Вклад В. Г. Захарченко в развитие музыкальной культуры Кубани | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 27.03.2014

Статья просмотрена: 3321 раз

Библиографическое описание:

Игнатьева, И. А. Вклад В. Г. Захарченко в развитие музыкальной культуры Кубани / И. А. Игнатьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1151-1153. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9858/ (дата обращения: 16.11.2024).

1. Введение

В своей работе я хочу рассказать о В. Г. Захарченко. Его трудовая и общественная деятельность тесным образом связана с нашим краем.

Идея: выявить в процессе исследования роль и значение трудового наследия художественного руководителя Кубанского казачьего хора, заслуженного деятеля искусств, народного артиста России, Героя труда Кубани, члена Союза композиторов РФ в развитии музыкального искусства Кубани.

Задачи:

-                          определить роль личности В. Г. Захарченко в музыкальном искусстве Краснодарского края, воспитании подрастающего поколения.

-                          проанализировать документы семейного и краевого архивов.

-                          систематизировать собранный материал.

-                          привлечь внимание молодежи к изучению трудового и общественного опыта по вкладу в историю музыкального искусства края.

Цель исследований:

-       изучение личного вклада В. Г. Захарченко в развитие музыкального искусства Кубани;

-       сохранение в истории Краснодарского края памяти о человеке, жизненный и трудовой путь которого должны служить примером для подрастающего поколения.

Методы исследования:

Теоретические: — изучение документов архива Краснодарского края, семейного архива, фотодокументов, информационных источников

Практические: — интервьюирование, описательный, поисковый.

Ожидаемый результат:

Моя работа выполнена для того, чтобы рассказать о человеке современного общества. Она будет полезна молодёжи как пример трудовой и общественной деятельности земляка- кубанца.

2. Кто вы, маэстро?

Я буду, счастлив, если мои песни будут жить в народе.

В. Г. Захарченко

Композитор, художественный руководитель Государственного Кубанского казачьего хора, заслуженный деятель искусств и народный артист России, заслуженный деятель искусств Адыгеи, народный артист Украины, лауреат Государственной премии России, профессор, Герой труда Кубани, академик Международной академии информации, академик Российской гуманитарной академии, декан факультета традиционной культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусства, председатель благотворительного фонда возрождения народной культуры Кубани «Истоки», член Союза композиторов РФ, член президиума Российского хорового общества и Всероссийского музыкального общества.

Патриотический пафос, чувство своей сопричастности народной жизни, гражданской ответственности за судьбу страны — вот главная линия композиторского творчества Виктора Захарченко.

Всю свою творческую жизнь, начиная со славного, чуть нами подзабытого, сибирского десятилетия, Виктор Захарченко сочиняет песни. Были и заметные удачи, например, «Хлеб — всему голова», случались и полу-удачи... Не забудем, то были советские годы — с неусыпным партийным надзором. Но вопреки всему песенный источник не иссякал.

Виктор Захарченко не просто песни пишет. Он создаёт песенную симфонию ошеломляющей философской глубины.

Отрывок из интервью В. Г. Захарченко газете «Живая Кубань»:

При всем моем преклонении перед музыкой я считаю, что первично слово.

«В Начале было слово» — не зря в Евангелии сказано. Я ищу хорошие стихи, если они меня трогают, я их не читаю, а пою, так и рождается песня...

Музыка — это язык души, она с сердцем говорит. Порой даже глупые слова благодаря красивой музыке надолго западают в душу. Поэтому то, о чем будет петь певец, а тем более хор, очень важно. Песня — самый демократичный жанр культуры, ее понимают все. Говорят, детей надо растить на детском репертуаре. Детские песни, конечно, нужны. Но, по большому счету, дети, их нравственность, духовность, идеалы, традиции, наконец, формируются на песнях, которые поют взрослые. Песни-то ведь звучат с утра до вечера.

Многие песни нынешнего репертуара хора я слышал в детстве. Высокие чувства к любимой, к матери, к родному дому, к Родине — все в этих песнях. А что слушают сегодня? «Я тебя хочу»… Надо давать людям музыку, которая бы оставляла в душе светлое, доброе, возвышала человека. В этом, мне кажется, и есть миссия Кубанского казачьего хора. И моя — как его руководителя.

3. Кубанский казачий хор

Главное детище В. Г. Захарченко — «Кубанский казачий хор». В 1974г. Виктор Гаврилович Захарченко становится художественным руководителем Государственного Кубанского казачьего хора, которому за более чем 30 лет своей творческой деятельности на Кубани удалось всесторонне реализовать свои художественные, научные и просветительские устремления. В 1975 г. хор стал лауреатом I Всероссийского смотра-конкурса государственных народных хоров в Москве, повторив этот успех в 1984 на втором аналогичном конкурсе. Под его руководством хор вынес на сцену подлинный песенный фольклор кубанского казачества, в народных песнях, обрядах, картинах казачьего быта предстали индивидуальные народные характеры, появились раскованность и импровизация, возник правдивый фольклорный хоровой театр.

В октябре 1988 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР хор награжден орденом Дружбы народов, в 1990-м он становится лауреатом Государственной премии Украины им. Т. Г. Шевченко, а в 1993-м коллективу присвоено почетное звание «академический».

Искусство Кубанского казачьего хора и его художественного руководителя отмечено многочисленными высокими наградами и блестящими победами в России и во многих странах мира.

Стараниями Виктора Гавриловича казачий хор возвращается к своим истокам и обращается к первоначальному репертуару, православным песнопениям, литургической музыке. Кубанский хор стал единственным светским профессиональным хоровым коллективом, который допущен к богослужениям в храмах. В. Г. Захарченко вернул к жизни, написанную полковым священником Константином Образцовым в годы I Мировой войны, песню «Ты Кубань, ты наша Родина». Эта песня, которая еще в 1920-е годы считалась неофициальным гимном Кубанского казачества и всего края, в обработке Виктора Гавриловича впервые была исполнена Кубанским казачьим хором на заседании Законодательного Собрания Краснодарского края 5 мая 1995 года и утверждена в качестве Гимна Краснодарского края.

Всё это не было бы возможным без активной организующей роли генерального директора и художественного руководителя ГНТУ «Кубанский казачий хор», художественного руководителя и главного дирижёра Кубанского казачьего хора Виктора Захарченко.

4.Заключение

Итак, в процессе исследования я выяснила следующее.

Захарченко Виктор Гаврилович работает художественным руководителем Государственного кубанского казачьего хора с 1974 года по сегодняшний день.

Приоритетными направлениями его деятельности являются: создание научно-методической и концертно-организационной базы, создание Центра народной культуры Кубани, развитие музыкальной деятельности Кубанского казачьего хора.

Большой музыкальный опыт работы позволил В. Г. Захарченко добиться значительных успехов в развитии музыкального искусства Кубани.

Благодаря деятельности В. Г. Захарченко были возрождены традиции Кубанского войскового певческого хора, в результате многочисленных побед в России и за рубежом, Кубанский казачий хор утвердил себя на мировом уровне, как самобытный, высокохудожественный коллектив.

Захарченко- фольклористом сделаны первые шаги на пути создания антологии песенного фольклора Кубани. Ведется напряженная концертная и музыкально-просветительская работа в России и за рубежом.

За годы своей деятельности на Кубанской земле В. Г. Захарченко удалось всесторонне реализовать свои художественные, научные и просветительские устремления и вывести коллектив на новые творческие рубежи.

На примере жизни нашего земляка мы убедились, что талант и трудолюбие являются ярким примером достижения высоких творческих целей, успеха и высокого положения в обществе. А Виктору Гавриловичу можно пожелать творческих успехов и долгих лет жизни.

Литература:

1.      Захарченко, В. Г. Песней очистимся: ст., беседы, интервью. Краснодар, 2007г.

2.      Захарченко, В. Г. Песни сибирского села Ольшанка. Краснодар, 2008г.

3.      В гостях у юбиляра: губернатор Кубани А. Ткачев поздравил с днем рождения худ. руководителя Гос. акад. Кубанского казачьего хора Виктора Захарченко // Кубанские новости. 23марта 2011.

4.      Волкова, И. Впереди — семь ярких программ / И. Волкова // Вольная Кубань. 8 февраля 2011.

5.      Калина, А. Две сотни лет поет кубанская душа: Кубанский казачий хор отметил свой юбилей. Комсомольская правда. 8 февраля 2011.

6.      Решетняк, Л. Цветы от губернатора. Кубанские новости. 8 февраля 2011г.

7.      Лыжник, О. Я бы в казаки пошел, пусть меня научат. Кубанские новости. 6 июля 2011г

8.      www.krd.uu

9.      www.it-n/ru/region

10.  folkinst.narod.ru

11.  festival.1september.ru

12.  www.kkx.ru/about

Основные термины (генерируются автоматически): Кубанский казачий хор, художественный руководитель, Краснодарский край, музыкальное искусство Кубани, песнь, Россия, Государственный кубанский казачий хор, Кубанское казачество, Кубань, общественная деятельность.


Похожие статьи

Становление народно-инструментального и профессионального исполнительства в Казахстане

Вклад академика А.С. Сагинова в становление и развитие КарПИ

Предпосылки и зарождение фортепианной музыки в Казахстане

Скромность — в величии: вклад академика Н. А. Дрижда в развитие образования, науки и горного дела Центрального Казахстана

Вклад преподавателей и выпускников Строительного училища в историю Санкт-Петербурга

Инновации в музыкальном воспитании учащихся детской школы искусств № 4 г. Ставрополя

Ценности и смыслы в развитии творческой личности педагога

Внедрение развивающих игр В. В. Воскобовича в воспитательно-образовательный процесс ДОУ

Вклад профессора П. Я. Голодриги в развитие генетики, селекции и физиологии винограда

Значение концертной деятельности в творческой жизни детского хореографического коллектива

Похожие статьи

Становление народно-инструментального и профессионального исполнительства в Казахстане

Вклад академика А.С. Сагинова в становление и развитие КарПИ

Предпосылки и зарождение фортепианной музыки в Казахстане

Скромность — в величии: вклад академика Н. А. Дрижда в развитие образования, науки и горного дела Центрального Казахстана

Вклад преподавателей и выпускников Строительного училища в историю Санкт-Петербурга

Инновации в музыкальном воспитании учащихся детской школы искусств № 4 г. Ставрополя

Ценности и смыслы в развитии творческой личности педагога

Внедрение развивающих игр В. В. Воскобовича в воспитательно-образовательный процесс ДОУ

Вклад профессора П. Я. Голодриги в развитие генетики, селекции и физиологии винограда

Значение концертной деятельности в творческой жизни детского хореографического коллектива

Задать вопрос