Реализация потребностно-информационного подхода в валеологическом образовании бакалавров гуманитарного ВУЗа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Зайцев, А. Г. Реализация потребностно-информационного подхода в валеологическом образовании бакалавров гуманитарного ВУЗа / А. Г. Зайцев, В. А. Ткачук, А. А. Ткачук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 967-968. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9823/ (дата обращения: 16.11.2024).

Статья посвящена раскрытию сущности проблемы потребностно-информационного подхода в валеологическом образовании бакалавров гуманитарного ВУЗа. Проведенное исследование доказало,что реализация потребностно-информационного подхода в валеологическом образовании молодых людей обеспечивает формирование у них активного отношения к «профессиональному» здоровью.

Ключевые слова: валеология, образование, здоровье, студенты, высшее учебное заведение.

Резкое ухудшение здоровья молодого поколения за последние 10–15 лет обусловлено, с одной стороны, ухудшением качества их учебной деятельности и семейной жизни, с другой стороны, отсутствием у них устойчивой мотивации поддерживать и укреплять собственное здоровье — важнейшего компонента профессиональной подготовленности. В связи с выше изложенным важно отметить, что в настоящее время активно разрабатывается психолого-педагогическое направление обеспечения здоровья студентов [1; 5; 7; 9; 12].

Эффективность разработанных на основе потребностно-информационной концепции воспитания методических подходов в рамках этого направления (в том числе созданного учебного пособия) доказывались нами в ходе экспериментальных исследований на группе бакалавров 1-го курса гуманитарного (всего 55 человек). В содержание валеологического образования было включено два основных раздела «Валеология профессиональной деятельности» и «Валеология семьи» (что обусловлено валеологическими проблемами их жизнедеятельности), а также дополнительные разделы «Концепция индивидуального здоровья и основополагающие принципы валеологии» (как теоретическая основа валеологического образования) и «Практикум», позволяющий посредством валеологического самоанализа повысить учебную мотивацию [2; 4; 6; 8; 11; 13].

Методика обучения строились в соответствие с доминирующими социальными потребностями испытуемых в самоопределении и самосовершенствовании. В качестве основного методического приема, обеспечивающего удовлетворение доминирующих потребностей, использовалось написание субъективных резюме (выводов для себя) по отдельным темам и подтемам (подготовленные резюме служили материалом для индивидуального анализа и группового обсуждения). При этом содержания резюме, написанных по ключевой теме («Что важно для успешной профессиональной деятельности?» до и после экспериментального обучения, использовались нами для изучения отношения испытуемых к профессиональному аспекту своего здоровья. Собранный текстовой материал анализировался с помощью контент-анализа и последующей факторизации [3; 14;].

Проведенный эксперимент показал, что реализация потребностно-информационного подхода в валеологическом образовании молодых людей обеспечивает формирование у них (в рамках понимания сущности военной службы) активного («деятельного») отношения к «профессиональному» здоровью (в форме стремления к развитию основных связанных с профессией проявлений собственного здоровья и готовности обеспечивать здоровье своих коллег), а также более глубокое осознание ими значимости социального аспекта здоровья (как способности посредством личностного самосовершенствования и укрепления семейной жизни адаптироваться к профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом).

Принципиальное важное значение имела оценка качества реализованного образовательного курса с помощью метода «семантического дифференциала». Использование данной методики показало, что в результате освоения образовательного курса по валеологии у курсантов произошла перестройка смысловой сферы — позитивный сдвиг семантики связанных со здоровьем профессиональных терминов (таких как «валеология», «здоровье», «самоопределение», «профессия» и др.) на уровне основных шкал указанного метода (ценности, потентности, активности), что указывает о повышении у них, соответственно, валеологической мотивации, валеологической готовности и валеологической активности и свидетельствует об эффективности проделанной педагогической работы [10; 15].

Литература:

1.                  Буйнов, Л. Г. Деформация в мотивационной и смысловой сфере как один из основных факторов, обусловливающий предрасположенность к асоциальному поведению / Н. Н. Плахов, А. Г. Зайцев, Л. Г. Буйнов // в сборнике: Развитие системы уровневой подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (опыт внедрения) материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. с. 167–168.

2.                  Буйнов, Л. Г. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета // В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова // Молодой ученый. 2013. № 6. с. 730–732.

3.                  Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина и др. RUS 2435617 23.03.2010

4.                  Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение/ Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина RUS 2437689 04.06.2010

5.                  Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина RUS 2453346 27.04.2010

6.                  Буйнов, Л. Г. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.

7.                  Сорокина, Л. А. Возможности компьютерной стабилографии для отбора лиц в профессии, связанной с действием знакопеременных ускорений / А. В. Соловьев, Л. А. Глазников, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2013. № 6 (67), с. 118–120.

8.                  Сорокина, Л. А. Изучение образа жизни студентов педагогического вуза методом анкетирования / Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // сборник: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Министерство образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского»; науч. ред.: А. Г. Гущин. 2010. с. 142–146.

9.                  Сорокина, Л. А. Отношение студентов педагогического вуза к употреблению наркотиков и курению табака // Ю. К. Бахтин, Л. А. Сорокина, Д. В. Сухоруков // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3. с. 456.

10.              Сорокина, Л. А. Патогенетический подход к разработке средств и методов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. Г. Буйнов, Л. А. Глазников, М.И, Говорун, Л. А. Сорокина, Р. А. Нигмедзянов, А. Е. Голованов // Вестник оториноларингологии. 2012. № 4. с. 33–36.

11.              Сорокина, Л.А.. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139–153.

12.              Сыромятникова, Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете / Ю. К. Бахтин, В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 372–375.

13.              Сыромятникова, Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете / Ю. К. Бахтин, В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2012. № 6. С. 372–375.

14.              Сыромятникова, Л. И. Концептуальные основы медико-валеологического образования студентов / В. П. Соломин, Ю. К. Бахтин, Л. П. Макарова, Л. И. Сыромятникова // сборник: Оздоровление средствами образования и экологии материалы VI-й Международной научно-практической конференции. Федеральное агентство по образованию Российской Федерации, Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности [и др.]; науч. ред.: В. В. Латюшин, З. И. Тюмасева, Б. Ф. Кваша,. 2009. с. 120–123.

15.              Сыромятникова, Л. И. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 375–377.

Основные термины (генерируются автоматически): потребностно-информационный подход.


Похожие статьи

Особенность работы педагога-психолога образовательного учреждения по проектированию психологически безопасного климата в условиях школы

В статье автор предпринял попытку подробно изучить специфику деятельности педагога-психолога, поскольку именно этот специалист играет большую роль в становлении и самореализации личности участников образовательного учреждения, что в свою очередь поло...

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации как фактор раннего профессионального ориентирования дошкольников

Статья посвящена изучению развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации как фактора раннего профессионального ориентирования детей. Проведен анализ влияния социального, психодиагностического, пространственно-пр...

К вопросу о формировании исследовательской компетентности бакалавров педагогического образования

В XXI веке в подготовке будущих учителей важным аспектом является процесс формирования исследовательской компетентности, что обуславливает синтез образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности как ведущий принцип современного высше...

Инновационные методы преподавания для дошкольников

Статья посвящена описанию практического опыта педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации. Представлена модель инновационных методов, способствующих оптимизации образовательно-воспитательного процесса в ДОО. Системный учет, о...

О задачах курса «Межличностное общение и коммуникации» в аграрном университете

В статье показана важность изучения в аграрном университете дисциплины «Межличностное общение и коммуникации», которая нацелена на развитие и совершенствование профессионально-коммуникативных компетенций студентов в сфере межличностного общения. Введ...

Усиление роли инженерного образования и практической составляющей образовательных программ в техническом вузе

Данная статья посвящена рассмотрению вопросов усиления роли инженерного образования и практической составляющей образовательных программ в техническом вузе. Автор делает акцент на необходимости повышения имиджа инженерной профессии в реалиях современ...

Политическая компетентность современного школьника

Работа направлена на изучение процесса формирования политической грамотности в ходе изучения обществоведческих дисциплин. На уровне школьного образования исследованы возможности политического просвещения, а также выявлен уровень политической грамотно...

К вопросу формирования рефлексивно-прогностической компетенции у обучающихся в военном вузе

В статье рассматривается концептуальный взгляд на процесс формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов. Формулируется проблема и обосновывается актуальность ее решения на современном этапе совершенствования военного ...

Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Использование в дошкольном образовании технологии «Дети-волонтеры» (автор: Н. П. Гришаева) позволяет педагогам решать задачи социального развития, коммуникативных навыков и формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Органи...

Формирование нравственно-ценностных ориентаций современных студентов в воспитательной системе уровневого психолого-педагогического образования

В статье раскрывается возможность использования инновационной модели воспитательной системы вуза в контексте психолого-педагогического образования; рассмотрены компоненты готовности преподавателя к деятельности куратора: мотивационно — потребностный,...

Похожие статьи

Особенность работы педагога-психолога образовательного учреждения по проектированию психологически безопасного климата в условиях школы

В статье автор предпринял попытку подробно изучить специфику деятельности педагога-психолога, поскольку именно этот специалист играет большую роль в становлении и самореализации личности участников образовательного учреждения, что в свою очередь поло...

Развивающая предметно-пространственная среда в дошкольной образовательной организации как фактор раннего профессионального ориентирования дошкольников

Статья посвящена изучению развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации как фактора раннего профессионального ориентирования детей. Проведен анализ влияния социального, психодиагностического, пространственно-пр...

К вопросу о формировании исследовательской компетентности бакалавров педагогического образования

В XXI веке в подготовке будущих учителей важным аспектом является процесс формирования исследовательской компетентности, что обуславливает синтез образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности как ведущий принцип современного высше...

Инновационные методы преподавания для дошкольников

Статья посвящена описанию практического опыта педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации. Представлена модель инновационных методов, способствующих оптимизации образовательно-воспитательного процесса в ДОО. Системный учет, о...

О задачах курса «Межличностное общение и коммуникации» в аграрном университете

В статье показана важность изучения в аграрном университете дисциплины «Межличностное общение и коммуникации», которая нацелена на развитие и совершенствование профессионально-коммуникативных компетенций студентов в сфере межличностного общения. Введ...

Усиление роли инженерного образования и практической составляющей образовательных программ в техническом вузе

Данная статья посвящена рассмотрению вопросов усиления роли инженерного образования и практической составляющей образовательных программ в техническом вузе. Автор делает акцент на необходимости повышения имиджа инженерной профессии в реалиях современ...

Политическая компетентность современного школьника

Работа направлена на изучение процесса формирования политической грамотности в ходе изучения обществоведческих дисциплин. На уровне школьного образования исследованы возможности политического просвещения, а также выявлен уровень политической грамотно...

К вопросу формирования рефлексивно-прогностической компетенции у обучающихся в военном вузе

В статье рассматривается концептуальный взгляд на процесс формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов. Формулируется проблема и обосновывается актуальность ее решения на современном этапе совершенствования военного ...

Использование технологии «Дети-волонтеры» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Использование в дошкольном образовании технологии «Дети-волонтеры» (автор: Н. П. Гришаева) позволяет педагогам решать задачи социального развития, коммуникативных навыков и формирования нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Органи...

Формирование нравственно-ценностных ориентаций современных студентов в воспитательной системе уровневого психолого-педагогического образования

В статье раскрывается возможность использования инновационной модели воспитательной системы вуза в контексте психолого-педагогического образования; рассмотрены компоненты готовности преподавателя к деятельности куратора: мотивационно — потребностный,...

Задать вопрос