Статья посвящена методическим подходам повышения результативности школьного образования. Описаны методические подходы, отвечающие современным требованиям к уровню подготовки выпускников средних общеобразовательных школ, позволяющие повысить уровень результативности школьного образования.
Ключевые слова:образование, стандарты, результаты обучения, школьники.
Глобальные изменения, происходящие в современном обществе, диктуют необходимость модернизации всех сфер социального бытия. Человек должен идти в ногу с современными тенденциями развития мира и общества, каждому из нас необходимо быть готовым к различного рода инверсиям, которые несет за собой процесс глобализации. Образовательная система является одним из важнейших компонентов социума, чья деятельность направлена на воспроизводство социальных институтов и определения динамики развития общества в целом. Отличительная черта современного образования — это изменение в его характере, направленности, целях, содержании, ориентированных на «свободное развитие человека», на его творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность и мобильность [3; 5; 8].
Происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые с задачами обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивной адаптации вызывают необходимость обеспечения образованием более полного, личностно и социально интегрированного результата [10; 14].
Ответом на требования к подготовке выпускников средних общеобразовательных учреждений является внедрение в отечественную школу Федеральных государственных образовательных стандартов 2-го поколения (далее ФГОС). Данный стандарт позволит разработать систему объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени среднего и полного общего образования. Разработанный с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации стандарт направлен на обеспечение ряда условий необходимых для качественного усвоения основных общеобразовательных программ, в основе которых лежит системно-деятельностный подход и ориентация на становление личностных характеристик выпускника [1; 2; 12].
Все это позволяет сделать вывод о соответствии вносимых изменений современным требованиям образования.
Требования, предъявляемые сегодня к результатам освоения образовательных программ общеобразовательной школы возрастают. Результаты освоения в соответствие с ФГОС 2-го поколения подразделяются на:
- личностные;
- метапредметные;
- предметные[4; 6; 13].
В этой связи нельзя не учитывать значение дисциплин естественного цикла, занимающих в общей массе образовательных предметов школы значительный процент [7]. Именно благодаря данным дисциплинам у школьников формируется целостная картина мира. Человек, понимающий взаимосвязь всего живого на планете с процессами и явлениями, происходящими в окружающей его среде, начинает воспринимать мир и себя в нем, как единый неделимый организм. Соответственно его поведение будет направлено на созидание, а не на разрушение.
Стоит отметить, что на сегодняшний день прослеживается тенденция снижения результативности обучения в школьном образовании [9]. Данное обстоятельство вызвано целым рядом причин:
- пониженным интересом к предметам обучения;
- низкой мотивацией к обучению;
- высокой сложностью учебного материала;
- общим снижением психофизиологических резервов.
К решению данной проблемы существует множество методических подходов, однако учитывая специфику учебных предметов школы, наиболее актуальным является применение различных приемов активизации познавательной деятельности обучающихся.
В педагогической литературе описано достаточно много дидактических приемов, которые выполняют активизирующую функцию. Однако учитывая массовое применение данных дидактических методов на всех предметах школьной общеобразовательной программы, их эффективность значительно снижается [11]. Повысить эффективность обучения с использованием дидактических приемов активизации познавательной деятельности, нам представляется возможным в случае сочетанного применения приемов дидактических и физиологических, таких как самомассаж и КВЧ-воздействие. Выбор данных физиологических методик обусловлен рядом причин:
- расчёт на групповое применение;
- простота в применении;
- отсутствие побочных эффектов;
- кратковременность в применении [15]
Речь идет о сверхмалой мощности КВЧ-излучения частотного диапазона 43–44 ГГц, соответствующего так называемому миллиметровому участку длин электромагнитных волн, включающему волны от 10,0 мм до 1,0 мм, энергией излучения от 30–100 мкВт/см2, глубиной проникновения 300–500мкм и авторском способе самомассажа головы и шеи.
Выбор дидактического приема активизации познавательной деятельности не должен быть произвольным. Он должен быть связан с целью, которую ставит перед собой педагог, как для курса в целом, так и для каждого урока в отдельности. Объективные и субъективные причины, имеющиеся возможности, случайности сужают диапазон выбора, оставляют педагогу считанные способы эффективной работы. Выбирая тот или иной дидактический прием активизации познавательной деятельности, педагогу необходимо каждый раз учитывать многие аспекты. Прежде всего, определяется главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Они «задают» группу приемов, наиболее подходящих для достижения немеченых задач. Далее следует выбор оптимальных путей, позволяющих наилучшим образом осуществить познавательный процесс [2; 5]. Физиологические методы, в свою очередь, являются благоприятным фоном для любого дидактического приема активизации познавательной деятельности, нормализуя деятельность центральной нервной системы учащихся и тем самым увеличивая эффективность приемов дидактических и как следствие результативность обучения [8; 11].
В заключении можно сказать, что грамотное применение приемов активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках естественнонаучного цикла позволяет увеличивать результативность обучения. Материал, изложенный выше, имеет особое значение в период внедрения ФГОС 2-го поколения в общеобразовательную школу, являясь приоритетным направлением в развитие постмодернизационной системы образования Российской Федерации.
Литература:
1. Буйнов, Л. Г. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.
2. Буйнов, Л. Г. Деформация в мотивационной и смысловой сфере как один из основных факторов, обусловливающий предрасположенность к асоциальному поведению / Н. Н. Плахов, А. Г. Зайцев, Л. Г. Буйнов // в сборнике: Развитие системы уровневой подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности (опыт внедрения) материалы XII Всероссийской научно-практической конференции. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. с. 167–168.
3. Буйнов, Л. Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст]: / Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, М. В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования № 4, Пенза, 2012 — стр.242.
4. Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина и др. RUS 2435617 23.03.2010
5. Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение/ Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина RUS 2437689 04.06.2010
6. Буйнов, Л. Г. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина RUS 2453346 27.04.2010
7. Буйнов, Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе [Текст] Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17.
8. Сорокина, Л. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание [Текст] / Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2013. № 12. с. 522–524.
9. Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» (5 класс) [Текст]: / Л. А. Сорокина // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. с. 29–30.
10. Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса естествознание в 5 классе. Учебно-методическое пособие [Текст]: / Л. А. Сорокина // Издательство «РГПУ им. А. И. Герцена», СПб, 2012–85 с.
11. Сорокина, Л. А. Методы активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» как средство формирования планируемых результатов обучения [Текст]: / Л. А. Сорокина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2–6. с. 1344–1347.
12. Сорокина, Л. А. Психоэмоциональные, дидактические и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «Естествознание» (5 класс) // История и педагогика естествознания. 2013. № 2. с. 29–32.
13. Сухоруков, Д. В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность / Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Образование и наука. 2014. № 2 (111), с. 139–153.
14. Сыромятникова, Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников / Л. П. Макарова, А. В. Соловьёв, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2013. № 12 (59). с. 494–496.
15. Сыромятникова, Л. И. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 375–377.