В статье раскрывается сущность понятия события индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности, дается характеристика этапов его проектирования и реализации.
Ключевые слова: событие, индивидуальный образовательный маршрут внеучебной деятельности, воспитание студентов, проектирование.
Современное высшее педагогическое образование несет в себе миссию — «образовать» не только специалиста, но прежде всего личность педагога, обладающую духовным, нравственным сознанием, отражающимся в суждениях, поступках, в его поведении. Средством индивидуализации процесса воспитания студентов является индивидуальный образовательный маршрут внеучебной деятельности (ИОМ), включающий в себя цепь воспитательных событий, направленных на единую цель — воспитание духовно-нравственной личности будущего педагога.
Ценностно-содержательный компонент индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности составляют события, реализуемые в рамках индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности (ИОМ) и соответствующие его задачам.
Индивидуальный образовательный маршрут внеучебной деятельности — это персонально-событийный путь реализации личностного потенциала студента в процессе внеучебной деятельности в вузе в соответствии с личными предпочтениями и интересами обучающегося [3].
Такой маршрут состоит из цепи событий, содержание которых аксиологически насыщенно духовно-нравственными ценностями. Воспитательное событие воздействует на личность студента как факт увиденного, пережитого, оставивший глубокое впечатление. Воспитательное событие воздействует на личность студента как факт увиденного, пережитого, оставивший глубокое впечатление. В БСЭ событием называется происшествие, явление, произошедшее в общественной жизни. Личностный аспект события раскрывается в философии постмодернизма. М. Хайдеггер считал, что событие представляет собой единство двух начал — Бытия и Времени — и именно в событии человек способен к осуществлению, вычленении себя в Бытии [5].
В исследованиях В. И. Слободчикова, М. Д. Хилиной, А. А. Попова индивидуальное образовательное событие рассматривается как ситуация, которая проживается, осознается человеком как значимая в его собственном образовании и времени.
Г. Е. Соловьев определяет событие как вариант сообщения информации, который содержит в себе богатый эмпирический материал и направлен на интерпретацию и осмысление значимых категорий для личности человека [1, с.107].
Организация события ИОМ внеучебной деятельности включает в себя несколько содержательных компонентов:
1. Проективно-организационный;
2. Технологический;
3. Деятельностный;
4. Рефлексивно-диагностический.
Проективно-организационный компонент
События ИОМ внеучебной деятельности отражаются в графике инвариантного образовательного маршрута. Проективно-организационный компонент события ИОМ внеучебной деятельности является его фундаментом, благодаря которому определяется его сущность и аксиологическое насыщение. В вузе студенты, особенно на старших курсах, становятся организаторами различных событий и разнообразных видов деятельности: общественно-политической, художественной, трудовой, спортивной, волонтерской, туристической, экологической и т. д. Каждый из видов событий имеет свою цель, задачи, содержание, посредством и в процессе их реализации осуществляется воспитание студентов — участников деятельности. Организаторам воспитания необходимо выдвигать не только цель события (деятельности), но и цель воспитания, в противном случае участие в событии может быть либо нейтральным в воспитательном отношении процессом, либо менее значительным, чем ожидалось. Проективно-организационный компонент включает несколько операций:
Операция планирования события. Организатор ИОМ внеучебной деятельности составляет график инвариантного образовательного маршрута, в котором отражаются все события воспитательного процесса. Данная операция направлена на:
- определение ценностно-смыслового содержания события;
- определение его места в цепи событий воспитательной деятельности;
- определение цели и задач события ИОМ;
- определение целевой аудитории события ИОМ.
Операция предварительной экспертизы события. Очень важным моментом является оценка потенциальных рисков и возможностей в реализации события ИОМ. Здесь нужно определить, что является риском, а что сопутствующим фактором к успешной реализации события. Таким образом, учитывая анализ организуемого события, существует вероятность предотвращения определенных рисков и использование выигрышных позиций в организации события ИОМ.
Таблица 1
Экспертная оценка эффективности организации события ИОМ внеучебной деятельности
Показатели эффективности организации события |
Потенциальные риски |
Потенциальные возможности |
1. Оценка актуальности события 2. Оценка эффективности выбранных средств реализации события 3. Оценка эффективности выбранной формы события 4. Оценка соответствия целей и задач события целям воспитательной деятельности вуза 5. Оценка кадрового сопровождения в организации события 6. Оценка технической возможности реализации события 7. Оценка потенциальной информационной перегруженности студента в контексте учебной и внеучебной деятельности |
Технологический компонент. Технологический компонент заключается в выборе определенных средств реализации события в соответствии с его формой и направленностью. Организатором ИОМ определяется педагогическое сопровождение события, осуществляется выбор определенной методики проведения события в зависимости от его формы и целей. В соответствии с его целями и задачами событие может быть реализовано в формах круглого стола, диспута, дискуссии, тренинга, волонтерской акции, конкурса, творческого вечера, студенческой пресс-конференции, социального проектирования, флеш-моба, праздника, литературно-музыкальной композиции, брейн-ринга, мозгового штурма, деловой игры и др.
Деятельностно-процессуальный компонент. Взадачи данного компонента входит непосредственная реализация события во внеучебном пространстве вуза. Деятельностно-процессуальный компонент включает в себя несколько операций:
Операция подготовки события. Организаторами события ИОМ обозначается организационная группа, выполняющая необходимые функции в проведении события, составляется план события, разрабатывается его сценарий, информируется целевая аудитория события, администрация вуза, профессорско-преподавательский состав, составляется список участников события.
Операция проведения события. Данная операция заключается в реализации события, которая включает в себя обеспечение материально-техническим сопровождением, регистрацию участников, проведение события, подведение итогов.
Рефлексивно-диагностический компонент. После реализации событий организаторам и участникам необходимо подвести итоги, провести анализ эффективности события и рефлексию участников.
Таблица 2
Оценка эффективности реализации события ИОМ внеучебной деятельности
Критерии эффективности реализации события ИОМ |
Оценка (высокая, средняя, низкая) |
1. Актуальность события в воспитательном пространстве вуза 2. Эффективность реализации целей и задач события 3. Степень информированности аудитории вуза в проведении события 4. Уровень включенности целевой аудитории в событие 5. Эффективность педагогического сопровождения события 6. Оценка технических возможностей 7. Результативность события в целом |
Составляющей анализа эффективности реализации события является рефлексия организаторов и участников события. Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека [2]. Рефлексия позволяет проанализировать эффективность события и его соответствие своим личным мотивам, позволяет проанализировать уровень приобретения нового знания и опыта, оценку переосмысления духовно-нравственных ориентаций.
Оценка успешности реализации события осуществляется благодаря таким методам исследования как анкетирование, наблюдение, опрос, беседа и др.
События внеучебной деятельности вуза представляются в виде актуальных форм воспитательной деятельности. Индивидуальный образовательный маршрут внеучебной деятельности реализуется в различных формах взаимодействия: беседы, дискуссии, диспуты, деловые игры, лектории, тренинги, решение проблемных ситуаций, практикумы, акции, флеш-мобы, веревочный курс, экскурсии, семейные вечера, литературно-музыкальные композиции, конкурсы, праздники. В условиях вуза используются массовые (тематические вечера, спортивные соревнования, мероприятия по облагораживанию территории), групповые (секции, кружки, студии, клубы), индивидуальные (беседы, индивидуальные задания) формы воспитательной работы со студентами. Методика подготовки и проведения массовых и групповых мероприятий имеет индивидуальный характер, который определяется уровнем методической культуры и интересами организаторов мероприятий. События ИОМ воплощаются в индивидуальных, массовых и групповых формах воспитательной деятельности.
Литература:
1. Соловьев Г. Е. Событийный подход в воспитании школьников/ Вестник удмурдского университета, 2009, вып № 2, С. 103–111
2. Словарь практикующего психолога. Режим доступа: http://www.psyho.ru/dictionaries/golovin-syu-slovar-prakticheskogo-psixologa/metod-diskussii-gruppovoj/
3. Фролова С. В. Проектирование индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности по формированию духовно-нравственных ценностей у студентов: Учеб. пособие/ под ред. В. В. Николиной — Н. Новгород: — 2012. –218 с.
4. Рикёр, П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. — 1989. — № 2. — С. 41–50.
5. Хайдеггер М. Время и бытие. — М.: Республика, 1993, с. 72.