Образ космического пространства в поэтическом дискурсе начала ХХ века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 28.03.2014

Статья просмотрена: 1300 раз

Библиографическое описание:

Биль, О. Н. Образ космического пространства в поэтическом дискурсе начала ХХ века / О. Н. Биль. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1198-1200. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9838/ (дата обращения: 16.11.2024).

Ключевые слова: образ космоса, первичные космические образы, вторичные космические образы, перцептивные космические образы, номинация, репрезентанты.

Исследование механизма языкового воплощения реалий действительности в поэтическом тексте с точки зрения индивидуально-авторского восприятия мира является актуальным направлением современной лингвистической науки. Поэтическая модель мира, созданная художниками слова, многообразна и обладает рядом универсальных черт, выявляющих особенности национального менталитета и культуры, индивидуально-авторских способами интерпретации образов окружающей действительности в текстовом пространстве. Образ как результат отражения внешнего мира в языке неоднократно подтверждал свою продуктивность при описании специфики идиостиля, поскольку являет собой образование, аккумулирующее разнообразные признаки явлений, фрагментов окружающей действительности во всей полноте наглядно-чувственного восприятия, преломляющегося в художественном сознании. Образ, представляя собой результат отражения реалий в языке, аккумулирует разнообразные признаки: наглядно-чувственное представление, образное восприятие, что позволяет выявить особенности авторского мировоззрения, дает возможность определить специфические и общие черты поэтического познания действительности художниками слова.

Образ представляет собой «единицу, аккумулирующую разнообразные признаки реалии (в том числе в виде чувственно-наглядного представления) и во всем многообразии этих признаков эксплицирующую соответствующими лексическими единицами» [5, с. 372].

«Смысл всякой космологии, т. е. учения о космосе, вселенной, состоит в том, чтобы свести своеобразные знания о мире в единую, достаточно стройную картину, объемлющую наиболее важные факты и представления» [3, с. 6]. Первоначально космос отождествлялся с такими понятиями, как порядок, устроение, в настоящее же время космос определяется как «мир, вселенная; вселенная как организованное целое; как вся система мироздания; мировое пространство; весь существующий мир, безграничный в пространстве и бесконечный во времени» [6, с. 248, 4, с. 724, 9, с. 1483, 2, с. 89].

Образ космоса в поэтическом мире ХХ века рассматривается в его номинировании широким спектром средств, как в прямом, так и переносном значении, во всем многообразии его свойств и связей. Прямое выражение лексем-репрезентантов образа космоса в поэтическом слове анализируемых авторов представляет интерес с точки зрения выявления системных отношений, системной организации лексики. Наименования, репрезентирующие космическое пространство в языке поэтическом пространстве ХХ века, имеющие отношение к образному строю языка, т. е. функционирующие в переносном значении, позволяют выявить широкие возможности изобразительно-выразительного способа отражения и интерпретации космоса в текстовом пространстве. Образ космоса, связанный с прямым способом отражения реалий, стоящих за словом, складывается из линейных первичных образов, отражающих явления и объекты окружающей действительности, переосмысленный в художественном произведении образ космического пространства основан на аналогии между познаваемыми явлениями и их уподоблением, в результате такого рода трансформаций и взаимодействий первичных образов формируются вторичные образы, имеющие двуплановую содержательную структуру.

Образ космоса в языке поэзии ХХ века — это обобщенное художественное образование, конкретизирующееся через частные явления, создающие в итоге целостную картину космоса в лирике поэтов начала ХХ века. Образ космического пространства в пространстве текста складывается из отдельных образов космоса (образа солнца, образа неба, образа звезды, образа луны, образа дождя, образа зари и т. д.), что позволяет выявить семантический потенциал, реализуемый каждой отдельной составляющей.

Репрезентанты образа космоса в поэтических текстах начала ХХ века представлены широким спектром единиц в прямом и переносном значении, связанных семантическим единством, структурными отношениями и объединенных в три тематические группы: «Общие обозначения космического пространства», «Небесные тела», «Небесная сфера». Лексика, номинирующая образ космоса в языке поэзии ХХ века, передает взаимосвязь традиционного (народного) и поэтического (индивидуально-авторского) восприятия космического пространства. Культурологическая маркированность при изображении образов небесных тел репрезентируется в синонимических отношениях. Зачастую фольклорные космические образы вступают в полемику с индивидуально-авторскими особенностями мировосприятия художников слова космических образов, в результате чего в текстах ХХ века функционируют амбивалентные образы космоса.

Образы космоса, репрезентирующие образ космического пространства, амбивалентны, они представлены как:

1)        первичные чувствительные образы, возникающие при восприятия органами чувств, в результате чего фиксируются физические параметры образов (наличие / отсутствие, внешний вид: форма, размер, цвето-световая характеристика, место расположения, количество, тактильные ощущения, звуковые, обонятельные, вкусовые параметры). Как правило, первичные космические образы в поэтических текста представлены в прямой номинации.

2)        вторичные переосмысленные образы, проявляющиеся в употреблении единиц в переносном значении в составе тропов (сравнения, олицетворения, метафоры и других).

Перцептивная составляющая образа космоса, заключающаяся в концептуализации физических свойств космических объектов, базируется на различных сферах восприятия, в связи с чем первичные наглядно-чувственные космические образы в поэтическом пространстве ХХ века рассматриваются с учетом модусов перцепции: зрения (зрительные образы), осязания (осязательные образы), слуха (звуковые образы), обоняния (обонятельные образы), вкуса (вкусовые образы). Такой подход анализа наглядно-чувственных космических образов в единой системе всех составляющих первичного восприятия отражает объективно существующую, целостную картину космоса в поэтическом пространстве. Зрительные космические образы в поэзии анализируемых авторов начала ХХ века наиболее частотны, они охватывают приблизительно 85 % контекстов и представлены следующими субмодусами: наличие / отсутствие объектов космического пространства; внешний вид объекта (форма, размер, цвето-световая характеристика); движение небесных тел; количество объектов космического пространства. На перцептивных космических образах базируется и неразрывно с ними связана прагматическая составляющая художественного познания космического пространства в поэзии ХХ века. В рамках исследуемого материала прагматический компонент рассматривается как оценочный, выражающий авторское, субъективное восприятие космоса в соотношении с идеализированной, нормативной картиной мира. Прагматическая информация в текстовом пространстве эксплицирована эстетической и эмоциональной оценкой.

Вторичные космические образы, выступающие как один из способов создания поэтической картины мира и основанные на поиске аналогий и уподоблений познаваемых явлений, функционируют в составе тропеических средств, среди которых доминируют сравнение, олицетворение, метафора.

Образные аналогии в поэтических текстах ХХ века чаще основываются на зрительном сходстве образов (небо = синева, бирюза) или опираются на народные представления (солнце = кровь, солнце = шар), но особый интерес представляют неожиданные ассоциации, передающие индивидуально-авторское видение космоса (К. Бальмонт: звезды = скважины, слова = облака; В. Брюсов: луна = око, светлица = солнце; М. Волошин: космос = чулок, лик = луна; Н. Гумилев: месяц = ад, мост = луна). Активное функционирование космических единиц в составе сравнения создает широкое поле для образных сопоставлений на разных основаниях объектов и явлений действительности.

Олицетворение как ведущий троп в поэзии ХХ века занимает особое место в мировоззрении поэтов. Образы космоса (солнце, луна, небо, туча, облако, луч, заря) олицетворяются, наделяются признаками живых существ, такими, как речь, способность чувствовать, переживать. Катализатором олицетворения, выражающим олицетворяющие признаки в текстовом пространстве, выступают глаголы-персонификаторы (а также глагольные формы), которые на основе семантических признаков объединяются в пять групп: глаголы говорения (речи), глаголы, обозначающие эмоциональное состояние, глаголы зрительного восприятия, глаголы состояния, глаголы движения.

Метафора представляет интерес как одно из средств отображения образно-поэтической картины мира, поскольку выбор лексических единиц, вовлеченных в процесс метафоризации, в результате которого происходит трансформация семантики лексем, появление у них новых смыслов, обусловлен ценностными ориентирами поэтов начала ХХ века. Модель метафоры складывается из двух компонентов: метафоризируемый компонент — космическое наименование и неметафоризируемый компонент, определяющий связь космических образов с реалиями окружающего мира, выявляющий закономерность формирования и функционирования метафорической парадигмы. Метафорическое значение в текстовом пространстве формируется путем отбора признаков одного класса предметов по их совместимости с другими классами. Анализ соотношения метафоризируемого и неметафоризируемого компонентов, подчеркивающих широкий диапазон авторских ассоциаций, позволил определить основные направления метафоризации космических единиц, что находит выражение в парадигмах метафоризируемых образов в языке поэзии ХХ века.

В основе создания метафорических космических образов положены различные коннотации, базирующиеся на перцептивных (чаще зрительных) признаках. Трансформированное значение в метафорических контекстах возникает путем актуализации «цветовых», «световых», «форменных» сем.

Образ космоса, характеризующийся комплексным восприятием в поэтическом пространстве ХХ века, в единстве перцептивных данных и ассоциативных употреблений, является важной составляющей национальной поэтической картины мира. Космическое пространство осмысливается поэтами различных литературных направлений (импрессионизма, символизма, акмеизма), с одной стороны, с позиций традиционного восприятия действительности, с другой, с точки зрения поэтического, индивидуально-авторского осмысления космоса.

Перцептивные космические образы, представляющие целостную систему в совокупности зрительных, осязательных, звуковых, обонятельных, вкусовых параметров, способствуют выявлению специфики и закономерностей чувственного восприятия космоса поэтами начала ХХ века и отдельной языковой личностью.

Особое место в системе идиостиля каждого анализируемого автора занимают переосмысленные вторичные космические образы, функционирующие в составе сравнения, олицетворения, метафоры, поскольку позволяют определить особенности индивидуально-авторского видения мира. Нестандартные образные параллели дают возможность судить о системе приоритетов поэтов ХХ века при описании космического пространства.

Литература:

1.          

2.         Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: «Норинт», 1998. — 1536 с.

3.         Горбачевич К. С. Словарь синонимов русского языка / К. С. Горбачевич. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 608 с.

4.         Евсюков В. В. Мифы о вселенной / В. В. Евсюков. — Новосибирск: Наука, 1988. — 176 с.

5.         Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т. Ф. Ефремова. — М.: Рус. яз., 2000.

6.         Илюхина Н. А. Образ как объект и модель семасиологического анализа: Дисс… докт. филол. наук / Н. А. Илюхина. — Уфа, 1999. — 417 с.

7.         Лопатин, В.В., Лопатина, Л. Е. Русский толковый словарь / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. — М.: Рус. яз., 1997. — 832 с.

8.         Туранина Н., Биль О. Космическое пространство в поэзии Серебряного века (на материале текстов К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева). — Germany: LAP LAMBERT Academik Publishing, 2011. — 174 с.

9.         Туранина Н., Биль О. Образ космоса в поэзии начала ХХ века: лингвистический аспект: Монография. — М.: Издательство «Спутник*», 2011. — 108 с.

10.     Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000.

11.                Автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01 диссертация на тему: Образ космоса в поэтическом слове К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева. Автор: Биль Ольга Николаевна

Основные термины (генерируются автоматически): космическое пространство, образ, образ космоса, век, текстовое пространство, переносное значение, поэтическое пространство, окружающая действительность, язык поэзии, внешний вид.


Ключевые слова

образ космоса, первичные космические образы, вторичные космические образы, перцептивные космические образы, номинация, репрезентанты., репрезентанты

Похожие статьи

Метафорическое использование космических номинаций в поэтическом слове К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева

Свойства и функции социального пространства в художественном тексте

Концептуализация внешнего и внутреннего пространства в русском эпистолярном дискурсе Р. М. Рильке

Статья посвящена вопросам репрезентации пространственных концептов в русском эпистолярном дискурсе Р. М. Рильке, выявлению их структуры и особенностей функционирования, а также соотношения в образном уровне концептов индивидуально-авторских и русских...

Образ мира в современной женской прозе (на примере олицетворения)

Образ космоса в русском национальном сознании

образ, образ космоса, образы космического пространства, космическое пространство, русская национальная картина мира, обыденное сознание, пословица, поговорка, загадка, приметы, фразеологизм, идиома, коллективное познание мирозданья.

Концепт «мельница» в повести А.С. Серафимовича «Пески»

В статье исследуется концепт «мельница» в повести А.С. Серафимовича «Пески». Путем этимологического и семантического анализа слова, анализа прецедентики языка и художественного текста раскрываются основные смыслы концепта.

Метафорические концепты как источники фразеологических единиц в англоязычном политическом дискурсе

В статье рассматриваются метафорические концепты, обусловливающие употребление фразеологических единиц в современном англоязычном политическом дискурсе. Исследуются текстовые концепты и политические процессы, в описании которых участвуют фразеологизм...

Эмоциональный концепт «жестокость» в романе Роберта Музиля «Душевные смуты воспитанника Тёрлеса»

Установлен базисный статус эмоционального концепта «жестокость» в концептосфере романа «Душевные смуты воспитанника Тёрлеса» австрийского писателя первой половины XX века Роберта Музиля. Определены способы вербализации данного концепта в этом произве...

Специфика смыслового построения рассказов Х. Борхеса

Статья посвящена анализу специфики смыслового построения текстов Х. Борхеса. Выявляются основные элементы, формирующие двойничество культурного пространства художественного текста Борхеса.

Роль семиотической системы в процесе институциализации общественной жизни

Статья посвящена исследованию роли и особенностей семиотической системы в процессе институциализации общественной жизни. Показано, что символы, знаки, язык являются важным условием формирования разнообразных типов социальных практик в качестве социал...

Похожие статьи

Метафорическое использование космических номинаций в поэтическом слове К. Бальмонта, В. Брюсова, М. Волошина, Н. Гумилева

Свойства и функции социального пространства в художественном тексте

Концептуализация внешнего и внутреннего пространства в русском эпистолярном дискурсе Р. М. Рильке

Статья посвящена вопросам репрезентации пространственных концептов в русском эпистолярном дискурсе Р. М. Рильке, выявлению их структуры и особенностей функционирования, а также соотношения в образном уровне концептов индивидуально-авторских и русских...

Образ мира в современной женской прозе (на примере олицетворения)

Образ космоса в русском национальном сознании

образ, образ космоса, образы космического пространства, космическое пространство, русская национальная картина мира, обыденное сознание, пословица, поговорка, загадка, приметы, фразеологизм, идиома, коллективное познание мирозданья.

Концепт «мельница» в повести А.С. Серафимовича «Пески»

В статье исследуется концепт «мельница» в повести А.С. Серафимовича «Пески». Путем этимологического и семантического анализа слова, анализа прецедентики языка и художественного текста раскрываются основные смыслы концепта.

Метафорические концепты как источники фразеологических единиц в англоязычном политическом дискурсе

В статье рассматриваются метафорические концепты, обусловливающие употребление фразеологических единиц в современном англоязычном политическом дискурсе. Исследуются текстовые концепты и политические процессы, в описании которых участвуют фразеологизм...

Эмоциональный концепт «жестокость» в романе Роберта Музиля «Душевные смуты воспитанника Тёрлеса»

Установлен базисный статус эмоционального концепта «жестокость» в концептосфере романа «Душевные смуты воспитанника Тёрлеса» австрийского писателя первой половины XX века Роберта Музиля. Определены способы вербализации данного концепта в этом произве...

Специфика смыслового построения рассказов Х. Борхеса

Статья посвящена анализу специфики смыслового построения текстов Х. Борхеса. Выявляются основные элементы, формирующие двойничество культурного пространства художественного текста Борхеса.

Роль семиотической системы в процесе институциализации общественной жизни

Статья посвящена исследованию роли и особенностей семиотической системы в процессе институциализации общественной жизни. Показано, что символы, знаки, язык являются важным условием формирования разнообразных типов социальных практик в качестве социал...

Задать вопрос