, В. О. Лапшин, Р. М. Жукова, А. Г. Раппопорт и др. Городские парки стали предметом научного интереса И. О. Косаревського, В. А. Гороховая, Л. В. Лунца, специальные исследования парков Киева проводили Є. Барановский и С. Северин. Исследования деятельности парков главным образом касаются их рекреационной функции (А. В. Гудзевич, А. Х. Дзиов, О. Р. Копиєвска, О. В. Любченко, И. В. Петрова, Н. Д. Подкуйко, Н. А. Шкленикене и д.). Отдельные педагогические аспекты деятельности парков рассматривались А. В. Гудзевич, В. Д. Колтун. Типологическим особенностям формирования парков Украины посвященные труды В. М. Дударця, общая статья Н. О. Олексииченка, Н. В. Гатальскои и М. О. Гричука.

Изложение основной темы. Становление и укрепление советской власти сопровождалось усиленной идеологической пропагандой и агитацией за новый социалистический образ жизни. Сразу после революции советская власть поставила целью себе вытеснить религиозные праздники и культы, которые не отвечали духу атеистической идеологии. Государство начало вести политику истребления «пережитков прошлого» и активной борьбы с церковью. Для этого устанавливались празднования новых дат, которые должны были выражать триумф нового коммунистического образа жизни и вытеснить обряды и традиции, которые имели религиозную символику.

По завершению Великой Отечественной Войны в 50–60-х годах опять появился вопрос о новой гражданской праздника и обрядах. Вместе с тем состоялось некоторое переосмысление роли новой обрядности в жизни советского народа. Если в 20–30 гг. борьба за новые обычаи и традиции имела преимущественно антирелигиозный характер, то на новом витке истории гражданская обрядность стала средством коммунистического воспитания, должна была призванная формировать нового человека, утверждать ценности советского образа жизни и социалистической культуры.

Одним из проявлений советской обрядности в послевоенное время стало празднование Дня Победы и разных дат, связанных с памятью о Великой Отечественной Войне. Свято Победы стало всенародным коллективным праздником с историко-идеологическим содержанием, который объединил большинство населения Советского Союза, будучи одной из важнейших составляющих создания нового исторического сообщества — советского народа. В память о Великой Отечественной войне началось возведения на всем пространстве Советского Союза архитектурных комплексов, наподобие мемориала «Вечного огня», призванных увековечить победу в наиболее кровопролитной за всю историю человечества войне и отметить память погибших в ней. Празднование Дня Победы в Советском союзе приобрело масштабный характер с 1965 года при Л. І. Брежневе. Его неотъемлемым моментом стала праздничная поступь к памятнику Неизвестному Солдату и возложение венков.

Весомую роль в увековечивание памяти о Дне Победы и Великой Отечественной войне сыграли парки, которые специально обустроились или трансформировались с этой целью. Они становились локацией для возведения мемориальных комплексов, в которые входили Могила Неизвестного солдата и Вечный огонь для проведения торжественных мероприятий: от чествования погибших в войне до торжественного принятия в ряды пионеров. Будучи местом для проведения досуга советских граждан, они должны были постоянно напоминать об этом событии. Тем же парк стал ритуализованым пространством.

Мемориалы являются объектами ландшафтной архитектуры, которые сочетают в себе произведения изобразительного искусства и архитектуры, созданные в память об отдельных личностях и исторических событиях и вписанные в структуру городского парка [5, 126]. Доминирующим композиционным элементом таких парков были или аллеи героев, или другие скульптурные группы, организация ландшафта преследовала специальное планирование территории, которая отвечала церемонии возложения цветов. Подчеркнутая регулярность дорожек и аллей закреплялась правильной конфигурацией строчных насаждений деревьев с использованием зеленых ограждений и кустарников. Растительный материал исполнял активную роль фокусировки отдельных элементов композиции (вечный огонь, основной монумент) [1, 253]. Основные элементы располагаются ближе к входной зоне и доминируют в ландшафте. Элементы, которые используют для массовых мероприятий, — ритуальных митингов, литературных чтений — располагают компактно друг относительно друга, чтобы создать условия для массовых мероприятий. Вся окружающая обстановка должна создавать соответствующее настроение — торжеству, печали или радости.

Главный мемориальный комплекс Киева находится в Парке Славы Воинам Великой Отечественной Войны, который был открыт 6 ноября 1957 года на месте бывшего Аносовского (Комендантского) парка, основанного еще в 1894 году. В Парке Вечной Славы Воинам Великой Отечественной Войны расположены Мемориал вечной славы и могила Неизвестного солдата. Мемориал состоит из обелиска и Аллеи погибших Героев, куда входят 34 могилы воинов, которые погибли в годы Великой Отечественной войны. На полукруглой площадке, завершая всю траурно-торжественную композицию, возвышается 27-метровый обелиск из темно-серого полируемого гранита. Отмечают удачно найдены его пропорции и соотношения по вертикали ко всей композиции парка [6, 335]. Обелиск установлен на стилобат, около фундамента обелиска — могила Неизвестного солдата с бронзовым венком Славы, в центре которого горит неугасающий вечный огонь.

Парк Славы имел не только мемориальное и ритуальное значение. Сюда приезжают молодые, расписавшись в РАЦСИ, чтобы возложить цветы к памятнику Неизвестному солдату. Парк был и останутся любимым местом отдыха для школьников расположенного возле Дома пионеров. Также здесь расположена обзорная площадка, откуда открывается замечательный вид на левый берег Днепра. Таким образом, парк Славы, кроме мемориальной, выполняет важную рекреационную функцию.

Как утверждает О. М. Любченко, значение паркового пространства для идейно-художественной и даже идеологической работы было осознанно советской властью достаточно быстро. Советским правительством была разработана концепция урбанистической среды, где основным элементом экологического потенциала городов становились парки. В 1928 году был создан Центральный парк культуры и отдыха имени О. М. Горького в Москве который стал образцом для наследования. Парки культуры и отдыха распространяются по всей стране, приобретая характер полифункциональных заведений отдыха и досуга, в которых предусматривалось несколько зон: зоны развлечений, культурно-просветительской зоны, зоны спортивно-оздоровительных сооружений, зоны детского отдыха и тому подобное [4, 15].

По завершению Великой Отечественной войны в Киеве были созданы районные парки культуры и отдыха: в Московскому районе — Голосеевский парк им. М. Ф. Рыльського, в Октябрьском — Парк Ленинского комсомола и Парк имени ХХІІ съезда КПСС (теперь — парк «Нивы»), Парк в Подольском — им. М. Ф. Фрунзе, в Дарницком — Парк Партизанской Славы, в Днепровском — Парк Победы. Часть из них также включала у себя также и мемориальную функцию. Идет речь о Парке Партизанской Славы, Парке «Таращанец» и Парке Победы.

Парк Партизанской Славы был заложен в 1970 году. Его композиционным центром является мемориальная зона с Музеем партизанской славы, амфитеатром для проведения традиционных встреч бывших бойцов партизанских отрядов и соединений, где проводились митинги и праздничные ходы, а бывшие ветераны выступали перед тружениками и молодежью [6, 340]. В этой зоне организованные под зоны — партизанский арсенал с землянками, партизанский очаг и тому подобное. Здесь также установлен памятный знак в честь боевого содружества польских и словацких партизанских бригад в годы Второй мировой войны. Кроме этой зоны празднично-массовых мероприятий, в Парке Партизанской Славы размещены еще шесть функциональных зон: зрелищных и культурно-просветительных мероприятий, экспозиционно-тематическая, спортивных сооружений и орудий, отдыха детей, тихого отдыха взрослых, хозяйственная.

Черты парка отдыха и мемориального парка сочетает в себе парк «Таращанець» (полное название «Парк имени экипажа бронепоезда «Таращанець»), расположенный в местности Новая Дарница. Он является парком-достопримечательностью садово-паркового искусства местного значения, что созданный в 1963 году и названный в честь советского бронепоезда «Таращанець», который в августе 1919 года оборонял от деникинцев Дарницкий железнодорожный узел. В центре парка находится памятник экипажа бронепоезда «Таращанець», установленный в 1974 году скульптором В. Знобою. Композиция парка имеет символическое обустройство — от его центра расходятся тропы, очертания которых сверху напоминают звезду.

Мемориальный комплекс, призванный увековечить память о защитниках Киева, студентах-ополченцах сельскохозяйственного и лесотехнического институтов, в Большой Советской войне, находится в Голосеевском парке культуры и отдыха имени М. Ф. Рыльського. Здесь во время войны территорией Голосеевского леса проходила первая линия обороны Киева. С тех времен сохранились окопы и траншеи, а рядом в 1972 году был установлен памятный знак. В 1979 году на территории Сельскохозяйственной академии был установлен мемориальный комплекс воинам, которые погибли в годы Великой Отечественной войны. В комплекс входят стелы, две братских могилы, Вечный огонь, бронзовый памятник — фигура студента-ополченца (скульптор Я. Д. Гончаренко, архитектор — В. Г. Гнєздилов), стела с именами погибших [7]. С целью чествования погибших защитников Киева в Голосеевском парке проводились театрализующие выставки «Солдат — всегда солдат» и другие, которые воссоздавали картины Великой отечественной войны [3, 55].

Одним из базовых принципов советского общества был интернационализм. В частности, это выражалось в идее братства и дружбы социалистических народов, направленной на закрепление и укреплении союза разных этнических групп в рамках одного сообщества — «советского народа». Для увековечения этой идеи название «Дружба народов» предоставляли разным культурным объектам, в том числе паркам и возводились монументы. В 1972 году в урочище Водоворот на Трухановом острове между жилищными районами Оболонь и Троещина был заложен парк Дружбы народов, который стал частью Днепровского парка. В центре композиционного решения парка — холм Дружбы Народов высотой 20 метров с Мемориалом Дружбы и гербами союзных республик. Подходы к нему оформлены в виде 15 лепестков, озелененных и декоративно оформленных индивидуально для каждой республики [6, 346].

На территории Пионерского парка (в настоящее время — Хрещатый парк) в 1982 году был возведенный монумент Воссоединения Украины с Россией, открытие которого было посвящено 60-летию СССР. Памятник построен в виде огромной стальной арки, под которой расположены бронзовые скульптуры рабочих — россиянина и украинца, что держат орден дружбы народов. Эта композиция по замыслу ее авторов должна была символизировать братство славянских народов. Сейчас ее называют «Арка Дружбы народов».

С целью пропаганды социалистического образа жизни осуществлялись разные формы манифестаций преимуществ социализма. В частности, сначала в Москве, а позже в Киеве, была созданная Выставка достижений народного хозяйства, воплощая в себе идею «социалистического рая» на земле. Выставка достижений народного хозяйства УССР была открыта в Киеве 6 июня 1956 года на месте пригородного хутора Красный трактир, образовав садово-парковый комплекс. Она расположилась на площади 337 гектар, представляя комплекс павильонов, сооружений, открытых площадок, сооружений культурно-бытового назначения и мест отдыха. Идеологическая составляющая ВДНГ была ярко засвидетельствована открытиям в 1973 г. на ее территории постоянно действующей выставки республиканской агитации, также была созданная Аллея трудовой славы, где размещались портреты передовиков и новаторов производства УССР [2, 123].

Одним из элементов советской обрядности была «мания» сооружения памятников деятелям построения коммунизма и выдающимся героям в советской истории которые часто изменяли друг друга на постаментах. Много из этих памятников размещались в парках культуры и отдыха. В частности, в Пролетарском (нынешний — Хрещатый парк) была установлена гигантская статуя красноармейца, которую позже заменил памятник Сталину. Впоследствии Пролетарский парк был переименован на Пионерский, а в нижней его части установили памятник Григорию Петровскому (1970). В Мариинске парке во времена советской власти после революции были возведенные памятники участникам Январского восстания, в 1948 году состоялось торжественное открытие памятника генералу армии М. Ватутину, который освобождал Киев. Неподалеку был открыт памятник Участникам октябрьского восстания 1918 года.

Выводы. Функционирование парков Киева в советское время имеет ряд особенностей. Во-первых, в послевоенный период были обустроены ряд парков культуры и отдыха общего пользования, предназначенных для проведения досуга жителями города (Пролетарский парк, Пионерский парк, Первомайский парк, Советский парк и др.), Во-вторых, в послевоенный период были упорядочены Парк Славы, Голосеевский парк имени М. Ф. Рыльського, Парк Партизанской Славы, Парк Победы, Парк «Таращанец», которые, кроме рекреационной, выполняли также и мемориальную функцию. Этим самым они были вписаны в систему советской идеологии и обрядности, которая, более выразительными оказывалась в отмечании Дня Победы и памяти событий Октябрьской Революции и Великой Отечественной войны. В киевских парках традиционно происходили праздничные возложения цветов к могилам и монументам, проводились митинги и собрания с ветеранами. Идеологический характер имели также мемориал Дружбы народов в одноименному парке и памятник. Обьединение России и Украины в Пионерском парке, призванные идейно укрепить единство советского народа. Основание Выставки Народного Хозяйства УССР имело на цели показать преимущество и достижения социалистического образа жизни. У них время парки культуры и отдыха в значительной степени потеряли свои идеологические функцию, однако их культурно-рекреационное мемориальное значение и хранит свою актуальность.

Литература:

1.                  Дударец В. М. Типологические особенности формирования парков Украины / В. М. Дударець // Актуальные проблемы истории, теории и практики художественной культуры. — К.: Миллениум, 2010. — С. 250–256.

2.                  Киев. Энциклопедический справочник / под редакторши. А. В. Кудрицкого. — К.: Главная редакция УСЭ, 1985. — 760 с.

3.                  Социалистическая обрядность на Украине / под редакцией Ю. Г. Гошко. — К.: Научная мысль, 1983. — 223 с.

4.                  Любченко О. М. Парк в контексте досуго-развлекательных парадигм европейской культуры / О. М. Любченко // Автореферат диссертации на получение научной степени кандидата культурологии: 26.00.01. — теория и история культуры. — Киев, 2011. — 20 с.

5.                  Олексійченко Н. О., Гатальська Н. В, Гричук М. О. Характеристика мемориальных парков военной тематики Киева // Научный вестник НЛТУ Украины. — 2013. — Вип. 23.9. — С. 126–131.

6.                  Шулькевич М. М., Дмитренко Т. Д. Киев. Архитектурно-исторический очерк. — К.: Строитель, 1982. — 448 с.

7.                  Национальный природный парк «Голосеевский» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nppg.gov.ua/about/history

Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, парк, Киев, Партизанская Слава, Неизвестный солдат, советская обрядность, отдых, Парк Славы, советская власть, социалистический образ жизни.


Ключевые слова

парк культуры и отдыха, советская обрядность, мемориальный парк, День Победы, памятник., памятник

Похожие статьи

История города Полярного в художественном кинематографе

В работе рассматривается проблема освещения исторических сюжетов, связанных с историей города Полярного, в отечественном кинематографе. Прослеживаются основные периоды в развитии отечественного кинематографа (советский и российский период его развити...

Художественное оформление массовых праздников Киева советского периода (60–80 года ХХ века)

В статье исследуются особенности художественного оформления массовых праздников Киева 60–80-х гг. ХХ века. Установлено, что массовые праздники в данный период в Киеве имели преимущественно государственно-официальный характер. В связи с этим художеств...

Социально-теоретические основы массовых праздников и представлений

Данная статья научно освещает социально-теоретические основы массовых праздников и представлений и включает в себя описание понятий праздника и представления, их виды и жанры, особенности, информирует о новых праздниках, появившихся в период независи...

Понятие, классификация и проблемы спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации

В данной статье рассматривается понятие спортивно-оздоровительного туризма, его цели и задачи. Анализируются предпосылки возникновения спортивно-оздоровительного туризма в России, а также особенности его развития и состояния на современном этапе. Про...

Детский цикл обычаев и обрядов в традиционной культуре японцев

Статья посвящена осмыслению обрядов жизненного цикла в сфере повседневности японцев, охватывающих периоды детского развития человека. Особое значение уделяется влиянию традиционных ценностей в процессе первичной социализации ребенка в японской семье....

Этническая история и культура России в системе дополнительного образования (на примере Белгородского региона)

В данной статье рассматриваются проблемы изучения этнической истории и культуры в системе дополнительного образования детей. Анализируется опыт такого изучения в различных учреждениях Белгородской области.

Героика и драматизм в алтайской графике второй половины ХХ — начала XXI вв.

В статье раскрывается актуальность данной темы, прослеживаются пути становления и развития графики в изобразительном искусстве Алтая, выявляются имена ведущих алтайских художников-графиков, определяется роль и значение исторического жанра, в котором ...

Формирование садово-парковой эстетики на страницах путеводителей первой трети XIX века

В статье рассматривается, как на страницах путеводителей формируется садово-парковая эстетика. Особое внимание уделено историко-художественному путеводителю П. Свиньина «Достопямятности Санкт-Петербурга и его окрестностей», связи текста книги как с а...

К вопросу о взаимосвязи языка, мышления и национальной культуры на материале работ философов и писателей эпохи Просвещения

В статье анализируются тексты деятелей эпохи Просвещения с целью выявления в них концептов, раскрывающих взаимосвязь, языка, мышления и национальной культуры. Делаются выводы о том, что язык не только становится импульсом для развития духовной деятел...

Историко-мифологические представления как основа культурной традиции японцев

Статья посвящена вопросам, связанным с изучением процессов формирования культурной традиции японской нации, через которую представляется возможным рассмотреть специфику японского этноса. Изучены основные историко-мифологических представления древних ...

Похожие статьи

История города Полярного в художественном кинематографе

В работе рассматривается проблема освещения исторических сюжетов, связанных с историей города Полярного, в отечественном кинематографе. Прослеживаются основные периоды в развитии отечественного кинематографа (советский и российский период его развити...

Художественное оформление массовых праздников Киева советского периода (60–80 года ХХ века)

В статье исследуются особенности художественного оформления массовых праздников Киева 60–80-х гг. ХХ века. Установлено, что массовые праздники в данный период в Киеве имели преимущественно государственно-официальный характер. В связи с этим художеств...

Социально-теоретические основы массовых праздников и представлений

Данная статья научно освещает социально-теоретические основы массовых праздников и представлений и включает в себя описание понятий праздника и представления, их виды и жанры, особенности, информирует о новых праздниках, появившихся в период независи...

Понятие, классификация и проблемы спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации

В данной статье рассматривается понятие спортивно-оздоровительного туризма, его цели и задачи. Анализируются предпосылки возникновения спортивно-оздоровительного туризма в России, а также особенности его развития и состояния на современном этапе. Про...

Детский цикл обычаев и обрядов в традиционной культуре японцев

Статья посвящена осмыслению обрядов жизненного цикла в сфере повседневности японцев, охватывающих периоды детского развития человека. Особое значение уделяется влиянию традиционных ценностей в процессе первичной социализации ребенка в японской семье....

Этническая история и культура России в системе дополнительного образования (на примере Белгородского региона)

В данной статье рассматриваются проблемы изучения этнической истории и культуры в системе дополнительного образования детей. Анализируется опыт такого изучения в различных учреждениях Белгородской области.

Героика и драматизм в алтайской графике второй половины ХХ — начала XXI вв.

В статье раскрывается актуальность данной темы, прослеживаются пути становления и развития графики в изобразительном искусстве Алтая, выявляются имена ведущих алтайских художников-графиков, определяется роль и значение исторического жанра, в котором ...

Формирование садово-парковой эстетики на страницах путеводителей первой трети XIX века

В статье рассматривается, как на страницах путеводителей формируется садово-парковая эстетика. Особое внимание уделено историко-художественному путеводителю П. Свиньина «Достопямятности Санкт-Петербурга и его окрестностей», связи текста книги как с а...

К вопросу о взаимосвязи языка, мышления и национальной культуры на материале работ философов и писателей эпохи Просвещения

В статье анализируются тексты деятелей эпохи Просвещения с целью выявления в них концептов, раскрывающих взаимосвязь, языка, мышления и национальной культуры. Делаются выводы о том, что язык не только становится импульсом для развития духовной деятел...

Историко-мифологические представления как основа культурной традиции японцев

Статья посвящена вопросам, связанным с изучением процессов формирования культурной традиции японской нации, через которую представляется возможным рассмотреть специфику японского этноса. Изучены основные историко-мифологических представления древних ...

Задать вопрос