Особенности формирования отчетности малыми предприятиями в отечественной и зарубежной практике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 25.03.2014

Статья просмотрена: 3788 раз

Библиографическое описание:

Айзатова, М. Ф. Особенности формирования отчетности малыми предприятиями в отечественной и зарубежной практике / М. Ф. Айзатова, Л. М. Макарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 448-451. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9881/ (дата обращения: 18.12.2024).

Малое предпринимательство сегодня представляет собой важнейшую часть рыночной экономики. Мировая практика ведения бизнеса показывает количественное преобладание субъектов малого предпринимательства перед крупным и средним бизнесом. Малый бизнес выполняет важнейшие социальные функции: обеспечение социальной динамики и инноватики; предупреждения и снижения социальной напряженности, высвобождения творческого потенциала; стабилизация социальной структуры общества. Однако, малые предприятия имеют меньше финансовых ресурсов для организации учета текущих операций и формирования в полном объеме бухгалтерской финансовой отчетности по результатам своей деятельности.

Подобное состояние дел характерно как для отечественной, так и международной практики ведения малого бизнеса. Поэтому с особой актуальностью встают вопросы нормативного регулирования упрощения процедур подведения итогов работы. Отправной точкой начала работ по более четкому проведению норм, регулирующих порядок формирования отчетности можно рассматривать присоединение Российской федерации к Всемирной торговой организации.

16 декабря 2011 года подписание протокола о присоединении России к ВТО потребовало гармонизировать подходы к составлению и представлению малыми предприятиями бухгалтерской финансовой отчетности на единой методической основе с ориентацией на принятые международные стандарты финансовой отчетности по стандартам МСФО для привлечения инвестиций на понятной зарубежным партнерам информационной базе.

Вопросы упрощения процедур формирования отчетности для зарубежных компаний были в основном решены в процессе разработки и публикация в 2009г. Советом по Международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО) Международного стандарта финансовой отчетности для малых и средних предприятий (International Financial Reporting Standard for Small and Medium-sized Entities — IFRS for SMEs). Международный стандарт финансовой отчетности для малых и средних предприятий определил принципиальные условия формированиям и представления финансовой отчетности субъектами малого и среднего бизнеса. В результате предприятия малого и среднего бизнеса получили единые правила-рекомендации по организации ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Реализация стандарта в условиях национальной экономики нацелена на обеспечение сопоставимости ключевых показателей бизнеса по данным бухгалтерской отчетности малых и средних предприятий в любой стране мира.

Необходимость стандартизации упрощенных процедур и их внедрение в практику формирования показателей форм бухгалтерской финансовой отчетности субъектами малого и среднего предпринимательства определяется следующими факторами: осуществлением бизнеса с партнерами в приграничных областях и регионах, развитием объема внешнеторговых операций, реализацией международной производственной кооперации, развитием системы международного кредитования малыми и средними предприятиями, количество которых составляет до 90 % всех компаний в мире. Главная причина формирования МСФО для субъектов малого и среднего предпринимательства состоит в сложности внедрения МСФО в национальную практику ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности, поскольку возникла проблема увеличения объема процедур при составлении отчетности в форматах, рекомендованных МСФО.

Международные стандарты финансовой отчетности для субъектов малого предпринимательства являются сводом методических рекомендаций, которые делают проще процедуры и правила оценки текущих хозяйственных операций, но не снижают информационные ценности для внешних пользователей при отражении в формах отчетности. Изменения коснулись и формальной стороны: баланс переименован в отчет о финансовом положении; отчет о прибылях и убытках — в отчет о совокупном доходе, о прибылях и убытках; доля меньшинства — в неподконтрольный пакет акций [1].

Оказались исключенными из МСФО для МСП: промежуточная отчетность, расчет прибыли на акцию, учет внеоборотных активов, предназначенных для продажи [1].

Значительным изменениям подверглись следующие разделы:

-          признание финансовых инструментов осуществляется по себестоимости или по первоначальной стоимости за вычетом амортизации, а также по справедливой стоимости;

-          гудвилл и прочие нематериальные активы, которые не имеют конечного срока использования, получили предельный срок амортизации — 10 лет;

-          учет капитала ассоциированных и совместных компаний ведется по первоначальной стоимости, по методу долевого участия и по справедливой стоимости;

-          совместные предприятия не подлежат пропорциональной консолидации;

-          на расходы текущего периода относятся затраты на исследования и разработки, а также расходы по обслуживанию займов;

-          государственные гранты признаются в качестве дохода;

-          комментарии, которые касаются остаточной стоимости, срока полезного использования, амортизации по объектам основных средств и нематериальных активов приводятся в случае значительных изменений;

-          инвестиционная собственность играет роль основного средства в оценке по себестоимости, если справедливая стоимость не может быть определена.

МСФО для субъектов малого и среднего предпринимательства позволяет выполнять менее 10 % требований, которые выполняют публичные компании, подготавливающие отчетность в соответствии с полным набором МСФО.

Ясное определение категории малых и средних предприятий, отвечающее требованиям международных стандартов финансовой отчетности, играет весьма существенную роль, так как с его помощью можно принять решение о способах ведения бухгалтерского учета, относящихся к данному классу предприятий.

В соответствии с первым разделом МСФО для субъектов малого и среднего бизнеса определяется, что предприятия данной категории:

-          не должны публиковать финансовую отчетность;

-          представляют финансовую отчетность только для внутренних пользователей (для владельцев компании, кредиторов, включая потенциальных).

Однако, предприятие публикует свою отчетность, если:

-          его задолженность или финансовые инструменты используются на фондовом рынке или находятся в процессе подготовки к такому использованию;

-          предоставляет активы в доверительное управление широкому кругу организаций, что является его основной деятельностью [1].

В развитие тенденций выхода на международный рынок отечественных предприятий в российское законодательство постепенно вносятся изменения, приближающие структуру и содержание финансовой отчётности к МСФО и в том числе к МСФО для субъектов малого бизнеса.

Федеральный закон № 402 «О бухгалтерском учете» для предпринимателей России с 2011 года изменил правила формирования учетных и отчетных данных. Владельцы малого бизнеса получили возможность, как и их коллеги за рубежом, формировать бухгалтерскую отчётность в упрощённом виде. Однако, начиная с 1 января 2013 года, ФЗ № 402 обязал малые и средние предприятия вести бухгалтерский учёт текущих операций и капитальных вложений в обязательном порядке. Применяемая система налогообложения уже не влияет на форму и содержание учетных регистров и бухгалтерской отчетности. Вступление в силу указанной нормы закона увеличивает затраты субъектов малого предпринимательства на оплату труда квалифицированных бухгалтеров.

Законом строго установлено, что освобождаются от ведения бухгалтерского учета — индивидуальные предприниматели — плательщики единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а упрощенный учет бухгалтерских операций могут осуществлять малые предприятия вне зависимости от осуществляемых видов деятельности.

Комплект годовой бухгалтерской отчетности коммерческой организации включает бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и пояснения к ним, как указано в ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Для некоммерческих организаций он состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и пояснений к ним (ч. 2 ст. 14 Закона № 402-ФЗ) [4].

Субъекты малого предпринимательства предприятия получили право составлять бухгалтерскую отчетность в объеме: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. В соответствии с п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.

Содержание форм бухгалтерской отчетности утверждены приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Субъекты малого бизнеса в соответствии с приказом Минфина России от 17.08.2012 № 113н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 66н» могут заполнять упрощенные бланки баланса и отчета о финансовых результатах, в которых осуществляется увеличенное отражение показателей [3]. Однако, заинтересованные организации — субъекты малого предпринимательства вправе формировать отчетность и по общим правилам и формам.

Основное изменение коснулось отражения числовых показателей бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период: данные приводятся минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному, в отчетности все существенные показатели отражают обособленно, детализацию показателей по статьям отчетов организации определяется самостоятельно.

Бухгалтерский баланс характеризует финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату, при этом актив баланса малого предприятия может состоять из пяти строк: материальные внеоборотные активы; нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы; запасы; денежные средства и денежные эквиваленты; финансовые и другие оборотные активы.

Пассив «упрощенного» баланса может быть таким же лаконичным, как и актив. Он состоит из следующих статей: капитал и резервы; долгосрочные заемные средства; другие долгосрочные обязательства; краткосрочные заемные средства; кредиторская задолженность; другие краткосрочные обязательства.

Но не все субъекты малого бизнеса следуют сжатой технологии формирования баланса и стремятся привести все строки — расшифровки общей статьи баланса. Например, статью запасы, уточняют расшифровкой остатков по счетам учета материалов, готовой продукции, незавершенного производства и т. п., что повышает аналитические возможности бухгалтерского баланса для внешних пользователей.

Упрощенная форма отчета о финансовых результатах состоит всего из семи строк: выручка; расходы по обычной деятельности; проценты к уплате; прочие доходы; прочие расходы; налоги на прибыль (доходы); чистая прибыль (убыток) [2].

Субъекты малого предпринимательства для организации ведения бухгалтерского учета обязаны разработать учетную политику, отталкиваясь от особенностей функционирования. Положение по бухгалтерскому учету «учетная политика организации» ПБУ 1/2008, а также практика его реализации на малых предприятиях свидетельствует о разнообразных подходах к созданию учетной политики.

Новый закон установил сроки хранения составленных форм бухгалтерской отчетности, которые составляют не менее 5 лет, однако, Налоговый кодекс РФ определяет другой срок — 4 года.

Российское законодательство строго устанавливает порядок формирования бухгалтерской отчетности в случаях создания, реорганизации и ликвидации компании.

Компаниям — субъектам малого предпринимательства, применяющим упрощенные режимы налогообложения, сделано формальное послабление: начиная с января 2013 года, позволено не представлять квартальную отчетность, а отчитаться лишь в 2014 году, когда им нужно будет подвести итоги 2013 года. Экземпляр годовой бухгалтерской отчетности нужно предоставить не позднее 3 месяцев после окончания отчетного периода.

Следует отметить, что у российских организаций субъектов малого бизнеса, которые прежде не проводили бухгалтерский учет на регулярной основе, могут возникнуть проблемы формирования показателей даже упрощенных форм бухгалтерской отчетности, особенно это имеет отношение к микропредприятиям, которые не имеют штатных единиц бухгалтерских работников.

В заключении хотелось бы отметить, что, несмотря на очевидные преимущества упрощенных процедур формирования отчетности малым бизнесом как в отечественной, так и зарубежной практике, еще не сложились условия, когда методики оценки статей отчетности будут гармонизированы и напрямую формироваться с учетом требований Международного стандарта финансовой отчетности для малых и средних предприятий (International Financial Reporting Standard for Small and Medium-sized Entities). Однако, упрощенный стандарт может использоваться небольшими российскими компаниями при трансформации отечественной отчетности в международный формат для получения кредитов международных банков, что необычайно актуально в период высоких ставок национального финансирования, вызванных экономическим кризисом.

Литература:

1.                  Международный стандарт финансовой отчетности (МСФО) для малых и средних предприятий

2.                  Письмо Минфина РФ от 27.07.2012 № 07–02–10/94

3.                  Приказ Минфина России от 17.08.2012 № 113н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 66н»

4.                  Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Основные термины (генерируются автоматически): финансовая отчетность, бухгалтерский учет, бухгалтерская отчетность, малый бизнес, малое предпринимательство, бухгалтерский баланс, предприятие, среднее, субъект малого, Международный стандарт.


Похожие статьи

Специфика управления малым предприятием в современных условиях: особенности и риски

Особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности в России и за рубежом

Проблемные аспекты внедрения системы управленческого учета затрат на предприятиях строительной отрасли

Особенности современных требований к системе менеджмента качества строительных организаций в России

Особенности методики составления консолидированной отчетности железнодорожного транспорта в соответствии с МСФО

Специфика и виды информационно-рекламных источников в профориентационной работе вузов

Особенности банковского функционирования на современном этапе

Методики оценки эффективности рынков услуг в интеграционных объединениях

Особенности образовательной деятельности высших учебных заведений и их влияние на управленческий учет затрат

Роль службы внутреннего аудита в управлении затратами (отечественная и зарубежная практика)

Похожие статьи

Специфика управления малым предприятием в современных условиях: особенности и риски

Особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности в России и за рубежом

Проблемные аспекты внедрения системы управленческого учета затрат на предприятиях строительной отрасли

Особенности современных требований к системе менеджмента качества строительных организаций в России

Особенности методики составления консолидированной отчетности железнодорожного транспорта в соответствии с МСФО

Специфика и виды информационно-рекламных источников в профориентационной работе вузов

Особенности банковского функционирования на современном этапе

Методики оценки эффективности рынков услуг в интеграционных объединениях

Особенности образовательной деятельности высших учебных заведений и их влияние на управленческий учет затрат

Роль службы внутреннего аудита в управлении затратами (отечественная и зарубежная практика)

Задать вопрос