Сегодня профессиональное образование постепенно перестает быть исключительно процессом подготовки человека только к профессиональной деятельности. Его назначение все больше заключается также в выполнении определенной совокупности гуманистических задач и функций по воспитанию ученика ПТУ, формированию и развитию его личности, привитию общей культуры, духовности, морально-этических принципов и убеждений. Это значит, что сегодня общество требует от профессионального образования эффективной подготовки человека к успешной жизни и деятельности в чрезвычайно сложных и динамичных условиях современного меняющегося мира.
Успешность профессиональной деятельности в значительной степени зависит от того, насколько индивидуальные психологические качества специалиста соответствуют требованиям профессии, насколько полно личность воспринимает традиции, нормы и правила поведения в определенной профессиональной среде. Это дает основания говорить о месте и значимости профессиональной культуры, путей ее формирования как важного фактора развития и становления профессиональных качеств личности.
Изучению профессиональной культуры будущих специалистов различных профессий посвящены труды Г. А. Балла, М. Г. Бойко, А. Г. Выдры, А. В. Винеславськой, Н. И. Волошко, Е. А. Климова, А. В. Просфоры, В. В. Рыбалки и др.
В деле подготовки будущего специалиста ведущая роль принадлежит формированию его профессиональной культуры, по своей сути являющейся процессом преобразования общественно-профессиональных ценностей в личностные. Современный человек в условиях открытого мира оказался пред чрезвычайной свободой выбора (системы образования, сфер деятельности и т. д.), но главный вопрос заключается в том, готов ли человек к этому выбору. Н. В. Крылова придерживается мнения, что профессиональная культура — не просто умение определить и выбрать лучшую культурную норму, а скорее стремление использовать новые культурные образцы. На ее взгляд, профессиональная культура является состоянием самовосстановления собственной культуры и культурной идентичности в образовании, причем подвергается постоянным изменениям [7, с. 205].
Таким образом, ценности профессиональной деятельности, в процессе интериоризации становятся основой ценностных ориентаций и внутренней культуры личности выпускника ПТУ, определяют его отношение к профессиональной деятельности, профессиональную и гражданскую позицию, дальнейшие успехи в выбранной профессии. Существует несколько подходов к обоснованию сути профессионализма специалиста: личностный (основывается на определении профессионально важных качеств специалиста как субъекта труда), деятельностный (базируется на выявлении закономерностей профессионального роста через изучение результативности его деятельности), целостный (основан на взаимосвязанном изучении личностного и профессионального роста) [8, с. 4].
От воспитания и образования будущих специалистов зависят социально- экономические, политические и культурные изменения общества. Содействие совершенствованию культуры учащихся на основе обогащения социокультурного опыта человечества является главным назначением образовательно — воспитательной деятельности. Основные ее принципы, указанные в Законе Украины «Об образовании», предусматривают достижения гуманистического характера процесса образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья личности, свободного ее развития. Существенным условием становления гуманистического характера образования является личное восприятие специалистами общечеловеческих ценностей, овладение широким контекстом развития культуры [2, с. 5].
Поскольку профессиональная культура будущего специалиста формируется в процессе изучения как специальных, так и социально-гуманитарных дисциплин, она слагается в результат целостной подготовки учащихся, развития их заинтересованности и ответственности за результаты этой деятельности. По мнению В. А. Семиченко, сущность процесса формирования профессиональной культуры состоит в том, чтобы помочь будущему специалисту осознать сущность выбранной профессии, ее требования к исполнителю, цели, содержание и функции профессиональной деятельности, возможные индивидуальные стратегии выполнения профессиональных обязанностей, специфику профессионального мастерства и пути овладения ею, приемы творческой адаптации к содержанию и структуре профессиональной деятельности [11, с. 114].
Профессиональная культура личности выступает основой для систематизации профессионально важных качеств специалиста, для создания идеальных профессиональных моделей личности, что имеет важное теоретическое и практическое значение для культуры труда и профессиональной деятельности.
Теория и практика, как система знаний, умений и навыков является феноменом профессиональной культуры, характеризующая уровень личностных качеств будущего специалиста. По определению, которое предоставляет культурологический словарь, профессиональная культура характеризует уровень и качество профессиональной деятельности, зависит от социально-экономического состояния общества и добросовестности в овладении определенными знаниями, навыками конкретной профессии и их практическом использовании. По мнению А. И. Капской, профессиональная культура, кроме необходимых знаний, умений и навыков включает в себя определенные личностные качества, нормы отношения к различным составляющим профессиональной деятельности [6, с. 134].
Уровень сформированности профессионально значимых качеств человека детерминирует успех его профессиональной деятельности. В процессе профессионального развития происходит овладение будущим специалистом «системой профессионально важных качеств», куда входят «коммуникативные, мотивационные, характерологические, рефлексивные, образовательные, интеллектуальные, психофизиологические свойства человека» [5, с. 733].
На основе обобщений результатов исследований профессионально важных качеств человека А. Санникова выделяет те качества, которые по мнению ученой, имеют универсальный характер: ответственность, самоконтроль, эмоциональная устойчивость, склонность к риску и т. д.. Для представителей разных профессий автор определяет специфические характеристики и акцентирует, что “огромное количество возможных сочетаний и вариаций делает невозможным исследование личности и ее индивидуального становления вне учета их в многоуровневую структуру личности профессионала» [10, с. 46].
Система качеств, обусловливающих успешное овладение будущими специалистами избранной профессией, достаточно четко освещена в исследовании В. И. Андреева, который характеризует 9 блоков качеств: мотивационно-творческая активность и направленность личности к деятельности; интеллектуально-логические способности; интеллектуально — эвристические способности; мировоззренческие качества; моральные качества; эстетические качества; коммуникативно-творческие способности; способности к самоуправлению, индивидуальные особенности, которые служат залогом эффективной деятельности (в данном случае учебно-творческая деятельность). Как видим, В. И. Андреев, характеризуя продуктивность деятельности будущих специалистов в процессе овладения профессиональными знаниями и опытом ее организации, к профессиональным качествам личности относит и их способности (логические, интеллектуальные, творческие и т. д.) к индивидуально-психологическим свойствам [1, с.6].
Предметное поле исследования профессиональной культуры охватывает вопросы о сущности социализации как феномена культуры; нормы и значимость культуры как средства социализации; статусное значение культурных норм в разных социальных средах; статусную роль культуры в условиях массового производства. Составной профессиональной культуры является готовность к постоянной продуктивной творческой деятельности, в процессе которой происходит усвоение человеком общественно-исторического опыта, отраженного в предметах материальной и духовной культуры. Ее эффективность во многом зависит от положительного эмоционального фона в жизнедеятельности, установки на поиск истины, что является существенным компонентом понятия «личного смысла жизни ".
Опираясь на теоретические разработки ученых, мы рассматриваем профессиональную культуру как неотъемлемую часть общей культуры личности, основанный на сознательном усвоении, непрерывном развитии и использовании целостной системы специальных и социально-гуманитарных знаний, умений и навыков, ценностей, профессионально важных качеств по эффективной профессиональной деятельности в ситуациях, требующих мобилизации личностных ресурсов учащихся ПТУ.
Формирование профессиональной культуры в условиях образовательно- воспитательной работы осуществляется по следующим направлениям: развитие профессиональной индивидуальности, то есть овладение комплексом профессиональных знаний, умений и навыков, и воспитания — привлечение к социокультурному опыту профессии и общества в целом, выработка комплекса качеств, необходимых для развития профессионального самосознания и творческой активности [4 с. 26].
Эффективными путями формирования профессиональной культуры будущих специалистов в условиях ПТУ являются: организация целостного учебно-воспитательного процесса и его ориентация на развитие всех компонентов профессиональной культуры (информационного, проектного, художественного и т. д.); структурирование содержания профессиональной подготовки на основе неразрывной связи с усвоением социально- гуманитарных и профессионально-ориентированных предметов, выработка профессиональных качеств на основе сочетания технических, информативных и художественно-композиционных компетенций.
Среди важных качеств высокоэффективной профессиональной подготовки учащихся выделим основные составляющие уровни профессиональной культуры будущего специалиста, которыми являются: профессиональная грамотность, профессиональная компетентность, мотивационно-ценностный и эмоционально-чувственный компоненты. Следует учитывать, что эти компоненты профессиональной культуры в целом взаимосвязаны, а межкомпонентные связи взаимообусловлены. Для формирования профессиональной культуры первостепенное значение имеет мотивация саморазвития и личностного роста будущего работника. Как отмечает А. А. Деркач, личность должна овладеть способностью к проектированию саморазвития и к организации в границах своей творческой деятельности условий для самореализации [3, с. 575].
Экспериментальные исследования, проводимые в профессионально-технических училищах, позволили выделить четыре уровня сформированности профессиональной культуры у будущих специалистов сферы производства и бытового обслуживания: элементарный, репродуктивный, реконструктивный, творческий.
Элементарный уровень характеризуется несформированностью компонентов профессиональной культуры. Профессиональные знания, умения и навыки учащихся недостаточны для эффективного выполнения функций будущей деятельности, отсутствуют профессионально важные качества и стремление к самосовершенствованию. Низкий уровень теоретической подготовки сочетается с неразвитыми творческими способностями учащихся, их неготовностью принимать самостоятельные решения. Ценностные ориентации не связаны с профессиональной деятельностью. Ученики не готовы к продуктивной профессиональной коммуникации, четкого выражения и аргументации своих взглядов, налаживанию конструктивных отношений с партнерами по общению. Слабо знают компьютерные технологии, не готовы к их эффективному использованию в процессе профессиональной подготовки и в будущей профессиональной деятельности, не способны ориентироваться в больших объемах информации, испытывают трудности в ее поиске и использовании.
Репродуктивный уровень характеризуется недостаточной сформированностью большинства компонентов профессиональной культуры. Ученики с этим уровнем хотя и овладели определенным объемом базовых профессиональных знаний, однако не всегда способны оперативно и гибко применять их в практической деятельности Теоретическая подготовленность не подкреплена соответствующими умениями. В профессиональном общении они ориентируются в основном на личный опыт, интуитивно выработаны и недостаточно осознаваемые коммуникативные установки. Учащихся с этим уровнем отличает недостаточная сформированность профессионально важных качеств и нечеткие представления о ценностях и этических стандартах будущей профессиональной деятельности.
Реконструктивный уровень отличается достаточной сформированностью основных компонентов профессиональной культуры, необходимых для выполнения функций будущей деятельности. Ученики осознают собственные моральные ценности, знакомы с нормами профессиональной этики, имеют профессионально важные качества, стремятся к профессиональному самосовершенствованию, усвоили базовые профессиональные знания и умения, однако способны применять их только в типичных ситуациях профессиональной деятельности. Испытывают трудности, когда приходится действовать в новых условиях и принимать нестандартные решения, поскольку недостаточно готовы к профессиональному творчеству.
Творческий уровень характеризуется сформированностью всех компонентов профессиональной культуры. Ученики имеют разносторонние и прочные знания и умения, способны гибко и результативно применять их в профессиональной деятельности, активно и творчески подходят к выполнению своих обязанностей, готовы самостоятельно принимать решения в нестандартных ситуациях. Отличаются сложившимися профессиональными качествами, устойчивыми профессионально-нравственными ценностными ориентациями, стремлением к постоянному профессиональному самосовершенствованию. Проявляют гибкость в профессиональной коммуникации, умении учитывать особенности ситуации и партнеров по совместной деятельности, налаживать конструктивные отношения и формировать благоприятный эмоциональный микроклимат в коллективе. Знают компьютерные технологии, умеют искать, хранить, использовать и передавать профессионально важную информацию.
Технология формирования профессиональной культуры состоит из нескольких этапов. Первым этапом является прогнозирование развития общей культуры. Это процесс определения уровня культуры в настоящее время и выбор форм и методов воздействия на уровень развития профессиональных качеств — культурной компетентности и профессиональной культуры, которые являются для специалиста первоочередными, соответственными с целями его профессиональной деятельности. Учитывая, что требования к профессиональной культуры специалиста оговариваются квалификационными требованиями к будущей профессии, условиями производства, профессиональными знаниями и умениями, правилами поведения, основными этапами прогнозирования развития профессиональной культуры следует считать:
- анализ-исследование сегодняшнего состояния профессиональной культуры ученика ПТУ, изучение морально-духовного климата в учебной группе и взаимоотношений между педагогами и воспитанниками;
- оценка индивидуального уровня культуры будущего специалиста, ценностных ориентиров, владение различными видами культур, характер, жизненный опыт, способности к обучению, убеждения и уровень честолюбия;
- выбор метода диагностики, исследования, анкетирование, рейтинг, экспертное исследование;
- диагностика — определение характера и состояния культурной компетентности инженерно-педагогического коллектива согласно компонентам, элементам структуры формирования профессиональной культуры, критериями ее оценки и уровнями сформированности;
- моделирование профессиональной культуры — определение изменений, которые желательно осуществить в процессе учебно-воспитательной деятельности и оценивание профессиональной культуры специалиста согласно структуре, компонентам и критериям её оценки, а именно:
а) разработка текущих нормативных стандартов профессиональной культуры, профессиограмм, которые будут определять достаточный уровень культурной компетентности будущего специалиста;
б) разработка текущих требований к специалисту в процессе его профессионально- квалификационного и профессионально-культурного развития, которые бы отражали систему ценностей, норм всей дальнейшей жизнедеятельности.
Профессиональная культура будущего специалиста должна формироваться благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям на личность через раскрытие возможностей ученика, мотивов, профессионально значимых качеств в процессе целенаправленного взаимодействия на уровне " педагог-ученик ". Основные принципы профессионального образования и модели «человекоцентристского обучения» должны стать концептуальной основой формирования профессиональной культуры учащихся в процессе целостной профессионально-гуманитарной подготовки.
С этой целью главной задачей ПТУ является создание организационных и психолого-педагогических условий для развития творческой личности, субъекта собственной жизни, способного на самостоятельные выработки позитивных идей, гуманное отношение к людям. Повышение уровня профессиональной культуры учащихся должно осуществляться путем механизма оптимизации их взаимоотношений с преподавателями благодаря реализации личностно-ориентированной модели взаимодействия между ними, использования интерактивных методов обучения.
Образовательное пространство в целом должно стать источником саморазвития и непрерывного самосовершенствования будущего специалиста, естественным следствием которого будут изменения в направлении повышения уровня его профессиональной культуры. Как отмечает Ю. К. Чернова, сегодня требованием общества к специалистам является не профессионализм, а профессиональная культура, потому что нарастающий динамизм развития общества требует от человека высококачественной прогнозируемости и гуманистической обоснованности своих действий на социоприродную обстановку, то есть требуется высокий профессионализм на основе гуманизма, а это опять же культура, только профессиональная [12, с. 17].
Уровень профессиональной культуры будущих специалистов находится в прямой зависимости от уровня их профессионального мастерства. Ученик с низким уровнем сформированности профессиональной культуры является практически неподготовленным для выполнения своих профессиональных обязанностей, так как высокий уровень профессиональной культуры соотносится с высоким уровнем профессионального мастерства и способствует повышению профессиональных качеств специалиста, а соответственно его конкурентоспособности.
В структуру профессиональной культуры личности будущего специалиста следует включить такие ее качества: способности, характер, темперамент, эмоции, волю, мотивацию, социальные установки. С. Л. Рубинштейн так обобщил личностные качества: «Способности человека — это проявление его способностей к учебе и труду. Воля в специфическом смысле этого слова, которая поднимается над уровнем природных органических влечений, предполагает существование общественной жизни, в которой поведение человека регламентируется нравственностью и правом. Становление воли — это становление субъекта, способного к самоопределению. Темперамент — это динамическая характеристика психической деятельности личности; характер обусловливает предназначение человека как субъекта деятельности, который выделяет его среди окружающих и конкретным образом относится к нему. Знать характер человека — это значит знать его существенные черты, через которые определяются его действия» [9, с. 108].
Формирование профессиональной культуры в профессионально-техническом учебном заведении предполагает выполнение следующих организационно-педагогических условий:
- планирование структурно-функционального процесса формирования профессиональной культуры (цели, этапы, подходы, принципы, критерии, уровни и показатели направленности профессиональной культуры будущих специалистов);
- готовность коллектива инженерно-педагогических работников к формированию профессиональной культуры учащихся на основе интеграции всех видов культуры;
- готовность учащихся профессионально-технических училищ к восприятию профессиональной культуры.
На основе вышеупомянутых организационно-педагогических условий формирования профессиональной культуры будущих специалистов предлагаем составляющие основной модели методических подходов, которые соответствуют целям, этапам и компонентам становления профессиональной культуры:
- — гуманистический и организационный подход — для целеполагания, подготовки и обеспечения формирования профессиональной культуры учащихся, где основой формирования профессиональной культуры воспитанников является целенаправленная работа инженерно-педагогических работников, основанная на интегрированном подходе к профессиональному и культурологическому образованию;
- личностный и аксиологический подход — для работы с учащимися в процессе подготовки их к восприятию профессиональной культуры, что предполагает ориентацию на развитие личности и обеспечение готовности к восприятию профессиональных ценностей и культурологических основ профессии;
- компетентностный и культурологический подход — для гармонизации профессиональных и культурологических составляющих подготовки на основе развития творческих компетенций будущего специалиста.
Педагогическая технология формирования профессиональной культуры будущих специалистов предполагает использование таких ее составляющих компонентов: организационно-целевого, мотивационно-ценностного, профессионально- культурологического.
Организационно-целевой компонент предполагает умение педагога поставить цель, определить пути, методы, средства формирования профессиональной культуры и последовательно осуществлять их как реализацию поэтапных задач. Качественным показателем сформированности этого компонента является умение отстаивать и обосновывать собственную позицию, критически мыслить, осуществлять самовоспитание.
Мотивационно-ценностный компонент отражает интерес и положительное — отношение к явлениям культуры; художественную оценку произведений искусства и окружающей жизни, умение превращать знания в убеждения о необходимости формирования культуры общения; личное отношение к поведению, требованиям, поступкам, действиям, желание осознавать в каких отношениях с окружением человек находится, и соответственно этому корректировать свое поведение. Показателем сформированности этого компонента является убежденность в необходимости самовоспитания и самосовершенствования, социально-ценностные мотивы поведения.
Профессионально-культурологический компонент предполагает наличие определенного объема необходимых знаний для овладения культурой межличностных отношений. Основными показателями этого компонента является осознание потребности в формировании культуры общения, понимания ее необходимости для повседневной жизни и обеспечения взаимопонимания в будущем, создания положительного микроклимата в коллективе.
Педагогическая диагностика сформированности профессиональной культуры основывается на методах теоретического анализа педагогических подходов к определению качественных критериев профессиональной культуры. На основе трехкомпонентной структуры определены такие ее критерии: знания закономерностей и выразительных средств (объем теоретических знаний о культуре на междисциплинарном уровне, знание ее функций и содержания, умение осуществлять культурологический анализ явлений и ситуаций); способность адекватно воспринимать профессиональные ситуации (чувствовать особенности ситуации, видеть положительное в действительности, владеть культурой речи и т. д.); умение создавать позитивные ситуации в различных видах профессиональной деятельности.
Научно-педагогические исследования и личный опыт практической работы в системе профессионально-педагогической деятельности позволили выявить ряд противоречий между динамикой развития профессиональной подготовки будущего специалиста и практикой его культурологической образованности; реальным уровнем общей культуры и ее отдельных видов; требованиями общества с развитой экономикой и культурным уровнем к современному высокообразованному, конкурентоспособному специалисту.
В процессе учебно-воспитательной работы в профессионально-технических учебных заведениях профессиональная культура, как важный фактор качественной подготовки будущего специалиста, должна быть направлена на:
- выявление противоречий, которые опосредствуют реализацию задачи формирования профессиональной культуры специалистов;
- выяснение роли и места элементов профессиональной культуры в профессиональной компетентности будущих специалистов;
- определение факторов, которые обусловливают социальный заказ на уровень и структуру профессиональной культуры специалиста определенной сферы деятельности;
- определение условий, целей, принципов и функций в процессе формирования профессиональной культуры будущего специалиста, а также соответствующих путей, форм, методов и содержания.
Профессиональную культуру будущего специалиста мы рассматриваем не только как сумму профессиональных знаний, умений и навыков, а как часть общей духовной культуры, которая проявляется в профессиональной компетентности, готовности к анализу и оценке профессионально-этических проблем, принятии самостоятельных решений, коммуникативного мастерства, сознательной готовности к самообразованию, саморазвитию, постоянному профессиональному совершенствованию.
Литература:
1. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания: основы педагогики творчества / В. И. Андреев. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. — 238 с.
2. Державна національна програма,,Освіта — України ХХІ століття”. — К.: Райдуга, 1994.
3. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. — М.:Изд-во Московского психолого-социального института. — Воронеж: НПО,,МОДЭК”, 2004. — 752 с.
4. Зиятдинова Ф. Г. Социальные проблемы образования / Ф. Г. Зиятдинова. — М.: Издательство государственного гуманитарного университета, 1999. — 282c.
5. Енциклопедія освіти // Акад. пед. наук; гол. ред. В. Г. Кремень. — К.: Юрінком Інтер, 2008. — 1040 с.
6. Капська А.Й Соціальна робота: деякі аспекти роботи з дітьми та молоддю: Навчально-методичний посібник. — К.: УДЦССМ, 2001. — 2001 с.
7. Крылова Н. В. Культурология образования /Culturology of education\ N. V. Krylova. — М.: Народное образование, 2000. — 272 с.
8. Куницкая Ю. И. Философско-теоретическое основание изучения педагогического профессионализма / Ю. И. Куницкая // Педагогика. — 2004. — № 6. — С. 21–25.
9. Основи практичної психології: Підручник / В. Панюк, Т. Титаренко, Н. Чепелева. — К.: Либідь, 2001. — 394 с.
10. Санникова О. П. Эмоциональность в структуре личности / О. П. Санникова. — Одеса — Хорс, 1995. — 334 с.
11. 11.Семиченко В. А. Пути повышения изучения психологии / В. А. Семиченко. — К.: Магистр — S, 1997. — 124 с.
12. Чернова Ю. К. Профессиональная культура и формирование ее составляющих в процессе обучения. — Москва — Тольятти: Изд-во ТолПи, 2000. — 163 с.