В данной статье рассматривается система советского математического образования конца 40-х — середины 60-х годовXX века. Выявлены основные тенденции развития школьной и вузовской системы математического образования в данный период времени.
Ключевые слова: математическое образование, политехническое обучение, вычислительная культура, образовательная программа.
In this article discusses the system of Soviet mathematical education in the end of 40s — mid 60s of XX century. The main development tendencies are identified in the development of the school and university system of mathematical education in this period of time.
Key words: mathematical education, polytechnic education, computer culture, educational program.
С 1931 по 1941 гг. школа стала выполнять главную задачу — готовить учащихся к поступлению в средне-специальные и высшие учебные заведения. Была создана методическая литература по вопросам преподавания математики, разрабатывались и внедрялись новые методы обучения математике. XVIII съезд партии, который прошел в марте 1939 г., обсуждал вопросы подготовки учащихся к практической деятельности в различных отраслях народного хозяйства. В 1943 г. была создана Академия педагогических наук РСФСР. В октябре 1944 г. в составе Академии педагогических наук РСФСР на базе Государственного научно–исследовательского института школ Наркомпроса РСФСР был создан Научно-исследовательский институт методов обучения, в котором В. Л. Гончаров стал первым заведующим кабинетом методики преподавания математики.
В годы Великой Отечественной войны ведущим принципом в школьном преподавании математики был принцип связи теории с практикой. Данный принцип подразумевал различные виды практических работ: геодезические работы (определение расстояний до недоступных точек, съемка плана местности), вычисление на счетах, определение площадей земельных участков и т. д.
В послевоенное время стране требовалось большое число работников массовых профессий, поэтому перед страной встает вопрос о подготовке будущих выпускников не только для поступления в техникумы и вузы, но и для практической деятельности в области сельского хозяйства и промышленности. В 1947 г. был разработан новый проект рабочих программ по математике, включающий базисный учебный план и примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин. В числе разработчиков программ можно выделить ведущих педагогов-математиков: И. В. Арнольд, В. Л. Гончаров, А. И. Маркушевич. В 40-х–50-х годах вводились новые учебники. Например, в 1942 г. учебники для начальных классов Н. С. Поповой были заменены учебниками Н. Н. Никитина, Л. Н. Володиной и Г. Б. Поляка. В 1948–1949 гг. вместо задачника по алгебре Н. А. Шапошникова и Н. К. Вальцова вводится задачник П. А. Ларичева. В этот период времени заметно улучшилась издательская деятельность, расширились области научно–исследовательских работ, стали защищаться диссертации по методике преподавания математики. Этот проект не был воплощен в жизнь, но некоторые идеи были использованы в программе 1948 г., в которой особое значение придавалось теоретической стороне курса, его воспитательным целям и задачам, а также практическому применению. Программа включала в себя курс истории отечественной математики. По программе 1948 г. математика преподавалась до 1954 г.
XIX съезд КПСС (октябрь 1952 г.) утвердил следующее положение: «В целях дальнейшего повышения социалистического воспитательного значения общеобразовательной школы и обеспечения учащимися, заканчивающим среднюю школу, условий для свободного выбора профессий приступить к осуществлению политехнического обучения в средней школе и провести мероприятия, необходимые для перехода к всеобщему политехническому обучению» [5]. В соответствии с этим положением, была разработана новая программа, введенная в 1954–1955 гг. В ее основы были заложены принципы политехнического обучения, про которые говорилось в Директивах XIX съезда КПСС по пятому пятилетнему плану развития СССР. Целью преподавания математики являлось сообщение учащимся основных знаний по алгебре, геометрии и тригонометрии, выработка умений и навыков для применения сведений из математики при решении задач практического и прикладного характера, развитие пространственного воображения и логического мышления. Все эти вопросы затрагивались в предыдущих программах, но в последней программе прикладному значению математики отводилась особая роль. В частности, в практические работы входило освоение логарифмической линейки, построение диаграмм, использование таблиц, проведение экскурсий, которые воспитывали у учащихся патриотические чувства, возбуждали интерес к математике как к науке [4]. Многие методические работы после XIX съезда КПСС посвящены задачам политехнического обучения, которые в значительной степени включали в себя учебно-вычислительную деятельность, ориентированную на развитие личности учащегося (вычислительная культура). Вопросами вычислительной культуры занимался В. М. Брадис, его известным пособием под названием таблицы Брадиса пользуются все школьники. Решение XIX съезда было уточнено XX съездом КПСС (февраль 1956 г.): «Развивать политехническое обучение в общеобразовательной школе, обеспечив ознакомление учащихся с важнейшими отраслями современного промышленного и сельскохозяйственного производства» [5].
В период с 1952–1958 гг. создавались новые учебные материалы, задачники для школы, продолжалась работа по систематизации и совершенствованию школьного математического образования. С 1950 г. Гостехиздат выпускает «Популярные лекции по математике», в которые вошли лекции известных математиков А. И. Маркушевича, А. О. Гельфонда, Л. А. Люстерника и других, началось издание «Библиотеки математического кружка» при Московском университете. М. Б. Балк в книге «Организация и содержание внеклассных занятий по математике» описывает методику проведения занятий в кружках, освещает вопросы математических экскурсий, моделирования, математического сочинения, математических состязаний и т. д.
Следует отметить, что послевоенное время характеризуется большой творческой активностью учителей. Различные вопросы по методике математики обсуждались на Педагогических чтениях, проводимых Академией педагогических наук с 1945 г. В 1949 г. была издана книга В. М. Брадиса «Методика преподавания математики» под редакцией А. И. Маркушевича [3], она стала первым советским учебным пособием по методике математике для педагогических вузов.
Потребность в хорошей математической подготовке учащихся привела к созданию в 1962 г. специализированной физико-математической школы-интерната при Сибирском отделении Академии наук СССР. Позднее, такие школы появились в Ленинграде, Москве и Киеве. Помимо уроков, в специализированных школах применяются другие формы работы — лекционные и семинарские занятия, которые позволяют развивать самостоятельность, направлять, искать нестандартные подходы к решению задач. Большой интерес к изучению математике усилил работу математических кружков при университетах. Одной из форм внеклассной работы стали заочные физико-математические школы. Первая из таких школ была создана при Московском государственном университете. Следует отметить, что большая часть выпускников заочных физико-математических школ успешно поступали в высшие учебные заведения. Например, в 1971 г. 180 человек окончили заочную школу при Киевском государственном университете, из них 155 поступили в вузы.
В 60-х годах начали проводиться математические олимпиады во многих городах, республиках и областях страны. Первая Всероссийская олимпиада была проведена Министерством просвещения РСФСР, Московским математическим обществом и Московским государственным университетом в апреле 1961 г. Победители всесоюзных олимпиад показывали хорошие результаты на международных соревнованиях.
В 1949 г. Министерство высшего образования СССР ввело новые образовательные программы для студентов математических специальностей, которые менялись вплоть до 1955 г. Основной недостаток образовательных программ — чрезмерная перегрузка. Например, нагрузка студентов достигала 38–42 часов в неделю. В свою очередь, ЦК КПСС и Совет Министров СССР утвердили положение о снижении учебной нагрузки до 36 часов. В университетских планах 1955 г. уделялось особое внимание как общенаучной, так и педагогической подготовке будущих специалистов. На механико-математических факультетах страны был усилен цикл предметов по педагогике: педагогика (64 часа), методика преподавания математики (70–100 часов), педагогическая практика на старших курсах (216 часов, 6 недель).
В период 1946–1948 гг. ученые–математики из ведущих университетов страны (Московского и Ленинградского университетов) принимали участие в разработке учебников и учебных пособий по математическим дисциплинам. В частности, в 1947 г. была издана книга «Курс высшей математики» в пяти томах В. И. Смирнова. В начале 50-х профессора Московского университета предложили реформу по отношению к чтению лекций по обязательным дисциплинам по математике. П. С. Александров в своей статье [1] писал о возможностях внедрения достижений современной математической науки в учебный процесс вузов. П. С. Александров утверждал, что отражать новейшие достижения математики необходимо на специальных курсах и семинарах.
Крупный математик и методист М. К. Гребенча писал научные работы по методике преподавания математики в высших учебных заведениях [2]. Он отмечал, что в лекционном преподавании выделяется два стиля: академический (формально — логический) и живой. Первый стиль включает в себя строгую последовательность, дедуктивный метод изложения материала, внутреннюю логику, второму стилю присуще многообразие приемов повышения живого интереса и понимания. После стилей М. К. Гребенча рассматривает манеры чтения лекций. Первая заключается в последовательном «разжевывании» материала, без особого напряжения (наиболее подходящая для слабых студентов), при второй манере, напротив, внимание аудитории напряжено до предела. Автор полагает, что при чтении лекций по математике необходимо сочетать обе манеры изложения материала, что подвластно лекторам с высоким уровнем педагогического мастерства.
На механико-математическом факультете Московского университета в период 1941–1948 гг. трудились крупнейшие математики нашей страны: А. Н. Колмогоров, А. А. Марков, А. А. Ляпунов, И. М. Виноградов, А. Г. Курош, М. М. Постников и другие. Курсовые и дипломные работы защищались в соответствии с современным состоянием науки. В 1949 г. была создана первая в СССР кафедра вычислительной математики, а к концу 50-х вычислительная математика стала самой востребованной специальностью на факультете.
Подготовка математических кадров не ограничивается рамками университетов. В 1935 г. механико-математический факультет МГУ провел первую математическую олимпиаду школьников, с тех пор такие олимпиады проводятся ежегодно. В конце 50-х годов возникли новые формы работы со школьниками — математические школы-десятилетки с углубленной программой по математике. В 1963 г. при МГУ была создана школа — интернат под руководством А. Н. Колмогорова, которая позволила молодежи из отдаленных районов нашей страны раскрыть свой потенциал. В 1960-х годах роль университетского образования возрастает, увеличивается количество математических факультетов.
В период конца 40-х — середины 60-х годов XX века заложился фундамент советской модели классического математического образования.
Литература:
1. Александров П. С. Постоянно обновлять содержание математических курсов // Вестник высшей школы, 1956. № 5.С.12–14.
2. Гребенча М. К. Вопросы общей методики математики во втузах // Вестник высшей школы, 1947.№ 5.С.8–12.
3. Маркушевич А. И. О повышении идейно-теоретического уровня преподавания математики в средней школе // Известия АПН РСФСР, 1951, вып. 31.С.7–12.
4. Шибанов A. A. Школа и труд: Соединение обучения с производительным трудом в средней школе // Под ред.А. М. Янцова, П. Р. Атутова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.327 с.
5. Штокало И. З. (ред.) История математического образования в СССР. Киев: Наукова Думка, 1975.384 с.