Даны рекомендации по выполнению отделочных работ реставрируемых зданий, приведены рекомендации по подбору и применению оптимальных малярных составов.
Ключевые слова:качество реставрации, специфические свойства и требования к отделочным материалам.
Затраты на реконструируемое здание должны учитывать не только расходы на строительно-восстановительные процессы, но и эффективность последующих эксплуатационных функций объекта, выраженного как в денежном эквиваленте, так и в морально-эстетическом.
Перемены, происшедшие за последние годы в России, ведут к изменению духовного мира значительной части ее граждан. Возрождение старых, почти утраченных традиций бытия способствует воссозданию различных религиозных конфессий, их укреплению и развитию, а это, в свою очередь, вызывает необходимость строительства новых или восстановление старинных, почти полностью разрушенных зданий культового назначения. Надлежащего опыта в этой специфической области строительства практически нет ни у проектировщиков, ни у производственников. Но с трудностями нового строительства церквей, мечетей, синагог справиться проще. Сложнее обстоит дело с восстановлением зданий, разрушенных человеком и природой за последние 80 лет. Здания эти, в ряде случаев, еще крепки стенами. Но и ветхие сооружения уничтожать не разумно, а иногда и не возможно, или по причине их архитектурной и исторической значимости, или по религиозной сущности, когда верующие говорят, что здание и место, на котором оно стоит, — «намоленные и их сносить нельзя».
Культовое строительство во всем мире, во все времена отличалось высоким качеством строительных работ. Недаром, когда хотят подчеркнуть добротность строения или его части, то говорят: — «Сделано, как в церкви!». Видимо эта добротность и сберегла многие храмы от полного разрушения. Вот, почему традиция высокого качества постройки храмов обязана сохраниться при их восстановлении. Необходимо использовать все достижения современной строительной науки, применять новые долговечные материалы, новые технологии, не нарушая при этом традиционных требований, предъявляемых к их внутреннему и внешнему облику. Вместе с тем, очевидно, что первозданный вид можно воссоздать лишь применяя ныне устаревшие технологические приемы, т. е. мокрую штукатурку, профильные тяги, лепнину и многое другое. Новые современные материалы, как и новые методы работ, не должны ухудшать эксплуатационные достоинства старинных сооружений, например не должны исказить акустику существовавших куполов и приделов, их освещенность и др.
Обследование ряда старинных храмов и, в частности, храма Воскресения Христова в городе Пензе выявили три главных компонента, определяющих возможность восстановления культового здания.
Во-первых, сильно изменилась вертикальная планировка. Так вокруг храма Воскресения Христова рельеф оказался поднятым выше уровня горизонтальной гидроизоляции стен более чем на 1 м.
Во-вторых, горизонтальная гидроизоляция стен, как правило, полностью выключена из работы и вследствие её погружения в наслоения грунта, и вследствие естественного разрушения материала изоляции, которая выполнялась, например из бересты.
В-третьих, весьма значительно снизилась прочность каменной кладки. Невысокая исходная прочность кирпича и кладочного раствора не могли противостоять многолетнему систематическому увлажнению их грунтовой сыростью, из-за неработающей гидроизоляции, и атмосферной влагой — из-за протекания кровли, а чаще всего по причине ее отсутствия.
При разработке и осуществлении проектов восстановления храмов следует обеспечивать первозданные планировочные отметки вокруг здания в максимально возможных удалениях от него. Появившиеся новые здания, дороги, проезды и т. п. целесообразно обрамить подпорными стенками со ступенями или пандусами для пешеходов и транспорта.
При восстановлении каменной кладки нужно учесть, что отдельные её части очень слабые. Их следует удалить и заменить новой кладкой. Это несложно. Значительно труднее восстановить небольшие участки кладки, выполненные под расшивку, да еще с применением фигурного кирпича в наличниках или поясках. Такой кирпич вытесывали, а потом обтачивали вручную по заданной геометрии. Старый кирпич был более однородным по составу, да и по цвету, и из него легче было выполнить фигурный элемент. Из современного кирпича качественную фигурную подгонку к старой кладке выполнить практически невозможно, тем более у него и размеры иные, чем у старого. Поэтому в зданиях со стенами, выполненными под расшивку, старую кладку можно заменить новой лишь на значительных участках стен. В противном случае придется применять наружную штукатурку, покрывая ею и здоровые, сохранившиеся участки стен.
Еще одна важная тема, которую нельзя обойти, связана с материалами для проведения реставрации памятников архитектуры, и в частности — церковных зданий. В наши дни на реставраторов буквально обрушился шквал информации о современных строительных технологиях и материалах, которые привозят к нам из-за рубежа или производят отечественные предприятия. Но требования к строительным и реставрационным материалам далеко не одинаковы. Другими словами, то, что хорошо для вновь возводимого объекта, совершенно не подходит для реставрируемого храма, построенного, скажем, в XVII или XVIII веках. Это легко понять на примере фасадных красок. Современные составы, предназначенные для декоративно-защитной отделки фасадов, ориентированы на длительную эксплуатацию даже в неблагоприятных экологических и климатических условиях. Но применительно к реставрации есть такое правило: материал должен быть обратимым. Это значит, что в случае проведения некачественной реставрации, или при необходимости внесения каких-либо изменений в связи с вновь проведенными историко-архивными изысканиями или просто в силу того, что с течением времени появились более совершенные реставрационные технологии — примененные ранее реставрационные составы должны быть легко и безболезненно для памятника удалены. Поэтому новейшие фасадные покрытия, рассчитанные на 10–20 лет службы, должны обладать высокой адгезией к основанию, и позволять счищать с него, при необходимости, все отделочное покрытие. Другая особенность реставрации — сохранение исторически достоверного облика храма. Для русских церковных построек XVII-XVIII веков был характерен мягкий колорит, получаемый в результате разбеливания известью минеральных пигментов, так называемых «земель», добываемых карьерным способом. Что касается современных наружных покрытий, то их в массе своей отличают ненатуральные цветовые тона, которые придают краскам синтетические пигменты. Несмотря на то, что представители производящих фирм предлагают услуги по колеровке белых базовых красок в самые различные тона, это не всегда помогает найти то, что нужно реставраторам.
Следовательно, для реставрации нужны материалы, которые, во-первых, не причинят ущерб памятнику зодчества, во-вторых, имея в виду возраст исторической постройки и стоимость реставрационных работ, будут сохранять свои свойства в течение минимум 100 лет.
Очевидно, что специфика реставрационных материалов — в противоречивости требований, которым они должны соответствовать. Для того чтобы понять, насколько свойства того или иного реставрационного материала сбалансированы и совместимы с историческими материалами памятника, необходимо провести доскональный анализ их состояния и убедиться в том, что данная сухая кладочная смесь или фасадное покрытие действительно соответствует задачам реставрации конкретного объекта. Сейчас в Москве и Санкт-Петербурге уже имеются специализированные учреждения, которые занимаются исследованием свойств и сертификацией строительных и отделочных материалов. Но оплатить их услуги в состоянии лишь крупные фирмы-поставщики, которые реализуют строительную продукцию в значительных объемах. А на восстановление маленького объекта, для которого нужна всего одна бочка краски, трудно оплатить работу по исследованию ее состава на предмет соответствия специфическим требованиям реставраторов. Сегодня возникла насущная необходимость в единой специализированной государственной структуре, которая взяла бы на себя поиск и подбор материалов для реставрации, их оценку, систематизацию и выработку рекомендаций по применению.
Литература:
1. Гусев Н. И. Из опыта реставрации старых зданий [Текст] / Гусев Н. И., Кочеткова М. В., Паршина К. С. //Региональная архитектура и строительство. — 2014. — № 1 (18). С. 128–132.
2. Гусев Н. И. Особенности реставрации культовых зданий [Текст] / Гусев Н. И., Кочеткова М. В., Паршина К. С. // Наука и образование: Проблемы развития строительной отрасли: труды Междунар.науч. конф. — Пенза: ПГУАС, 2012. — С.52–54.
3. Гусев Н. И. Качество реконструкции зданий [Текст] / Гусев Н. И., Кочеткова М. В. //Современное состояние и перспективы развития строительной отрасли: труды Междунар.науч. конф. — Пенза: ПГУАС, 2011. — С.111–113.
4. Гусев Н. И. Восстановление культовых зданий [Текст] / Гусев Н. И., Кочеткова М. В. // Materiały IX iędzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Naukowa myśl informacyjnej powieki — 2013». Volume 23. Budownictwo i architektura. Fizyczna kultura i sport.: Przemyśl, 7–15 марта, 2013 — С. 16–19.