Статья посвящена раскрытию сущности проблемы потребностно-информационного подхода в валеологическом образовании бакалавров гуманитарного ВУЗа. Проведенное исследование доказало,что реализация потребностно-информационного подхода в валеологическом образовании молодых людей обеспечивает формирование у них активного отношения к «профессиональному» здоровью.
Ключевые слова: валеология, образование, здоровье, студенты, высшее учебное заведение.
Резкое ухудшение здоровья молодого поколения за последние 10–15 лет обусловлено, с одной стороны, ухудшением качества их учебной деятельности и семейной жизни, с другой стороны, отсутствием у них устойчивой мотивации поддерживать и укреплять собственное здоровье — важнейшего компонента профессиональной подготовленности. В связи с выше изложенным важно отметить, что в настоящее время активно разрабатывается психолого-педагогическое направление обеспечения здоровья студентов [1; 5; 7; 9; 12].
Эффективность разработанных на основе потребностно-информационной концепции воспитания методических подходов в рамках этого направления (в том числе созданного учебного пособия) доказывались нами в ходе экспериментальных исследований на группе бакалавров 1-го курса гуманитарного (всего 55 человек). В содержание валеологического образования было включено два основных раздела «Валеология профессиональной деятельности» и «Валеология семьи» (что обусловлено валеологическими проблемами их жизнедеятельности), а также дополнительные разделы «Концепция индивидуального здоровья и основополагающие принципы валеологии» (как теоретическая основа валеологического образования) и «Практикум», позволяющий посредством валеологического самоанализа повысить учебную мотивацию [2; 4; 6; 8; 11; 13].
Методика обучения строились в соответствие с доминирующими социальными потребностями испытуемых в самоопределении и самосовершенствовании. В качестве основного методического приема, обеспечивающего удовлетворение доминирующих потребностей, использовалось написание субъективных резюме (выводов для себя) по отдельным темам и подтемам (подготовленные резюме служили материалом для индивидуального анализа и группового обсуждения). При этом содержания резюме, написанных по ключевой теме («Что важно для успешной профессиональной деятельности?» до и после экспериментального обучения, использовались нами для изучения отношения испытуемых к профессиональному аспекту своего здоровья. Собранный текстовой материал анализировался с помощью контент-анализа и последующей факторизации [3; 14;].
Проведенный эксперимент показал, что реализация потребностно-информационного подхода в валеологическом образовании молодых людей обеспечивает формирование у них (в рамках понимания сущности военной службы) активного («деятельного») отношения к «профессиональному» здоровью (в форме стремления к развитию основных связанных с профессией проявлений собственного здоровья и готовности обеспечивать здоровье своих коллег), а также более глубокое осознание ими значимости социального аспекта здоровья (как способности посредством личностного самосовершенствования и укрепления семейной жизни адаптироваться к профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом).
Принципиальное важное значение имела оценка качества реализованного образовательного курса с помощью метода «семантического дифференциала». Использование данной методики показало, что в результате освоения образовательного курса по валеологии у курсантов произошла перестройка смысловой сферы — позитивный сдвиг семантики связанных со здоровьем профессиональных терминов (таких как «валеология», «здоровье», «самоопределение», «профессия» и др.) на уровне основных шкал указанного метода (ценности, потентности, активности), что указывает о повышении у них, соответственно, валеологической мотивации, валеологической готовности и валеологической активности и свидетельствует об эффективности проделанной педагогической работы [10; 15].
Литература:
1. Буйнов, Л. Г. Деформация в мотивационной и смысловой сфере как один из основных факторов, обусловливающий предрасположенность к асоциальному поведению / Н. Н. Плахов, А. Г. Зайцев, Л. Г. Буйнов // в сборнике: Развитие системы уровневой подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (опыт внедрения) материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. с. 167–168.
2. Буйнов, Л. Г. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета // В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6. с. 730–732.
3. Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина и др. RUS 2435617 23.03.2010
4. Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение/ Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина RUS 2437689 04.06.2010
5. Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина RUS 2453346 27.04.2010
6. Буйнов, Л. Г. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.
7. Сорокина, Л. А. Возможности компьютерной стабилографии для отбора лиц в профессии, связанной с действием знакопеременных ускорений / А. В. Соловьев, Л. А. Глазников, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2013. № 6 (67), с. 118–120.
8. Сорокина, Л. А. Изучение образа жизни студентов педагогического вуза методом анкетирования / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // сборник: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Министерство образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского»; науч. ред.: А. Г. Гущин. 2010. с. 142–146.
9. Сорокина, Л. А. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению наркотиков и курению табака // Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3. с. 456.
10. Сорокина, Л. А. Патогенетический подход к разработке средств и методов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. Г. Буйнов, Л. А. Глазников, М.И, Говорун, Л. А. Сорокина, Р. А. Нигмедзянов, А. Е. Голованов // Вестник оториноларингологии. 2012. № 4. с. 33–36.
11. Сорокина, Л.А.. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139–153.
12. Сыромятникова, Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете / Ю. К. Бахтин, В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 372–375.
13. Сыромятникова, Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете / Ю. К. Бахтин, В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2012. № 6. С. 372–375.
14. Сыромятникова, Л. И. Концептуальные основы медико-валеологического образования студентов / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова // сборник: Оздоровление средствами образования и экологии материалы VI-й Международной научно-практической конференции. Федеральное агентство по образованию Российской Федерации, Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности [и др.]; науч. ред.: В. В. Латюшин, З. И. Тюмасева, Б. Ф. Кваша,. 2009. с. 120–123.
15. Сыромятникова, Л. И. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 375–377.