Ключевые слова: образ космоса, первичные космические образы, вторичные космические образы, перцептивные космические образы, номинация, репрезентанты.
Исследование механизма языкового воплощения реалий действительности в поэтическом тексте с точки зрения индивидуально-авторского восприятия мира является актуальным направлением современной лингвистической науки. Поэтическая модель мира, созданная художниками слова, многообразна и обладает рядом универсальных черт, выявляющих особенности национального менталитета и культуры, индивидуально-авторских способами интерпретации образов окружающей действительности в текстовом пространстве. Образ как результат отражения внешнего мира в языке неоднократно подтверждал свою продуктивность при описании специфики идиостиля, поскольку являет собой образование, аккумулирующее разнообразные признаки явлений, фрагментов окружающей действительности во всей полноте наглядно-чувственного восприятия, преломляющегося в художественном сознании. Образ, представляя собой результат отражения реалий в языке, аккумулирует разнообразные признаки: наглядно-чувственное представление, образное восприятие, что позволяет выявить особенности авторского мировоззрения, дает возможность определить специфические и общие черты поэтического познания действительности художниками слова.
Образ представляет собой «единицу, аккумулирующую разнообразные признаки реалии (в том числе в виде чувственно-наглядного представления) и во всем многообразии этих признаков эксплицирующую соответствующими лексическими единицами» [5, с. 372].
«Смысл всякой космологии, т. е. учения о космосе, вселенной, состоит в том, чтобы свести своеобразные знания о мире в единую, достаточно стройную картину, объемлющую наиболее важные факты и представления» [3, с. 6]. Первоначально космос отождествлялся с такими понятиями, как порядок, устроение, в настоящее же время космос определяется как «мир, вселенная; вселенная как организованное целое; как вся система мироздания; мировое пространство; весь существующий мир, безграничный в пространстве и бесконечный во времени» [6, с. 248, 4, с. 724, 9, с. 1483, 2, с. 89].
Образ космоса в поэтическом мире ХХ века рассматривается в его номинировании широким спектром средств, как в прямом, так и переносном значении, во всем многообразии его свойств и связей. Прямое выражение лексем-репрезентантов образа космоса в поэтическом слове анализируемых авторов представляет интерес с точки зрения выявления системных отношений, системной организации лексики. Наименования, репрезентирующие космическое пространство в языке поэтическом пространстве ХХ века, имеющие отношение к образному строю языка, т. е. функционирующие в переносном значении, позволяют выявить широкие возможности изобразительно-выразительного способа отражения и интерпретации космоса в текстовом пространстве. Образ космоса, связанный с прямым способом отражения реалий, стоящих за словом, складывается из линейных первичных образов, отражающих явления и объекты окружающей действительности, переосмысленный в художественном произведении образ космического пространства основан на аналогии между познаваемыми явлениями и их уподоблением, в результате такого рода трансформаций и взаимодействий первичных образов формируются вторичные образы, имеющие двуплановую содержательную структуру.
Образ космоса в языке поэзии ХХ века — это обобщенное художественное образование, конкретизирующееся через частные явления, создающие в итоге целостную картину космоса в лирике поэтов начала ХХ века. Образ космического пространства в пространстве текста складывается из отдельных образов космоса (образа солнца, образа неба, образа звезды, образа луны, образа дождя, образа зари и т. д.), что позволяет выявить семантический потенциал, реализуемый каждой отдельной составляющей.
Репрезентанты образа космоса в поэтических текстах начала ХХ века представлены широким спектром единиц в прямом и переносном значении, связанных семантическим единством, структурными отношениями и объединенных в три тематические группы: «Общие обозначения космического пространства», «Небесные тела», «Небесная сфера». Лексика, номинирующая образ космоса в языке поэзии ХХ века, передает взаимосвязь традиционного (народного) и поэтического (индивидуально-авторского) восприятия космического пространства. Культурологическая маркированность при изображении образов небесных тел репрезентируется в синонимических отношениях. Зачастую фольклорные космические образы вступают в полемику с индивидуально-авторскими особенностями мировосприятия художников слова космических образов, в результате чего в текстах ХХ века функционируют амбивалентные образы космоса.
Образы космоса, репрезентирующие образ космического пространства, амбивалентны, они представлены как:
1) первичные чувствительные образы, возникающие при восприятия органами чувств, в результате чего фиксируются физические параметры образов (наличие / отсутствие, внешний вид: форма, размер, цвето-световая характеристика, место расположения, количество, тактильные ощущения, звуковые, обонятельные, вкусовые параметры). Как правило, первичные космические образы в поэтических текста представлены в прямой номинации.
2) вторичные переосмысленные образы, проявляющиеся в употреблении единиц в переносном значении в составе тропов (сравнения, олицетворения, метафоры и других).
Перцептивная составляющая образа космоса, заключающаяся в концептуализации физических свойств космических объектов, базируется на различных сферах восприятия, в связи с чем первичные наглядно-чувственные космические образы в поэтическом пространстве ХХ века рассматриваются с учетом модусов перцепции: зрения (зрительные образы), осязания (осязательные образы), слуха (звуковые образы), обоняния (обонятельные образы), вкуса (вкусовые образы). Такой подход анализа наглядно-чувственных космических образов в единой системе всех составляющих первичного восприятия отражает объективно существующую, целостную картину космоса в поэтическом пространстве. Зрительные космические образы в поэзии анализируемых авторов начала ХХ века наиболее частотны, они охватывают приблизительно 85 % контекстов и представлены следующими субмодусами: наличие / отсутствие объектов космического пространства; внешний вид объекта (форма, размер, цвето-световая характеристика); движение небесных тел; количество объектов космического пространства. На перцептивных космических образах базируется и неразрывно с ними связана прагматическая составляющая художественного познания космического пространства в поэзии ХХ века. В рамках исследуемого материала прагматический компонент рассматривается как оценочный, выражающий авторское, субъективное восприятие космоса в соотношении с идеализированной, нормативной картиной мира. Прагматическая информация в текстовом пространстве эксплицирована эстетической и эмоциональной оценкой.
Вторичные космические образы, выступающие как один из способов создания поэтической картины мира и основанные на поиске аналогий и уподоблений познаваемых явлений, функционируют в составе тропеических средств, среди которых доминируют сравнение, олицетворение, метафора.
Образные аналогии в поэтических текстах ХХ века чаще основываются на зрительном сходстве образов (небо = синева, бирюза) или опираются на народные представления (солнце = кровь, солнце = шар), но особый интерес представляют неожиданные ассоциации, передающие индивидуально-авторское видение космоса (К. Бальмонт: звезды = скважины, слова = облака; В. Брюсов: луна = око, светлица = солнце; М. Волошин: космос = чулок, лик = луна; Н. Гумилев: месяц = ад, мост = луна). Активное функционирование космических единиц в составе сравнения создает широкое поле для образных сопоставлений на разных основаниях объектов и явлений действительности.
Олицетворение как ведущий троп в поэзии ХХ века занимает особое место в мировоззрении поэтов. Образы космоса (солнце, луна, небо, туча, облако, луч, заря) олицетворяются, наделяются признаками живых существ, такими, как речь, способность чувствовать, переживать. Катализатором олицетворения, выражающим олицетворяющие признаки в текстовом пространстве, выступают глаголы-персонификаторы (а также глагольные формы), которые на основе семантических признаков объединяются в пять групп: глаголы говорения (речи), глаголы, обозначающие эмоциональное состояние, глаголы зрительного восприятия, глаголы состояния, глаголы движения.
Метафора представляет интерес как одно из средств отображения образно-поэтической картины мира, поскольку выбор лексических единиц, вовлеченных в процесс метафоризации, в результате которого происходит трансформация семантики лексем, появление у них новых смыслов, обусловлен ценностными ориентирами поэтов начала ХХ века. Модель метафоры складывается из двух компонентов: метафоризируемый компонент — космическое наименование и неметафоризируемый компонент, определяющий связь космических образов с реалиями окружающего мира, выявляющий закономерность формирования и функционирования метафорической парадигмы. Метафорическое значение в текстовом пространстве формируется путем отбора признаков одного класса предметов по их совместимости с другими классами. Анализ соотношения метафоризируемого и неметафоризируемого компонентов, подчеркивающих широкий диапазон авторских ассоциаций, позволил определить основные направления метафоризации космических единиц, что находит выражение в парадигмах метафоризируемых образов в языке поэзии ХХ века.
В основе создания метафорических космических образов положены различные коннотации, базирующиеся на перцептивных (чаще зрительных) признаках. Трансформированное значение в метафорических контекстах возникает путем актуализации «цветовых», «световых», «форменных» сем.
Образ космоса, характеризующийся комплексным восприятием в поэтическом пространстве ХХ века, в единстве перцептивных данных и ассоциативных употреблений, является важной составляющей национальной поэтической картины мира. Космическое пространство осмысливается поэтами различных литературных направлений (импрессионизма, символизма, акмеизма), с одной стороны, с позиций традиционного восприятия действительности, с другой, с точки зрения поэтического, индивидуально-авторского осмысления космоса.
Перцептивные космические образы, представляющие целостную систему в совокупности зрительных, осязательных, звуковых, обонятельных, вкусовых параметров, способствуют выявлению специфики и закономерностей чувственного восприятия космоса поэтами начала ХХ века и отдельной языковой личностью.
Особое место в системе идиостиля каждого анализируемого автора занимают переосмысленные вторичные космические образы, функционирующие в составе сравнения, олицетворения, метафоры, поскольку позволяют определить особенности индивидуально-авторского видения мира. Нестандартные образные параллели дают возможность судить о системе приоритетов поэтов ХХ века при описании космического пространства.
Литература:
1.
2. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: «Норинт», 1998. — 1536 с.
3. Горбачевич К. С. Словарь синонимов русского языка / К. С. Горбачевич. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 608 с.
4. Евсюков В. В. Мифы о вселенной / В. В. Евсюков. — Новосибирск: Наука, 1988. — 176 с.
5. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т. Ф. Ефремова. — М.: Рус. яз., 2000.
6. Илюхина Н. А. Образ как объект и модель семасиологического анализа: Дисс… докт. филол. наук / Н. А. Илюхина. — Уфа, 1999. — 417 с.
7. Лопатин, В.В., Лопатина, Л. Е. Русский толковый словарь / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. — М.: Рус. яз., 1997. — 832 с.
8. Туранина Н., Биль О. Космическое пространство в поэзии Серебряного века (на материале текстов К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева). — Germany: LAP LAMBERT Academik Publishing, 2011. — 174 с.
9. Туранина Н., Биль О. Образ космоса в поэзии начала ХХ века: лингвистический аспект: Монография. — М.: Издательство «Спутник*», 2011. — 108 с.
10. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000.
11. Автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01 диссертация на тему: Образ космоса в поэтическом слове К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева. Автор: Биль Ольга Николаевна