Статья посвящена раскрытию стратегии понимания бакалаврами гуманитарного ВУЗа понятий «здоровье». Проведенный в свободной форме письменный опрос показал наличие у студентов рационального (адаптивного) подхода к жизнедеятельности, в том числе сдержанного отношения к собственной психической жизни, как основы здоровья.
Ключевые слова: здоровье, студенты, образовательная деятельность, опрос, высшее учебное заведение.
Отношение человека к здоровью и болезни, когнитивные, нравственные и мотивационные компоненты этого отношения имеют большое значение для первичной профилактики заболеваний. С этой точки зрения представляется интересным сравнительный анализ понимания здоровья разными группами студентов гуманитарного вуза. Для этого использовался метод контент-анализа. Испытуемым было предложено в произвольной форме письменно ответить на вопрос: чем отличается здоровый человек от больного? [5; 7; 10]
Предварительно исходная группа студентов (79 человек) была разделена по критерию внутриличностной диссоциации ценностно-смысловой сферы на две подгруппы: «относительного психологического комфорта» (50 человек) и «невротического конфликта» (29 человек).
В первой группе «относительного психологического комфорта» выделилось пять значимых факторов или стратегий понимания сущности здоровья.
Первый фактор можно интерпретировать следующим образом: уверенный в себе человек (уверенность — важный психологический аспект здоровья) отличается коммуникабельностью; это делает его социально активным и успешным, что в свою очередь обеспечивает главное — создание благополучной семьи и рождение здорового потомства [3; 8; 12].
Во втором факторе нашли отражение основные компоненты здоровья: соматический компонент (как хорошее самочувствие), психологический компонент (как способность к психическому равновесию), социально-нравственный компонент (в форме готовности следовать общепринятым моральным правилам) [1; 9; 14].
Третий фактор можно интерпретировать следующим образом: здоровье — это состояние, обеспеченное здоровым (без вредных привычек) поведением, субъективно проявляющееся в ощущении удовольствия от жизни [2; 6; 10].
Четвертая стратегия понимания отражает широко распространенный в обыденном сознании современных людей стереотип о том, что в здоровом теле — здоровый дух [4; 11; 13].
Наконец, пятую стратегию можно охарактеризовать так: здоровье — это социально-психическая активность, обеспечивающая общий жизненный тонус человека, в том числе благоприятный психологический фон различных видов его деятельности [9; 15].
В результате факторизации данных контент-анализа записок о сущности здоровья студентов группы «невротического конфликта»вскрылось четыре фактора. Первый фактор близок по содержанию третьему фактору, обнаруженному у студентов первой группе. Отличие состоит в том, что в данном случае соблюдение правил здоровой (без вредных привычек) жизни (как основы здоровья) связано с соблюдением моральных нормативов (по мнению же студентов первой группы соблюдение правил здорового образа жизни должно обеспечивать удовольствие от самой жизни). Другими словами, в одном случае мы имеем дело только с внешней «процессуальной» стороной здоровья (соблюдать общие нормативы и требования устава, чтобы сохранить здоровье), в другом случае — с позитивным ощущением здоровья через саму жизнь. Вторую стратегию можно определить следующим образом: здоровье — это высокий жизненный тонус, важнейшими компонентами которого являются бодрость (физическая основа настроения) и умственная работоспособность. Третий фактор включил в себя такие представления о здоровье как здравомыслие и уравновешенность. Следовательно, можно говорить о наличие у студентов рационального (адаптивного) подхода к жизнедеятельности, в том числе сдержанного отношения к собственной психической жизни (как основы здоровья). В основу четвертого фактора легли следующее суждения о здоровье: хорошее физическое развитие и пригодность к общественной жизни. В этой связи интересно отметить, что в первой группе студентов приспособленность к социальным условиям связана с психологическими факторами (коммуникабельностью и позитивным настроением). Здесь же пригодность к социальной жизни зависит в основном от физического развития человека. Такое понимание, судя по всему, формируется у студентов под влиянием собственного опыта, где их социальное благополучие (отношение к ним других людей) в значительной степени зависит от их физических способностей.
Таким образом, нетрудно заметить, что в группе студентов «относительного психологического комфорта» проявились достаточно «здравые» стратегии понимания сущности здоровья человека. В них нашли отражение различные аспекты человеческого здоровья (психические, соматические, нравственно-социальные). В то же время важно отметить, что каждая из вскрытых стратегий несет в себе достаточно узкий (неполный) подход к здоровью. Главный же недостаток вскрытых стратегий состоит в том, что в них не проявилось конструктивное педагогическое начало — важность воспитания в человеке мотивации здорового образа жизни [8; 14].
В то же время, спектр утверждений о сущности здоровья, типичных для второй группы является достаточно узким, неполным, заметно менее конструктивным (по сравнению с данными студентов первой группы). Здесь также не проявилось выраженного педагогического подхода к здоровью человека, хотя в большинстве суждений студентов, судя по всему, нашли отражение их собственные индивидуальные проблемы, связанные с новым этапом их жизни. Можно также заключить, что именно «экстремальная» для них ситуация заставила их задуматься о собственном здоровье (ранее такой мотивации у них сформировано не было).
Литература:
1. Буйнов, Л. Г. Деформация в мотивационной и смысловой сфере как один из основных факторов, обусловливающий предрасположенность к асоциальному поведению / Н. Н. Плахов, А. Г. Зайцев, Л. Г. Буйнов // в сборнике: Развитие системы уровневой подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (опыт внедрения) материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. с. 167–168.
2. Буйнов, Л. Г. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета // В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6. с. 730–732.
3. Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина и др. RUS 2435617 23.03.2010
4. Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение/ Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина RUS 2437689 04.06.2010
5. Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина RUS 2453346 27.04.2010
6. Буйнов, Л. Г. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.
7. Сорокина, Л. А. Возможности компьютерной стабилографии для отбора лиц в профессии, связанной с действием знакопеременных ускорений / А. В. Соловьев, Л. А. Глазников, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2013. № 6 (67), с. 118–120.
8. Сорокина, Л. А. Изучение образа жизни студентов педагогического вуза методом анкетирования / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // сборник: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Министерство образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского»; науч. ред.: А. Г. Гущин. 2010. с. 142–146.
9. Сорокина, Л. А. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению наркотиков и курению табака // Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3. с. 456.
10. Сорокина, Л. А. Патогенетический подход к разработке средств и методов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. Г. Буйнов, Л. А. Глазников, М.И, Говорун, Л. А. Сорокина, Р. А. Нигмедзянов, А. Е. Голованов // Вестник оториноларингологии. 2012. № 4. с. 33–36.
11. Сорокина, Л.А.. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139–153.
12. Сыромятникова, Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете / Ю. К. Бахтин, В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 372–375.
13. Сыромятникова, Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете / Ю. К. Бахтин, В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2012. № 6. С. 372–375.
14. Сыромятникова, Л. И. Концептуальные основы медико-валеологического образования студентов / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова // сборник: Оздоровление средствами образования и экологии материалы VI-й Международной научно-практической конференции. Федеральное агентство по образованию Российской Федерации, Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности [и др.]; науч. ред.: В. В. Латюшин, З. И. Тюмасева, Б. Ф. Кваша,. 2009. с. 120–123.
15. Сыромятникова, Л. И. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 375–377.