The article presents main features of development of hotel service in Russia. Classification of means placement is presented by separate groups. Support of the hotel sphere presents from the state.
Keywords: tourism, hotel, hotels, means of placement, investment, service, classification of means of placement, world hotel market.
Введение. В настоящее время гостиничный бизнес превратился в один из наиболее прибыльных сегментов туристского рынка. Гостиничные услуги все чаще предстают в виде комплексного гостиничного продукта, предоставляющего туристу максимальное количество удобств, гостеприимство и радушие персонала. Современное гостиничное предприятие предоставляет не только услуги, связанные с проживанием и питанием, но и широкий спектр услуг транспорта, связи, развлечений, экскурсионное обслуживание, медицинские, спортивные услуги, услуги салонов красоты и т. д.
Основные методы и методология. В статье использована совокупность научных принципов и методов познания, прежде всего, диалектической логики и системного подхода. Кроме прочего, в процессе исследования применялись методы научного обобщения, классификации, сравнений, методы социологического, статистического анализа и др.
Обсуждение. По мнению Вавилова Е. В. работа в сфере гостиничного сервиса имеет ряд особенностей, среди которых можно отметить следующие [1, с. 44]:
- в гостинице работают специалисты разных специальностей (от 5 до 9 специальностей). Практически любая услуга, оказываемая клиенту, требует кооперации нескольких служб и, следовательно, координации действий работников разных специальностей;
- массовые профессии в гостинице не требуют высокой квалификации от работников. В связи с этим в зарубежных гостиницах много иммигрантов из развивающихся стран, работающих горничными, уборщиками и т. п.;
- работа персонала гостиницы тех, кто контактирует с клиентами, требует умения, а также желания находить общий язык с самыми разными людьми, так как среди клиентов гостиницы бывают спокойные и вспыльчивые, богатые и бедные, трезвые и пьяные, молодые и пожилые, представители разных специальностей, в том числе и криминальные элементы
- работа гостиницы — это своего рода непрерывное производство: гостиница работает 24 часа в сутки, 365 дней в году.
Гостиницы являются неотъемлемой частью туризма и входят в состав туристской индустрии.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 24 ноября 1996 г. № 132‑ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», туристская индустрия представляет собой «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно‑курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно‑оздоровительного, физкультурно‑спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников».
По мнению Кускова А. С. все средства размещения классифицированы по отдельным группам [3, с.77]. Группа «Гостиницы и аналогичные предприятия» включает гостиницы, гостиницы квартирного типа, мотели, придорожные и пляжные гостиницы, клубы с проживанием, пансионаты, меблированные комнаты, туристские общежития. Группа «Специализированные предприятия» состоит из санаториев, лагерей труда и отдыха, размещения в коллективных средствах транспорта (поездах, морских и речных судах и яхтах), а также конгресс — центрах. Группа «Прочие коллективные средства размещения» включает комплексы домов и бунгало, организованные в качестве жилища, предназначенного для отдыха, огороженные площадки для палаток, автоприцепов, домов на колесах, бухты для малых судов, а также молодежные общежития и т. д.
Гостиницы подразделяются на три категории: высший класс (люкс) — 4‑5 звезд (*); туристский класс (средний) — 2‑3 *; эконом класс — 1‑2 *.
Представим основные системы классификации предприятий размещения, принятые в разных странах мира в таблице 1
Таблица 1
Системы классификации средств размещения, принятые в разных странах мира [2, с.98]
Название страны |
Система классификации средств размещения |
Австралия |
5-звездочная классификация |
Австрия |
5-звездочная европейская система. Кроме того внекатегорийные малые гостиницы в сельской местности и дешевые средства размещения (youth hotels) |
Англия |
Наиболее распространена система «корон», или «ключей» (в сравнении с общеевропейской звездой, корона на одну единицу выше). Широко используется классификация ВТА (ассоциации британских турагенств) — также 5 — звездочная, но с простой методикой назначения звезд |
Андора |
5 — звездочная классификация |
Аргентина |
Национальная система классификации. Пять категорий, соответствующих следующим уровням системы пяти звезд: «Т» (tourist class) — **; «F» (first class) — ***; «FS» (first superior class) — от *** до *****; «L» (luxe), «DL» (de luxe) — ***** cуперкомфортабельные |
Бахрейн |
5-звездочная система с некоторыми местными особенностями |
Бенилюкс |
5-звездочная система с некоторым завышением звездности (кроме отелей известных цепей) |
Бразилия |
5-звездочная система с некоторым завышением звездности в независимых отелях |
Венгрия |
5-звездочная классификация |
Германия |
Система классификации гостиниц государственная, по 5 — звездочной системе. Средства размещения разделяются на гостиницы, курортные гостиницы (Kurhotel), постоялые дворы (Gasthof), отели — пансионы и отели — гарни |
Греция |
Четыре категории, обозначаемые буквами (A,В,С,D). Высшая категория качества гостиниц обозначается «de luxe». Примерное соответствие качества 5 — звездочной системе такое: «de luxe» — *****, А — ****, В — ***, С — **,D — *. К некатегорийным средствам размещения относятся апартаменты — квартиры в небольших домах |
Египет |
5-звездочная классификация с завышенным уровнем качества (на 1–2 звезды) |
Израиль |
Гостиницы разделены на три категории, которым на практике ставятся общепринятые категории пяти звезд |
Испания |
Градация категорий, обозначаемых звездами, введена для каждой группы средств размещения: для гостиниц — от * до *****; для бунгало (апартаментов) — от * до *****; для постоялых дворов и пансионов — от * до *** |
Италия |
Гостиницы разделены на три категории, соответствующие примерно по качеству общепринятой градации в Европе: категория 1 — ****, категория 2 — ***, категория 3 — ** |
Китай |
5-звездочная классификация для комфортабельных отелей. Некатегорийные средства размещения также разделяются на группы: хостелы (постоялые дворы) типа студенческих общежитий, дома для гостей и т. п. |
Мальдивы |
Комфортабельные средства размещения подразделяются на категории: «standart», «de luxe», «junior suite», «presidential suite» |
Мальта |
5-звездочная система сохраняется при внедрении новой национальной системы, разделяющей отели на три категории: золотая, серебряная, бронзовая |
Марокко |
5-звездочная система с некоторым завышением звездности (на 0,5–1 звезды) |
Мексика |
5-звездочная национальная классификация, сходная с европейской. Класс отеля устанавливается на основе анализа большого числа параметров (критериев) — от 52 до 108. Кроме того, есть еще категория выше пяти звезд — это категория «grand turismo» |
Норвегия |
5-звездочная система для комфортабельных отелей. Развита система некатегорийных молодежных общежитий (youth hostels) |
ОАЭ |
5-звездочная система для отелей. Распространены также виллы и апартаменты (некатегорийные средства размещения) |
Панама |
5-звездочная система |
Франция |
5-звездочная классификация — родоначальница наиболее употребительной в настоящее время системы гостиничных категорий в Европе, часто называемой европейской |
Российский рынок услуг начал формироваться в первой половине 90-х годов, следуя процессу рыночных реформ и приватизации.
С начала 90-х годов до настоящего времени отечественный рынок услуг находится в процессе непрерывного развития.
По мнению Шматько Л. П. туризм в зависимости от составляющих услуг, места их предоставления и обслуживаемых групп населения — туристов разделяется на внутренний, въездной и выездной [4, с.15].
Въездной — путешествия лиц по стране, постоянно проживающих в других странах.
Выездной — путешествие лиц, постоянно проживающих в стране, например, в России, в другую страну.
Внутренний — путешествие по стране лиц, постоянно в ней проживающих.
Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма является средняя полоса и юг России. Туры отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России (Сочи, Туапсе, Адлер, и др.), познавательный туризм в культурно-исторические центры («Золотое кольцо», Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Москва и др.), экологический туризм, речные круизы по Енисею, Волге, Лене, Иртышу, лечение и отдых.
Приоритетными направлениями въездного туризма является: сафари-туры (рыбалка, охота), познавательный, экологический, отдых, морские круизы на Дальнем Востоке.
Однако в 2000-е г. г. наблюдалась тенденция к улучшению развития туризма в России: увеличился поток желающих посетить не только зарубежные страны, ни и достопримечательные отечественные места, улучшилось качество обслуживания, развивался детский туризм, разрабатывались новые маршруты туров. Рассмотрим поездки российских граждан за границу и иностранных граждан в Россию представленные в таблице 2.
Таблица 2
Поездки российских граждан за границу и иностранных граждан в Россию [7,с.16]
Показатель |
2011 г. |
2012 г. |
Число поездок российских граждан за границу — всего |
43707 |
47806 |
из них по целям: служебная |
1433 |
1195 |
туризм |
14496 |
15332 |
частная |
25101 |
28393 |
Число поездок иностранных граждан в Россию — всего |
24920 |
28168 |
из них по целям: служебная |
5475 |
6201 |
туризм |
2336 |
2570 |
частная |
14863 |
16956 |
По данным Федеральной службы безопасности Российской Федерации (Пограничная служба).
Наиболее популярными являются поездки российских граждан за границу связанные с частными целями как в 2011, так и в 2012 году. Иностранные граждане посещают Россию преимущественно также по частным целям.
Наиболее привлекательной для инвестиций является гостиничная сфера. С начала 90-х годов гостиничная индустрия характеризуется интенсификацией процессов слияний и поглощений. До финансового кризиса 2008 года (рисунок 1) наблюдается быстрый рост. Российский гостиничный рынок развивался в направлении специализированных отелей, как и мировой гостиничный рынок. Такое развитие повлекло за собой образование бизнес — отелей, конгресс — отелей, отелей для долговременного проживания и других. Также следует отметить то, что для гостиничной индустрии характерно усиление роли управления качеством услуг.
Рис.1 Динамика инвестиций в основной капитал «гостиницы и рестораны» за 1999–2012 гг., млрд.руб. [9]
По данным рисунка 1 заметно снижение показателя по 2009 году. Как известно, 2009 год стал сложным годом для России, так и для мировой экономики. Кризис, охвативший мировую экономику, привел к существенному снижению в 2009 и начале 2010 г. потока туристов в Россию, и следовательно снизился спрос на услуги гостиниц. В связи с этим произошло сокращение инвестиций в гостиничную сферу, как со стороны отечественных инвесторов, так и со стороны иностранных.
В 2010 году наблюдается рост на рынке инвестиций в гостиничную сферу, которое повлекло за собой качественное улучшение показателей. В течении 2011 года на российский рынок вышли новые международные операторы, открылись новые гостиницы. В течение года объем инвестиций в гостиничную сферу составил 8,6 млрд. руб.
На сегодняшний день в России представлены все возможные предложения по проживанию: гостиницы, хостелы, отели всех классов, мотели, кемпинги и аренда квартир. В 2012 году по данным Росстата объем платных услуг российских гостиниц и аналогичных средств размещения составил 141 млрд. рублей.
На сегодняшний день туризм в России является одной из динамично развивающихся отраслей экономики.
В табл. 3 представлены гостиницы и отели крупных городов Росси от 3 до 5 звезд. По данной таблице можно сделать вывод о том, что цена за сутки в номере гостинице (отеле) зависит как от этажности, так и от месторасположения здания. Если рассматривать гостиницы в целом, то, к примеру, в Москве огромнейший выбор гостиниц, которые в свою очередь находятся между собой в внутризвездочной конкуренции, аналогичная ситуация и в г. Санкт-Петербурге. Несомненно, что гостиничные рынки г. Москвы и г. Санкт-Петербурга оказывают доминирующее влияние на состояние гостиничной отрасли страны в целом.
Таблица 3
Гостиницы и отели крупных городов России за 2013 г. [8]
№ п/п |
Наименование |
Количество звезд |
Количество комнат |
Местоположение |
Минимальная цена на 1 чел. за сутки, тыс.руб. |
1 |
Гостиница «Космос» |
3* |
1777 |
Москва |
2,616 |
2 |
Гостиница Хилтон Москоу Ленинградская |
5* |
273 |
Москва |
4,551 |
3 |
Отель «Петр I» |
5* |
133 |
Москва |
6,698 |
4 |
Петро Палас Отель |
4* |
194 |
Санкт-Петербург |
4,288 |
5 |
Гранд Отель Европа |
5* |
275 |
Санкт-Петербург |
11,029 |
6 |
Гостиница «Коринтия Санкт-Петербург» |
5* |
388 |
Санкт-Петербург |
11,090 |
7 |
Отель Гелиопарк Кайзерхоф |
4* |
117 |
Калининград |
3,175 |
8 |
Отель «Рамада Екатеринбург» |
5* |
163 |
Екатеринбург |
5,782 |
9 |
Отель «Парк Инн Екатеринбург» |
4* |
160 |
Екатеринбург |
4,186 |
10 |
Отель «Корстон-Казань» |
5* |
202 |
Казань |
4,600 |
11 |
Отель «Кортъярд Марриотт Казань Кремль» |
4* |
150 |
Казань |
5,150 |
12 |
Гранд отель «Ока» |
3* |
278 |
Нижний Новгород |
2,600 |
13 |
Гранд отель «Ока Премиум» |
4* |
139 |
Нижний Новгород |
4,500 |
14 |
Отель «Римар» |
5* |
69 |
Краснодар |
5,428 |
15 |
Отель «Red Royal» |
4* |
39 |
Краснодар |
4,552 |
Екатеринбург, Казань, Краснодар и Нижний Новгород схожи по ценам за сутки в гостиницах с одинаковой звездностью, это связано с тем, что гостиницы и отели в этих городах не имеют такой конкуренции как в г. Москве и г. Санкт-Петербурге.
Туристические ресурсы РФ являются мощным потенциалом для полноценного отдыха как российских, так и иностранных граждан. На сегодняшний день в РФ насчитывается свыше 12 тыс. гостиниц.
В связи с тем, что происходит ежегодный рост внутреннего туризма также ежегодно растет строительство малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличивается число гостиниц в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах страны. Резко увеличился объем иностранных вложений по гостиничному строительству как со стороны российских, так и со стороны иностранных инвесторов.
Туризм в России поддерживается такими законодательными актами как: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2567-р — О государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы [6]; Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. N 644. О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» [5].
Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы представляет собой комплекс мероприятий, направленных на перевод отрасли на инновационный путь развития, превращение культуры и туризма в наиболее развитые и привлекательные сферы общественной деятельности, в том числе через широкое внедрение информационных технологий; достижение необходимого уровня эффективности государственно — правового регулирования сфер культуры и туризма; разработка и реализация комплекса мероприятий развития культуры в малых городах и на селе; формирование культурной среды, отвечающей растущим потребностям личности и общества, повышение качества, разнообразия и эффективности услуг в сферах культуры и туризма; укрепление международного имиджа России как страны с высоким уровнем культуры благоприятной для туризма.
Заключение. На сегодняшний день туризм в России является развивающейся отраслью. Осуществляется поддержка со стороны государства. Туристические ресурсы РФ являются мощным потенциалом для полноценного отдыха как российских, так и иностранных граждан. Гостиничный рынок обладает своими особенностями, так как гостиничная услуга — товар неординарный. Гостиничные услуги специфичны и имеют свои особенности также в зависимости от того, кто их оказывает и при каких условиях.
Литература:
1 Вавилова Е. В. Основы международного туризма: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2006. — 176 с.
2 Круль Г. Я. Основы гостиничного дела: Учебное пособие. — К.: Центр учебной литературы, 2011. — 368 с.
3 Кусков А. С. Основы туризма: учебник / А. С. Кусков, Ю. А. Джаладян. — М.:КНОРУС, 2014. — 400 с.
4 Шматько Л. П. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебное пособие. 3-е изд — е. — М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007. — 352с.
5 Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. N 644. О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризама в Российской Федерации (2011–2018 годы)»
6 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2567-р — О государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы
7 Россия 2013: Стат. справочник/ Росстат. — М., 2013. — 62 c.
8 Отели Российской Федерации. [Электронный ресурс]: Режим доступа — http://ru.hotels.com/co178/gostinitsy-v-rossijskaa-federacia/?dateless=true&rffrid=sem.hcom.RU.019.003.01.02.kwrd %3D0.0.0.0.0.0.0.0.reg.co_ RUS_gostinici_spisok_russia (дата обращения 08.02.2014).
9 Сайт федеральной государственной статитстики. Россия в цифрах — 2013г. [Электронный ресурс]: Режим доступа — http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_11/IssWWW.exe/Stg/d2/24–05.htm (дата обращения 8.02.2014).
10 Видищева Е. В., Потапова И. И. Особенности формирования имиджа города Сочи. Известия Сочинского государственного университета. 2009. № 3. С. 82–87.