Изготовление хлопковой ткани в традиционной культуре народа акха в северном Таиланде. Этнографический очерк | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 29.03.2014

Статья просмотрена: 226 раз

Библиографическое описание:

Адаменко, А. А. Изготовление хлопковой ткани в традиционной культуре народа акха в северном Таиланде. Этнографический очерк / А. А. Адаменко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 730-735. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9903/ (дата обращения: 18.12.2024).

Традиционная материальная культура народа акха в северном Таиланде на сегодняшний день почти не освещена в российской гуманитарной науке. Остаются не исследованными традиционная культура, история и языковые процессы этого народа. Между тем усиливающиеся социокультурные связи между Россией и Таиландом обуславливают необходимость взаимного изучения материальной и духовной культуры обеих стран. Актуальность изучения традиционной материальной культуры акха подтверждается быстрой и зачастую насильственной интеграцией этого народа в процесс модернизации тайского общества и государства. Возможность изучения акха как этнического целого может остаться актуальной в течение только ближайших десятилетий. В статье предпринимается попытка исследовать материальную культуру народа акха в северных провинциях Таиланда (Чианг-Рай, Чианг-Май), охарактеризовать основные тенденции социокультурного развития этого народа.

Ключевые слова: акха, Таиланд, этническая группа, традиционная культура, материальная культура

At present, the traditional material culture of the akha people in Northern Thailand are hardly covered in the Russian humanities. The traditional culture, history and linguistic processes of this nation remain unexplored. In the meanwhile, the growing sociocultural relations between Russia and Thailand are calling forth the necessity of reciprocal research into the traditional culture of both countries. The urgency of investigating the traditional material culture of the akha is confirmed by the rapid and, not infrequently, coercive integration of these people into the process of modernization of the Thai society and state. The opportunity to study the akha as an ethnic whole may only remain imperative within the oncoming few decades. In the paper an attempt is undertaken to explore the traditional material culture of the akha people in the northern provinces of Thailand (Chiang-Rai, Chiang-Mai), to characterize the main tendencies of their sociocultural development.

Key words: Akha, Thailand, ethnic group, traditional culture, material culture.

Одной из наиболее актуальных проблем, стоящих сегодня перед национальными меньшинствами во всем мире, является проблема сохранения национально-культурной идентичности, исторически сложившихся форм традиционной культуры.

Особый интерес для изучения данной проблемы представляет сегодня регион северных провинций королевства Таиланд, поскольку именно здесь локализовано множество национальных меньшинств, эмигрировавших с территории Бирмы, Китая и Лаоса.

Этнографическая карта региона включает в себя целый ряд уникальных в культурном отношении малых народов. В их числе народы тибето-бирманской языковой группы: лаху, лису, акха, а также ряд этносов, относящихся к китайской языковой семье мяо, хмонги и т. д.

Особую этнографическую ценность представляет, на наш взгляд, традиционная культура наиболее высокогорного и изолированного народа акха, в большей степени, чем другие этносы региона, сохранившего традиционный образ жизни. Сегодня, впрочем, акха интенсивно вовлекаются в характерные для Таиланда процессы интенсивной экономической модернизации, что неизбежно разрушительно сказывается на сложившихся культурных формах. В этом смысле возможность непосредственного изучения традиционной материальной и духовной культуры этого народа будет оставаться актуальной только в течение ближайших десятилетий.

Стоит отметить, что наиболее значимый вклад в изучение материальной и духовной культуры акха внесли такие ученые, как А. Бернатзек, П. Льюис, Э. Льюис, К. Брэгг, Р. Рикерт, Г. Янг, Э. Уокер М. Смит, Э. Хинтон, И. Хаями, И. Хэнсон, Х. Вуэнжон, Ю. Жао, Ц. Инамура. Отдельного внимания заслуживают работы таиландских ученых А. Виттайи, Ч. Шриавонга и других исследователей.

В числе российских ученых, затрагивающих в своих работах проблемы традиционной культуры народа акха, необходимо упомянуть Э. О. Берзина, В. И. Гохмана, Е. В. Иванову, В. И. Корнева, Л. Н. Морева, Ю. М. Осипова, Ю. Я. Плам, Е. Н. Афанасьеву, В. Н. Шинкарева.

В статье приведено описание традиционных способов культивации хлопка, ручных станков, используемых для его обработки, обычаев и запретов, связанных с текстильным производством. Также представлены характеристика основных этапов изготовления хлопковой материи и механизмы неразрывной связи между данным разделом материальной культуры и исторически сложившимся образом жизни акха, уникальной религиозной традицией.

В процессе изучения текстильных технологий акха мы опирались на данные исследований вышеуказанных англоязычных авторов, а также на сведения, полученные в рамках ряда научно- исследовательских экспедиций в период с 2011 по 2013 гг. (Провинция Чианг Рай).

Прежде всего необходимо отметить, что традиционно в поселениях акха северного Таиланда в процесс изготовления одежды вовлечены все жители деревни, однако основная нагрузка ложится на плечи женщин, в то время, как на участие мужчин в определенных видах работ налагается ряд запретов (Bernatzik, Hugo Adolf 2012:102).

Сегодня, как и в древности, основным материалом изготовления одежды является хлопок, который обычно высевают вместе с более важными пищевыми культурами. В современном Таиланде только самые крупные поселения акха, владеющие достаточным количеством посевных площадей и рабочих рук, могут позволить себе выращивать хлопок, однако этот народ по-прежнему остается самым крупным среди горных этносов «экспортером» хлопковой ткани, использующейся в интенсивно развивающейся туристической индустрии.

Процесс выращивания хлопка начинается в апреле, в шестой лунный месяц, который акха называют” boe zo ba la”. В это время старейшины семей отбирают участки, пригодные для посадки хлопка, которые затем очищают от растительного мусора и удобряют. В условиях подсечно-огневого способа обработки земли акха избегают высаживать хлопок на только что удобренные пеплом поля, поскольку богатая питательными веществами земля приведет к слишком быстрому вызреванию урожая. Часто хлопок высаживают вместе с кукурузой или сахарным тростником, или высевают его на поле, где ранее росла кукуруза или бобовые. Подготовленная таким образом почва создает оптимальные условия для роста и созревания данной культуры.

Обычно хлопковый урожай собирают с полей не более трех лет подряд, что связано как с практическими соображениями, так и с ритуальным запретом. После трех лет хлопковых урожаев на поле обычно высевается рис, однако на обратный процесс (т. е. посадку хлопка на рисовом поле) налагается табу (Bernatzik, Hugo Adolf 2012:125). Акха также никогда не смешивают посевы риса и хлопка, считая, что богатый урожай одной культуры сведет на нет урожай другой.

Сегодня, как и в древности, акха практикуют два способа культивации хлопка:

1.      Монокультурный способ — когда вместе с растущим урожаем хлопка высевается лишь небольшое количество овощей, цветов или лекарственных трав.

2.      Поликультурный способ — при котором хлопок высаживают совместно, с какой-либо пищевой культурой, чаще всего соевыми бобами.

Как и другие горные народы северного Таиланда, акха культивируют два вида хлопка:

1.      Белый хлопок

2.      Бежевый (желто-коричневый) хлопок

И тот и другой вид имеет свои особенности, и каждая семья акха самостоятельно решает, какой из них предпочесть. Белый хлопок считается более престижным, однако бежевый значительно лучше впитывает и удерживает цвет при окрашивании (Young, Oliver Gordon 2010:18).

В процессе сбора урожая хлопка обычно принимают участие все члены семьи. Акха работают в поле, используя два вида традиционных корзин: ka jo” — среднего размера открытую корзину с налобной лентой и “ka joе” — плоскую небольшую корзину, уравновешенную на талии. Собранный хлопок помещают сразу в корзины, поскольку упавшие на землю коробочки довольно трудно очистить от грязи (Young, Oliver Gordon 2010:24).

В прошлом почти каждая семья, культивирующая хлопок, пристраивала рядом с домом хлопковый амбар, плотные стены которого надежно защищали собранный урожай от пыли, грязи и паутины, губительных для хлопковой пряжи. В современных условиях, в связи с сокращением посевов хлопка и заменой его на пищевые или более прибыльные товарные культуры, необходимость в таких амбарах отпала, и в большинстве поселений акха хлопковое сырье хранится в плотно запечатанных пластиковых пакетах, подвешенных к потолочным балкам или сложенным под кроватями на женской половине дома.

Первичная обработка полученного сырья и изготовление хлопкового волокна производятся либо сразу после уборки урожая, либо позже в сухую и жаркую погоду, когда просушенный хлопок легко отделяется. В процессе первичной обработки проявляют особую осторожность, поскольку качество будущей ткани напрямую зависит от чистоты отделяемых волокон.

Устройство для отделения хлопковых волокон называется у акха “saji” (Приложение № 1), (Lewis, Paul 2004: 145).

В прошлом, почти каждая семья акха владела станками такого типа, однако сегодня даже самые высокогорные деревни акха в Таиланде имеют только один или два “saji” на целую деревню, поскольку, ввиду сокращения объемов культивации хлопка, необходимость в большом количестве таких станков отпала. По сути, только люди старшего поколения знают сегодня тонкости создания и использования этого устройства.

Saji акха имеет ряд незначительных отличий от аналогичных устройств, используемых другими горными народами. В устройстве акха основной функциональной частью станка являются две вращающиеся круглые оси, приводимые в движение с помощью рук и ножного механического привода (Bragg, Katherine 2011: 74).

Рукоять Saji, расположенная справа от работника, приводит в движение нижнюю ось, в то время, как расположенный слева рычаг поворачивает верхнюю ось, увеличивая тем самым натяжение на нижней.

Традиционно ремонт и изготовление этого устройства является мужской обязанностью. Работают на Saji также в основном пожилые люди, поскольку в жаркие месяцы очистки хлопка большинство акха заняты на более тяжелой работе в полях.

В процессе работы на Saji используется полностью сухое и очищенное волокно. Оно помещается в корзину в форме улья — “ka lo”, укрепленную на двух верхних стойках устройства. Тот, кто работает на Saji, стоит или сидит перед станком, держась за рукоятку справа. Левой ногой работник плавно нажимает на педаль (naw da), сделанную из двух кусков бамбука. Если отделяющий стоит, вес обычно переносится на правую ногу, а левой нажимают на педаль. Если сидит, вес переносится на ягодицы, а правая нога лежит на табурете (aku naw hae.) Последний способ работы на Saji менее изнурителен (Bragg, Katherine 2011: 87).

В процессе очистки волокна рукоятку Saji приводят в движение правой рукой, чтобы повернуть нижнюю ось, а ногой поворачивают верхнюю с помощью педали. Проветренный хлопок ссыпается из верхней корзины и проходит через вращающиеся оси пядь за пядью. Для того, чтобы избежать излишнего давления и натяжения, детали станка смазывают промасленным куриным перышком. Весь обработанный хлопок собирается в нижней корзине ha tong, дно которой выстлано сухими банановыми листьями. После завершения работы нижнюю корзину плотно закрывают сплетенной из бамбука крышкой, для того, чтобы защитить хлопок от грызунов и насекомых. Все закрытые и заполненные таким образом корзины вешаются снаружи, под крышей, на внешние стропила жилых помещений. Отделенные семена хлопка также сохраняют до последующего посева. Saji разбирают и прячут в подсобные строения.

Полученный таким образом хлопок является очень плотным, и поэтому следующей стадией его обработки является прочесывание (sa la beu-eu). Инструмент, с помощью которого хлопок прочесывают, называется sa beu и представляет собой перекрещенные дуги. Ручкаsa beu делается из бамбука, а натянутые струны — из ротанга или тонких стеблей бамбука.

Прочесывание хлопка — традиционно женское занятие, однако, как, как и в работе с Saji, зачастую эту работу выполняют пожилые люди обоих полов.

Обычно чесание хлопка производится во время дождя или сразу после него. Если дождя нет, вокруг корзины выливается несколько ведер воды, чтобы избежать попадания в хлопок пыли.

В процессе работы высокую корзину (ha tawng) на одну треть заполняют хлопком и располагают вблизи чесальщика. Работник удерживает правой рукой чесальный лук глубоко в корзине, а левой вытягивает нить. Когда хлопок достаточно прочесан, его скатывают в 5–6 сантиметровые валики. Если это не сделать сразу, хлопок разделится и снова станет плотным (Lewis, Paul 2004: 115).

Следующей стадией изготовления хлопковой ткани является намотка хлопка,для которой используют следующие инструменты:

1.      Веретено

2.      Опорная доска

В процессе намотки прочесанный хлопок помещают на доске 3–9 на 5–6 сантиметров, продевая сквозь отверстия и накручивая на веретено. Полученная нить остается на катушке и в таком виде сохраняется для будущего использования. Намотку хлопка обычно совершают сразу после чесания, завершая таким образом процесс предварительной обработки (Bragg, Katherine 2011: 98).

Наиболее значимым для качества хлопковой ткани является, пожалуй, процесс прядения, который в традиции акха является исключительно женским занятием. Женщины, вовлеченные в процесс изготовления хлопковой ткани, занимаются прядением постоянно, уделяя этому занятию каждую свободную минуту (Bernatzik, Hugo Adolf 2012:78).

Хлопковая пряжа производится из намотанного хлопка, который перебирают рукой, наматывая нить на небольшое веретено (ya aung). Каждое заполненное нитью веретено заменяется новым, и обычно умелая хозяйка изготавливает 6–7 готовых мотков за один раз. Готовую намотанную пряжу пересыпают пеплом и хранят в герметичных корзинах или пластиковых пакетах (Young, Oliver Gordon 2010: 34).

Искусство прядения хлопковых нитей является предметом особенной гордости женщин акха и приобретается годами усердной практики. А особенную значимость именно этого этапа создания ткани подтверждает множество условий и запретов, соблюдаемых в процессе прядения. Так женщины акха никогда не оставят на ночь наполовину заполненное веретено, считая это верным способом вызвать на следующий день дождь или туман. Мужчинам акха запрещено принимать участие в процессе прядения, поскольку это может вызвать скорую смерть на охоте. Наконец, хлопок никогда не прядут в те дни, когда мужчины в лесу устанавливают или заряжают ловушки на животных, поскольку это считается верным способом лишиться добычи.

Перед началом процесса крахмаления пряжи акха изготавливают из хлопковой пряжи мотки оптимального размера и формы. Так для изготовления мотков используется инструмент в форме буквы Н, называемый pu sae (погонялка) (Lewis, Paul 2004: 156).

Оценка пряжи и изготовление мотков обычно производятся на открытом пространстве, так как pu sae — приспособление довольно значительное по размерам. Обычно женщины акха используют расщепленную на конце бамбуковую палку для разделения нитей и удаления пепла с пряжи. Клубок ниток кладут рядом с pu sae на кусок ткани или в корзину, чтобы не испачкать. Затем нить пропускают через расщепленную палку и наматывают на две перекладины, расположенные на верхней и нижней части вертикальной основы. Женщины, работающие с этим устройством, обычно удерживают pu sae перед собойчуть согнутой в локте левой рукой, а правой работают расщепленной палкой, наматывая отделенную и очищенную нить (Lewis, Paul 2004: 158).

Следующим этапом работы с очищенной и смотанной пряжей является крахмаление, широко распространенное среди горных народов, использующих возвратный ткацкий станок. Накрахмаленные волокна схватываются и с ними легче работать. Акха используют для этого клейкий рис, настоянный в воде обычно в течение одной ночи. Вода откачивается, и рисовые зерна перемалываются в порошок. Затем порошок просеивают еще раз, заливая небольшое количество воды через ткань фильтра, чтобы удалить большие частицы. Позже, когда полученное сырье вскипит в большом горшке или кастрюле, мотки пряжи помещают в кипящую смесь. В процессе кипячение тщательно следят, чтобы кипящий порошок не загустел и не превратился в пасту. Температуру на открытом огне стараются поддерживать на одном уровне, а кипятящуюся пряжу постоянно помешивают. Если процесс кипячения оставить без внимания, то рис будет выделять неприятный запах, который останется, когда ткань будет готова. После крахмаления пряжу вешают на открытом воздухе для просушки.

Процесс просушивания хлопковой пряжи обычно требует участия двух человек. Перед началом сушки женщины акха устанавливают две бамбуковые палки на расстоянии около 3- 4 метров. Расстояние между палками должно соответствовать длине нитей. Вся накрахмаленная пряжа постепенно натягивается между этими двумя палками. Важно использовать именно бамбук, так как другая древесина не позволит пряже высохнуть должным образом и может обесцветить ее. Хлопковая пряжа обычно сушится в ясный солнечный день, так что очень важно завершить процесс высыхания до наступления ночи. В противном случае у оставленных на ночь нитей может появиться неприятный запах плесени. После сушки пряжа собирается и хранится в сухом и темном месте, вплоть до установки ткацкого станка и начала изготовления ткани.

Следующим этапом, непосредственно предшествующим процессу создания хлопковой ткани, является навивка пряжи. Данный этап необходим для получения качественной нити, пригодной для того, чтобы поместить ее на навой и пропустить через уточный челнок. Пряжу отделяют, помещая ее на мотовило с четырьмя длинными наборами спиц, размещенными под перпендикулярными углами на центральной оси. Далее в земле закрепляют вертикально установленную бамбуковую палку. Другая бамбуковая ветвь прикрепляется к ней сверху, примерно в полуметре над землей. В верхней части вертикальной опоры есть 4 отверстия, в которые продеты 2 поперечных жерди, образуя таким образом 4 спицы, каждая длиной около метра. Конец спицы раздваивается в форме вилки, чтобы удерживать пряжу на концах. Прежде, чем пряжа будет помещена на спицы, она тщательно перебирается руками, чтобы отделить нити, которые могут быть склеены от крахмал (Rickert, Robert W. 2001: 85).

Каждая семья акха стремится к тому, чтобы навить весь объем пряжи в течение одного светового дня, поэтому в процесс навивки обычно вовлечены все члены семьи. Накрученные мотки помещаются в корзину и регулярно опрыскиваются водой и посыпаются пеплом. Вода при этом препятствует склеиванию из-за избытка крахмала, а пепел препятствует появлению гнили и запаха плесени (Rickert, Robert W. 2001: 89).

Протягивание через гребенки является очень важным этапом создания ткани и требует особой тщательности. Гребенка является по сути основной частью уникального ткацкого станка акха. Каждая гребенка сделана из не — больших деревянных частей (длиной примерно 6–7 см), используемых в качестве «зубов» («yae»). Они крепятся между двумя горизонтальными кусками круглой твердой древесины. Гребенка сохраняет нити равномерно отделенными, когда челнок проходит через них. Зубы гребенки обычно изготавливают из твердых пород дерева, устойчивых к нагрузкам. Создание ткацких гребенок — ответственное и трудное дело, которое обычно выполняется пожилыми людьми.

Верхние, нижние и поддерживающие основания конструкции называют «sae thang» и также изготавливают из твердых пород дерева. Два внутренних веревочных галева делаются обычно из сильно накрахмаленной липкой пряжи, собранной в массу и сильно натянутой между двумя бамбуковыми палочками размером с карандаш. Они обычно немного длиннее, чем гребенка. Галево также используется на станке для разделения нитей на равные секции так, чтобы челнок мог легко проходить между педалями ткацкого станка.

Женщины акха обычно натягивают галево попарно, сидя напротив друг друга и действуя как «подающая» и «принимающая» сторона. «Подающая» разделяет галево на 2 части и передает нити «принимающей», которая чередует их и передает назад. Это повторяется, пока все галево не будет натянуто. Во время работы обе женщины используют ноги, чтобы создать напряжение, необходимое для свободного отделения нитей. По окончании работы концы нитей свободно связывают, чтобы препятствовать им разделиться прежде, чем их поместят в ткацкий станок.

По словам наших респондентов, сегодня в Таиланде крайне трудно найти специалистов, способных изготовить ткацкие гребенки и саму конструкцию станка. В приграничных деревнях существует даже практика покупки необходимых элементов ткацких станков у акха, проживающих в Бирме на территории штата Шан.

Сооружение ткацкого станка осуществляется совместными усилиями мужчин и женщин. Так, начало возведения конструкции традиционно считается мужской обязанностью, к которой женщины не допускаются. Мужчины заготавливают необходимые материалы, приносят их к месту строительства и роют отверстия для бамбуковых оснований. Закончить возведение самой конструкции женщины должны самостоятельно. В случае, если помощь мужчин все же необходима, старейшины организуют специальную церемонию, на которой духам предлагается запеченная курица и бутылка алкогольного напитка, с тем, чтобы те разрешили мужское вмешательство (Lewis, Paul 2004: 184).

Ткацкие станки как правило устанавливаются под крышами домов или по навесом возле деревьев. Обычно во время сезона обработки хлопка (февраль-май) ткацкие станки стоят перед каждым домом. По вечерам все инструменты собирают в корзину, с тем, чтобы продолжить работу на следующее утро.

Процесс работы на ткацком станке с ножным приводом внешне выглядит достаточно просто. Женщина акха поочередно ступает на каждую педаль, чтобы отделить волокна, пропуская их сквозь челнок (Приложение № 2). Полученная и натянутая ткань оббивается палкой. Конструкция ткацкого станка акха оценивается горными народами, как более прогрессивная по отношению к ткацкому станку, у которого натяжение галева осуществляется за счет закрепленных на спине нитей. (Такой вид ткацкого станка распространен, например, в поселениях каренов).

Как и все наиболее значимые занятия акха, работа на ткацком станке является неотъемлемой частью религиозной традиции и сопряжена с целым рядом ритуальных запретов и условий.

Так, например, акха никогда не готовят и не прочесывают пряжу в один день. Согласно мифу акха, родители первых родившихся в их среде близнецов должны были очиститься от скверны, выбросив свою одежду в лесу и вернуться в деревню, закрывшись листьями папоротника. Женщина акха, стремясь, по возвращении, скорее одеть себя и мужа, изготовила и прочесала пряжу в один и тот же день. Акха верят, что подобная практика может навлечь на семью похожую судьбу (Lewis, Paul 2004: 187).

Также, если нить вытканной основы рвется из созданной ткани, никогда не изготавливают одежду для беременной женщины. Акха верят, что это может вызвать трудные роды. Чаще всего такой материал идет на изготовление одежды для детей, мужчин и пожилых людей.

Не используется в изготовлении одежды для беременных и тот материал, что был соткан в момент рождения близнецов. Вся созданная в деревне ткань также уходит на то, чтобы одевать всех членов семьи, кроме рожениц.

Женщины акха также редко работают на станке в дни рождения своих мужей и сыновей. Принято считать, что такая работа может навредить мужчинам. Однако, если в семье много мужчин, родившихся в разные дни недели, такое ограничение снимается.

Завершающим этапом изготовления материи является окрашивание ткани (Sa pa na-eu). Наиболее популярными цветами в традиционной одежде акха являются черный и индиго. В прошлом, как и другие горные народы, акха использовали только натуральные растительные красители, однако сегодня в большинстве деревень используют химические краски, купленные на рынках. Как и на других этапах традиционного способа изготовления ткани, в тонкости процедуры окрашивания посвящены сегодня лишь небольшое количество людей старшего поколения.

В процессе окрашивания ткани стебли растительного красителя собирают в широкое деревянное корыто, а затем помещают в глиняную флягу, накрытую сверху двумя палками, расположенными параллельно (Srisavasdi, Boon Chuey 2000: 57). Сверху обычно устанавливают меньшую по размерам флягу, дно которой заменяется на бамбуковое или деревянное сито. Листья растения красителя помещают в меньшую флягу, предварительно смешав их с пеплом. Далее вода, налитая в верхнюю флягу, стекает через листья и пепел в нижний сосуд, заполняя его. Акха добавляют в воду рисовой водки и оставляют бродить в течение трех суток. За это время вода становится цвета темного индиго и приобретает свойства красителя.

Из полученного раствора удаляют листья и стебли, примешивают известь и размешивают. Ткань помещают в емкость с полученным красителем и оставляют пропитываться на ночь. Утром ее отжимают и чистят, удаляя остатки растения и пепел из емкости. Вся процедура может повторяться до 10 раз, пока ткань не окрасится в желаемый цвет.

Изготовленная традиционным способом хлопковая ткань среди акха северного Таиланда используется сегодня не только для создания повседневной и праздничной одежды, но и для продажи в деревни других горных народов (лаху, лису, мяо, каренов и т. д.), (Department of the Army, Ethnographic Study Series 1999: 48). Значительная часть хлопковой материи традиционно используется для производства этнических сувениров, имеющих стабильный туристический спрос, как в доступных для посещения деревнях акха, так и на рынках северных городов (Чианг Май, Чианг рай, Маэхонгсон и т. д.) (Suwuthiwong, Duangta 1999: 26).

Учитывая интенсивно протекающие в Таиланде процессы экономической модернизации, а также государственные программы интеграции горных этносов в систему рыночных отношений, сохранение и развитие традиционной культуры акха представляется нам вопросом сохранения национально-культурной идентичности этого народа. Мы надеемся, что вышеописанные технологии изготовления ткани, равно как и остальные аспекты материальной культуры акха сохранят свою значимость не только как элемент туристического рынка, но и как неотъемлемая часть традиционной культуры этого народа. Отметим, что модель сохранения и развития традиционной культуры горных народов северного Таиланда невозможна, на наш взгляд, без планомерных усилий тайского правительства, общественных организаций и национальных объединений самих акха. Только в процессе открытого диалога возможно создание такой парадигмы развития, при которой традиционные ценности и значимые элементы духовной и материальной культуры сохранят свою актуальность как для самих акха, так и для государства и гражданского общества Таиланда.

Литература:

1.      Bernatzik, Hugo Adolf, Akha and Miao: Problems of Applied Ethnography in Father India, Innsbruck, 2012

2.      Bragg, Katherine, “The Akha: Folk Botany and Forest Traditions,” in Northern Miscellany, Geoffrey Walton ed., Jareuk Publications, Chiang Mai, 2011

3.      Department of the Army, Ethnographic Study Series: Minority Groups in Thailand, Washington, 1998 p.46–59

4.      Goodman, Jim. Meet the Akha / Jim Goodman // White Lotus, Bangkok, 1996.

5.      Guseau, Leo Alting von, “Dialectics of Akhazang,” in McKinnon-Bruksasri, Highlanders of Thailand 2007 p. 38–47

6.      IMPECT Inter-mountain People’s Educational and Cultural Center in Thailand. Programs: South East Asian Mountain People Culture and Development: Research, Documentation, Information Programmes, Chiang Mai, Thailand 2011 218p.

7.      Lewis, Paul, Akha Village and Political Systems, University of Oregon, 2004

8.      Rickert, Robert W., “Akha Village Structure,” in Tribal Research Centre, Tribesmen and Peasants in North Thailand, 2001

9.      Srisavasdi, Boon Chuey, The Hill Tribes of Siam, Khun Aroon, Bangkok, 2000

10.  Suwuthiwong, Duangta, “Weddings, Wealth, Pigs and Coca-Cola: farang Tourists in an Akha Village,” in McKinnon-Vienne, Hill Tribes Today 1999

11.  Young, Oliver Gordon, The Hill Tribes of Northern Thailand, Bangkok, 2010

Основные термины (генерируются автоматически): ткацкий станок, Таиланд, традиционная культура, хлопковая ткань, народ, северный Таиланд, хлопок, материальная культура, сегодня, хлопковая пряжа.


Похожие статьи

Традиционное хозяйство народа акха в Северном Таиланде. Этнографический очерк

Традиционная материальная культура народа акха в Северном Таиланде на сегодняшний день почти не освещена в российской гуманитарной науке. Остаются не исследованными традиционная культура, история и языковые процессы этого народа. Между тем усиливающи...

Этнокультурное влияние корейского населения в Японии

Актуальность темы заключается в необходимости подробного изучения этнокультурных изменений в японском обществе, вызванных увеличением демографического влияния корейской диаспоры в Японии, которая является одной из самых значительных и исторически сло...

Особенности формирования и развития декоративно-прикладного искусства Золотой Орды

Исследование основных видов орнамента в Золотой Орды представляет актуальный вклад в изучение культурного наследия многих народов, в первую очередь татар. Целью данной статьи является анализ особенностей формирования и развития декоративно-прикладног...

Этнокультурная значимость народных игр на примере корейской игры «Чегичхаги» и таджикской игры «Лянга»

В данной работе рассматривается этнокультурная значимость народных игр на примере корейской игры «чегичхаги» и таджикской игры «лянга». Этнокультурные игры, являясь частью народной культуры, оказывая влияние на развитие человека во всех сферах жизнед...

Историческая трансформация шиитской общины на территории современной России

Представители шиизма в нынешней мусульманской общине России находятся в меньшинстве и не занимают автохтонного положения, а потому вопрос о создании соответствующей формы самоутверждения, которая будет предусматривать воздействие всевозможных обстоят...

Использование качественного метода в изучении традиций социализации

В статье рассматриваются специфические особенности качественных исследований и качественных методов, традиции общения и взаимодействия кыргызов, а также способы использования метода этнометодологии в исследовании традиции социализации кыргызов. Теор...

Традиционные верования вьетнамского народа

В своей работе, авторы дали характеристику, отметили особенности и проанализировали сходства и различия традиционных верований Вьетнама и соседних народов (Китая и Индии). А также объяснили необходимость понимания места, роли и значения традиционных ...

Подготовка казахских чиновников в XIX веке: историографический обзор

Статья раскрывает основные этапы развития историографии подготовки казахских чиновников в XIX в: дореволюционный, советский и современный периоды. Положения статьи доказывают субъективность исторических данных исследований данного вопроса в дореволюц...

Значение творчества художника М.-У. Паншаева в сохранении исторической памяти о происхождении и культуре дунган

В статье авторы сделали попытку определить значение творчества художника М.-У. Паншаева в сохранении исторической памяти о происхождении и культуре дунган.

Национальная борьба «Кох» как устойчивый элемент традиционной этнокультуры армян (на примере Самцхе-Джавахского региона)

Предлагаемая статья представляет интерес не только как источник изучения культуры армян, но и согласно авторской интерпретации как осмысление роли армянской национальной борьбы «Кох» для передачи этнических стереотипов от поколения к поколению. Акцен...

Похожие статьи

Традиционное хозяйство народа акха в Северном Таиланде. Этнографический очерк

Традиционная материальная культура народа акха в Северном Таиланде на сегодняшний день почти не освещена в российской гуманитарной науке. Остаются не исследованными традиционная культура, история и языковые процессы этого народа. Между тем усиливающи...

Этнокультурное влияние корейского населения в Японии

Актуальность темы заключается в необходимости подробного изучения этнокультурных изменений в японском обществе, вызванных увеличением демографического влияния корейской диаспоры в Японии, которая является одной из самых значительных и исторически сло...

Особенности формирования и развития декоративно-прикладного искусства Золотой Орды

Исследование основных видов орнамента в Золотой Орды представляет актуальный вклад в изучение культурного наследия многих народов, в первую очередь татар. Целью данной статьи является анализ особенностей формирования и развития декоративно-прикладног...

Этнокультурная значимость народных игр на примере корейской игры «Чегичхаги» и таджикской игры «Лянга»

В данной работе рассматривается этнокультурная значимость народных игр на примере корейской игры «чегичхаги» и таджикской игры «лянга». Этнокультурные игры, являясь частью народной культуры, оказывая влияние на развитие человека во всех сферах жизнед...

Историческая трансформация шиитской общины на территории современной России

Представители шиизма в нынешней мусульманской общине России находятся в меньшинстве и не занимают автохтонного положения, а потому вопрос о создании соответствующей формы самоутверждения, которая будет предусматривать воздействие всевозможных обстоят...

Использование качественного метода в изучении традиций социализации

В статье рассматриваются специфические особенности качественных исследований и качественных методов, традиции общения и взаимодействия кыргызов, а также способы использования метода этнометодологии в исследовании традиции социализации кыргызов. Теор...

Традиционные верования вьетнамского народа

В своей работе, авторы дали характеристику, отметили особенности и проанализировали сходства и различия традиционных верований Вьетнама и соседних народов (Китая и Индии). А также объяснили необходимость понимания места, роли и значения традиционных ...

Подготовка казахских чиновников в XIX веке: историографический обзор

Статья раскрывает основные этапы развития историографии подготовки казахских чиновников в XIX в: дореволюционный, советский и современный периоды. Положения статьи доказывают субъективность исторических данных исследований данного вопроса в дореволюц...

Значение творчества художника М.-У. Паншаева в сохранении исторической памяти о происхождении и культуре дунган

В статье авторы сделали попытку определить значение творчества художника М.-У. Паншаева в сохранении исторической памяти о происхождении и культуре дунган.

Национальная борьба «Кох» как устойчивый элемент традиционной этнокультуры армян (на примере Самцхе-Джавахского региона)

Предлагаемая статья представляет интерес не только как источник изучения культуры армян, но и согласно авторской интерпретации как осмысление роли армянской национальной борьбы «Кох» для передачи этнических стереотипов от поколения к поколению. Акцен...

Задать вопрос