Соблюдение принципов нормотворческой деятельности как неотъемлемое условие эффективной работы органов местного самоуправления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (63) апрель 2014 г.

Дата публикации: 27.03.2014

Статья просмотрена: 1326 раз

Библиографическое описание:

Баранов, И. Н. Соблюдение принципов нормотворческой деятельности как неотъемлемое условие эффективной работы органов местного самоуправления / И. Н. Баранов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 4 (63). — С. 805-808. — URL: https://moluch.ru/archive/63/9904/ (дата обращения: 18.12.2024).

Создание института местного самоуправления стало важнейшим этапом формирования народовластия в России. Закрепление на конституционном уровне возможности населения осуществлять свою власть через органы местного самоуправления свидетельствует о расстановке приоритетов государства, первоочередном внимании к интересам и потребностям своих граждан. Ключевым аспектом реализации воли народа является нормотворческий процесс органов местного самоуправления, который должен осуществляться в строгом соответствии с российским законодательством, и служить средством его развития и конкретизации. Очевидно, что формирование отечественной правовой системы без учета результатов нормотворческого процесса органов местного самоуправления будет неполным в виду того, что законы и ведомственные нормативные акты регулируют наиболее важные общественные отношения, не затрагивая отдельные вопросы поведения субъектов. Изложенное обусловливает актуальность и значимость нормотворческой деятельности муниципалитетов и предъявляет к ней повышенные требования.

Правовой фундамент для динамичного развития нормотворческой деятельности муниципальных образований образуют Конституция РФ [1], Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] и нормативные акты субъектов Российской Федерации, затрагивающие вопросы местного самоуправления.

Вместе с тем, как показывает практика, муниципалитеты не всегда эффективно реализуют функцию нормотворчества, допуская принятие правовых актов, не корреспондирующих с правовой системой России, ущемляющих права и свободы граждан. Остается значительным объем нормативных правовых актов, противоречащих правилам, приемам и средствам юридической техники, что приводит к серьезным правотворческим ошибкам, в результате чего нарушается весь процесс правообразования. Не во всех муниципалитетах осуществлена работа по приведению нормативных актов в соответствие с международными стандартами в области прав и свобод человека и гражданина. Встречаются действующие нормативные акты муниципального значения, явно противоречащие нормам российского законодательства. Довольно часто в правовых актах, принятых органами местного самоуправления отсутствует механизм выполнения того или иного нормативного документа. Указанные факты свидетельствуют об отсутствии должного контроля за нормотворческим процессом муниципальных образований и его результатами, отсутствии системности в работе соответствующих служб, а также о необходимости дальнейшего совершенствования указанной деятельности.

В данной связи особое значение приобретают принципы нормотворческой деятельности органов местного самоуправления, роль которых в данном процессе сложно переоценить. Являясь основными, руководящими идеями и началами, они отражают ключевые аспекты нормотворчества, характеризуя устойчивые, закономерно существующие отношения и воплощая в своем содержании конкретные черты и особенности всего правотворчества [3, с. 85–86].

Первой работой, в которой говорилось о принципах правотворчества, была монография Д. А. Керимова «Законодательная деятельность советского государства» [4, с. 1733]. Автор выделил три основных принципа законодательной деятельности государства:

1.        Закрепление в праве политических и экономических условий, обеспечивающих простор для проявления объективных законов, а также для их познания и наиболее целесообразного использования;

2.           Закрепление и установление правовых норм, максимально способствующих разрешению назревших общественных задач;

3.       Выражение общей воли народа в целях максимально точного, правильного и целесообразного использования объективных закономерностей в интересах всего общества.

При первом ознакомлении становится ясно, что указанные принципы носят слишком общий характер. Поэтому рассмотрение учеными данных основных начал, конечно же, привело к их переосмыслению, в связи с чем содержание данных принципов было раскрыто и конкретизировано. Так, например, профессор A. C. Пиголкин выделил следующие принципы, на которые опирается правотворческая деятельность современных цивилизованных государств: демократизм, законность, гуманизм, научный характер, профессионализм, тщательность и скрупулезность подготовки проектов, техническое совершенство принимаемых актов [5, с. 201–202].

Однако основные принципы правотворчества в нормотворческой деятельности органов местного самоуправления имеют свои особенности и преломляются по-своему. Кроме этого, существуют и специальные основные идеи, начала, характерные только для муниципального нормотворчества. В связи с изложенным, представляется возможным выделить и раскрыть такие основные принципы нормотворчества органов местного самоуправления, как законность, научность, техническое совершенство, демократизм, гуманизм, профессионализм.

Одним из главных принципов муниципального нормотворческого процесса является законность. Русский философ и юрист И. А. Ильин, как бы предчувствуя хаос надвигающихся революций 1917 года, писал о законности правотворчества, о том, что каждый правовой строй должен непременно открывать людям эту возможность совершенствовать законы по закону, то есть улучшать правовой порядок, не нарушая правового порядка; а правовой строй, который закрывает эту возможность для всех или для широких кругов народа, лишая их доступа к законодательству, готовит себе неизбежную революцию [4, с. 19]. Законность — это феномен многогранный, сложный, имеющий определенные нюансы, требующий вдумчивого анализа. Детальное изучение этого термина предполагает исследование его различных сторон, применение специальных и частных методов исследования с позиции государственно-правовой науки. Законность в многообразии своих проявлений была и остается весьма актуальным и востребованным явлением в современной науке. Однако будет справедливым уточнить, что изучение обеспечения законности через призму нормотворчества органов местного самоуправления нуждается в более весомом количестве и качестве исследований.

Особую значимость принцип законности приобретает сегодня — в современной обстановке, сопровождающейся масштабными реформами во многих сферах общества и государства. В нормотворческой деятельности муниципалитетов содержание данного принципа находит выражение в необходимости принятия органами местного самоуправления нормативных актов исключительно в рамках полномочий, установленных для субъектов этой деятельности в рамках соответствующих указов и актов Президента РФ и Правительства РФ, ведомственных и региональных нормативных правовых актов.

Но, прежде всего, правовые акты органов местного самоуправления должны корреспондировать с международно-правовыми стандартами в сфере уважения и соблюдения прав и интересов человека, Конституцией России, комплексом правовых актов, издаваемых высшими должностными лицами государства и органами законодательной, исполнительной власти. Полагаем, что законодательные акты, являясь документами, обладающими значительной юридической силой, должны быть ориентированы на конкретизацию положений, отраженных в Конституции РФ, а подзаконные акты по своему назначению должны конкретизировать законы, обеспечивая создание необходимых условий, позволяющих эффективной реализовать предписания законов.

Разрабатывая муниципальный нормативный акт, важно понимать, что проблемы и вопросы, решаемые с его помощью, относятся к полномочиям конкретного органа местного самоуправления. Необходимо помнить, что конкретный вопрос, затрагиваемый и регулируемый будущим правовым актом, должен решаться только соответствующим муниципалитетом, уполномоченным на это. Разрешение проблемной ситуации предполагает осуществление нормотворческой деятельности в рамках предписаний, установленных федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РВ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. Важно понимать, что принцип законности предполагает необходимость функционирования системы контроля и надзора за соответствием принятых актов нормам права. Несколько таких функций возложено на органы судебной власти.

Принцип научности является важнейшей основной идеей, руководящим началом применительно к нормотворческой деятельности органов местного самоуправления. Следует признать, что в настоящее время встречаются случаи формального подхода к муниципальному нормотворчеству через призму научной составляющей. Это обусловливает не всегда обоснованные меры по оптимизации отечественной правовой системы. Такое, как правило, происходит в тех случаях, когда за основу берутся принципы и методы, не учитывающие объективные закономерности развития правовой системы. В данной связи приходится констатировать, что результативность правотворческой работы будет видна тогда, когда ее содержание будет включать в себя учет происходящих изменений в социуме с опорой на современные научные достижения.

Следует помнить, что содержание принципа научности находит воплощение в деятельности муниципалитетов не только связанной с уяснением различных научных позиций и рекомендаций, но и активной работой по использованию практики применения правовых норм, адаптируя их под специфику правоотношений, возникающих в процессе функционирования органов местного самоуправления. Нужные сведения могут находиться в содержании исследований криминологической и социологической направленности, статистических и других данных, содержащих описание и характеристику работы других органов местного самоуправления, описывающих положительный, инновационный опыт работы. Полезные сведения можно почерпнуть из анализа различных совещаний, коллегий, семинаров, конференций проводимых по рассматриваемой проблематике. Вышеизложенное позволяет заключить о том, что разработка нормативных актов будет гораздо эффективней, если нормотворческая деятельность будет реализована с учетом положительного практического опыта и содержать решение реальных актуальных вопросов, требующих урегулирования.

Обращаясь к рассмотрению следующего принципа — технического совершенства, может создаться впечатление, что каких-либо различий между ним и ранее рассмотренным принципом научности не существует. Отчасти этот вывод справедлив, т. к. рассмотрение какого-либо принципа в отрыве от других, без учета их взаимообусловленности будет некорректным. Принцип технического совершенства, вытекая из принципа научности, уточняя и конкретизируя его, может быть выделен как автономный в виду того, что как отметил исследователь A. C. Пиголкин, в степени совершенства ее правил, в том, насколько последовательно эти правила претворяются в жизнь, отражается социальная сущность права, степень заинтересованности государства в праве и законности [6, с. 93]. О важности принципа технического совершенства писал еще в 1906 году Р. Иеринг. Он отмечал, что техническое несовершенство в праве представляет собой несовершенство всего права, недостаток, тормозящий право и вредящий ему во всех его целях [7, с. 24.].

Важнейший принцип нормотворчества — принцип демократизма. Существует мнение, что необходимо различать принципы демократизма и народности. Но слово «демократия» в переводе с греческого языка означает — власть народа, что, по нашему мнению, означает тождественность этих терминов. Представляется, что принцип демократизма в нормотворческой деятельности органов местного самоуправления выражается в том, что проекты актов публикуются в печатных изданиях, обсуждаются на научных конференциях, коллегиях, на заседаниях экспертных комиссий и советов по вопросам нормотворческой работы, за «круглыми столами», в научно-исследовательских, высших учебных заведениях, что вызывает определенный оптимизм. В последнее время наметилась тенденция активного обсуждения проектов нормативных документов не только научно-педагогическими кадрами и специалистами- практиками, которые в своей деятельности будут исполнять данные акты, но и общественностью, что говорит о становлении в России элементов гражданского общества. Непосредственное участие общественности и средств массовой информации в подготовке и обсуждении проектов нормативных актов выступает одним из видов гарантий предупреждения коррупциогенности законодательства и предупреждения коррупции в процессе подготовки нормативных актов [8, с. 108–109].

Нельзя не отметить значение принципа гуманизма в процессе нормотворческой деятельности органов местного самоуправления. Нормотворчество и его конечный продукт должны соответствовать положениям международного и отечественного законодательства в сфере уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Представляется, что характерной особенностью таких правовых норм будет не только формальное соответствие и непротиворечие положениям вышестоящих нормативных актов, но и включение в их содержание определенных механизмов по их практической реализации.

Современный этап развития общества не умаляет проблему регулирования процессов обеспечения и охраны прав, свобод и обязанностей человека и гражданина с помощью муниципальных нормативных актов. Принимаемые на основе и во исполнение актов высших органов государственной власти, они призваны уточнять сложный механизм реализации субъективных прав и соблюдения позитивных обязываний.

Другим немаловажным принципом муниципального нормотворчества является принцип профессионализма. Он означает, что созданием норм права должны заниматься компетентные люди. В правотворческом процессе необходимо использовать знания не только опытных юристов, но и политологов, экономистов, философов, психологов, то есть ученых различных специальностей. Нормодатель должен знать, как воспримут ту или иную норму разные слои населения. Кроме ученых-юристов к нормотворческому процессу необходимо привлекать и юристов-практиков, которые в своей правоприменительной деятельности будут работать с этими юридическими нормами непосредственно, обеспечивая конституционные права, свободы и законные интересы граждан [9].

Все перечисленные выше принципы нормотворчества можно назвать взаимосвязанными, потому что работать они могут только во взаимодействии. Их можно назвать и общими, так как эти принципы приемлемы для всех без исключения способов нормотворчества, в том числе и для разработки и принятия муниципальных нормативных актов. Однако в нормотворческой деятельности органов местного самоуправления они приобретают специфику, идущую от ее особенностей, и, соответственно, дополняются принципами, которые характерны только для муниципального нормотворческого процесса. Это принцип единоначалия и принцип субординации. Также к муниципальным принципам следует отнести и отраслевой принцип, предусматривающий разработку муниципалитетами проектов нормативных актов, направленных на регулирование деятельности данных органов местного самоуправления.

Вышеизложенное позволяет констатировать, что соблюдение общих и муниципальных принципов нормотворчества имеет огромное теоретическое и практическое значение. Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления, построенная с учетом вышеобозначенных основных, руководящих идей и начал, отражающих ее ключевые аспекты, будет способствовать установлению надлежащего правового порядка, соответствовать идеям построения правового государства и гражданского общества.

Литература:

1.                  «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993). Собрание законодательства РФ от 03.03.2014, № 9, ст. 851.

2.                  Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013). Российская газета от 30.12.2013.

3.                  Правотворчество в СССР / Под ред. A. B. Мицкевича. — М., 1974. — 198с.

4.                  Керимов Д. А. Законодательная деятельность Советского государства. — М., 1955. — 179с.

5.                  Общая теория права: Учебник / Под ред. A. C. Пиголкина. — М., 1995. — С. 252с.

6.                  Пиголкин A. C. Подготовка проектов нормативных актов. — М., 1974. — 117с.

7.                  Иеринг Р. Юридическая техника. — СПб., 1906. — 146с.

8.                  Тогонидзе Н. В. Политическая коррупция в России (материалы «круглого стола») // Гос-во и право. — 2003. — № 4. — С. 108–109.

9.                  Арзамасов, Ю. Г. Введение в нормографию: теорию и методологию нормотворчества: учебное пособие. — М.: Государственный университет — Высшая школа экономики; Российский университет кооперации, 2009. — 156 с.

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, акт, нормотворческая деятельность органов, техническое совершенство, принцип, муниципальное нормотворчество, нормотворческая деятельность, орган, принцип демократизма, Российская Федерация.


Похожие статьи

Обеспечение безопасности как приоритетное направление деятельности органов государственной власти

Понятие, сущность и содержание прокурорского надзора в сфере защиты прав граждан

Принцип общественного доверия и поддержки граждан как основа взаимодействия полиции и общества при осуществлении правоохранительной деятельности

Нормативно-правовое регулирование правоохранительной деятельности на федеральном и региональном уровнях

Международно-правовое сотрудничество государств как одна из форм совершенствования национального законодательства

Система индивидуальных прогрессов как необходимое условие повышения качества образовательного процесса при реализации требований ФГОС СПО

Реализация принципов управления психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса как инструмент активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся

Разумный срок уголовного судопроизводства как один из ключевых принципов его осуществления

Основные направления совершенствования организационно-правовых основ механизма обеспечения права граждан России на проведение публичных мероприятий

Место, роль и особенности правового положения органов прокуратуры в системе органов конституционного надзора

Похожие статьи

Обеспечение безопасности как приоритетное направление деятельности органов государственной власти

Понятие, сущность и содержание прокурорского надзора в сфере защиты прав граждан

Принцип общественного доверия и поддержки граждан как основа взаимодействия полиции и общества при осуществлении правоохранительной деятельности

Нормативно-правовое регулирование правоохранительной деятельности на федеральном и региональном уровнях

Международно-правовое сотрудничество государств как одна из форм совершенствования национального законодательства

Система индивидуальных прогрессов как необходимое условие повышения качества образовательного процесса при реализации требований ФГОС СПО

Реализация принципов управления психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса как инструмент активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся

Разумный срок уголовного судопроизводства как один из ключевых принципов его осуществления

Основные направления совершенствования организационно-правовых основ механизма обеспечения права граждан России на проведение публичных мероприятий

Место, роль и особенности правового положения органов прокуратуры в системе органов конституционного надзора

Задать вопрос