Работа с одаренными учащимися | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 25.03.2014

Статья просмотрена: 1932 раза

Библиографическое описание:

Овчинникова, П. М. Работа с одаренными учащимися / П. М. Овчинникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1055-1057. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9850/ (дата обращения: 18.12.2024).

Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, я запомню.

Дай мне действовать самому, и я научусь.

Конфуций

Одарённые дети — уникальная составляющая, очень ценная, но весьма хрупкая часть нашего общества.

А. И. Савенков, «…сколько бы специальных школ и классов для одаренных мы ни создавали, значительная часть этих детей учится, и будет учиться в «обычных», «нормальных», «массовых» школах».

Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения, высокая скорость переработки и усвоения информации. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала, жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия. Но, если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется невостребованным.

Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Учителю необходимо скоординировать свою работу таким образом, чтобы создать систему деятельности по выявлению одаренных учащихся, развитию их одаренности, творческих способностей через активную и творческую деятельность ученика.

В процессе такой работы развивается мышление ученика и его способности, выявляются одаренность и талант. Развитие мышления предполагает, прежде всего, переход к новому способу действия в процессе обучения. Именно это доказывает то, что организованная деятельность, рассчитанная не на простое воспроизведение знаний, а на их поиск в нестандартных ситуациях, оптимальным образом развивает мышление.

Так на протяжении всех лет своей педагогической деятельности мне нравилось заниматься развитием одаренных детей. Это, действительно, напряженная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой.

Система моей работы с одаренными детьми направлена на решение задач:

-       Выявление одаренных учащихся в области физики.

-       Развитие способностей одаренных учащихся, включая в образовательный процесс обучения физике все виды творческой самореализации (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

-       Сотрудничество с одаренными детьми и их родителями.

-       Реализация творческого потенциала одаренных учащихся при выборе их будущей профессии.

В своей работе использую общеобразовательные программы базового и профильного уровня.

В организации учебно-воспитательного процесса создаю условия, позволяющие ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни. Для этой цели использую в своей работе информационные технологии. Именно они позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции новых методов образования, реализовать заложенные в них потенциальные возможности. На уроках активно использую электронно-образовательные ресурсы. Ресурсы программ используются на этапе подготовки и проведения уроков физики, а также для самостоятельной работы учащихся во внеурочное время. Мультимедийные комплексы содержат электронные учебники, видеофрагменты, интерактивные модели, лабораторные работы, упражнения, задачи и тесты, позволяют включать их содержание в любой этап урока: в объяснение нового материала, в этапы актуализации знаний, в постановку исследования, в этап самостоятельной работы с последующей проверкой. Использование информационных технологий позволяет реализовать индивидуальный подход к каждому ученику, задания подбираю так, чтобы стимулировать нестандартный подход и проявление творческих способностей учащихся при решении задач, воспитывать целеустремленность и умение концентрироваться на выполнении задания. Благодаря привлечению новейших информационных технологий, у меня появилась возможность дополнять содержание школьного курса физики и вносить элементы новизны в сам процесс обучения, используя при этом компьютер как основное техническое средство обучения.

Систематически провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи политехнического содержания, сообщения учащихся о применении законов физики в различных отраслях науки и техники. Это позволяет нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.

Большое внимание уделяю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по физике. Ежегодно в школе проводится неделя физики, на которой учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах: «КВН», «Занимательные опыты», «Умники и умницы», «От теории к практике», поделиться своим опытом в исследовательской деятельности.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Каждый год на школьном, муниципальном уровнях мои ученики подтверждают высокий уровень физических знаний, занимая призовые места. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми решаем нестандартные задачи, которые входят в программу дистанционного обучения «Заочная школа по физике» Воронежского государственного университета.

В настоящее время система образования предоставляет всё больше возможности для построения личной траектории обучения каждого ученика. В классно-урочной системе есть возможности для применения отдельных форм и методов, направленных на индивидуализацию и дифференциацию обучения. Использую в работе индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения, которые способствуют развитию самостоятельности учащихся, их самоорганизации. Организация дополнительных развивающих мероприятий по физике способствует реализации главной социальной цели — созданию условий для адаптации учащихся в современном обществе, приобретению опыта социальной деятельности. Взаимоотношения с учениками в процессе обучения строю на основе доверия. Так как знаю, чем больше доверия питаешь к способностям ученика, тем больше сумеешь от него получить.

Использую метод проектов, как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность, умение работать в паре, в группе, индивидуально. Формирует коммуникативные качества, заинтересованность в достижении цели, умение научиться понимать и выражать себя. Мотивация к изучению физики повышается и при подготовке домашних проектов в виде сообщений, докладов, дополнения к материалу урока, и в особенности при подготовке к участию в научно-практических конференциях школьного, областного уровня. Мои учащиеся принимали участие в научно-исследовательских конференциях: «Киселевские чтения -10», «Киселевские чтения -11», во Всероссийском конкурсе студентов и школьников «Поколение NEXT», «Сименс». Стали победителями и призерами 27 и 28 научно-практической конференции научных обществ учащихся, организованной физическим факультетом Воронежского государственного университета. Стали призерами и победителями в областном втором и третьем турнире юных физиков в ВГУИТ, а также в конкурсе научно-исследовательских работ «Дерзай быть мудрым», победителями Всероссийского конкурса «ЮНОСТЬ. НАУКА. КУЛЬТУРА».

Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться.

Отчетливо понимаю, что учитель всегда был и остается центральной фигурой процесса обучения. Его знания, профессиональный талант и увлеченность, доброта и уважение к людям — составляющие успеха обучения учащихся.

Именно поэтому постоянно повышаю педагогическое мастерство, обучаясь на курсах повышения квалификации в ВОИПКиПРО, в Негосударственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт информационных технологий «АйТи» по программе «Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по физике». Обмениваюсь опытом работы на совещаниях регионального, муниципального и школьного уровня, являюсь членом областной экспертной группы по аттестации учителей физики. Принимаю участие в работе круглых столов учителей физики в ВГУИТ, ВГУ, член жюри в научно-исследовательских конференциях: «Киселевские чтения -10», «Киселевские чтения -11».

Публикации: материалы региональной научно-практической конференции «Опыт организации экспериментальной деятельности в образовательных учреждениях Воронежской области», по теме «Диагностико-мониторинговые исследования в образовательном процессе школы по организации предпрофильной подготовки и профильного обучения» 2009г., «Особенности преподавания физики на современном этапе реформирования школьного образования». Получила второе высшее образование в ИММиФ Школа бизнеса.

Напряженная, постоянная работа приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями районных, областных, региональных олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций, успешно поступают и учатся в ВУЗах нашей страны, творчески работают в различных сферах.

Основные термины (генерируются автоматически): процесс обучения, работа, ребенок, учащийся, NEXT, возможность, Воронежский государственный университет, высшее образование, моя работа, решение задач, способ действия, творческий потенциал, ученик, физик, школа.


Задать вопрос