Основы безопасности жизнедеятельности (далее — ОБЖ) — практико-ориентированный школьный курс. Специфика учебного процесса по ОБЖ заключается в том, чтобы не только дать учащимся знания в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, но и сформировать у них практические умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни, а также в опасных и чрезвычайных ситуациях. К числу таких важных практических умений относятся умения оказывать первую помощь пострадавшим.
Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) основного общего (2010г.) и среднего (полного) общего образования (2012г.) в части требований к предметным результатам освоения учебных программ курса ОБЖ указаны обязательность формирования у обучающихся умений оказывать первую помощь пострадавшим. Из ФГОС основного общего образования: «Предметные результаты … освоения учебной программы … курса «Основы безопасности жизнедеятельности: … умение оказать первую помощь пострадавшим; … умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей…» [6, с.24].
Вопросы оказания первой помощи пострадавшим включены в содержание раздела учебной программы курса ОБЖ «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи». При этом изучение данного раздела предполагается в течение всего курса ОБЖ основной и средней (полной) школы.
Рассмотрим содержание раздела «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» в 7–8 классах. В соответствии с учебной программой, разработанной Российской академией образования (2010г.), и прилагаемым к ней примерным тематическим планированием на изучение данного раздела предусмотрено 11 часов (Таблица) [5].
Таблица 1
Примерное тематическое планирование раздела учебной программы по ОБЖ
«Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» в 7–8 классах
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Класс |
1. |
Общая характеристика кровотечений. Оказание первой помощи при различных видах кровотечений |
1 |
7 |
2. |
Средства оказания первой помощи |
1 |
7 |
3. |
Ожог кожи. Солнечный ожог |
1 |
7 |
4. |
Обморожение и общее охлаждение организма. Беда на воде |
1 |
7 |
5. |
Закрытые травмы. Способы переноски пострадавших. |
1 |
7 |
6. |
Повязки. Общая характеристика. Отработка практических навыков наложения повязок на руку, на ногу |
1 |
8 |
7. |
Правила оказания первой помощи при переломах верхних и нижних конечностей. Способы переноски пострадавших |
1 |
8 |
8. |
Воздействие химических веществ на человека. Первая помощь при поражении аварийно химически опасными веществами |
1 |
8 |
9. |
Первая помощь при поражении метаболическими ядами. Первая помощь при отравлении соединениями тяжелых металлов и мышьяка |
1 |
8 |
10. |
Первая помощь при ожогах химическими веществами |
1 |
8 |
11. |
Первая помощь при отравлениях бытовыми химикатами и минеральными удобрениями |
1 |
8 |
Таким образом, несмотря на небольшое количество уроков ОБЖ в 5–8 классах (1 час в неделю), на обучение учащихся основам медицинских знаний и оказанию первой помощи отводится существенное количество учебного времени. Вместе с тем следует отметить, что некоторыми умениями по оказанию первой помощи учащиеся овладевают и на уроках биологии. Так, в курсе биологии 8 класса на изучение этих вопросов отводится не менее 8 часов.
Изучение раздела «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» предполагает широкое использование активных методов обучения. Активизации учебного процесса способствуют различные способы организации познавательной деятельности учащихся на уроках. Успешность освоения программы намного повышается при использовании в процессе обучения практикумов, тестов, ситуационных задач, конкурсов и соревнований. Предметно-практическая деятельность в учебном процессе помогает уяснить практическую значимость приобретаемых знаний, развивает кругозор, помогает овладеть практическими умениями, развивает сенсорно-двигательную сферу школьника.
Для повышения уровня подготовки учащихся необходимо уйти от формализма в учебном процессе, создать для ученика ситуацию, близкую к реальной. Обучение в школе на уроках ОБЖ должно строиться в виде проблемных и игровых занятий с имитацией самых различных видов несчастных случаев. Основная цель подобных занятий — отработать тактику и навыки правильного поведения, способы быстрого сбора информации о пострадавшем.
Для проведения занятий не обязательно использовать традиционные аудитории — такие занятия могут быть проведены и в школьном дворе, и в спортзале, и в рекреации. Достаточно условно имитировать площадку места происшествия, выбрать наиболее типичную ситуацию несчастного случая, чтобы включить в обсуждение весь класс, создать условия для возможности каждому учащемуся принимать те или иные решения в выборе тактики поведения и действий.
Обучение школьников практическим умениям оказывать первую помощь пострадавшим требует адекватного материального оснащения учебного процесса. Школьные кабинеты ОБЖ, аптечки и здравпункты должны быть оснащены жгутами, шинами, средствами щадящей иммобилизации и транспортировки, реанимационными тренажерами и т. д. Причем комплектация аптечки должна соответствовать задачам оказания первой помощи. Определяющим в составе аптечек должны быть средства оказания помощи при травмах (перевязочные средства, шины для иммобилизации конечностей, кровоостанавливающие жгуты и т. д.).
Умения оказывать первую помощь пострадавшим у учащихся формируются и совершенствуются на практических занятиях, тренингах, в процессе изучения возможных в повседневной жизни несчастных случаев, в условиях туристских походов, в процессе учебных игр и соревнований («Школа безопасности», «Зарница» и др.). Во время практических занятий должна быть обеспечена постоянная обратная связь учащихся с преподавателем, который следит за их учебной деятельностью и помогает сосредоточить внимание на отработке действий. Предупреждение ошибочных действий достигается четким показом и объяснением техники выполнения этого действия, использованием подготовительных упражнений, учетом индивидуальных возможностей обучаемых.
Известно, что одним из методов формирования умений и навыков учащихся является метод упражнения — целенаправленного повторения действия с целью усвоения и совершенствования способа его выполнения. По дидактическому назначению упражнения могут быть вводными, основными и тренировочными. Вводные упражнения выполняются после практического показа, чтобы обеспечить медленное правильное выполнение учащимися разучиваемых действий; основные — направлены на формирование умений в пределах требований; тренировочные упражнения представляют собой сознательное многократное повторение усвоенного действия с целью его закрепления.
При проведении практических занятий целесообразно использовать групповые методы (работу в парах, в группах). Такая организация учебного процесса позволит рационально использовать время занятия (одновременно включить в процесс всех учащихся) и содействовать повышению познавательного интереса школьников. Безусловно, любое задание для практической работы учащихся должна предварять демонстрация того или иного способа действия. При демонстрации желательно использовать не только изобразительные средства или слайды, но и проводить показательное выполнение практического действия с помощью учеников-статистов.
Освоение учебного материала данного раздела предполагает и организацию внеклассной деятельности. «Внеклассная работа по ОБЖ содействует в реализации деятельностного компонента образования школьников в области безопасности жизнедеятельности. Такая форма организации образовательного процесса предоставляет широкие возможности для интеграции ОБЖ с другими курсами». [2, с.39].
Внеклассная деятельность должна быть направлена на расширение и углубление знаний учащихся, на формирование и развитие их практических умений оказания первой помощи пострадавшим. Формы организации внеклассной работы различны: кружки, факультативы, игры-соревнования, оказание помощи учителям в работе с младшими школьниками и т. д. Важно, чтобы внеклассная работа со школьниками носила практико-ориентированный характер и была направлена на достижение планируемых образовательных результатов.
Методические идеи по проектированию внеклассной работы со школьниками с целью формирования их практических умений реализуются и в содержании профессиональной подготовки педагогических кадров в области безопасности жизнедеятельности, что нашло отражение в работах В. Ю. Абрамовой, Г. А. Костецкой, Р. И. Поповой и др. [1, 3, 4].
Отмечается, что успешное проведение практических занятий возможно при выполнении следующих дидактических условий: качественная разработка плана, четкая формулировка учебных целей и задач, тщательная подготовка мест занятий и учебно-материального обеспечения; подробный инструктаж обучаемых перед началом занятия о порядке работы и мерах безопасности; оценка действий каждого учащегося при подведении итогов занятия. Во время практических занятий должна быть обеспечена постоянная обратная связь учащихся с преподавателем, который следит за их учебной деятельностью. Предупреждение ошибочных действий достигается четким показом и объяснением техники выполнения того или иного действия, использованием подготовительных упражнений, учетом индивидуальных возможностей обучаемых [1, 4].
Проверка практических умений и навыков может производиться индивидуально и по группам. Во время проверки учащиеся должны продемонстрировать выполнение действия от начала до конца. При этом необходимо убедиться в правильности выполнения обучаемым каждого элемента действия и при серьезной ошибке учащегося следует остановить и указать на недостаток. Если ошибка свидетельствует о полном непонимании данного действия, необходимо показать, как правильно выполнять его, и предоставить обучаемому дополнительные попытки овладеть правильным способом выполнения. Результаты проверки освоения учащимися практических действий позволяют вносить коррективы в обучение путем перераспределения времени на решение отдельных частных задач, применения дополнительных средств, более эффективных приемов и методов.
Содержание раздела «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» предполагает большое количество учебных тренировок. Учитывая объем практических умений, которые необходимо сформировать у школьников, и ограниченность времени на уроках, значительную часть учебных тренировок целесообразно проводить во внеурочное время. Учебные тренировки желательно проводить с помощью медицинского работника школы. Это будет способствовать не только улучшению организации занятий, но и повышению учебной мотивации учащихся.
Формирование и развитие практических умений и навыков — важнейшее условие подготовки учащихся к жизни, путь установления связи теории с практикой в процессе обучения. Применение школьниками практических умений и навыков стимулирует учебную деятельность, вызывает уверенность учащихся в своих силах.
Литература:
1. Абрамова В. Ю. Осуществление профессионально-методической подготовки магистров при изучении курса по выбору «Организация внеклассной работы по безопасности жизнедеятельности» /Молодой ученый, 2012. — № 9. — С.260–263.
2. Костецкая Г. А. Основы безопасности жизнедеятельности в школе: возможности, проблемы и перспективы //Безопасность жизнедеятельности. — № 10/2012. — М.: «Новые технологии», 2012. — С.37–40.
3. Костецкая Г. А., Киселева Э. М. Проблемы практической подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в условиях многоуровневого образования и модернизации образовательных стандартов //Научно-технические ведомости СПбГПУ. — Серия «Гуманитарные и общественные науки». — № 2 (148) / 2012. — СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2012. — С.54–60.
4. Попова Р. И., Силакова О. В. Методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы с учащимися // Мир науки, культуры, образования, 2011. — № 5. — С. 63–66.
5. Примерные программы основного общего образования. Основы безопасности жизнедеятельности. — М.: Просвещение, 2010. — 40с.
6. www.mon.gov.ru — Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. — Образование. — Новые ФГОС. — ФГОС общего образования