В данной работе освещена проблема собираемости доходов бюджетов на муниципальном уровне. Представлена авторская интерпретация значимости собственных доходов местных бюджетов, выделены группы доходов, по которым возможно повысить уровень собираемости. В работе описаны современные способы и инструменты повышения доходов местных бюджетов.
Ключевые понятия: местный бюджет, доход, инвестиции, муниципальное унитарное предприятие, бюджетный кредит, муниципальные заимствования.
В Российской Федерации по данным на 2012 год 87 % субъектов федерации имеют дотационное обеспечение, из них 59 % находятся в первой группе бюджетного выравнивания[1]. Дотационность консолидированного бюджета субъекта РФ свидетельствует о том, что большая доля муниципалитетов, входящих в его состав, не обеспечены собственными доходами и также являются дотационными. Кроме того, даже в регионах, не входящих в список дотационных, наблюдаются муниципальные образования, не способные обеспечить себя собственными доходами в полном объеме, что подтверждается данными таблицы 1.
В таблице представлены исполнения бюджетов городских округов входящих в состав различных субфедеральных территорий, с отличными экономико-отраслевыми спецификами. Так, например, город Нижневартовск подведомственен Ханты-Мансийскому Автономному Округу — Югре, не входящего в реестр дотационных субъектов. Однако бюджет данного города до 2012 года имел дефицит и около половины доходов бюджета сформировано за счет межбюджетных ассигнований. Все это свидетельствует о недостаточности собственных средств муниципального образования.
Аналогичная ситуация складывается и с бюджетом города Хабаровск, входящего в состав Хабаровского края, консолидированный бюджет которого на 50 % состоит из дотационного обеспечения.
Данные бюджета города Санкт-Петербурга свидетельствуют о том, что данная проблема не чужда и бюджетам городов федерального значения, относящиеся, согласно Бюджетному кодексу, ко второму уровню бюджетной системы РФ.
Таблица 1
Исполнение бюджетов некоторых городских округов Российской Федерации в 2010–2012 гг., в млрд. руб.[2]
Показатель |
2010 |
2011 |
2012 |
||||||
Нижневартовск |
Санкт-Петербург |
Хабаровск |
Нижневартовск |
Санкт-Петербург |
Хабаровск |
Нижневартовск |
Санкт-Петербург |
Хабаровск |
|
Доходы |
11,3 |
313,8 |
12,1 |
13,3 |
358,4 |
11,8 |
13,1 |
373,5 |
14,8 |
из них МБТ |
5 |
32,6 |
4,2 |
6,8 |
36,9 |
3,5 |
6,3 |
46,8 |
7,4 |
Расходы |
13,4 |
324,8 |
12,5 |
13,5 |
361,8 |
12,6 |
13,01 |
375,7 |
15,3 |
Дефицит/ профицит |
-2,1 |
-11 |
-0,4 |
-0,2 |
-3,4 |
-0,8 |
0,09 |
-2,2 |
-0,5 |
Доля МБТ в доходах |
44 % |
10 % |
35 % |
51 % |
10 % |
30 % |
48 % |
13 % |
50 % |
Иными словами, одна из основных проблем, стоящих перед органами местного самоуправления — это ограниченность бюджета в денежных ресурсах, что не только замедляет развитие муниципалитета, но и зачастую не позволяет покрывать текущие нужды в полном объеме.
В настоящее время доходы бюджетов муниципальных образований складываются из налоговых доходов, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. Поскольку местные бюджеты имеют двухзвенную систему: бюджеты муниципальных районов и бюджеты поселений, а также бюджеты городских округов, на территории которых не создаются другие муниципальные образования, то доходы местных бюджетов следует рассматривать в трех аспектах: доходы бюджетов городских и сельских поселений, доходы бюджетов муниципальных районов и доходы бюджетов городских округов.
Налоговые доходы, подлежащие зачислению в местные бюджеты, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Налоговые доходы местных бюджетов, в % от поступлений[3] [1]
Налог |
Тип местного бюджета |
|||
Городские и местные поселения |
Муниципальные районы |
Городские округа |
||
Налоги, закрепленные за бюджетами органов местного самоуправления |
Земельный |
100 |
100* |
100 |
На имущество физических лиц |
100 |
100* |
100 |
|
Отчисления от федеральных и региональных налогов |
НДФЛ |
10 |
20 |
30 |
НДФЛ |
30* |
|||
Специальные налоговые режимы |
ЕСХН |
35 |
35 |
70 |
ЕСХН |
70* |
|||
ЕНВД |
100 |
100 |
||
Зачисляется в полном объеме по месту администрирования |
Государственная пошлина |
100 |
100 |
100 |
*взимаемого на межселенных территориях
Из таблицы видно, что непосредственно закрепленными за доходами местных бюджетов являются только два налога, в среднем формирующих лишь 10–13 % всех налоговых доходов. В целом все налоговые поступления в бюджеты органов местного самоуправления формируют порядка 40–43 %, что явно является недостаточной величиной для финансирования расходов, связанных с реализацией закрепленных полномочий.
Рассмотрим механизм формирования доходов по неналоговым источникам. Неналоговые доходы местных бюджетов закреплены ст. 41, 42, 46 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
Таблица 3
Неналоговые источники доходов местных бюджетов, в % от поступлений[4] [1]
Источник |
Бюджеты городских и местных поселений |
Муниципальных районов |
Городских округов |
доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных |
100 |
100 |
100 |
доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных |
100 |
100 |
100 |
доход от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями |
100 |
100 |
100 |
часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. |
по факту |
по факту |
по факту |
плата за негативное воздействие на окружающую среду |
40 |
40 |
|
за пользование водными ресурсами |
100 |
100 |
|
до разграничения государственной собственности на землю доходы от передачи в аренду, продажи прав на заключение аренды, а также от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены: |
|||
— в границах поселений |
50 |
50 |
|
— в границах межселенных территорий муниципальных районов |
100 |
||
— в границах городских округов |
80 |
||
доходы от передачи в аренду, продажи прав на заключение аренды, продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий РФ по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов РФ, а также от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с указанными земельными участками поступают в бюджеты |
40 |
50 |
50 |
Штрафы |
|||
— за нарушения, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, в бюджеты муниципальных районов и городских округов по месту нахождения органа, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа) |
50 |
50 |
50 |
— за административные правонарушения в области налогов и сборов, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) |
50 |
50 |
|
—иные |
100 |
100 |
100 |
В большинстве случаев указанных выше доходов не достаточно для покрытия расходных обязательств муниципальных образований. Для выравнивания платежного баланса вышестоящие звенья бюджетной системы передают в доходы органов местного самоуправления следующие отчисления: дотации — межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования; субсидии — межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях софинансирования расходных обязательств нижестоящего бюджета; субвенции — вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определенный срок на конкретные цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные ранее сроки [1].
Однако с учетом даже этих поступлений большинство местных бюджетов закрываются с дефицитом, покрываемым за счет следующих средств:
- муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
- кредиты, полученные от кредитных организаций;
- бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
- изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета [1].
Решение исследуемой проблемы лежит через увеличение доходов бюджета.
Увеличение доходов может происходить по двум направлениям:
во-первых, через увеличение налоговых поступлений;
во-вторых, по средству увеличения неналоговых доходов.
Рост доходной части бюджета по средству налоговых доходов имеет проблемный характер. Это связано, в первую очередь, с сильной правовой ограниченностью местных бюджетов в налоговой сфере; во вторую, увеличение налоговых ставок вызовет отрицательный общественный резонанс. Вследствие этого органы местного самоуправления могут реально стимулировать увеличение налоговых поступлений в бюджет лишь по средству возврата недоимок.
В современных условиях реальное решение данной проблемы осуществимо через увеличение поступлений по статьям неналоговых доходов, главным отличием которых от налоговых доходов является отсутствие законодательной базы администрирования. В этой связи, поступление неналоговых доходов зависит от инициативности и находчивости органов местного самоуправления.
Одним из возможных путей увеличения от неналоговых источников может быть увеличение поступлений от имущества и земель, находящихся в муниципальной собственности и земель собственность на которые не разграничены.
Управление данными видами имущества осуществляется разными подразделениями исполнительной власти. Такая данность затрудняет администрирование денежных средств, в связи с рядом причин: не выработана единая система оценки объектов, учета арендаторов и взимания рентных платежей; отсутствие механизмов реального воздействия на неплательщиков.
Упорядочение организации администрирования данных доходов сопряжено с реорганизацией управленческого механизма и выработкой единых методических подходов к формированию рентных платежей. В расчет величины арендной платы следует закладывать величину стоимости объекта, оцененной в соответствии с федеральным стандартом и законом об оценочной деятельности. Кроме того, для расчета величины арендной платы необходимо закладывать регулирующий коэффициент. Повышающий коэффициент должен применятся для более доходного имущества — высокоплодородных земель; строений, находящихся в центре города и имеющие удобные подъезды и т. д. Для менее доходного имущества, например, передача целинных земель в пользование инвесторов на арендной основе — понижающий.
Кроме того, необходимо ускорить разграничение государственной собственности на земли собственность на которые не разграничена. Это позволит не только увеличить объем собственности муниципалитета и как следствие этого увеличить доходы бюджета.
С целью увеличения доходов бюджета необходимо усилить контроль за уплатой арендных платежей и ужесточить административную ответственность (см. таблицу 4).
Таблица 4
Объем недополученных арендных платежей в бюджет города Нижневартовска в 2010–2012 гг[5], в тыс. руб. [3]
Статья |
2010 |
2011 |
2012 |
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления городских округов и созданных ими учреждений (за исключением имущества муниципальных автономных учреждений) (по договорам социального найма) |
113,2 |
252,9 |
81,7 |
Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в собственности городских округов (за исключением земельных участков муниципальных автономных учреждений) |
0,1 |
0 |
0 |
Итого |
113,3 |
252,9 |
81,7 |
По данным таблицы видно, что бюджет города ежегодно недополучает суммы арендных платежей, безусловно, в общем объеме доходов их доля не значительна. Однако для дотационного бюджета в условиях государственной политики повышения самостоятельности местных бюджетов, необходима максимальная мобилизация доходов.
Кроме того, считаю, что разграничение собственности на землю, инвентаризация земельных участков, упорядочение системы кадастров так же приведет к увеличению собственных доходов бюджета.
Также необходимо провести реструктуризацию муниципальной собственности в части муниципальных предприятий. Реализация данного пути лежит через отчуждение неэффективных предприятий при сохранении прибыльных активов.
В настоящее время наблюдается сокращение величины муниципальных унитарных предприятий через приватизацию, ликвидацию и укрупнение в форме присоединения убыточных муниципальных предприятий к более рентабельным. Данная тенденция прослеживается во многих муниципалитетах страны в связи с вступлением в силу Федеральных Законов № 178- ФЗ от 30 ноября 2001 года «О приватизации государственного имущества» и № 131- ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (см. таблицу 5).
Таблица 5
Численность унитарных предприятий в городе Нижневартовске в 2009–2012[6] [3]
Показатель |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
На начало года |
16 |
14 |
12 |
12 |
Изменения |
1-признано банкротом; 1-казенное предприятие реорганизовано в муниципальное бюджетное учреждение |
Присоединение двух унитарных предприятий; 1-преобразовано в акционерное общество |
1-ликвидировано; 1-реорганизовано в муниципальное бюджетное учреждение |
|
На конец года |
14 |
12 |
12 |
10 |
Реформирование процедуры управления МУПами должно производится целенаправленно и осуществляться посредством передачи части контрольных компетенций в области производственной деятельности именно отраслевым муниципальным исполнительным органам власти, а также в обязательном порядке с помощью введения системы краткосрочного планирования — бюджетирования. Внедрение системы бюджетов по основным расходным статьям муниципальных унитарных предприятий обеспечит эффективность контрольной деятельности [2].
Неналоговыми источниками доходов бюджетов третьего уровня бюджетной может стать и повышение эффективности использования муниципального недвижимого имущества. Например, передача в долгосрочную аренду земельных участков или объектов нежилого фонда с правом последующего выкупа, но данная процедура должна реализовываться на торгах. Договора аренды муниципального имущества следует ставить под особый контроль органов исполнительной власти, так как возможна последующая передача имущества в субаренду по завышенным расценкам и дальнейшее его использование по нецелевому назначению [2].
Одним из слабо используемых способов роста доходов муниципальных бюджетов является стимулирование инвестиционной активности, так как не сформировано действенных инструментов направленных на повышение инвестиционной привлекательности муниципалитетов. Однако общеизвестно, что инвестиции в производственные проекты, объекты социальной инфраструктуры обеспечивают рост не только неналоговых доходов бюджетов, но и налоговых, а также позволяют сгладить проблемы с занятостью населения. Внедрение инструментов инвестиционной привлекательности малых территорий должно осуществляться с учетом прогнозов развития на долгосрочную перспективу, так как отсутствие перспектив не создаст фундамента для эффективной реализации инвестиционных проектов.
Повышение инвестиционной привлекательности муниципальных образований следует одновременно осуществлять в нескольких направлениях, каждое из которых предполагает применение особых методов и инструментов.
Общераспространенными в теории и практики государственной и муниципальной инвестиционной политики способами улучшения инвестиционного климата являются:
1) внедрение механизмов наилучшего благоприятствования в инвестиционной среде, достигаемое за счет большей доступности в получении бюджетных кредитов, муниципальных гарантий и налоговых льгот;
2) привлечение органов местного самоуправления к реализации востребованных инвестиционных проектов за счет использования бюджетных источников финансирования инвестиций и размещения муниципальных займов;
3) участие в инвестиционных программах субъектов предпринимательства путем использования муниципально-частного партнерства и элементов самообложения юридических и физических лиц. [2].
Таким образом, наполнение бюджетов муниципалитетов доходными источниками — это актуальная и сложная проблема, требующая разрешения не только на местном уровне, но и участия субфедереальных органов власти. Ограниченность доходов местных бюджетов связанная с нормами Бюджетного кодекса РФ, но данная ситуация в большей степени затрагивает налоговые доходы. В формировании неналоговых доходов органы местного самоуправления обладают большими полномочиями, что позволяем им повысить эффективность и собираемость доходов от использования муниципальной земли и объектов недвижимости.
Литература:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 12.01.2014 г.)
2. Куцури Г. Н. Управление неналоговыми доходами муниципальных образований. [Электронный ресурс]. URL: http://www.uecs.ru/uecs-38–382012/item/1017–2012–02–09–10–43–43 (дата обращения 12.02.2014 г.)
3. Официальный сайт администрации и Думы Нижневартовска. [Электронный ресурс]. URL: http://www.n — vartovsk.ru (дата обращения: 15.03.2014).
[1] Рассчитано авторами на основе данных представленных на официальном сайте Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2011/09/ Rezultaty_raspredeleniya_dotatsiy_na_vyravnivanie_budzhetnoy_obespechennosti_na_2012-2014_gg..pdf (дата обращения 12.12.2013 г.)
[2] Рассчитано авторами. Данные приведены на основе официально публикуемых отчетов об исполнении бюджетов муниципальных образований.
[3] Составлено авторами.
[4] Составлено авторами.
[5] Данные приведены только по городу Нижневартовску по причине того, что данная информация указывается только в детализированном бюджете, а на сайтах Администраций муниципалитетов публикуется лишь укрупненный вариант исполнения бюджета.
[6] Данные приведены только по городу Нижневартовску по причине того, что анализируемая информация не является обязательной для публикации на сайте Администрации и предназначена для внутренних пользователей. Однако описанная тенденция подтверждается публикациями Администраций о проведении акционирования МУПов.