Статья посвящена целесообразности широкого внедрения «компетентностного подхода» и других западных дидактических новаций в отечественное образовательное пространство.
Ключевые слова:компетенции, образовательные новации, ценности, дидактические традиции, тенденции развития.
В последние годы в области отечественных образовательных новаций наряду с проблемой введения ЕГЭ широко обсуждается также «компетентностный подход». Идея компетентности сейчас представляется едва ли не главным течением отечественной педагогической мысли. При этом реализация компетентностного подхода объясняется стремлением включить Россию в общеевропейское образовательное пространство и создать структуру сравнимых и совместимых квалификаций для национальной системы образования. Тем самым компетентностный подход воспринимается не только в качестве дидактической категории, но также как своего рода инструмент для социального диалога между школой и миром труда [3; 11; 16; 18].
Считается, что выпускники традиционной российской школы почти не приспособлены к современному рыночному обществу. Поэтому на смену сциентическим подходам в образовании должны прийти методики, передающие учащимся, прежде всего, социальный опыт. То есть, традиционная образовательная идеология ЗУН («знания — умения- навыки») должна уступить место философии НУЗ («навыки — умения — знания»). Другими словами, отечественная система образования нацеливается на переход от «школы знаний» к «школе компетенций».
В «школе знаний» учащиеся получают фундаментальную теоретическую подготовку, уровень которой проверяется всеобъемлющими экзаменами. В дальнейшем выпускник принимает решение о выборе жизненного пути. «Школа компетенций» ориентирует на выбор социальных предпочтений уже в процессе обучения, которое поэтому становится профильным. Учащимся представляется широкий спектр предметов для обучения по профилю (отсюда элективность), а результаты проверяются с помощью различных тестов (отсюда ЕГЭ) [1; 7; 9; 12].
Тем временем старая и новая модель школы не должны восприниматься в контексте непримиримой борьбы. В этом смысле важно усвоить, что компетентность имеет деятельностный характер обобщенных умений в сочетании со знаниями [5; 14; 20]. Следовательно, приобретаемые знания закладываются в специализированные компетенции, относящиеся к предметной области. Поэтому представить себе компетентного выпускника, не обладающего системой упорядоченных знаний, невозможно. Таким образом, в основе современного образования остается принцип неразрывного единства практики и теории, демонстрирующий симбиоз компетенций и знаний.
В реальной жизни «школы знаний» и «школы компетенций» в чистом виде не существуют. Знания всегда обязаны «покрывать» определенные виды деятельности, в то время как готовность человека решать профессиональные задачи обеспечивается уровнем приобретенных знаний, умений и навыков. Здесь следует указать, что только единство компетенций и знаний можно рассматривать как показатель качества полученного образования.
В контексте компетентностного подхода современная система образования должна ориентироваться на динамичные знания, применимые в самых разных областях деятельности. Наука сейчас революционизирует окружающий мир, внося в него небывалую подвижность, связанную также с феноменом быстрого морального старения текущих жизненных атрибутов. Следовательно, важнейшее значение в нынешних условиях приобретают такие человеческие качества, как широта и гибкость мышления, свободная ориентация в информационной сфере, высокие профессиональные знания, способность решать реальные вопросы различного уровня сложности. Это означает существенное повышение требований к целям, содержанию и, наверное, самому принципу обучения и подготовки специалистов. Таким образом, важнейшей задачей в области образования на современном этапе следует считать обеспечение соответствия научной системы знаний требованиям практики.
В современном мире определяющей ценностью становится сохранение человеческой цивилизации, планетарное воздействие которой достигло колоссальных размеров. Следовательно, вся иерархия ценностно-нормативных предпочтений сегодня должна строиться при постоянной репрезентации мировоззренческих универсалий. По этой причине полученные знания необходимо трансформировать в интеллектуальный продукт жизненной потребности использования мира. Это будет условием для манипулирования объектами окружающего мира, воспроизводимости действий, моделирования и прогнозирования развития. В итоге можно надеяться, что индивидуальная активность «компетентной личности» не будет обречена на бессмысленность.
Итак, очевидно, что текущую действительность необходимо постоянно сверять с человеческим мировоззрением. Такая потребность порождается самим познанием, создающим абстрагированные модели, часто оторванные от конкретных реалий бытия. Это является фундаментальным условиям формирования и развития различного рода негативных процессов и явлений в образовательной среде [2; 4; 10; 15]. Значит, знания нуждаются в радикальном углублении по траектории развития человеческого потенциала как органичного сочетания природных и социальных компонентов. При этом в центре внимания должен находиться «целостный человек» как единственное и достоверное богатство, которым на самом деле обладает мир.
По этому, важнейшее значение имеет также вопрос подготовки педагогических кадров, способных решать указанные профессиональные задачи. Несомненный интерес, на наш взгляд, представляет вариант переподготовки учителя по образовательному модулю «компетентностный подход», разработанному учеными Герценовского университета. Модуль состоит из восьми учебных элементов, которые вводят обучающихся в проблематику темы, раскрывают понятийный аппарат и обеспечивают реализацию поставленных вопросов. В каждом учебном элементе выделяются цели, представляются конкретные педагогические ситуации (кейсы) и «боксы» с примерами и упражнениями. Система рефлексивных вопросов завершает перечень учебных элементов [8; 13; 17; 19].
Таким образом, компетентностный подход в целом отражает современные тенденции развития отечественной и мировой школы. Тем временем, интеграция отечественного и мирового образования не должна означать замены национальных традиций обучения, но обязана служить дополнением к ним, вариантом подготовки личности к жизни.
Литература:
1. Буйнов, Л. Г. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.
2. Буйнов, Л. Г. Деформация в мотивационной и смысловой сфере как один из основных факторов, обусловливающий предрасположенность к асоциальному поведению / Н. Н. Плахов, А. Г. Зайцев, Л. Г. Буйнов // в сборнике: Развитие системы уровневой подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (опыт внедрения) материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. с. 167–168.
3. Буйнов, Л. Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст]: / Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, М. В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования № 4, Пенза, 2012 — стр.242.
4. Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина и др. RUS 2435617 23.03.2010
5. Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение/ Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина RUS 2437689 04.06.2010
6. Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина RUS 2453346 27.04.2010
7. Буйнов, Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе [Текст] Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17.
8. Сорокина, Л. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание [Текст] / Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2013. № 12. с. 522–524.
9. Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» (5 класс) [Текст]: / Л. А. Сорокина // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. с. 29–30.
10. Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса естествознание в 5 классе. Учебно-методическое пособие [Текст]: / Л. А. Сорокина // Издательство «РГПУ им. А. И. Герцена», СПб, 2012–85 с.
11. Сорокина, Л. А. Методы активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» как средство формирования планируемых результатов обучения [Текст]: / Л. А. Сорокина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2–6. с. 1344–1347.
12. Сорокина, Л. А. Психоэмоциональные, дидактические и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «Естествознание» (5 класс) // История и педагогика естествознания. 2013. № 2. с. 29–32.
13. Сухоруков, В. Д. Метометодика в контексте дидактических традиций и новаций / В. Д. Сухоруков // Вестник герценовского университета. 2007. № 7. с. 48–51.
14. Сухоруков, В. Д. Мир дидактики: от знаний к опыту деятельности / В. Д. Сухоруков, В. П. Соломин // География в школе. 2010. № 7. с. 35–39.
15. Сухоруков, Д. В. Профилактика зависимого поведения в контексте образовательного процесса / Сухоруков Д. В., Бойков А. Е. // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 730–732.
16. Сухоруков, Д. В. Социологические методы исследования аддиктивного поведения / Д. В. Сухоруков, А. А. Богданов // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 61.
17. Сухоруков, Д. В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139–153.
18. Сухоруков, Д. В. Формирование аддиктивного поведения и образовательная модель его профилактики / Сухоруков Д. В., Бойков А. Е. // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 857–860.
19. Сыромятникова, Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников / Л. П. Макарова, А. В. Соловьёв, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2013. № 12 (59). с. 494–496.
20. Сыромятникова, Л. И. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 375–377.