Проектирование события индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности студента | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 06.04.2014

Статья просмотрена: 849 раз

Библиографическое описание:

Фролова, С. В. Проектирование события индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности студента / С. В. Фролова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 1120-1122. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9890/ (дата обращения: 16.11.2024).

В статье раскрывается сущность понятия события индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности, дается характеристика этапов его проектирования и реализации.

Ключевые слова: событие, индивидуальный образовательный маршрут внеучебной деятельности, воспитание студентов, проектирование.

Современное высшее педагогическое образование несет в себе миссию — «образовать» не только специалиста, но прежде всего личность педагога, обладающую духовным, нравственным сознанием, отражающимся в суждениях, поступках, в его поведении. Средством индивидуализации процесса воспитания студентов является индивидуальный образовательный маршрут внеучебной деятельности (ИОМ), включающий в себя цепь воспитательных событий, направленных на единую цель — воспитание духовно-нравственной личности будущего педагога.

Ценностно-содержательный компонент индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности составляют события, реализуемые в рамках индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности (ИОМ) и соответствующие его задачам.

Индивидуальный образовательный маршрут внеучебной деятельности — это персонально-событийный путь реализации личностного потенциала студента в процессе внеучебной деятельности в вузе в соответствии с личными предпочтениями и интересами обучающегося [3].

Такой маршрут состоит из цепи событий, содержание которых аксиологически насыщенно духовно-нравственными ценностями. Воспитательное событие воздействует на личность студента как факт увиденного, пережитого, оставивший глубокое впечатление. Воспитательное событие воздействует на личность студента как факт увиденного, пережитого, оставивший глубокое впечатление. В БСЭ событием называется происшествие, явление, произошедшее в общественной жизни. Личностный аспект события раскрывается в философии постмодернизма. М. Хайдеггер считал, что событие представляет собой единство двух начал — Бытия и Времени — и именно в событии человек способен к осуществлению, вычленении себя в Бытии [5].

В исследованиях В. И. Слободчикова, М. Д. Хилиной, А. А. Попова индивидуальное образовательное событие рассматривается как ситуация, которая проживается, осознается человеком как значимая в его собственном образовании и времени.

Г. Е. Соловьев определяет событие как вариант сообщения информации, который содержит в себе богатый эмпирический материал и направлен на интерпретацию и осмысление значимых категорий для личности человека [1, с.107].

Организация события ИОМ внеучебной деятельности включает в себя несколько содержательных компонентов:

1.                  Проективно-организационный;

2.                  Технологический;

3.                  Деятельностный;

4.                  Рефлексивно-диагностический.

Проективно-организационный компонент

События ИОМ внеучебной деятельности отражаются в графике инвариантного образовательного маршрута. Проективно-организационный компонент события ИОМ внеучебной деятельности является его фундаментом, благодаря которому определяется его сущность и аксиологическое насыщение. В вузе студенты, особенно на старших курсах, становятся организаторами различных событий и разнообразных видов деятельности: общественно-политической, художественной, трудовой, спортивной, волонтерской, туристической, экологической и т. д. Каждый из видов событий имеет свою цель, задачи, содержание, посредством и в процессе их реализации осуществляется воспитание студентов — участников деятельности. Организаторам воспитания необходимо выдвигать не только цель события (деятельности), но и цель воспитания, в противном случае участие в событии может быть либо нейтральным в воспитательном отношении процессом, либо менее значительным, чем ожидалось. Проективно-организационный компонент включает несколько операций:

Операция планирования события. Организатор ИОМ внеучебной деятельности составляет график инвариантного образовательного маршрута, в котором отражаются все события воспитательного процесса. Данная операция направлена на:

-       определение ценностно-смыслового содержания события;

-       определение его места в цепи событий воспитательной деятельности;

-       определение цели и задач события ИОМ;

-       определение целевой аудитории события ИОМ.

Операция предварительной экспертизы события. Очень важным моментом является оценка потенциальных рисков и возможностей в реализации события ИОМ. Здесь нужно определить, что является риском, а что сопутствующим фактором к успешной реализации события. Таким образом, учитывая анализ организуемого события, существует вероятность предотвращения определенных рисков и использование выигрышных позиций в организации события ИОМ.

Таблица 1

Экспертная оценка эффективности организации события ИОМ внеучебной деятельности

Показатели эффективности организации события

Потенциальные риски

Потенциальные возможности

1. Оценка актуальности события

2. Оценка эффективности выбранных средств реализации события

3. Оценка эффективности выбранной формы события

4. Оценка соответствия целей и задач события целям воспитательной деятельности вуза

5. Оценка кадрового сопровождения в организации события

6. Оценка технической возможности реализации события

7. Оценка потенциальной информационной перегруженности студента в контексте учебной и внеучебной деятельности

Технологический компонент. Технологический компонент заключается в выборе определенных средств реализации события в соответствии с его формой и направленностью. Организатором ИОМ определяется педагогическое сопровождение события, осуществляется выбор определенной методики проведения события в зависимости от его формы и целей. В соответствии с его целями и задачами событие может быть реализовано в формах круглого стола, диспута, дискуссии, тренинга, волонтерской акции, конкурса, творческого вечера, студенческой пресс-конференции, социального проектирования, флеш-моба, праздника, литературно-музыкальной композиции, брейн-ринга, мозгового штурма, деловой игры и др.

Деятельностно-процессуальный компонент. Взадачи данного компонента входит непосредственная реализация события во внеучебном пространстве вуза. Деятельностно-процессуальный компонент включает в себя несколько операций:

Операция подготовки события. Организаторами события ИОМ обозначается организационная группа, выполняющая необходимые функции в проведении события, составляется план события, разрабатывается его сценарий, информируется целевая аудитория события, администрация вуза, профессорско-преподавательский состав, составляется список участников события.

Операция проведения события. Данная операция заключается в реализации события, которая включает в себя обеспечение материально-техническим сопровождением, регистрацию участников, проведение события, подведение итогов.

Рефлексивно-диагностический компонент. После реализации событий организаторам и участникам необходимо подвести итоги, провести анализ эффективности события и рефлексию участников.

Таблица 2

Оценка эффективности реализации события ИОМ внеучебной деятельности

Критерии эффективности реализации события ИОМ

Оценка (высокая, средняя, низкая)

1. Актуальность события в воспитательном пространстве вуза

2. Эффективность реализации целей и задач события

3. Степень информированности аудитории вуза в проведении события

4. Уровень включенности целевой аудитории в событие

5. Эффективность педагогического сопровождения события

6. Оценка технических возможностей

7. Результативность события в целом

Составляющей анализа эффективности реализации события является рефлексия организаторов и участников события. Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека [2]. Рефлексия позволяет проанализировать эффективность события и его соответствие своим личным мотивам, позволяет проанализировать уровень приобретения нового знания и опыта, оценку переосмысления духовно-нравственных ориентаций.

Оценка успешности реализации события осуществляется благодаря таким методам исследования как анкетирование, наблюдение, опрос, беседа и др.

События внеучебной деятельности вуза представляются в виде актуальных форм воспитательной деятельности. Индивидуальный образовательный маршрут внеучебной деятельности реализуется в различных формах взаимодействия: беседы, дискуссии, диспуты, деловые игры, лектории, тренинги, решение проблемных ситуаций, практикумы, акции, флеш-мобы, веревочный курс, экскурсии, семейные вечера, литературно-музыкальные композиции, конкурсы, праздники. В условиях вуза используются массовые (тематические вечера, спортивные соревнования, мероприятия по облагораживанию территории), групповые (секции, кружки, студии, клубы), индивидуальные (беседы, индивидуальные задания) формы воспитательной работы со студентами. Методика подготовки и проведения массовых и групповых мероприятий имеет индивидуальный характер, который определяется уровнем методической культуры и интересами организаторов мероприятий. События ИОМ воплощаются в индивидуальных, массовых и групповых формах воспитательной деятельности.

Литература:

1.      Соловьев Г. Е. Событийный подход в воспитании школьников/ Вестник удмурдского университета, 2009, вып № 2, С. 103–111

2.      Словарь практикующего психолога. Режим доступа: http://www.psyho.ru/dictionaries/golovin-syu-slovar-prakticheskogo-psixologa/metod-diskussii-gruppovoj/

3.      Фролова С. В. Проектирование индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей у студентов: Учеб. пособие/ под ред. В. В. Николиной — Н. Новгород: — 2012. –218 с.

4.      Рикёр, П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. — 1989. — № 2. — С. 41–50.

5.      Хайдеггер М. Время и бытие. — М.: Республика, 1993, с. 72.

Основные термины (генерируются автоматически): внеучебная деятельность, индивидуальный образовательный маршрут, событие, воспитательная деятельность, задача события, организация события, проведение события, воспитательное событие, глубокое впечатление, деятельностно-процессуальный компонент.


Похожие статьи

К вопросу о значении самостоятельной деятельности студентов вузов

В статье рассмотрено значение самостоятельной деятельности студентов вузов для формирования личностного новообразования — самостоятельно-деятельностной компетентности. Рассмотрены основные составляющие самостоятельной учебной деятельности, педагогиче...

Современный руководитель дошкольной образовательной организации: имидж и профессиональные обязанности

В статье авторы указывают на значимость дошкольного детства в дальнейшем становлении каждого человека, концентрируя внимание на вопросах управления дошкольной образовательной организацией. Представлена характеристика наиболее ценных качеств современн...

Задачи педагогического обучения дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной профессиональной деятельности

Стремительное развитие современного общества определяет приоритеты и преобразования в сфере высшего дизайн- образования. Заметно актуальной становится проблема формирования профессиональных способностей студентов--будущих дизайнеров, подготовка их к ...

Категория «готовности к самопрезентации» как цель и конечный результат профессиональной подготовки студентов туристского вуза

В статье автор рассматривает трактовку понятия «готовность» с различных на-учных точек зрения и раскрывает сущность категории «готовность к самопрезентации» для студентов туристского вуза, учитывая специфику их будущей сферы деятельности.

Организация проектной деятельности на уроках литературы

В статье рассматривается проблема организации проектной деятельности на уроке.

Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя

Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.

Модель профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры на основе контекстного и проектного обучения

В статье рассмотрена сущность моделирования в рамках проектирования, определены разновидности моделей, выделены основные концептуальные положения модели профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры на основе контекстного и проектн...

Проектирование урока информатики, направленного на формирование универсальных учебных действий

В статье рассматриваются особенности и возможности проектирования урока, в свете нового Федерального государственного образовательного стандарта. Выделяются цели, задачи, типы и этапы урока, направленного на формирование универсальных учебных действи...

Моделирование педагогического сопровождения становления образа «Я» ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе

В статье представлен синтез методологических подходов как обоснование структурно-функциональной модели педагогического содействия становлению образа «Я» ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе.

Социальное развитие персонала организации

В данной статье рассматривается вопрос социального развития персонала организации. Рассмотрена технология управления проектами социального развития в организации, которая представляет собой алгоритм действий для достижения целей организации в сфере с...

Похожие статьи

К вопросу о значении самостоятельной деятельности студентов вузов

В статье рассмотрено значение самостоятельной деятельности студентов вузов для формирования личностного новообразования — самостоятельно-деятельностной компетентности. Рассмотрены основные составляющие самостоятельной учебной деятельности, педагогиче...

Современный руководитель дошкольной образовательной организации: имидж и профессиональные обязанности

В статье авторы указывают на значимость дошкольного детства в дальнейшем становлении каждого человека, концентрируя внимание на вопросах управления дошкольной образовательной организацией. Представлена характеристика наиболее ценных качеств современн...

Задачи педагогического обучения дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной профессиональной деятельности

Стремительное развитие современного общества определяет приоритеты и преобразования в сфере высшего дизайн- образования. Заметно актуальной становится проблема формирования профессиональных способностей студентов--будущих дизайнеров, подготовка их к ...

Категория «готовности к самопрезентации» как цель и конечный результат профессиональной подготовки студентов туристского вуза

В статье автор рассматривает трактовку понятия «готовность» с различных на-учных точек зрения и раскрывает сущность категории «готовность к самопрезентации» для студентов туристского вуза, учитывая специфику их будущей сферы деятельности.

Организация проектной деятельности на уроках литературы

В статье рассматривается проблема организации проектной деятельности на уроке.

Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя

Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.

Модель профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры на основе контекстного и проектного обучения

В статье рассмотрена сущность моделирования в рамках проектирования, определены разновидности моделей, выделены основные концептуальные положения модели профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры на основе контекстного и проектн...

Проектирование урока информатики, направленного на формирование универсальных учебных действий

В статье рассматриваются особенности и возможности проектирования урока, в свете нового Федерального государственного образовательного стандарта. Выделяются цели, задачи, типы и этапы урока, направленного на формирование универсальных учебных действи...

Моделирование педагогического сопровождения становления образа «Я» ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе

В статье представлен синтез методологических подходов как обоснование структурно-функциональной модели педагогического содействия становлению образа «Я» ребенка дошкольного возраста в образовательном процессе.

Социальное развитие персонала организации

В данной статье рассматривается вопрос социального развития персонала организации. Рассмотрена технология управления проектами социального развития в организации, которая представляет собой алгоритм действий для достижения целей организации в сфере с...

Задать вопрос